Лекция 9. Политический атлас современности 1. Критерии оценки устойчивости и влияния современных государств- наций. 2. Факторы устойчивости и влияния в.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Хорошо там, где нас нет? В этом есть доля правды. Представляем список 20 стран мира с самым высоким уровнем жизни на 2010 год. Ежегодно журнал «Quality.
Advertisements

Статья 7 часть I НК РФ – международное законодательство об устранении двойного налогообложения Двойное налогообложение: 1.Обложение дважды одного и того.
Электронный мониторинг Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» Петряева Е.Ю., руководитель службы мониторинга.
Отделение ПФР по Тамбовской области Проведение кампании по повышению пенсионной грамотности молодежи в Тамбовской области в 2011 году 8 февраля 2012 г.
Коррупция и ее виды. Измерение коррупции. Презентацию подготовила Ляпина Ольга.
Таблица умножения на 8. Разработан: Бычкуновой О.В. г.Красноярск год.
Фрагмент карты градостроительного зонирования территории города Новосибирска Масштаб 1 : 6000 Приложение 7 к решению Совета депутатов города Новосибирска.
Киев, октябрь 2005 Чешский национальный орган по упрощению процедур в торговле - ФИТПРО Как использовать карнеты АТА Антонин Кернер Директор секции поддержки.
Лекция 1 Введение.. Опр. эконометрика это наука, которая дает количественное выражение взаимосвязей экономических явлений и процессов.
Индекс развития человеческого потенциала в странах и регионах мира.

Работа учащегося 7Б класса Толгского Андрея. Каждое натуральное число, больше единицы, делится, по крайней мере, на два числа: на 1 и на само себя. Если.
Презентацию выполнила Москаленко Алена. КОРРУПЦИЯ (corruption) – использование служебного положения в личных целях. Коррупционная деятельность считается.
Фрагмент карты градостроительного зонирования территории города Новосибирска Масштаб 1 : 4500 к решению Совета депутатов города Новосибирска от
О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕДЕНИЯ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ В РАМКАХ ОЦП «Р АЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ,
1. Определить последовательность проезда перекрестка
1 Знаток математики Тренажер Таблица умножения 2 класс Школа 21 века ®м®м.
Фрагмент карты градостроительного зонирования территории города Новосибирска Масштаб 1 : 6000 Приложение 7 к решению Совета депутатов города Новосибирска.
Теория статистики Корреляционно-регрессионный анализ: статистическое моделирование зависимостей Часть 1. 1.
С РАВНИТЕЛЬНАЯ МИРОВАЯ ПОЛИТИКА Лекция 3. Что сравнивать? 1.
Транксрипт:

Лекция 9. Политический атлас современности 1. Критерии оценки устойчивости и влияния современных государств- наций. 2. Факторы устойчивости и влияния в системе международных отношений. 3. Международный статус ведущих государств мира и его составляющие. 1

2 Клуб политического действия «4 ноября» 17 октября 2006 г ПОЛИТИЧЕСКИЙ АТЛАС СОВРЕМЕННОСТИ Презентация проекта МГИМО-Университет МИД России Институт общественного проектирования Информационная группа «Эксперт»

3 Руководитель проекта – А.Ю.Мельвиль Со-руководитель проекта по математическим методам анализа – Ю.А.Полунин Зам. руководителя проекта – М.Г.Миронюк Зам. со-руководителя проекта по математическим методам анализа – И.Н.Тимофеев Научные консультанты – М.В.Ильин, Е.Ю.Мелешкина (при участии Т.А.Алексеевой, В.М.Сергеева, О.Г.Харитоновой) 40 сборщиков аналитической информации

4 Формулировка проблемы В мире – 192 суверенных государства (члены ООН) У каждого – уникальные характеристики, специфическое место во взаимосвязанном мировом сообществе, разные уровни развития, специфические национальные задачи Как и по каким критериям сравнивать государства между собой? Как сравнивать политические системы и режимы? Как учесть особенности их истории и культуры, уровни и траектории развития?

5 Как при определении реального места России в современном мире преодолеть распространенные стереотипы и клише («Верхняя Вольта с ядерным оружием», «больной человек Евразии», «черная дыра в центре Евразии», «страна 3-го мира», «собиратель империи» или «духовный лидер человечества» и т.п.) и обеспечить научную строгость и сбалансированность?

6 Различные подходы к сравнительному анализу современных государств, политических систем и политических режимов Тату Ванханен: Индекс демократизации (участие + конкуренция) Тэд Р. Гурр и др. (Polity II, Polity III, Polity IV): Индекс политии (от автократии – к демократии) «Freedom House»: Индексы политических прав и гражданских свобод («свободные» - «частично свободные» - «несвободные» страны) «Transparency International»: Индекс восприятия коррупции, Барометр мировой коррупции «Reporters without Borders»: Индекс свободы прессы «Foreign Affairs» & A.T.Kearney: Индекс глобализации

7 «Cato Institute»: Индекс экономической свободы «The Fund for Peace & Carnegie Endowment for Peace»: Индекс нестабильности «World Economic Forum»: Индекс мировой конкурентоспособности UNDP: Индекс человеческого развития (ИЧР) Л.Фридман, Л.Гордон, В.Тягуненко и др. «Типология несоциалистических стран (опыт многомерно-статистического анализа народных хозяйств)» Проект Московского Центра Карнеги по социально-политическому мониторингу регионов РФ в гг. и др.

8 Достоинства и недостатки существующих подходов Многолетние сравнительные исследования, обширные базы данных, методологические корректировки и др. ОДНАКО: Одномерные шкалы («демократия – диктатура»; «свобода – несвобода» и т.п.) Экспертные (т.е. потенциально субъективные) оценки Часто – соображения политической конъюнктуры (!) и др.

9 Методологические установки проекта «Политический атлас современности» Многомерные классификации (не «карта», а «атлас» политических систем современных государств) Статистические базы данных (ООН, ЮНЕСКО, ПРООН, Международный валютный фонд, Всемирный банк, Всемирная торговая организация, Всемирная организация здравоохранения, Межпарламентский союз, СИПРИ, национальное законодательство, национальная статистика и др.) Собственная база данных (192 страны, 70 переменных, единиц данных) и ее обработка в SPSS Многомерный статистический анализ (корреляционный, регрессионный, дискриминантный, факторный, кластерный и др.)

10 Исходные концептуальные положения («теневая теория») Нелинейный характер и разнонаправленные траектории современного политического развития Отсутствие универсальных политических моделей, пригодных для всех стран Неэффективность трансплантации даже нормативно «идеальных» политических моделей В условиях глобализации национальные государства по-прежнему остаются основными «кирпичиками» мировой структуры Эта структура реальна, стремится к воспроизводству, подвержена трансформациям Взаимосвязь национальных государств в структуре мировой политики

11 Исследовательский вопрос: Что влияет на положение национальных государств в структуре их взаимосвязей?

12 Эмпирические гипотезы На положение государств в современном мире оказывают влияние: качество и эффективность государственности способность отвечать на внешние и внутренние вызовы ресурс воздействия на окружающую среду качество жизнеобеспечения собственного населения институциональный потенциал для демократического развития (традиции конкуренции, представительства, участия и ограничения исполнительной власти)

13 5 комплексных индексов (в совокупности – взаимосвязанная система измерений) Индекс государственности Индекс внешних и внутренних угроз Индекс потенциала внешнего влияния Индекс качества жизни Индекс институциональных основ демократии

14 NB! В конечном наборе подходов анализа невозможно учесть бесконечное множество факторов («следствие теорем Гёделя») Исходная информация конечна и всегда будет неполной Идеальные индексы (как и идеальные методологии) невозможны Из теорем Гёделя следует: «не существует полной формальной теории где были бы доказуемы все истинные теоремы арифметики» Любые индексы = упрощение реальности, они всегда условны

15 1. Индекс государственности Используется для определения способности государства к независимому существованию, обеспечению самостоятельного развития, решению внутренних и внешних задач, т.е. использованию своих прерогатив суверена Условными полюсами индекса являются: успешные суверенные государства – vs. – «несостоявшиеся несуверенные» государства (failed states)

16 Структура индекса государственности Время существования суверенной государственности Доля внешней помощи в ВНД государства Внешняя долговая зависимость Режим привязки валют Наличие на территории иностранных военных контингентов Внутренние конфликты: наличие и масштабы жертв Территориальное выражение внутренних конфликтов Влияние конфликтов на стабильность режима Отношение заявок на патенты резидентов и нерезидентов Доля доминирующего этноса в структуре населения страны

17 2. Индекс внешних и внутренних угроз Используется для оценки масштабов и интенсивности угроз и вызовов, с которыми сталкиваются государства Внешние и внутренние угрозы в значительной мере определяют условия жизнедеятельности государств и выполнение ими своих функций Конкретное государство может сталкиваться как с некоторыми из включенных в индекс угроз, так и с большинством из них

18 Структура индекса внешних и внутренних угроз Наличие угрозы вооруженной агрессии (по оценке правительства) Наличие территориальных претензий со стороны иностранных государств Присутствие на территории страны нелегальных сепаратистских или антиправительственных движений Наличие угрозы терроризма Наличие в стране легальных автономистских и/или сецессионистских движений Попытки неконституционной смены власти или государственных переворотов

19 Несбалансированный экспорт – преобладание одного/двух экспортных товаров (50% и более) Зависимость от импорта энергоносителей Хроническое отрицательное сальдо текущего платежного баланса Проблема недоедания или голода (недостаток рациона питания по нормам FAO) Проблемы со снабжением населения питьевой водой Избыточная миграция (по оценке правительства) Сокращение численности населения Эпидемия ВИЧ/СПИД (более 1% инфицированных по данным UNAIDS) Размещение страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий

20 3. Индекс потенциала международного влияния Характеризует степень и характер международного влияния, а также механизмы вхождения государств в мировую политику Включает в себя военно-политические, экономические, социально- демографические и др. параметры Реальное международное влияние не всегда совпадает с его наличным потенциалом

21 Структура индекса потенциала международного влияния Доля в мировом ВВП Доля в мировом экспорте Доля в финансировании ООН Доля в уставном капитале МВФ Членство в Парижском клубе стран-кредиторов Постоянное членство в СБ ООН Расходы на оборону Наличие ядерного оружия Наличие авиации 4-го и выше поколений Численность регулярной армии Численность населения в % от общемировой Нобелевские премии (не менее 10) Постоянное размещение за рубежом военных контингентов

22 4. Индекс качества жизни Включает показатели, характеризующие уровни потребления материальных и духовных благ Отражает успешность и эффективность реализации государством его социальных функций по отношению к своим гражданам Отчасти пересекается с ИЧР ПРООН, но включает другие важные параметры

23 Структура индекса качества жизни Ожидаемая продолжительность жизни ВВП на душу населения Уровень образования Правительственные расходы на здравоохранение на душу населения Смертность от передающихся болезней Смертность от несчастных случаев, убийств, самоубийств и др. Детская смертность до 1 года

24 5. Индекс институциональных основ демократии Фиксирует наличие и степень развитости необходимых (но не достаточных) оснований и условий для демократического вовлечения граждан в общественно-политические процессы и оказания на них влияния Отражает меру укорененности в обществе институционально-процедурных механизмов, способствующих становлению и развитию демократии: конкурентных политических практик, традиций политического участия и ограничения исполнительной власти, возможности оказания влияния на формирование представительной власти, конституционности («игры по правилам») и др.

25 Структура индекса институциональных основ демократии Факторы укрепления/ослабления институциональных основ демократии: - непрерывность демократической традиции после Первой мировой войны - отсутствие или подрыв конкуренции при формировании исполнительной власти - неконституционные смены власти, перевороты, гражданские войны и др. - нахождение во главе исполнительной власти более двух сроков подряд - влияние парламента на формирование правительства

26 Характер конкуренции на президентских выборах Характер парламентской конкуренции Возраст непрерывной минимальной электоральной традиции ( гг.) Включенность граждан в избирательный процесс Доля женщин в нижней палате парламента страны

27 Дискриминантный анализ: расчет индексов и ранжирование стран Основное отличие от общепринятых подходов расчета индексов: в качестве исходной информации берутся не веса параметров индексов (известно, что экспертное определение весов страдает многими неточностями), а лишь группы стран, безусловно относящиеся к полюсам рассматриваемой проблемы (обучающая выборка) Создание обучающих выборок стран для дискриминантного анализа (по результатам экспертных опросов и семинаров) Расчет дискриминантной функции и ее значения для каждой страны. Определение реальных значений («весов») отдельных параметров в рамках каждого из индексов (коэффициентов дискриминантной функции) Группировка и рейтингование стран по рассчитанным значениям индекса

28 Индекс государственности: «веса» переменных Доля внешней помощи в ВНД государства0,57 Влияние внутренних конфликтов на стабильность режима 0,45 Внешняя долговая зависимость0,31 Время существования суверенной государственности0,30 Внутренние конфликты: наличие и масштабы жертв0,27 Отношение заявок на патенты резидентов и нерезидентов 0,27 Территориальное выражение внутренних конфликтов0,22 Наличие на территории страны иностранных военных контингентов 0,16 Режим привязки валют0,15 Доля доминирующего этноса в структуре населения страны 0,12

29 Рейтинг государственности: примеры СтранаГруппаБаллМесто СШАДостаточная государственность101 ЯпонияДостаточная государственность9,342 ГерманияДостаточная государственность8,934 Южная КореяДостаточная государственность8,538 КитайДостаточная государственность8,2412 АргентинаДостаточная государственность8,0717 РоссияДостаточная государственность7,527 Южная АфрикаДостаточная государственность7,3530 Саудовская АравияДостаточная государственность6,9941 ИранДостаточная государственность6,9743 ВенгрияДостаточная государственность6,8845 ИндонезияДостаточная государственность5,8467 ИндияДостаточная государственность5,4281 АлжирНедостаточная государственность5,0198 УкраинаНедостаточная государственность4,35113 ЭфиопияНедостаточная государственность2,66154 ЦАРНедостаточная государственность0,81188

30 Некоторые выводы: 46 стран – относительно «сильные государственности» 55 стран – «несостоятельные государственности» Большинство «лидеров государственности» - страны демократического выбора, относительно высокого качества жизни и низких угроз В современном мире «степень государственности» обратно пропорциональна уровню угроз и прямо пропорциональна качеству жизни

31 Индекс внешних и внутренних угроз: «веса» переменных Проблемы со снабжением питьевой водой0,47 Нелегальные сепаратистские или антиправительственные движения0,39 Попытки неконституционных смен власти или переворотов0,37 Проблемы недоедания или голода0,30 Повышенная опасность стихийных бедствий0,27 Эпидемия ВИЧ/СПИД (более 1% инфицированных)0,20 Несбалансированный экспорт0,16 Территориальные претензии со стороны других государств0,16 Отрицательное сальдо текущего платежного баланса0,14 Наличие легальных автономистких и/или сецессионистских движений0,13 Угроза вооруженной агрессии (по оценке правительства)0,13 Угроза терроризма0,11 Зависимость от импорта энергоносителей0,06 Избыточная миграция (по оценке правительства)0,06 Сокращение численности населения0,03

32 Индекс внешних и внутренних угроз (0 - 10): примеры СтранаГруппаБаллМесто Эфиопия Относительно высокие угрозы 10,001 ЦАР Относительно высокие угрозы 7,5710 Индия Относительно высокие угрозы 5,9944 Индонезия Относительно высокие угрозы 5,9945 Иран Относительно высокие угрозы 5,3457 КНДР Относительно высокие угрозы 4,8968 КНР Относительно высокие угрозы 4,4878 Россия Относительно высокие угрозы 4,3481 Республика Корея Относительно высокие угрозы 4,2882 Япония Относительно низкие угрозы 4,0387 Саудовская Аравия Относительно низкие угрозы 3,63101 США Относительно низкие угрозы 3,06118 ЮАР Относительно низкие угрозы 2,37136 Украина Относительно низкие угрозы 2,27141 Аргентина Относительно низкие угрозы 2,07146 Венгрия Относительно низкие угрозы 1,02172 Германия Относительно низкие угрозы 0,77181

33 Некоторые выводы: У «лидеров угроз» – слабая государственность и низкое качество жизни В «зону безопасности» входят типологически разные страны – и успешные демократии, и «безопасные автократии» Наличие и уровень угроз не всегда связаны с потенциалом международного влияния

34 Индекс потенциала международного влияния: «веса» переменных Расходы на оборону0,85 Доля в уставном капитале МВФ0,83 Доля в мировом экспорте0,80 Доля в мировом ВВП0,77 Факторы усиления международного влияния - постоянное членство в СБ ООН - членство в Парижском клубе стран-кредиторов - наличие ядерного оружия - наличие авиации 4-го и выше поколений - Нобелевские премии (свыше 10) - постоянное размещение за рубежом военных контингентов 0,66 Доля в финансировании ООН0,61 Численность регулярной армии0,55 Численность населения страны (в % от общемировой)0,48

35 Индекс потенциала международного влияния (0 - 10): примеры СтранаГруппаБаллМесто США Относительно высокое влияние 10,001 КНР Относительно высокое влияние 3,932 Япония Относительно высокое влияние 3,253 Германия Относительно высокое влияние 3,244 Россия Относительно высокое влияние 2,607 Индия Относительно высокое влияние 2,288 Саудовская Аравия Относительно высокое влияние 1,6910 КНДР Относительно высокое влияние 1,2512 Республика Корея Относительно высокое влияние 1,0216 Иран Относительно низкое влияние 0,8320 Индонезия Относительно низкое влияние 0,8122 Украина Относительно низкое влияние 0,5929 Аргентина Относительно низкое влияние 0,5631 ЮАР Относительно низкое влияние 0,4934 Венгрия Относительно низкое влияние 0,2953 Эфиопия Относительно низкое влияние 0,2262 ЦАР Относительно низкое влияние 0,02160

36 Некоторые выводы: «Лидеры влияния» - ядро «Большой восьмерки» + Китай (а также некоторые региональные лидеры) Международное влияние непосредственно связано с уровнем государственности Международное влияние слабо соотносится как с типом политического устройства, так и с качеством жизни «Лидеры влияния» – совершенно особая группа стран, отличающихся друг от друга во многих других отношениях

37 Индекс качества жизни: «веса» переменных ВВП на душу населения0,79 Ожидаемая продолжительность жизни0,57 Расходы на здравоохранение на душу населения0,38 Уровень образования0,36 Детская смертность до одного года- 0,38 Смертность от передающихся болезней- 0,35 Смертность от несчастных случаев, убийств, самоубийств и др. - 0,15

38 Индекс качества жизни (0 - 10): примеры СтраныГруппаБаллМесто СШАОтносительно высокий уровень6,535 ЯпонияОтносительно высокий уровень6,0514 ГерманияОтносительно высокий уровень5,5522 Республика КореяОтносительно высокий уровень4,6633 ВенгрияОтносительно высокий уровень3,8043 АргентинаОтносительно высокий уровень3,5846 Саудовская АравияОтносительно низкий уровень3,2156 РоссияОтносительно низкий уровень2,6873 ИранОтносительно низкий уровень2,4985 КНРОтносительно низкий уровень2,3595 УкраинаОтносительно низкий уровень2,20101 ЮАРОтносительно низкий уровень2,00111 ИндонезияОтносительно низкий уровень1,86116 ИндияОтносительно низкий уровень1,60125 КНДРОтносительно низкий уровень1,46131 ЭфиопияОтносительно низкий уровень0,33186 ЦАРОтносительно низкий уровень0,00192

39 Некоторые выводы: Качество жизни во многом зависит от успешной и состоятельной государственности (хотя и не гарантируется ею) Самое серьезное препятствие на пути обеспечения качества жизни – внешние и внутренние угрозы Качество жизни выше в странах демократической ориентации (хотя возможны региональные исключения)

40 Индекс институциональных основ демократии: «веса» переменных Характер конкуренции на президентских выборах0,68 Факторы укрепления/ослабления институциональных основ демократии - непрерывность демократической традиции после Первой мировой войны - отсутствие или подрыв конкуренции при формировании исполнительной власти - неконституционные смены власти, перевороты, гражданские войны - пребывание во главе исполнительной власти более двух сроков подряд - влияние парламента на формирование правительства 0,66 Возраст непрерывной минимальной электоральной традиции ( гг.) 0,51 Характер парламентской конкуренции0,49 Включенность граждан с избирательный процесс0,48 Доля женщин в нижней палате парламента0,19

41 Индекс институциональных основ демократии (0-10): примеры СтранаГруппаБаллМесто АвстрияДостаточные основы8,099 ИндияДостаточные основы7,3516 СШАДостаточные основы7,318 ВенгрияДостаточные основы6,9428 АргентинаДостаточные основы6,9129 Республика КореяДостаточные основы6,6234 УкраинаДостаточные основы6,4642 ЯпонияДостаточные основы6,4643 ИндонезияДостаточные основы5,4486 РоссияДостаточные основы5,2493 ЮАРДостаточные основы5,2394 ЭфиопияНедостаточные основы4,03124 ЦАРНедостаточные основы3,2139 ИранНедостаточные основы1,76161 КНРНедостаточные основы0,69178 КНДРНедостаточные основы0,68179

42 Некоторые выводы: Демократические основания национального развития носят исторический характер, они складываются из «органических» компонентов, а не конструируются в произвольном институциональном дизайне Демократия не приживается в ситуации высоких угроз, она практически не связана с международным влиянием Укоренение демократических практик способствует повышению качества жизни

43 Корреляции между индексами Индекс государст- венности Индекс внешних и внутренних угроз Индекс институциональ- ных основ демократии Индекс качества жизни Индекс потенциала международ- ного влияния Индекс государственности 1,000-0,6270,4650,7610,581 Индекс внешних и внутренних угроз -0,6271,000-0,534-0,813-0,166 Индекс институциональ- ных основ демократии 0,465-0,5341,0000,5700,156 Индекс качества жизни 0,761-0,8130,5701,0000,321 Индекс потенциала международного влияния 0,581-0,1660,1560,3211,000

44

45

46 Корреляции между индексом институциональных основ демократии и другими индексами демократии Индекс институциональных основ демократии Индекс политии Гурра Индекс демократи- зации Ванханена Индекс политических прав Дома свободы Индекс гражданских свобод Дома свободы Индекс институциональных основ демократии 1,0000,8440,839-0,817-0,810 Индекс политии Гурра 0,8441,0000,813-0,903-0,885 Индекс демократизации Ванханена 0,8390,8131,000-0,803-0,801 Индекс политических прав Дома свободы -0,817-0,903-0,8031,0000,951 Индекс гражданских свобод Дома свободы -0,810-0,885-0,8010,9511,000

47 Корреляция индекса качества жизни с индексом человеческого развития ПРООН ИЧР ООН Индекс качества жизни0,931

48 Задачи факторного анализа Проблема коррелированности индексов. Задача построения некоррелированных (ортогональных) комплексных факторов (компонент) Выявление структуры взаимосвязей между различными группами стран с целью их классификации Поиск главных компонент: решение проблемы коррелированности индексов Анализ структур, образуемых странами в пространстве 4-х выявленных главных компонент

49 Процент дисперсии (отличий индексов стран), объясняемой главными компонентами КомпонентаПроцент объяснения Кумулятивный процент 155,4 226,481,8 311,293,0 47,0100

50 4 главные компоненты (проекции мировой политической реальности) 1)«Угрозы» – vs. – «качество жизни» (проекция национального выживания и его качества) 2)«Государственность» – vs. – «демократия» (проекция государственного базиса демократии) 3)«Государственность» – vs. – «качество жизни» (проекция «человеческой цены» государственности) 4)«Потенциал международного влияния» (проекция государственной мощи)

51 Проценты объяснений по странам (примеры) Страна/ Компонента 1234 Австралия98,40,70,80,1 Эфиопия95,02,80,51,7 Ливия0,094,71,04,3 Тувалу6,090,50,13,5 Колумбия1,63,081,813,6 Перу1,00,181,317,6 США1,414,45,8 78,5 Россия0,022,22,2 75,6 Китай2,056,60,0 41,4 Япония24,531,83,2 40,5 Германия44,712,61,5 41,1

52 Компоненты 1 и 2: веса индексов

53 Страны в пространстве компонент 1 и 2

54 По 1-й компоненте: полюс «угроз» (Эфиопия, Мозамбик, Таджикистан, Афганистан и др.) и полюс «качества жизни» (Австрия, Швеция, Бельгия, Нидерланды и др.) По 2-й компоненте: полюс «крепких региональных автократий» (Саудовская Аравия, Ливия, Тунис, Иран, Туркменистан и др.) и полюс зависимых «демократических клонов» (Тувалу, Доминика, Кабо Верде и др.)

55 Некоторые выводы: Страны в состоянии стресса, для которых главное – выживание, расплачиваются низким качеством жизни, слабой государственностью и отсутствием основ демократии Противопоставление демократии и государственности во многом относительно Две стратегии по преодолению состояния угроз: посредством (а) демократизации или (б) укрепления государственности В конечном счете возможно достижение баланса государственности и демократии + высокого качества жизни

56 Компоненты 1 и 4: веса индексов

57 Страны в пространстве компонент 1 и 4

58 Некоторые выводы: По 1-й компоненте: «угрозы» – vs. – «качество жизни» + разный баланс государственности и демократии По 4-й компоненте: лишь один полюс мирового влияния Одни «страны влияния» (например, Индия) вынуждены отвечать на широкий спектр угроз Другим удается добиться баланса влияния и качества жизни, демократии и государственности (Великобритания, Франция, Германия) Некоторые «лидеры влияния» тяготеют к полюсу государственности в ущерб качеству жизни (Россия, Китай, Индия) Самостоятельная группа влияния – США, Россия, Китай (они – «другие»)

59 Классификация стран с помощью кластерного анализа Построение многомерной типологии стран мира на основе формализованных методов анализа Формирование кластеров стран на основе объективных сходств и различий Настройка различных масштабов кластеризации Определение места отдельных стран и их групп в структуре современного мира

60 Классификация с помощью 2, 10, 30 и 40 кластеров 2 кластера: «страны-удачницы» и «страны-неудачницы» 10 кластеров: - группа мировых лидеров (США, Великобритания, Германия, Италия, Китай, Россия, Франция, Япония = 8 стран) - группа демократий с высоким качеством жизни и умеренными международными амбициями (от Австралии, Канады и Польши и до Швейцарии, Эстонии и др. = 53 страны) - группа стран с высоким уровнем угроз (Бангладеш, Ливан, Шри-Ланка, Эфиопия и др. = 58 стран) - группа заморских демократических «клонов» (Сент- Китс и Невис, Багамы, Тринидад и Тобаго и др.)

61 -несколько групп авторитарных стран разного типа: (а) с проблемной государственностью (Ангола, Афганистан, Бангладеш и др.); (б) с крепкой государственностью (Алжир, Туркменистан, Иран, КНДР и др.) -посткоммунистические страны – консолидированные демократии (Болгария, Венгрия, Словакия, Словения, Чехия, Польша и др. = 12 стран) -несамостоятельные демократии со слабой государственностью и без влияния (Вануату, Гренада, Палау, Молдавия, Самоа и др.) -«одиночки» (Израиль, Тайвань и др.) 30 кластеров: - от кластера мировых лидеров отделяются страны «суперклуба» – США, Россия и Китай

62 40 кластеров: - США и Россия становятся самостоятельным кластером - отдельные «единичные» кластеры стран образуют Китай, Турция, Индия и др. - кластер «третичных» и периферийных демократий (Аргентина, Болгария, Греция, Португалия, Польша и др.) - отдельные небольшие кластеры (1) Казахстан и Саудовская Аравия; (2) Куба, Ливия, Оман и Тунис; (3) Латвия, Литва, Эстония, Хорватия; (4) Колумбия, Перу, Сальвадор) и др.

63 Роль главных компонент в формировании кластеров стран (пример) Страна/ компонента123 4 США1,414,45,8 78,5 Россия0,022,22,2 75,6 Китай2,056,60,0 41,4

64 Россия в мире ( по результатам дискриминантного, факторного и кластерного анализа) 1. Достаточно высокий уровень государственности Лидеры – США (1), Япония (2), Швейцария (3), Германия (4) Россия занимает 27-е место в рейтинге государственности (7,5 баллов из 10). Это – высокая позиция, свидетельство самостоятельности, независимости, суверенности Основания: min. внешней экономической помощи, политическая стабильность, инновационный потенциал, длительность государственности и др.

65 Россия в мире 2. Средние внешние и внутренние угрозы Россия занимает 81-е место (4,3 балла из 10) рядом с Израилем и Республикой Корея Россия сталкивается с разнообразными, но не чрезмерными угрозами (терроризм, территориальные споры, несбалансированный экспорт, уменьшение населения, эпидемия ВИЧ/СПИД, периоды политической нестабильности и др.) Россия окружена зоной стран с высоким уровнем внешних и внутренних угроз (Азербайджан, КНДР, Афганистан, Индия, Ирак, Иран и др.)

66 Россия в мире 3. Значительный потенциал международного влияния Лидеры – ядро «Большой восьмерки» (за исключением Канады) + Китай и Индия; единственный гегемон – США (10 баллов из 10 возможных) с гигантским отрывом от всех других стран Россия занимает 7-е место (2,6 балла) после США, КНР, Японии, Германии, Франции и Великобритании, опережая Индию, Италию, Канаду и Бразилию Россия – в компактном и малочисленном ядре стран-лидеров мирового влияния

67 Основания: военный потенциал (размер ВС, ядерное оружие, высокотехнологичные вооружения), место в СБ ООН и др. международных организациях, экономический потенциал Россия и США образуют устойчивый кластер крупнейших мировых держав У России имеется совокупный потенциал, который больше ее сегодняшнего международного влияния

68 Россия в мире 4. Относительно низкое качество жизни Лидеры – Люксембург, Ирландия, Норвегия, США, Швейцария, Исландия, Австралия и др. Россия занимает 73-е место (2,7 балла из 10) - ниже Мексики, Бразилии, Болгарии, но выше Белоруссии, Китая, Турции) Россия входит в группу стран относительно низкого качества жизни Основания: низкая продолжительность жизни, высокая смертность, низкие расходы на здравоохранение

69 Россия в мире 5. Средний уровень развития институциональных основ демократии Лидеры – Швейцария, Канада, Нидерланды, Дания, Норвегия (парламентские демократии); США занимают 18-е место, Франция – 19-е (президентские демократии) Россия занимает относительно низкое 93-е место (5,2 балла из 10) - ниже Перу и Ливана, но выше ЮАР, Гватемалы, Турции, Никарагуа Основания: непродолжительная демократическая традиция, невысокая конкуренция на президентских выборах, периоды нестабильности, попытки неконституционной смены власти и др.

70 По большинству параметров Россия уступает западным демократиям (от 10 до 6,85 баллов), но в принципе несопоставима и с любыми из недемократических режимов – от Грузии (1,8) и Ирана (1,8) до Сомали (0,02) и Мьянмы (0,0) Из постсоветских стран выше России в рейтинге – Литва (6,7), Украина (6,5), Латвия (6,2), Эстония (6,0), Армения (5,9), Молдова (5,6); ниже – Азербайджан (3,5), Белоруссия (2,2), Казахстан (2,1), Кыргызстан (2,1), Узбекистан (1,9), Грузия (1,8), Таджикистан (1,1) и Туркменистан (0,03)

71 Россия – в первой половине «серой зоны», причем, с относительно высокой вероятностью отнесения к группе стран с «достаточными институциональными основами демократии» Это – широкий спектр очень разных государств, политических систем и режимов, которые, конечно, не принадлежат к демократическим «образцам», но, тем не менее, обладают определенными институциональными основами демократии и ищут свои модели развития

72 Россия в мире Противоречивое и неоднозначное положение в мире Сочетание сильных и слабых сторон Необходимость преодоления упрощенных оценок и стереотипов Важность многомерного подхода Диагностика проблем и выявление возможностей

73 Продолжение следует…