Основные подходы к организации образовательного процесса в ДОУ в соответствии с ФГТ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Организация образовательного процесса в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного.
Advertisements

Что такое ФГТ «Федеральные государственные образовательные требования» – нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы.
Free Powerpoint TemplatesPage 1Free Powerpoint Templates Организация образовательного процесса с учётом ФГТ Широкова О.А., воспитатель.
Организация деятельности детей и взрослых по реализации и освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования Комментарии к федеральным.
« Введение федеральных государственных требований ( ФГТ ) в систему дошкольного образования « Введение федеральных государственных требований ( ФГТ ) в.
Модель воспитательно – образовательного процесса в ДОУ с учетом ФГТ.
Приказ министерства образования и науки РФ Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной.
Нормативно-правовая база: Концепция долгосрочного социально-экономического развития до 2020 г. Национально-образовательная стратегия «Наша новая школа»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА 6 «СКАЗКА» БАРАБИНСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ БОРИСОВА.
ДОУ « Солнышко » Организация работы ДОУ в условиях внедрения ФГТ.
Реализация области «Познание» в условиях ФГТ МБДОУ Детский сад 154 Заместитель заведующего по УВР Поликина Ольга Сергеевна.
Учебный блокБлок совместной деятельности взрослого и детей Самостоятель - ная деятельность детей Основная форма – занятие ( в соответствии с расписанием.
Перспективы развития системы дошкольного образования в рамках федеральных государственных требований Косинская Т.А. заведующая МБДОУ «Теренсайский детский.
Кириллова Ирина Владимировна заместитель заведующей по ВМР.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение : центр развития ребенка - детский сад первой категории 36 Обновление содержания дошкольного.
Организация и планирование образовательного процесса в соответствии с ФГТ Федеральными государственными требованиями определены принципы организации деятельности.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение 4 «Миасский детский сад комбинированного вида «Радуга» ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО.
В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования Только за 2 года появилось несколько значимых нормативных документов,
Новые подходы к организации образовательной деятельности ДОУ в связи с реализацией ФГТ.
Нормативно-правовые документы ФЗ «Об образовании в РФ» от СанПин (постановление от ) Приказ Минобрнауки России.
Транксрипт:

Основные подходы к организации образовательного процесса в ДОУ в соответствии с ФГТ

Образовательный процесс – целенаправленный процесс разностороннего развития, обучения и воспитания детей от 2 до 7 лет с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей, осуществляемый в различных моделях и формах дошкольного образования, в том числе и семейного, в соответствии с федеральными государственными образовательными требованиями. 2

Современные концептуальные подходы к организации образовательного процесса в соответствии с ФГТ Культурно-исторический Культурно-исторический Деятельностный Деятельностный Личностный Личностный 3

Культурно-исторический, деятельностный, личностный подходы к разработке ФГТ к основной общеобразовательной программе дошкольного образования Культурно-исторический, деятельностный, личностный подходы к разработке ФГТ к основной общеобразовательной программе дошкольного образования (в соответствии с изменениями в Законе РФ «Об образовании» от 1 декабря 2007г. 309-ФЗ) (в соответствии с изменениями в Законе РФ «Об образовании» от 1 декабря 2007г. 309-ФЗ) 4

Культурно-исторический подход (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др.). Культурно-исторический подход (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др.). Ядро культурно-исторической концепции Л.С. Выготского составляет учение о высших психических функциях. Ядро культурно-исторической концепции Л.С. Выготского составляет учение о высших психических функциях.. 5

Культурно-исторический подход (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др.). Понятие развития - а именно оно является центральным в культурно-исторической концепции - предполагает переход от одного качественного состояния к другому в направлении совершенствования. 6

Культурно-исторический подход (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др.). Социальная ситуация развития - исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. 7

Культурно-исторический подход (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др.). «Ведущая деятельность» - деятельность ребенка, внутри которой рождаются новые виды деятельности, развиваются высшие психические функции и в результате которой возникают личностные новообразования. Ведущая деятельность дошкольного возраста – игра. 8

Основные положения культурно – исторического подхода образовательные цели ориентированы на развитие культуры ребенка, освоение и присвоение знаний, умений, ценностей и норм; образовательные цели ориентированы на развитие культуры ребенка, освоение и присвоение знаний, умений, ценностей и норм; 9

Основные положения культурно – исторического подхода содержание конструируется как модель науки в системе культуры, что предполагает: содержание конструируется как модель науки в системе культуры, что предполагает: - рассмотрение теорий и идеалов познавательной деятельности, имеющих общекультурное значение; - соотнесение теоретических положений с ценностями и нормами науки и культуры, - организацию образовательного материала на диалогической основе ; 10

Основные положения культурно – исторического подхода взаимодействие ребенка и педагога строится на основе стимулирования и рефлексии различных видов деятельности, ситуаций диалога. взаимодействие ребенка и педагога строится на основе стимулирования и рефлексии различных видов деятельности, ситуаций диалога. 11

Деятельностный подход (А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.). Основная идея деятельностного подхода в дошкольном образовании связана не с самой деятельностью как таковой, а с деятельностью как средством становления и развития субъектности ребенка. Основная идея деятельностного подхода в дошкольном образовании связана не с самой деятельностью как таковой, а с деятельностью как средством становления и развития субъектности ребенка. 12

Ведущая деятельность «Ведущая деятельность» - деятельность ребенка, внутри которой рождаются новые виды деятельности, развиваются высшие психические функции и в результате которой возникают личностные новообразования. Ведущая деятельность дошкольного возраста – игра. «Ведущая деятельность» - деятельность ребенка, внутри которой рождаются новые виды деятельности, развиваются высшие психические функции и в результате которой возникают личностные новообразования. Ведущая деятельность дошкольного возраста – игра. 13

Сущность деятельностного подхода в дошкольном образовании В самой общей форме деятельностный подход означает организацию и управление целенаправленной образовательной деятельностью ребенка в общем контексте его жизнедеятельности направленности интересов, понимания смысла обучения и воспитания, личностного опыта в интересах становления субъектности ребенка. В самой общей форме деятельностный подход означает организацию и управление целенаправленной образовательной деятельностью ребенка в общем контексте его жизнедеятельности направленности интересов, понимания смысла обучения и воспитания, личностного опыта в интересах становления субъектности ребенка. 14

Суть образования с точки зрения деятельностного подхода Суть образования с точки зрения деятельностного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная деятельность детей и взрослых по реализации вместе выработанных целей и задач. Суть образования с точки зрения деятельностного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная деятельность детей и взрослых по реализации вместе выработанных целей и задач. 15

Суть образования с точки зрения деятельностного подхода Педагог не передает готовые образцы нравственной и духовной культуры, а создает, вырабатывает их вместе с воспитанниками 16

Суть образования с точки зрения деятельностного подхода Совместный поиск ценностей, норм жизни в процессе деятельности и составляет содержание образовательного процесса, реализуемого в контексте деятельностного подхода Совместный поиск ценностей, норм жизни в процессе деятельности и составляет содержание образовательного процесса, реализуемого в контексте деятельностного подхода 17

Требования к организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста Центральное требование недопустимость навязывания неадекватных дошкольному возрасту мотивов деятельности Центральное требование недопустимость навязывания неадекватных дошкольному возрасту мотивов деятельности 18

Личностный подход (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, В.А.Петровский и др.) Под личностным подходом принято понимать методологическую ориентацию в педагогической деятельности, позволяющую обеспечивать и поддерживать процессы самопознания и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности Под личностным подходом принято понимать методологическую ориентацию в педагогической деятельности, позволяющую обеспечивать и поддерживать процессы самопознания и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности 19

Личностный подход Личностный подход имеет много общего с индивидуальным подходом, но отличается тем, что преследует главную цель – Личностный подход имеет много общего с индивидуальным подходом, но отличается тем, что преследует главную цель – развитие личности, «принятие ее такой, какая она есть», а не ее «переделывание» под заданный стандарт и подавление под заданный стандарт и подавление Личностный подход предполагает не формирование личности с заданными свойствами, а создание условий для полноценного проявления и соответственно развития личностных функций субъектов образовательного процесса 20

Личностный подход Как основа организации образовательного процесса личностный подход означает признание приоритета личности перед коллективом, создание в нем гуманистических взаимоотношений, благодаря которым ребенок осознает себя личностью и учится видеть личность в других людях: взрослых и сверстниках. Как основа организации образовательного процесса личностный подход означает признание приоритета личности перед коллективом, создание в нем гуманистических взаимоотношений, благодаря которым ребенок осознает себя личностью и учится видеть личность в других людях: взрослых и сверстниках. 21

Личностный подход Личностный подход как направление деятельности педагога - это базовая ценностная ориентация, определяющая его позицию во взаимодействии с каждым ребенком в коллективе. Личностный подход как направление деятельности педагога - это базовая ценностная ориентация, определяющая его позицию во взаимодействии с каждым ребенком в коллективе. 22

Личностный подход Личностный подход предполагает, что в основе развития лежит, прежде всего, эволюция поведения и интересов ребенка, изменение структуры направленности его поведения Личностный подход предполагает, что в основе развития лежит, прежде всего, эволюция поведения и интересов ребенка, изменение структуры направленности его поведения 23

Принципы личностного подхода Принцип самоактуализации. В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно пробудить и поддержать стремление детей к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей. Принцип самоактуализации. В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно пробудить и поддержать стремление детей к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей. 24

Принципы личностного подхода Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности личности ребенка и воспитателя - главная задача дошкольного образовательного учреждения. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребенка или взрослого, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию. Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности личности ребенка и воспитателя - главная задача дошкольного образовательного учреждения. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребенка или взрослого, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию. 25

Принципы личностного подхода Принцип субъектности. Индивидуальность присуща лишь тому человеку, который обладает субъектными полномочиями и умело использует их в построении деятельности, общения и отношений. Следует помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в группе, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта. Межсубъектный характер взаимодействия должен быть доминирующим в процессе образования. Принцип субъектности. Индивидуальность присуща лишь тому человеку, который обладает субъектными полномочиями и умело использует их в построении деятельности, общения и отношений. Следует помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в группе, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта. Межсубъектный характер взаимодействия должен быть доминирующим в процессе образования. 26

Принципы личностного подхода Принцип выбора. Без выбора невозможно развитие индивидуальности и субъектности, самоактуализации способностей ребенка. Педагогически целесообразно, чтобы воспитанник жил, развивался и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации воспитательно -образовательного процесса и жизнедеятельности вгруппе и детском саду. Принцип выбора. Без выбора невозможно развитие индивидуальности и субъектности, самоактуализации способностей ребенка. Педагогически целесообразно, чтобы воспитанник жил, развивался и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации воспитательно -образовательного процесса и жизнедеятельности вгруппе и детском саду. 27

Принципы личностного подхода Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяют определять и развивать индивидуальные особенности ребенка и уникальность группы. Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я- концепции личности. Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяют определять и развивать индивидуальные особенности ребенка и уникальность группы. Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я- концепции личности. 28

Принципы личностного подхода Принцип доверия и поддержки. Решительный отказ от идеологии и практики авторитарного по характеру образовательного процесса, присущего педагогике насильственного формирования личности ребенка. Важно обогатить арсенал педагогической деятельности гуманистическими личностно-ориентированными технологиями образования детей. Вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля. Не внешние воздействия, а внутренняя мотивация детерминирует успех обучения и воспитания ребенка Принцип доверия и поддержки. Решительный отказ от идеологии и практики авторитарного по характеру образовательного процесса, присущего педагогике насильственного формирования личности ребенка. Важно обогатить арсенал педагогической деятельности гуманистическими личностно-ориентированными технологиями образования детей. Вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля. Не внешние воздействия, а внутренняя мотивация детерминирует успех обучения и воспитания ребенка 29

Технологическая составляющая личностного подхода технологическая составляющая включает в себя наиболее адекватные данной ориентации способы педагогической деятельности. технологическая составляющая включает в себя наиболее адекватные данной ориентации способы педагогической деятельности. Технологический арсенал личностно- ориентированного подхода, по мнению профессора Е.В. Бондаревской, составляют методы и приемы, соответствующие таким требованиям, как: 30

Технологическая составляющая личностного подхода - диалогичность; - диалогичность; - деятельностно-творческий характер; - деятельностно-творческий характер; - направленность на поддержку индивидуального развития ребенка; - направленность на поддержку индивидуального развития ребенка; - предоставление детям необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов деятельности и поведения. - предоставление детям необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов деятельности и поведения. 31

Принципы построения образовательного процесса в ДОУ Пункт 2.4 (ФГТ) - Развивающего образования целью которого является развитие ребенка; - Интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; - Комплексно - тематический 32

Принцип интеграции «Интеграция содержания дошкольного образования» – объединение в единое целое отдельных частей, состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность образовательного процесса. 33

Комплексно – тематический принцип построения образовательного процесса Комплексно- тематическая модель – соединение образовательных областей в единое целое на основе принципа тематического планирования образовательного процесса. (Комплекс – от лат.complexus – связь, сочетание – совокупность, соединение. Тематическое – посвященное какой-нибудь одной теме ( толковый словарь С.И. Ожегова и Н.Ю Шведова ). 34

Комплексно – тематический принцип построения образовательного процесса Описана в Научной концепции под редакцией В.И. Слободчикова (2005 год) Предполагается выделение ведущей темы дня, недели, месяца Ребенок «проживает» тему в разных видах детской деятельности Реализация темы в комплексе разных видов деятельности вынуждает взрослого к более свободной позиции – партнера, а не учителя 35

Основания для выбора темы - события, формирующие чувство гражданской принадлежности ребенка (День России, День Российского флага, День защитника Отечества, День Победы и другие День защитника Отечества, День Победы и другие - явления нравственной жизни (Дни «спасибо», доброты, друзей и другие 36

Основания для выбора темы - явления окружающей природы (Дни воды, земли, птиц, животных и другие) - мир искусства и литературы (Дни поэзии, детской книги, театра и другие) - традиционные праздничные события семьи, общества, государства (Новый год, Праздник весны и труда, День семьи, День пожилого человека, День матери и другие) - наиболее важные профессии (Дни воспитателя, врача, почтальона, строителя и другие) 37

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Программа должна (пункт 2.4): ….предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра» 38

Наиболее распространенная модель организации образовательного процесса (до введения в действие ФГТ) Блок организованного обучения в форме занятий (учебный блок) Блок совместной деятельности взрослых и детей Блок самостоятельной деятельности детей Основная форма – занятие (в соот ветствии с сеткой занятий) Режимные моменты, в ходе которых осуществляется решение образовательных задач (утренний прием, прогулка, подготовка ко сну, питание и др.) Актуальная предметно- развивающая среда 39

Специфика организации образовательного процесса в ДОУ на основе ФГТ Нормативно зафиксирована реализация ООПДО в двух основных моделях организации образовательного процесса: Нормативно зафиксирована реализация ООПДО в двух основных моделях организации образовательного процесса: 1. Совместная (партнерская) деятельность взрослого и детей 1. Совместная (партнерская) деятельность взрослого и детей 2. Свободная самостоятельная деятельность самих детей 40

Модель организации образовательного процесса в соответствии с ФГТ Совместная деятельность взрослого и детей Самостоятельная деятельность детей 1. Непосредственно образовательная деятельность Основные формы: игра, наблюдение, экспериментирование, разговор, решение проблемных ситуаций, проектная деятельность и др. 2. Решение образовательных задач в ходе режимных моментах Актуальная предметно- развивающая среда, соответствующая психологическим и педагогическим требованиям, предъявляемым к ее построению 41

Принципиальные отличия модели организации образовательного процесса в соответствии с ФГТ от «прежней» модели Исключение учебного блока (но не процесса обучения!) ; Увеличение объема блока совместной деятельности взрослого и детей, в который, входит уже не только образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов, но и непосредственно образовательная деятельность; Изменение содержания понятия «совместная деятельность взрослого и детей» с учетом ее сущностных (а не формальных) признаков; Изменение объема и содержания понятия «непосредственно образовательная деятельность». 42

Признаки различных моделей организации образовательного процесса Учебная модельСовместная деятельность взрослого и детей 1. Ребенок – объект формирующих воздействий взрослого человека (взрослый управляет (манипулирует) ребенком, занимает более активную позицию) 1. Ребенок – субъект взаимодействия со взрослым (сотрудничество взрослого и ребенка; ребенок, если и не равен, то равноценен взрослому; ребенок активен не менее взрослого) 2. Большая регламентированность образовательного процесса, использование готовых образцов и шаблонов (готовых конспектов занятий) 2. Гибкость в организации образовательного процесса, учет потребностей и интересов детей 43

Модель организации образовательного процесса в соответствии с ФГТ Учебная модельСовместная деятельность взрослого и детей 3. Основная форма – учебное занятие, основная деятельность - учебная 3. Организация детской деятельности в различных, адекватных дошкольному возрасту формах 4. Монолог взрослого (преобладание словесных методов работы) 4. Диалог (общение) взрослого и ребенка 5. Рассадка «взрослый напротив ребенка» 5. Рассадка взрослых и детей «по кругу», другая рассадка 44

Модель организации образовательного процесса в соответствии с ФГТ Учебная модельСовместная деятельность взрослого и детей 6. Обязательность участия в образовательном процессе 6. Необязательность участия 7. Основной мотив участия в образовательном процессе – авторитет взрослых (педагога, родителей) 7. Основной мотив участия (неучастия) в образовательном процессе – наличие (отсутствие) интереса у ребенка 8. Легкость в осуществлении контроля образовательного процесса 8. Трудности в осуществлении контроля образовательного процесса 45

Совместная деятельность взрослого и детей Совместная деятельность взрослого и детей - основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста; деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности). Предполагает индивидуальную, подгрупповую и фронтальную формы организации работы с воспитанниками. 46

Общий объём образовательной нагрузки (как непосредственно образовательной деятельности, так и образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов Определяется дошкольным образовательным учреждением самостоятельно с учетом: действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН); федеральных государственных требований в сфере дошкольного образования; типа и вида учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования, наличия приоритетных направлений образовательной деятельности; рекомендаций примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования; специфики условий (климатических, демографических, национально-культурных и др.) осуществления образовательного процесса. 47

Формы непосредственно образовательной деятельности Детская деятельностьПримеры форм работы ДвигательнаяПодвижные игры с правилами Подвижные дидактические игры Игровые упражнения Соревнования ИгроваяСюжетные игры Игры с правилами ПродуктивнаяМастерская по изготовлению продуктов детского творчества Реализация проектов Чтение художественной литературыЧтение Обсуждение Разучивание 48

Формы непосредственно образовательной деятельности Детская деятельностьПримеры форм работы Познавательно-исследовательскаяНаблюдение Экскурсия Решение проблемных ситуаций Экспериментирование Коллекционирование Моделирование Реализация проекта Игры (сюжетные, с правилами) КоммуникативнаяБеседа Ситуативный разговор Речевая ситуация Составление и отгадывание загадок Игры (сюжетные, с правилами) 49

Формы непосредственно образовательной деятельности Детская деятельностьПримеры форм работы Трудовая Музыкально - художественная Совместные действия Дежурство Поручение Задание Реализация проектов Слушание Исполнение Импровизация Экспериментирование Подвижные игры (с музыкальным сопровождением) Музыкально – дидактическая игра 50

Виды непосредственно образовательной деятельности непосредственно образовательная деятельность, реализуемая в ходе совместной деятельности взрослого и детей; совместная деятельность взрослого и детей, осуществляемая в ходе режимных моментов и направленная на осуществление функций присмотра и (или) ухода. 51

Виды свободной самостоятельной деятельности 1.Свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально 52

Виды свободной самостоятельной деятельности 2. О рганизованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.). 53

Занятие как форма организации детской деятельности Появление учебной модели (специально организованных занятий как формы организации детской деятельности) возможно при осуществлении образовательного процесса с детьми в возрасте от 6 до 7 лет (целесообразнее 2 половина года) 54