1 Институциональные проблемы природопользования Куатбаева Гульнар Куангалиевна Международная академия бизнеса Кафедра «Экономики и общественных дисциплин»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Электронный мониторинг Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» Петряева Е.Ю., руководитель службы мониторинга.
Advertisements

Результаты ФЭПО по направлениям и специальностям В разрезе факультетов.
27 апреля группадисциплина% ДЕ 1МП-12Английский язык57 2МП-34Экономика92 3МП-39Психология и педагогика55 4МП-39Электротехника и электроника82 5П-21Информатика.
О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕДЕНИЯ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ В РАМКАХ ОЦП «Р АЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ,
Масштаб 1 : Приложение 1 к решению Совета депутатов города Новосибирска от _____________ ______.
HESP – Summer School Kemerovo 2002 Наталья Кавкаева Лариса Сатаева Михаил Полозков Алмагуль Жумабекова Наталья Маслова Рухшона Одилова.
Д.т.н., проф. Бушуев В.В. Институт энергетической стратегии (Минэнерго России, Союз нефтегазопромышленников России) 15 октября, 2009 г. Энергоэффективность.
Масштаб 1 : Приложение 1 к решению Совета депутатов города Новосибирска от
Оценка эффективности деятельности общеобразовательных учреждений по итогам комплектования-2010 Л.Е. Загребова, руководитель Тольяттинского управления министерства.
Фрагмент карты градостроительного зонирования территории города Новосибирска Масштаб 1 : 4500 к решению Совета депутатов города Новосибирска от
Вариант ВВП второй первый 4.74,45 Промышленность второй первый Инвестиции второй
ЦИФРЫ ОДИН 11 ДВА 2 ТРИ 3 ЧЕТЫРЕ 4 ПЯТЬ 5 ШЕСТЬ 6.
Курсы повышения квалификации (общие показатели в %)
Результаты сбора и обработки баз данных неработающего населения муниципальных общеобразовательных учреждений города Краснодара за период с 02 по 10 февраля.
Москва, 3 апреля 2012 г. Приоритеты долгосрочного экономического развития России Министр экономического развития Российской Федерации Э.С.Набиуллина.
27 апреля группадисциплина% ДЕ 1МП-12Английский язык57 2МП-34Экономика92 3МП-39Психология и педагогика55 4МП-39Электротехника и электроника82 5П-21Информатика.
Фрагмент карты градостроительного зонирования территории города Новосибирска Масштаб 1 : 6000 Приложение 7 к решению Совета депутатов города Новосибирска.
Информационное обеспечение науки в Казахстане: состояние и перспективы Болат Султангазин Национальный центр научно-технической информации РК Science Online.
Анализ воспитательной работы В ГБС(К)ОУ школе учебный год.
1 Алматы, 2006 «КАЗАХСТАН ЗА ГОДЫ НЕЗАВИСИМОСТИ» Информационно-аналитический сборник, посвященный 15-летию независимости Республики Казахстан.
Транксрипт:

1 Институциональные проблемы природопользования Куатбаева Гульнар Куангалиевна Международная академия бизнеса Кафедра «Экономики и общественных дисциплин» Зав.кафедрой д.э.н.,член-корр.МЭАЕ, апреля 2010 г. Москва, МГУ им. М.В.Ломоносова 1

СОДЕРЖАНИЕ 1.Краткий обзор по стране 2.Дефиниции 3.Методология 4.Анализ ИГРЭ в РК 5.Направления развития ИГРЭ 6.Выводы & рекомендации

Современный Казахстан Участие в международных организациях: AsDB, CCC,CIS, EAPC, EBRD, ECE, ECO, ESCAP, FAO, IAEA, IBRD, ICAO, IDA, IDB, IFAD, IFC, ILO, IMF, IMO, Intelsat, Interpol, IOC, IOM (observer), ISO, ITU, NAM (observer), OAS (observer), OIC, OPCW, OSCE, PFP, UN, UNCTAD, UNESCO, UNIDO, UPU, WFTU, WHO, WIPO, WMO, WToO, WTrO (observer) Население 15,82 млн. чел Территория кв.км. Столица Астана Государственное устройство: по новой конституции Казахстан – демократическое правовое унитарное государство, имеющее три независимые ветви власти: исполнительную, законодательную и судебную. Республика Казахстан - является демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы. 1. Short country overview Республика Казахстан имеет уже две конституции послесоветского периода. Первая конституция была принята в январе Однако уже в августе 1995, как следствие конфликта между президентом и законодательной властью, она была заменена новой конституцией. Конституция Республики Казахстан 1995 года Действующая Конституция Республики Казахстан была принята 30 августа 1995 года на всенародном референдуме. Этот день является государственным праздником Днём Конституции Республики Казахстан. В 1998 и 2007 годах в Конституцию вносились значительные изменения, увеличивающие полномочия Президента. всенародном референдумеДнём Конституции Республики Казахстан

Основные макроэкономические показатели (в % к предыдущему году) Валовой внутренний продукт91,8100,5101,798,1102,7109,8113,5109,8109,3109,6109,7110,7108,9103,3101,2 Продукция промышленности92100, ,7 Продукция сельского хозяйства769599, , ,8 Инвестиции в основной капитал ,1 Перевозки грузов ,2 Розничный товарооборот 1) ,1 Индексы цен производителей промышленной продукции , , ,0 Индексы потребительских цен ,3 Экспорт в страны Содружества , ,49 Экспорт в другие страны ,53 Импорт из стран Содружества ,04 Импорт из других стран ,06 1) Без оборота предприятий питания. Kazakhstan - macroeconomic overview

СОДЕРЖАНИЕ 1.Краткий обзор по стране 2.Дефиниции 3.Методология 4.Анализ ИГРЭ в РК 5.Направления развития ИГРЭ 6.Выводы & рекомендации 2. Дефиниции

6 Под институтами государственного регулирования при всем многообразии определений понимается совокупность макроструктур (законодательство, стандартизация, гражданское общество, финансы, прогнозирование, планирование, программирование, информация, традиции, наука и образование), обеспечивающих устойчивое социально-эколого- экономическое развитие и конкурентоспособность национальной экономики. Под институциональными технологиями подразумевается процессы трансформации старых, генерации новых, трансферта (передачи, импорта, заимствования) институтов государственного регулирования.

7 Компоненты устойчивого развития Институты и механизмы государственного регулирования, обеспечивающие интеграцию трех сфер

СОДЕРЖАНИЕ 1.Краткий обзор по стране 2.Дефиниции 3.Методология 4.Анализ ИГРЭ в РК 5.Направления развития ИГРЭ 6.Выводы & рекомендации 3.Методология

9

10 Законодате льство 1 Стандарти- зация, нормирова- ние, лицензирова ние 2 Гражданское общество 3 Финансы 4 Прогнозирование Планирование Программирование Проектирование 5 Информация и информационны е технологии 6 Традиции 7 Наука и образование 8 Рамочное Прямое Косвенное Стандарты, нормативы уровня жизни, Экологические технологически еобразователь ные финансовые и т.п. Три сектора: правительств о, бизнес, НПО Финансовая, кредитная системы, бюджетная, налоговая, системы, страхование международны е финансы Долгосрочное, Среднесрочное Краткосрочное прогнозирование Планирование, Программирование Стратегические экологическая и социальная оценки Е – технологии, Е - правительство, Е- парламент, Е -коммерция, Е – НПО, ГИС, Интернет. Международная и национальная статистика Дошкольное, школьное, среднее специальное, высшее, послевузовское, социальные инновации, наука. Идея национальног о единства. Идея межнационал ьного согласия. Религия. культура Схема1. Методология исследования институтов государственного регулирования

СОДЕРЖАНИЕ 1.Краткий обзор по стране 2.Дефиниции 3.Методология 4.Анализ ИГРЭ в РК 5.Выводы & рекомендации 4. Анализ ИГРП в Казахстане

КОНЦЕПЦИЯ ПЕРЕХОДА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН К УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ К УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ НА ГОДЫ ИСКАКОВ Н.А. Министр охраны окружающей среды

Задача 1. Повышение показателя эффективности использования ресурсов (ЭИР) до 37 % к % к % к 2024 году Приоритеты: Приоритеты: диверсификация экономики диверсификация экономики развитие высокотехнологических и несырьевых отраслей развитие высокотехнологических и несырьевых отраслей усиление роли государства в макроэкономическом регулировании усиление роли государства в макроэкономическом регулировании обеспечение технологического прорыва обеспечение технологического прорыва внедрение устойчивых моделей производства и потребления внедрение устойчивых моделей производства и потребления развитие устойчивых систем транспорта развитие устойчивых систем транспорта создание эффективной инфраструктуры страны создание эффективной инфраструктуры страны

Задача 2. Увеличение средней продолжительности жизни населения до 68 лет к 2012 году 70 лет к 2018 году 73 лет к 2024 году при поддержании показателя рождаемости на уровне не ниже родившихся на 1000 населения Приоритеты: Приоритеты: повышение уровня социальной безопасности и внедрения культуры безопасного повышение уровня социальной безопасности и внедрения культуры безопасного поведения поведения полное обеспечение населения качественной питьевой водой, соответствующей полное обеспечение населения качественной питьевой водой, соответствующей оптимальным физиологическим критериям оптимальным физиологическим критериям предупреждение и уменьшение экологических угроз здоровью населения предупреждение и уменьшение экологических угроз здоровью населения борьба с бедностью борьба с бедностью меры по снижению дорожного, бытового и производственного травматизма меры по снижению дорожного, бытового и производственного травматизма стимулирование здоровых стандартов питания, ликвидация нутрициональных дефицитов стимулирование здоровых стандартов питания, ликвидация нутрициональных дефицитов (кальций, йод, селен и иные ценные микроэлементы) (кальций, йод, селен и иные ценные микроэлементы) создание экономических стимулов к укреплению семьи, деторождению, кардинального создание экономических стимулов к укреплению семьи, деторождению, кардинального улучшения системы родовспоможения, охраны материнства и детства улучшения системы родовспоможения, охраны материнства и детства

Задача 3. Увеличение индекса экологической устойчивости на 10 % к 2012 году 15 % к 2018 году 25 % к 2024 году Приоритеты: Приоритеты: внедрение экосистемного трансрегионального подхода внедрение экосистемного трансрегионального подхода установление целевых критериев устойчивого развития для всех крупных установление целевых критериев устойчивого развития для всех крупных промышленных и энергетических объектов с определением сроков и механизмов промышленных и энергетических объектов с определением сроков и механизмов перехода на наилучшие доступные технологии перехода на наилучшие доступные технологии борьба с опустыниванием борьба с опустыниванием сохранение экологических систем, ландшафтов и биологического разнообразия сохранение экологических систем, ландшафтов и биологического разнообразия внедрение более эффективного экономического механизма охраны окружающей внедрение более эффективного экономического механизма охраны окружающей среды, в том числе в целях продвижения стратегии более чистого производства среды, в том числе в целях продвижения стратегии более чистого производства развитие объектов альтернативной энергетики развитие объектов альтернативной энергетики расширение международных усилий расширение международных усилий решение проблем «исторических загрязнений» решение проблем «исторических загрязнений» стимулирование системы менеджмента отходов стимулирование системы менеджмента отходов

Задача 4. Обеспечение устойчивого политического развития Приоритеты: Приоритеты: консолидации политических сил вокруг идеи устойчивого консолидации политических сил вокруг идеи устойчивого развития развития поддержки создания в стране общественных движений поддержки создания в стране общественных движений возможности создания в стране международной зоны устойчивого возможности создания в стране международной зоны устойчивого развития развития обеспечения активного и реального участия Казахстана в обеспечения активного и реального участия Казахстана в международных организациях, проведения ряда крупных международных организациях, проведения ряда крупных международных форумов под эгидой Республики Казахстан международных форумов под эгидой Республики Казахстан развития эффективной системы местного самоуправления развития эффективной системы местного самоуправления

Координационный центр проблем опустынив ания и биоразно- образия Координационный центр снижения загрязнения окружающей среды Координационный центр энергосбережения и рационального использования энергоресурсов Координационный центр устойчивых транспортных систем Координационный центр производительности Координационный центр сохранения культурного наследия Координационный центр по химической безопасности и управления отходами Координационный центр водных проблем и доступа к питьевой воде Законы Программы Ресурсы Индикаторы Стандарты Зоны устойчивого развития (Арало-Сырдарьинская, Балхаш-Алакольская, Ертисская, Есильская, Жайык-Каспийская, Сарыаркинская, Тобол-Торгайская, Шу-Таласская) ВХОД Исполнение законов Выполнение программ Эффект ресурсов Достижение индикаторов Внедрение стандартов ВЫХОД Центр охраны здоровья и экопроек- тирования Координационный центр проблем демографии и миграции Координационные центры Евразийский научно-образовательный Центр технологий устойчивого инновационного развития Совет по устойчивому развитию Фонд устойчивого развития «Казына», Евразийский банк развития Приоритеты устойчивого развития Институциональное обеспечение перехода Казахстана к устойчивому развитию

Зоны устойчивого экосистемного развития

Оценка установочных параметров перехода Республики Казахстан к устойчивому развитию (2005–2024 гг.) п/п п/п Интегральные измерители 2005 г г г г г. 1. Численность населения, млн. чел. 15,0515,6616,1317,1318,18 2. Средняя продолжительность жизни, лет 65,9167,8768,8970,9973,14 3. Средняя нормированная продолжительность жизни 0,660,680,690,700,73 4. Превышение средней продолжительности жизни женщин над средней продолжительностью жизни мужчин, лет 11,4710,009,38,57,5 5. Потребление мощности (за предыдущий год), ГВт 94,85130,45154,86264,86468,38 6. Производство мощности (за текущий год), ГВт 29,4043,0557,30113,10248,24 7. Потери мощности, ГВт 65,4587,4097,56151,77220,14 8. Эффективность использования ресурсов, ЭИР 0,310,330,370,430,53 9. Качество окружающей природной среды 0,910,950,990,930, Уровень жизни, КВт/чел 1,952,753,556,6013, Качество жизни, КВт*час 1,171,782,434,359, Индекс экологической устойчивости, баллы

20

21

22

23 The dynamics of normative legal acts of tourism of the Republic of Kazakhstan By method of Kuatbaeva G.K

24 Диаграмма 2.* Динамика нормативно-правовых актов Республики Казахстан в сфере атомной энергетики за гг.: 1- линия тренда. 2- линия начала 2007 года *Выполнено по методу Doctor of sciences in Environmental Economics and World Economy Куатбаевой Г.К 2 Атомная энергетика Республики Казахстан

25

26

27

Составлено: автором Сабитовой Д.К. на основе СИС «Юрист» по методу д.э.н. Куатбаевой Г.К. Динамика нормативно-правовых актов Республики Казахстан в области проведения нефтяных операций на морских месторождениях за гг Переход на новую валюту Принятие Конституции РК Привлечение иностранных инвесторов Закон об ООС Азиатский кризис Подготовка к вступлению в ВТО

Составлено: автором Сабитовой Д.К. на основе СИС «Юрист» по методу д.э.н. Куатбаевой Г.К. Структура нормативно-правовых актов Республики Казахстан в области проведения нефтяных операций на морских месторождениях за гг

Международ. Организации поднимают вопрос стандоартов Мировой энергетичес кий кризис Мировое падение цен на энергоресурсы Привлечение иностранных инвесторов Составлено: автором Сабитовой Д.К. на основе данных фонда стандартов РНТБ по методу д.э.н. Куатбаевой Г.К. Динамика стандартов Республики Казахстан в нефтегазовой области за период гг.,ед.

Динамика нормативно-правовых актов Республики Казахстан в сфере экологического аудита за период гг., ед. Азиатский кризис Подготовка к вступлению в ВТО Привлечение иностранных инвесторов Принятие Конституции РК годы НПА, ед. Переход на новую валюту Составлено: автором Мулдахметовой Д. на основе СИС «Юрист» по методу д.э.н. Куатбаевой Г.К. y = 0,4314x - 858,32

Схема Финансирование деятельности в рамках стратегии социально- экономического развития 34

Структура нормативно - правовых актов Республики Казахстан в сфере Налогов за г.г., %

Приоритеты социально-экономического развития в стратегических документах Цели тысячелетия Декларация РИО-92 Стратегия Казахстан 2030 Концепции перехода РК к устойчивому развитию на период Стратегический план развития РК до 2020 Транспортная стратегия РК до 2015 Программа развития территорий РК до 2015 Стратегический план СЭР РК 2010 Концепция экологической безопасности Стратегия индустриально-инновационного развития до 2015 года Индикативный план социально-экономического развития Государственные программы на 2-3 года (120) Программы Действий Правительства на 2 года Ежегодные Послания Президента Республики Казахстан к народу( с 1997г.) Основные направления экономической и социальной политики и прогноз показателей на предстоящий год

37 Информационные технологии По прогнозам, глобальный спрос на услуги в области ИТ достиг 1 трлн. долларов США к 2008 году против 327 млрд. долларов США в 1997 году По различным экспертным данным, в 1990 г. в мире насчитывалось 11 млн. абонентов мобильной связи, в 1995 г млн., а к концу 2000 г млн., что составляло 11 % всего населения планеты. К концу 2003 г. во всем мире число абонентов сотовой связи превысило 1 млрд. человек Международные аналитики констатируют: число веб-страниц с 1997-го по 2002 г. увеличилось на 2744% (NEC Reseach); трафик в Интернете удваивается каждые 100 дней (Pricewaterhouse Coopers); каждый день появляются 1,5 млн веб-страниц (Alexa Интернет); количество электронных адресов будет расти с менее чем 1 млрд. до 7,5 млрд., превышая рост населения в мире (Interactive Web); Сеть растет на 100% в год по сравнению с 5-10% телефонной сети (Vinton Cerf); мировой объем электронной торговли с $98,4 млрд в 1999 г. вырос до $1 244 млрд. в 2003 г. (e-Stats).

год По уровню информатизации среди стран СНГ Казахстан находился на третьем месте после Прибалтики и России, в мировом масштабе Казахстан находится, по оценкам ООН 2003 г., на 62 месте. Расходы государственного бюджета на информатизацию в целом по стране за гг. составили порядка млрд. тенге, что составляло 1,0 % от всего объема расходов государственного бюджета. Как следствие, за последние три года объем услуг в области телекоммуникаций по республике вырос с 320 млн.долл США до 500 млн. долл. США. К 2005 г. объем рынка составил 900 млн. долл. США. Рост доходов в отрасли составляет 25% в год. В Республике Казахстан в 1997 г. насчитывалось 42 тыс. пользователей информационных технологий, то в 2000 г. - уже 117,5 тыс. В 2001 г. их количество возросло до 141 тыс.

2010 год Казахстан занял 46 место в мире по готовности к «электронному правительству». Департамент по экономическим и социальным вопросам Организации Объединенных Наций опубликовал новый рейтинг готовности стран к использованию технологий «электронного правительства». В нем приведены данные о состоянии развития «электронного правительства» в 192 странах. Согласно опубликованной информации, Казахстан в 2010 году по развитию «электронного правительства» занял 46-е место, поднявшись на 35 позиций по сравнению с 2008 годом, когда он занимал 81-е место. По предоставлению онлайновых услуг, Казахстан заметно опережает средний мировой уровень с индексом 0, е место, при среднем мировом уровне 0,286, а по готовности к нововведениям мы находимся на 22 месте. В классификации по показателю «электронное участие» граждан в электронных государственных проектах в 2010 году Казахстан находится на 18 месте. В 2008 году наша страна занимала 106-е место.

СОДЕРЖАНИЕ 1.Краткий обзор по стране 2.Дефиниции 3.Методология 4.Анализ ИГРЭ в РК 5.Выводы & рекомендации 5. Выводы и рекомендации

а 11 а 12 а 13 а 14 а 15 а 16 а 17 а 18 2 а 21 а 22 а 23 а 24 а 25 а 26 а 27 а 28 3а 31 а 32 а 33 а 34 а 35 а 36 а 37 а 38 4а 41 а 42 а 43 а 44 а 45 а 46 а 47 а 48 5а 51 а 52 а 53 а 54 а 55 а 56 а 57 а 58 6а 61 а 62 а 63 а 64 а 65 а 66 а 67 а 68 7а 71 а 72 а 73 а 74 а 75 а 76 а 77 а 78 8а 81 а 82 а 83 а 84 а 85 а 86 а 87 а 88 Структурно-логическая матрица (СЛМ) для анализа институтов государственного регулирования сфер экономики, проблем сфер экономики,определения системных мер государственного регулирования(А=a [ij]) Примечание: 1 - Институт законодательства, 2 - Институт Стандартизации, сертификации, нормирования и лицензирования, 3 - Институт Гражданского общества, 4 - Институт финансов,5 - Институт прогнозирования, планирования, программирования, 6 - Институт информации, 7 - Институт традиций, 8 - Институт науки и образования

Рекомендации по совершенствованию институтов государственного регулирования I. Для совершенствования института законодательства необходимо осуществить развитие всех институтов государственного регулирования по строке и столбцу 1 структурно-логической матрицы на основе рыночных принципов формирования законодательства; II. Для совершенствования института стандартизации, нормирования, сертификации и лицензирования необходимо осуществлять механизм определения соответствия всех институтов государственного регулирования по строке и столбцу 2 структурно-логической матрицы; III.Для совершенствования института гражданского общества необходимо осуществить структуризацию всех институтов государственного регулирования по строке и столбцу 3 структурно- логической матрицы; IV. Для совершенствования института финансов финансовой деятельности необходимо раскрыть содержание всех институтов государственного регулирования по строке и столбцу 4 структурно- логической матрицы; V. Для совершенствования института прогнозирования, планирования и программирования необходимо осуществить ранжирование по приоритетности всех институтов государственного регулирования по строке и столбцу 5 структурно-логической матрицы; VI. Для совершенствования института информации необходимо осуществить анализ возможностей всех институтов государственного регулирования по строке и столбцу 6 структурно-логической матрицы; VII. Для совершенствования института традиций необходимо осуществить оценку соответствия всех институтов государственного регулирования по строке и столбцу 7 структурно-логической матрицы; VIII. Для совершенствования института науки и образования необходимо осуществить соответствие всех институтов государственного регулирования по строке и столбцу 8 структурно-логической матрицы;