ИНСТИТУТ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СТРУКТУРА БАЗОВЫХ ЗНАНИЙ 6 Июля 2007 г. В.М. Журавлев.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Концепция подготовки бакалавров педагогического профиля к реализации ФГОС общего образования Китайгородский Михаил Дмитриевич проректор Коми ГПИ
Advertisements

Обеспечение и оценка качества образовательного процесса в рамках ФГОС-3 ВПО Проректор по учебной работе Суслова Г.А.
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ФГОС ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»
Научно-методическое обеспечение обновления структуры и содержания подготовки педагогических кадров Начальник Учебно-методического управления МПГУ Екатерина.
О внесении изменений в законодательство в области образования.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ РАБОЧЕГО УЧЕБНОГО ПЛАНА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ВПО Зам. начальника Методического управления Рогалева Е.Н.
1 3 Вхождение в международный рейтинг университетов Повышение конкурентоспособности с целью формирования исследовательского университета.
С РОКИ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА Нормативный срок освоения ООП (для очной формы обучения), включая последипломный отпуск,
Ростовский-на-Дону государственный колледж связи и информатики Зам.директора по учебной работе, к.псх.н. Жукова Е.Л. Федеральное агентство связи Об опыте.
ФГОС ВПО КАК НОРМАТИВНАЯ ОСНОВА ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ.
ФГОС III поколения ФГОС III поколения Основная образовательная программа.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) © Г.Н. Варковецкая, канд. пед. наук, ИПО РАО, 2008.
Компетентностный подход при формировании основных образовательных программ по направлению «Экология и природопользование» на географическом факультете.
Приложение к приказу ректора от ______________ ______ СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ Учебно-методическое управление Центр социальной адаптации и поддержки психологического.
Актуальные задачи деятельности УМО по образованию в области менеджмента на 2008г.
Подготовка кадров в точках инновационного роста: университет – научный центр – особая экономическая зона Хозяинов М.С., проректор по научной работе университета.
Основная образовательная программа основного Основная образовательная программа основного общего образования общеобразовательного учреждения.
Презентация начальника УМУ К.Г. Тарасова ( заседание УМС ) О разработке ООП бакалавриата.
Результаты ФЭПО по направлениям и специальностям В разрезе факультетов.
1 НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Самостоятельно разрабатываемые образовательные программы и образовательные стандарты: состояние, проблемы,
Транксрипт:

ИНСТИТУТ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СТРУКТУРА БАЗОВЫХ ЗНАНИЙ 6 Июля 2007 г. В.М. Журавлев

2 СОДЕРЖАНИЕ 1. Проблемы отечественного ВПО 2. Концепция адекватной организации образовательного процесса 3. Основания для создания Института фундаментальной подготовки 4. Организационно-технологическая структура Института фундаментальной подготовки 5. Заключение

3 1. Проблемы отечественного ВПО Несоответствие образовательных стандартов ПО запросам общества и рынка, мировым тенденциям параллельность классификаторов и стандартов направлений и специальностей отсутствие квалификационной компоненты для уровня «бакалавр» разбалансированность рынков труда и образования недопустимо низкий уровень финансирования

4 1. Проблемы отечественного ВПО 15 лет реформирования Российского образования привели к снижению уровня базового образования в средней школе и степени фундаментальности высшего профессионального образования Официальная статистика свидетельствует, что в соответствии с квалификацией трудоустраивается менее 50% выпускников высшей школы

5 1. Проблемы отечественного ВПО в перечне персональных качеств – обучаемость, коммуникативность, стресоустойчивость среди профессиональных навыков – общетеоретическая подготовка и базовый уровень знаний (по областям) Опрос работодателей позволяет сделать вывод о недостаточности у выпускников важнейших навыков и компетенций:

6 1. Проблемы отечественного ВПО Общемировые противоречия высшего образования делают проблемной задачу удержания фундаментальности и практической направленности высшего профессионального образования

7 2. Концепция адекватной организации образовательного процесса Довузовская базовая подготовка для отбора абитуриентов и адаптации студентов первого курса универсальная фундаментальная подготовка на 1–2 курсах создание условий для мотиваций в учебном процессе, перераспределение трудоемкости и времени учебного процесса в пользу 2/3 самостоятельной работы коренное обновление учебно-методического обеспечения и лабораторного оборудования базовых общеуниверситетских дисциплин создание условий для конкурсного выбора перед третьим курсом академической (знаниевой) области или практической (предметной) сферы из широкого профиля направлений (специальностей) специальная, в т.ч. элитная, фундаментальная и практическая подготовка на 3 – 6 курсах обучения на базе интеграции науки, производства, инноваций и образования

8 3. Основания для создания Института фундаментальной подготовки 3.1. Утверждение макета ФГОС ВПО третьего поколения и проект Перечней направлений подготовки бакалавров, магистров и дипломированных специалистов Действующий ГОС ВПО имеет 120 направлений и 530 специальностей Новый ФГОС ВПО будет иметь от 17 до 100 специальностей, ~ 80 зачетных единиц (~30%) по дисциплинам, формирующим социально-личностные и общенаучные компетенции и ~25% зачетных единиц по дисциплинам, формирующим общепрофессиональные копметенции

9 3. Основания для создания Института фундаментальной подготовки 3.2. Утверждение Программы развития СФУ на 2007 – 2010 годы с мероприятиями по созданию Института фундаментальной подготовки для ускоренного перехода на двухуровневую систему подготовки и модульно-рейтинговую организацию учебного процесса.

10 3. Основания для создания Института фундаментальной подготовки Опыт Санкт-Петербургского университета телекоммуникаций ДЕПАРТАМЕНТ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ (ДФП) «Особенность подготовки бакалавров состоит в более глубоком, по сравнению с традиционным, изучении общих и ряда специальных разделов математики и физики…»

11 3. Основания для создания Института фундаментальной подготовки Опыт Калининградского государственного технического университета ФАКУЛЬТЕТ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ (ФФП) «В состав ФФП вошли кафедры, дающие знания в областях, необходимых всем учащимся технического вуза… При ФФП создан и функционирует Центр довузовской подготовки»

12 3. Основания для создания Института фундаментальной подготовки Опыт Таганрогского государственного радиотехнического университета ЕСТЕСТВЕННО-ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ (ЕГФ) «Факультет объединяет 12 кафедр естественно- научного, гуманитарного и общего технического направлений… На ЕГФ студенты первых двух курсов всех специальностей университета изучают дисциплины естественно-научного и гуманитарного блоков подготовки»

13 3. Основания для создания Института фундаментальной подготовки Опыт Московского государственного строительного университета ФАКУЛЬТЕТ ОБЩЕНАУЧНЫХ КАФЕДР (ФОК) «Независимо от того, какой специальности решил посвятить себя в дальнейшем учащийся, он прежде всего должен получить солидные общеобразовательные знания… Преподаватели факультета ведут занятия на 1, 2 и 3 курсах всех специализированных факультетов МГСУ… осуществляют фундаментальную подготовку по математике, физике, общей химии, информатике, начертательной геометрии…, охватывая учебными занятиями 6000 студентов»

14 3. Основания для создания Института фундаментальной подготовки Подготовка специалистов в области «металлургия» в рамках стандартов второго поколения 1 2 Общая база Специалитет 11 Инженер – выпускник 5 6 Бакалавриат 7 8 Бакалавр – выпускник Магистратура Магистр – выпускник 5 6 Бакалавриат 7 8 Бакалавр – выпускник (с квалификацией) Магистратура Магистр – выпускник (с квалификацией)

15 3. Основания для создания Института фундаментальной подготовки Структура системы образования Франции Начальное профессиональное образование Начальная школа, 6–11 лет Колледж (неполная средняя школа), 12–15 лет СТРУКТУРА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ФРАНЦИИ Обязательное среднее образование Профильное обучение Лицей профессионального образования, лет, Сертификат Лицей общего образования (полная средняя школа), лет, Аттестат о среднем образовании (ВАС) Конкурс аттестатов (ВАС) Высшие учебные заведения Высшие школы и университеты 1-й цикл обучения (2 года), диплом об общем или научно-техническом образовании 2-й цикл обучения (+2 года), диплом лицензиата (1-й год) / диплом «мэтриз» (2-й год) 3-й цикл обучения (+1 год), диплом о специальном высшем или углубленном образовании Докторантура, степень доктора Материнская школа, 3–5 лет

16 Выполняемые в 2007 году комплексные мероприятия организационной и содержательной модернизации образовательного процесса: создание новой образовательной структуры – Института фундаментальной подготовки СФУ Единой системы конкурсного отбора применение Единой системы конкурсного отбора абитуриентов разработка и внедрение модульно-рейтинговой схемы организации учебного процесса 4. Организационно-технологическая структура Института фундаментальной подготовки

ИЕиГН ФМиИ+ ФФ+ + ХФ + БФ + ИФФ + ППФ +++ ЮФ + ФФЖ + ФСИЯ + ФИК + + ФФК + СПФ + ЭФ + ПИ ИПФ + ФУБТ + ГФ + ФИС + МТФ ФНГиТМ + + АТФ + + ТЭФ + + ЭМФ + ++ ИФФ РТФ + ++ ФИПУ ++ ФИВТ ИЦМиЗ ФФО ФПЭиУЭЭС + ФСУиМК + ГГФ +++ МФ + + ТФ + + ИАиС ЭФ АФ + + СФ + ДСФ + ИЭФ ++ По состоянию на Структурная вертикальная и горизонтальная интеграция ООП

Укрупненные группы Факультеты Проект на (бакалавриат 3 – 4 курсы, магистратура 5 – 6 курсы) 4.1. Структурная вертикальная и горизонтальная интеграция ООП

19 ИЕиГН ПИ ИАиС Институт фундаментальной подготовки СФУ Смешанного типа Базовые ИЦМиЗ 4.2. Распределение кафедр по факультетам СФУ и статусу

20 Службы Отделы Кабинеты Отделы Службы Отделы Центры Отделы Кафедры физики Кафедры математики Кафедры химии Кафедры физической культуры, спортклубы Ученый совет ДИРЕКЦИЯ Научно-методические комиссии по дисциплинам Совет по инновационным проектам Учебное управление Управление довузовской подготовки и нового набора Методическое управление Организационно- технологическое управление Отделение физики Отделение математики Отделение химии Отделение физической культуры ПРОФИЛИ ПОДГОТОВКИ (ФАКУЛЬТЕТЫ) Студенты 1 и 2 курсов обучения Техника и технологии Информационно- технологический Строительство и архитектура Экономика и право Образовательные технологии Естественные науки Гуманитарные науки Первый уровень высшего профессионального образования (диплом) На второй и третий уровни высшего профессионального образования (диплом) Научно-методический совет ОТДЕЛЕНИЯ (ДЕПАРТАМЕНТЫ) 4.3. Организационно-технологическая структура ИФП

21 Основные образовательные программы СФУ могут быть сконцентрированы на 10–12 специализированных факультетах: 1.Физико-математические науки и фундаментальная информатика 2.Естественные науки 3.Гуманитарные и социальные науки (включая социокультурную деятельность и сервис) 4.Педагогическое образование 5.Экономика и управление (менеджмент) 4.4. Анализ Перечней направлений и специальностей ФГОС ВПО

22 6.Геология, разведка и разработка месторождений полезных ископаемых 7.Энергетика 8.Материаловедение, металлургия и машиностроение 9.Транспортная техника 10.Электроника, радиотехника, связь, автоматика и управление 11. Вычислительная техника и информационные технологии (включая информационную безопасность) 12.Архитектура и строительство Число профилей ИФП может быть от 5 до Анализ Перечней направлений и специальностей ФГОС ВПО

Организационная структура ИФП и проекты, поддерживающие реорганизацию Наименование создаваемой структуры НаименованиеШтатыНаименование проекта, поддерживающего структурную перестройку ППСУВП 1.1. Отделение высшей математики каф. высшей математики (ИЕиГН) лаб. научно-метод. обеспечения учебного процесса (ИЕиГН) каф. высшей математики (ПИ) каф. МОДУС (ПИ) каф. высшей математики (ИЦМиЗ) каф. высшей математики (ИАиС) 12, ,00 8,50 27,00 12,50 2,50 3,00 5,50 0,50 3,00 5,00 Инновационные образовательные программы Института фундаментальной подготовки. Создание научно-образовательного комплекса для подготовки элитных специалистов в области математики, механики и информатики 1.2. Отделение физики каф. общей физики (ИЕиГН) каф. физики (ПИ) каф. физики (ИЦМиЗ) каф. физики (ИАиС) 11,75 41,00 16,00 8,70 15,25 8,00 11,50 Инновационные образовательные программы Института фундаментальной подготовки Отделение химии каф. химии (ПИ) каф. общей и неорганической химии (ИЦМиЗ) каф. химии (ИАиС) 12,25 14,00 6,25 7,00 5,00 Инновационные образовательные программы Института фундаментальной подготовки. Фундаментальное химическое образование как базис для научной инновационной деятельности 1.4. Отделение иностранных языков каф. иностранных языков (ИЕиГН) каф. иностранных языков (ПИ) каф. иностранных языков (ИЦМиЗ) каф. иностранных языков (ИАиС) 18,00 40,50 24,00 17,65 2,00 2,25 4,00 3,00 Инновационные образовательные программы Института фундаментальной подготовки. Лаборатория «Современный английский язык в сфере науки и технологии: коммуникативные умения». Программа инновационного развития системы параллельного и постдипломного профессионально-ориентированного языкового образования как неотъемлемой составляющей образования в СФУ 1.5. Отделение философии и истории каф. философии (ПИ) каф. политологии и истории отечества (ПИ) каф. философии и истории (ИЦМиЗ) 11,25 16,25 12,00 3,00 5,00 2,00 Инновационные образовательные программы Института фундаментальной подготовки 1.6. Отделение политэкономии каф. экономической теории и истории (ПИ) каф. экономической теории (ИЦМиЗ) 13,20 11,35 1,00 2,00 Инновационные образовательные программы Института фундаментальной подготовки

24 Наименование создаваемой структуры НаименованиеШтатыНаименование проекта, поддерживающего структурную перестройку ППСУВП 1.7. Отделение эстетики и культуры каф. истории литературы и поэтики (ИЕиГН) каф. культурологии (ИЕиГН) лаб. методики и методологии (ИЕиГН) каф. рекламы и социально-культурной деятельности (ИЕиГН) каф. искусствоведения (ИЕиГН) каф. этики, эстетики и культуры (ПИ) каф. культурологии (ИЦМиЗ) каф. культурологии и социологии (ИАиС) 0,00 5,25 - 5,25 9,00 21,00 7,65 6,50 0,00 2,00 1,00 3,00 2,00 1,00 Гуманитарные науки как фундамент инновационно- образовательной среды в СФУ. Музыкальная культура в системе образования личности. Формирование инновационных научно-образовательных и кадровых ресурсов для социально-культурного освоения территории Сибири на базе научно- образовательного комплекса (креативные технологии культуры и искусства). Художественные образования и развитие творческой инициативы студентов 1.8. Отделение физического воспитания каф. физической культуры (ПИ) каф. физического воспитания (ИЦМиЗ) каф. физического воспитания (ИАиС) 59,00 23,50 21,25 12,00 9,00 13,00 Инновационные образовательные программы Института фундаментальной подготовки 1.9. Кафедра концепции современного естествознания 5,122,00Инновационные образовательные программы Института фундаментальной подготовки Управление довузовской подготовки и нового набора Структуры ИЕиГН, ИАиС, ПИ, ИЦМиЗ, занимающиеся довузовской подготовкой, тестированием и новым набором Инновационные образовательные программы Института фундаментальной подготовки Организационно- технологическое управление Отдел разработки АСУ (ПИ)Инновационные образовательные программы Института фундаментальной подготовки Учебное управление Методическое управление Обслуживающие подразделения 4.5. Организационная структура ИФП и проекты, поддерживающие реорганизацию

Мониторинг качества непрерывного образования в СФУ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ АТТЕСТАЦИОННОЕ ВУЗОВСКОЕ ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН (РЦОИ ЕГЭ) СИСТЕМА ПЛАНИРОВАНИЯ (АСУ ВУЗ) СИСТЕМА ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦ ЕДИНЫЙ КОНКУРСНЫЙ ПРИЕМ В СФУ (ЕСКП РФ) КРАЕВАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ (КИАСУО) СИСТЕМА ТЕСТИРОВАНИЯ СФУ (входное, тематическое, «адаптивное», internet-экзамен)

26 БД «Абитуриент» БД «Контингент» БД «Персонал»БД «Документы» БД «Учебные планы» АИС «Абитуриент» АИС «Контингент» АИС «Сессия» АИС «Стипендия» АИС «Учебное планирование» АИС «Кадры и зарплата» АИС «Бухгалтерия» АИС «Рейтинг» БД «Финансовые документы» 4.7. АИС учебного планирования

27 Основные образовательные программы (ОПП) Учебные программы дисциплин Методические комплексы Контингент Ресурсы Графики учебного процесса и самост. работы Образовательные программы специальностей (ОПС) Образовательные программы дисциплин (ОПД) Штат ППС Аудиторный фонд Учебные планы Семестровые планы Поручения Объемы Учебный процесс Мониторинг АИС «Рейтинг» АИС УП АИС УПД 4.8. КОМПЬЮТЕРНАЯ ПОДДЕРЖКА Области применения АИС УП, УПД, «Рейтинг»

Кредито-рейтинговая схема организации учебного процесса Потоки работ реализуемой кредито-рейтинговой схемы с мониторингом показателей процессов

29 Из БД АИС УП Из БД АИС «Контингент» Из БД АИС «УПД» БД АИС «Рейтинг» Из БД АИС «УПД» АИС «РЕЙТИНГ» Технология интеграции

30 Портал «Абитуриент» СФУ Портал «Абитуриент» СФУ Абитуриент Оператор окна БД АИС Сервер приложений Веб-сервер (портал) Программа заполнения бланков БД ЕГЭ БД МВО Сетевой экран (firewall) Комплекс сканирования и распознавания бланков Заполнение заявления онлайн в электронном виде Регистрация веб-заявлений Подача заявления в бумажном виде АИС «Абитуриент»

31

32 Центральный узел (Агентство по образованию Красноярского края) УзлыМуниципалитетов(районо) Рабочие места ОУ (школы) Схема устройства КИАСУО Центральный узел Центральная БД Oracle 9i Сервер БД – Win 2000 Srv Сервер приложений – Win 2000 Srv Шлюз ЛВС – FreeBSD Unix Веб-сервер – FreeBSD Unix Сервер статистики – Win 2003 Srv Internet Филиал Федерального центра тестирования СФУ Красноярск, Киренского 26а, т , , Разработка и внедрение СФУ по Государственным контрактам с Администрацией Красноярского края Краевая информационная система управления образованием

33 5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 5.1. Цели создания ИФП СФУ Формирование широкой основы базовых знаний и гражданской ответственности обучающихся Самоопределение обучающихся в профессиональном и личностном отношениях

34 5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 5.2. Задачи ИФП СФУ комплекс работ по новому набору; планирование и организация учебного процесса в 2007/2008 уч. году и т.д. в части введения кредито- модульной схемы Задачи создания Института фундаментальной подготовки, реализующего первую двухлетнюю ступень ВПО Задачи функционирования ИФП в условиях интеграции образовательных систем институтов СФУ:

35 5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 5.2. Задачи ИФП СФУ Задачи развития СФУ в рамках проекта «Инновационные образовательные программы ИФП»: повышение мобильности всех субъектов образовательного процесса (студентов, преподавателей, менеджеров); снижение социальных издержек получения высшего образования вследствие возможности корректировки траектории обучения и уменьшения ошибок раннего выбора профессии; сближение общероссийского классификатора профессионального образования и международной стандартной классификации образования (МСКО-97) по уровням образования и квалификации, типам программ и длительности обучения и др.

36 5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 5.3. Результаты, достигаемые созданием Института фундаментальной подготовки сильные системные, качественные эффекты объединения вузов естественность механизмов интеграции образовательных систем с немедленным выявлением и реализацией лучших программ, стандартов, технологий обучения осознанный обучаемым выбор профессии (специализации) снижение удельных затрат на комплекс мероприятий по созданию и внедрению электронных и материально-технических ресурсов образования, технологий обучения и современных систем организации учебного процесса максимальное качество набора студентов ввиду единой системы конкурсного отбора и рейтингования всех или больших массивов абитуриентов, как альтернативы конкурсного отбора из маломощных подгрупп поступающих качественно и количественно понятная процедура выбора образовательных траекторий, профиля подготовки, осваиваемой профессии, получения второго диплома или дополнительной квалификации

37 5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 5.3. Результаты, достигаемые созданием Института фундаментальной подготовки реальное повышение качества фундаментальной подготовки для соответствующих квалификаций и степеней естественность, полезность кредито-рейтинговой схемы организации учебного процесса (мини-Болонья в СФУ) и интеграции баз данных, баз знаний, АСУ вузов создание современной сетевой системы планирования, организации и управления учебным процессом с единым центром (ИФП) и распределенными физическими организациями (кафедрами, лабораториями), находящимися в научно-ориентированных средах (институты и факультеты СФУ, институты КНЦ СО РАН) формирование широкой основы базовых знаний и гражданской ответственности обучающихся самоопределение обучающихся в профессиональном и личностном отношениях

38 5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Первый этап (стартовый). ИФП, как управляющая структура верхнего уровня, задающая нормативы и регламент планирования и организации учебного процесса и технологически действующая структура в бизнес-процессах: «довузовская подготовка», «новый набор», «управление учебным процессом на первом курсе обучения» Второй этап. Интеграция кафедр, лабораторий, контингентов обучаемых и всех функций обеспечения качества обучения на 1-ом и 2-ом курсах СФУ Третий этап. Институт фундаментальной подготовки – самостоятельный институт в СФУ, имеющий учебные здания, студгородок, абитуриентов, выпускников, сертификат международного образца и знак ЕСТS. ИФП будет производить знания, их носителей и технологии производства 5.4. Этапы становления ИФП СФУ

39 Руководство, контактные реквизиты Директор института фундаментальной подготовки доктор физико-математических наук, профессор Журавлев Валентин Михайлович адрес: ул. акад. Киренского, 26, ауд. Г 2–52 телефоны: +7 (3912) , факс: +7 (3912) Виртуальная общественная приемная В. М. Журавлева Благодарю за внимание!