Федеральные законы «Об образовании» от 10.06.1992 г. N 3266-1 (последнее изменение 28.09.2010) «Об образовании» от 10.06.1992 г. N 3266-1 (последнее изменение.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Правительственные и ведомственные акты - 1 Положение о подготовке научно- педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования.
Advertisements

Правительственные и ведомственные акты - 1 Положение о подготовке научно- педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования.
1 3 Вхождение в международный рейтинг университетов Повышение конкурентоспособности с целью формирования исследовательского университета.
ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КУБАНСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ Заседание.
Заместитель Министра образования и науки Российской Федерации Хлунов Александр Витальевич 2009 год.
Основные показатели системы высшего профессионального образования Количество вузов – 1108, из них - государственные – негосударственные – 450 Общая.
О формировании государственного задания подведомственным Минобрнауки России вузам на выполнение НИОКР 18 ноября 2011 г.
О МЕРАХ ПОДДЕРЖКИ ПОДГОТОВКИ АСПИРАНТОВ В УНИВЕРСИТЕТЕ Докладчик Л.А. Свисткова.
Меры государственной поддержки молодых ученых в Российской Федерации Ответственный секретарь Совета по грантам Президента Российской Федерации для государственной.
Тверской институт экологии и права Ученый совет «Отчет по научно- исследовательской работе института за 2013 год» Фирсова Елена Анатольевна, доктор экономических.
Тульский государственный университет ИНФОРМАЦИЯ о выполнении I этапа Программы развития инновационной инфраструктуры ТулГУ «Развитие инновационно- технологического.
1 К вопросу разработки концепции развития сети федеральных университетов 29 февраля 2008 года, г. Москва.
Бичарева Ольга Николаевна, ученый секретарь, канд. биол. наук 02 октября 2014 г.
27 марта 2012, г. Москва «Итоги, задачи и перспективы развития отраслевого образования» Президент Ассоциации вузов транспорта, ректор МИИТ, д.т.н., профессор.
1 Роль и место вузов в национальной инновационной системе России Мартынюк Г.В. – начальник отдела Департамента государственной научно-технической политики.
«РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ» Президент Ассоциации вузов транспорта, ректор МИИТ, д.т.н., профессор Лёвин Б.А. 30 октября.
Содержание аккредитационной экспертизы. Основополагающие документы ПОЛОЖЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.
Высшая аттестационная комиссия Министерства образования и науки Российской Федерации Председатель ВАК Академик РАН Михаил Петрович Кирпичников Государственная.
The Ultimate PowerPoint Design Package Министерство образования и науки Российской Федерации Участие ведущих ученых - победителей конкурсов на получение.
Нормативное обеспечение и система организации процедуры государственной аккредитации федеральных образовательных учреждений и научных организаций Татаринова.
Транксрипт:

Федеральные законы «Об образовании» от г. N (последнее изменение ) «Об образовании» от г. N (последнее изменение ) «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от г. N 125-ФЗ (последнее изменение ) «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от г. N 125-ФЗ (последнее изменение )

Федеральные законы - 2 «О науке и государственной научно- технической политике» от ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» от г. 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» от г. 217-ФЗ

Федеральные законы - 3 размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от ФЗ Законодательство по экспортному контролю Законодательство по экспортному контролю

Правительственные и ведомственные акты - 1 Положение о подготовке научно- педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в РФ (утверждено приказом Минобразования от ) Положение о подготовке научно- педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в РФ (утверждено приказом Минобразования от )

Правительственные и ведомственные акты - 2 Положение о порядке присуждения ученых степеней (утверждено постановлением Правительства РФ 74 от , с изменениями от ) Положение о порядке присуждения ученых степеней (утверждено постановлением Правительства РФ 74 от , с изменениями от ) Положение о порядке присвоения ученых званий (утверждено постановлением Правительства РФ 194 от ,с изменениями от ) Положение о порядке присвоения ученых званий (утверждено постановлением Правительства РФ 194 от ,с изменениями от )

Правительственные и ведомственные акты - 3 Положение о совете по защите докторских и кандидатских диссертаций (утверждено приказом Минобразнауки РФ 2 от ) Положение о совете по защите докторских и кандидатских диссертаций (утверждено приказом Минобразнауки РФ 2 от ) Постановление Правительства РФ от 2 октября 2002 г. 729 «О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории РФ, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета» Постановление Правительства РФ от 2 октября 2002 г. 729 «О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории РФ, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета»

Государственные стандарты ГОСТ – 98 «Порядок выполнения научно-исследовательских работ» ГОСТ 7.32 – 2001 «Стандарт отчета о научно-исследовательской работе» ГОСТ 7.60 – 2003 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу» ГОСТ Р «Патентные исследования»

Федеральный закон 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» от определения научной деятельности, видов исследований; Научная (научно-исследовательская) деятельность - деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в том числе: фундаментальные научные исследования - экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды; прикладные научные исследования - исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач.

Федеральный закон 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» от Научно-техническая деятельность - деятельность, направленная на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы. Экспериментальные разработки - деятельность, которая основана на знаниях, приобретенных в результате проведения научных исследований или на основе практического опыта, и направлена на сохранение жизни и здоровья человека, создание новых материалов, продуктов, процессов, устройств, услуг, систем или методов и их дальнейшее совершенствование.

Федеральный закон 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от Федеральный университет - высшее учебное заведение, которое: реализует инновационные образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования, интегрированные в мировое образовательное пространство; реализует инновационные образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования, интегрированные в мировое образовательное пространство; обеспечивает системную модернизацию высшего и послевузовского профессионального образования; обеспечивает системную модернизацию высшего и послевузовского профессионального образования;

Федеральный университет осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации кадров на основе применения современных образовательных технологий для комплексного социально-экономического развития региона; осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации кадров на основе применения современных образовательных технологий для комплексного социально-экономического развития региона;

Федеральный университет выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук, обеспечивает интеграцию науки, образования и производства, в том числе путем доведения результатов интеллектуальной деятельности до практического применения; выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук, обеспечивает интеграцию науки, образования и производства, в том числе путем доведения результатов интеллектуальной деятельности до практического применения; является ведущим научным и методическим центром. является ведущим научным и методическим центром.

Федеральный университет Федеральные университеты учреждаются Правительством по предложениям Президента и действуют в форме автономных учреждений. Правительство назначает ректоров на пять лет.

Федеральные университеты 1) Южный и Сибирский. 2) Северный (Арктический) - АрхангельскийГТУ; Приволжский – Казанский ГУ им. В.И.Ульянова-Ленина, Уральский - на базе УрГТУ им. первого Президента России Б.Н.Ельцина; + Уральский ГУ

Федеральные университеты Дальневосточный федеральный университет – Дальневосточный ГУ; Северо-Восточный федеральный университет – Якутский ГУ им. М.К.Аммосова. 3) Северо-Кавказский федеральный университет - на базе 5 вузов Ставрополья.

Национальные исследовательские университеты ВУЗы, одинаково эффективно осуществляющие образовательную и научную деятельность на основе принципов интеграции науки и образования. Способность как генерировать знания, так и обеспечивать эффективный трансфер технологий в экономику; Способность как генерировать знания, так и обеспечивать эффективный трансфер технологий в экономику;

Национальные исследовательские университеты проведение широкого спектра фундаментальных и прикладных исследований; наличие высокоэффективной системы подготовки магистров и кадров высшей квалификации, развитой системы программ переподготовки и повышения квалификации.

Национальные исследовательские университеты НИУ - интегрированный научно- образовательный центр или включает ряд центров в виде совокупности структурных подразделений, осуществляющих проведение исследований по общему научному направлению и подготовку кадров для определенных высокотехнологичных секторов экономики.

Национальные исследовательские университеты Статус устанавливается Правительством на 10 лет. До 1,8 млрд. руб. на 5 лет Приобретение оборудования, повышение квалификации, разработка учебных программ, развитие информационных ресурсов, совершенствования системы управления качеством образования и научных исследований.

Национальные исследовательские университеты Всего: 29 1) НИ ядерный университет (на базе МИФИ) НИ технологический университет ("Московский институт стали и сплавов"). 2) Август 2009 г. 136 заявок, допущено 110, победит классических университета (Нижегородский и Новосибирский).

Национальные исследовательские университеты 3) март-апрель 2010 г. 151 заявка, допущено 128, 15 победителей (Иркутск – ИрГТУ). 6 классических университетов (Белгородский, Мордовский,Пермский, Саратовский, Томский, Южно- Уральский).

Федеральный закон 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от Университет реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по широкому спектру направлений подготовки (специальностей); осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников; выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук; является ведущим научным и методическим центром в областях своей деятельности.

Федеральный закон 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от Академия - высшее учебное заведение, которое: реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования; осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации для определенной области научной и научно- педагогической деятельности; выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования преимущественно в одной из областей науки или культуры; является ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности.

Федеральный закон 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от Институт - высшее учебное заведение, которое: реализует образовательные программы высшего профессионального образования, а также, как правило, образовательные программы послевузовского профессионального образования; осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников для определенной области профессиональной деятельности; ведет фундаментальные и (или) прикладные научные исследования.

Хлунов А.В., зам. Министра образования и науки РФ Структура сектора высшего образования (численность организаций) КлассическиеТехническиеПрофильные Университеты Государственные Негосударственные Итого

Негосударственные университеты Белгородский университет потребительской кооперации Гуманитарный университет ЕкатеринбургГуманитарный университет Московский гуманитарный университет Московский университет государственного управления Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет Российский новый университет МоскваРоссийский новый университет Российский университет кооперации Мытищи Московской областиРоссийский университет кооперации Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов Сибирский университет потребительской кооперации Смоленский гуманитарный университет Университет Российской академии образования МоскваУниверситет Российской академии образования

СТРУКТУРА ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Вузы (Гос. и негосударственные) Филиалы вузов - 2,1 тыс. УСПО - 2,7 тыс. УНПО - 4 тыс. Общеобразовательные - 61 тыс.

Диаграмма ранжирования общего контингента студентов по укрупненным группам специальностей в государственных образовательных учреждениях Экономика и управление Гуманитарные науки Образование и педагогика Электронная техника, радиотехника и связь Физико- математические науки Химическая и биотехнологии Приборостроение и оптотехника Прочие специальности

Основные направления реструктуризации вузовского сектора Лишение лицензии на образовательную деятельность - ликвидация вузов (филиалов) по результатам государственной аккредитации. Для вузов (филиалов), доля невыполненных аккредитационных показателей которых превышает 30%. Реорганизация в форме присоединения к сильным однопрофильным вузам («вузовский холдинг») либо понижение статуса и ограничение верхнего уровня подготовки выпускников до академического и (или) технического бакалавриата. Для вузов (филиалов), доля невыполненных аккредитационных показателей которых от 10% до 30%. Наблюдение в течение 1 – 2 лет за вузами, имеющими невыполненные показатели аккредитации, доля которых не превышает 10%, и проведение внеочередных аттестационных мероприятий, результатом которых в случае сохранения замечаний может быть реализация сценариев санации по пункту 2.

Перспективный облик сектора высшего образования (Особый статус – МГУ и СПбГУ) Федеральные университеты - 8 СибирскийЮжный Дальне- восточный МИСиСМИФИ Национальные исследовательские университеты - 29 Прочие учреждения высшего профессионального образования

Высшая аттестационная комиссия Министерства образования и науки Российской Федерации Председатель ВАК Академик РАН Михаил Петрович Кирпичников Государственная система аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации: состояние, тенденции, перспективы

Высшая аттестационная комиссия Министерства образования и науки Российской Федерации Лица, утверждённые ВАК Минобрнауки России в учёных степенях с 2000 по 2008 год * Данные на октябрь 2008 года

Высшая аттестационная комиссия Министерства образования и науки Российской Федерации Число советов по защите докторских и кандидатских диссертаций с 2001 по 2008 год * Данные на ноябрь 2008 года

Высшая аттестационная комиссия Министерства образования и науки Российской Федерации V. Стратегические задачи 1.Уникальный характер ВАК как интегрированной межведомственной структуры, объединяющей специалистов по всем направлениям науки, техники, образования, наряду с накопленной информацией, позволяют рассматривать его как важный элемент складывающейся в стране независимой системы экспертизы 2. Обеспечение финансирования деятельности экспертных советов ВАК 3. Рассмотрение вопроса о введении отдельной системы аттестации бизнесменов и администраторов – аналогичной западным МВА и DВА -ведется обсуждение возможности привлечения экспертных советов ВАК к решению экспертных задач в секторе науки, техники и технологий (Ростехнадзор); - подготовлен и внесен в Правительство РФ соответствующий проект распоряжения; -по инициативе ВАК ведется обсуждение вопроса с привлечением научно- педагогической общественности, представителей публичной администрации, предпринимательских кругов

Аккредитационные показатели 1) число отраслей науки по специальностям научных работников (аспирантуры) – для университета не менее 5; 2) число аспирантов на 100 студентов контингента, приведенного к очной форме обучения (не менее 4);

Показатели - 2 3) процент аспирантов, защитивших диссертации не позднее чем через год после окончания аспирантуры (от числа поступивших) – не менее 25 %; 4) число отраслей науки, в рамках которых выполняются научные исследования – не менее 5;

Показатели - 3 5) среднегодовой объем финансирования научных исследований за пять лет – не менее 10 млн. руб.; 6) среднегодовой объем научных исследований на единицу научно-педагогического персонала за пять лет – не менее 18 тыс. руб. 7) среднегодовое количество монографий на 100 основных штатных педагогических работников с учеными степенями и (или) учеными званиями, изданных за пять лет – не менее 2.

Показатели -4 8) процент профессорско- преподавательского состава с учеными степенями и (или) учеными званиями – не менее 60%; 9) процент докторов наук и (или) профессоров – не менее 10%; 10) процент профессорско- преподавательского состава, работающего в вузе на штатной основе – не менее 50%;

Показатели ) среднегодовое число защит диссертаций на 100 человек научно- педагогического персонала за 5 лет – не менее 3. 12) число укрупненных групп специальностей (направлений подготовки) по реализуемым основным образовательным программам – не менее 7

Показатели ) Среднегодовой контингент обучающихся по образовательным программам профессиональной переподготовки и (или) повышения квалификации - не менее 50 чел. 14) Процент учебных дисциплин основных образовательных программ, обеспеченных учебно-методическими комплексами – 100% + для университета использование инновационных методов в образовательном процессе

Объемы финансирования 2008 г., млн. руб. (по данным статистического сборника Рособразования)

Основные источники финансирования ИГУ 2010 г. 1) 1) Аналитическая ведомственная целевая программа «Развитие научного потенциала высшей школы ( гг.)» – 45,7 млн. руб. 2) 2) Федеральные целевые программы – 40 млн. руб. (общее количество госконтрактров – 45 на 117 млн. руб.).

Основные источники финансирования ИГУ 2010 г. 3) Гранты РФФИ – 7 млн. руб. 4) Гранты Президента РФ – 1,8 млн. руб. 5) Договоры с хозяйствующими субъектами (30 млн. руб.) 6) Международные проекты – 9 млн. руб.

Федеральные целевые программы Федеральные целевые программы - увязанный по задачам, ресурсам и срокам комплекс научно-исследовательских, опытно- конструкторских, производственных, социально- экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации. В 2010 г. – более 40.

ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на гг. Около 80 млрд. руб. Мероприятие 1.1. Проведение научных исследований коллективами научно-образовательных центров. Объем финансирования каждого центра составляет до 15 млн. руб. на 3 года. Мероприятие 1.5. Проведение научных исследований коллективами под руководством приглашенных исследователей – российских граждан, работающих на постоянной основе за рубежом (до 4 млн. руб. на 2 года). Мероприятие 2.1. Организация и проведение всероссийских и международных молодежных научных конференций и школ (до 2 млн. руб. на одно мероприятие).

ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на гг. Мероприятие Проведение научных исследований группами под руководством докторов наук. Финансирование коллектива – до 6 млн. руб. на 3 года. Мероприятие Проведение научных исследований группами под руководством кандидатов наук – до 4,5 млн. руб. на 3 года. Мероприятие Проведение научных исследований молодыми учеными - кандидатами наук. (до 3 млн. руб. на 3 года). Мероприятие Проведение научных исследований аспирантами в научно-образовательных центрах (до 1 млн. руб. на 2 года).

Российский фонд фундаментальных исследований (2010 г. – около 6 млрд. руб.) 1) 1) Инициативные исследовательские проекты (группы до 10 чел., срок до 3 лет, средний объем финансирования – тыс. руб. в год) 2) 2) Организация международных мероприятий 3) 3) Развитие материальной базы 4) 4) Издательские проекты 5) 5) Участие в международных мероприятиях за рубежом 6) 6) Мобильность молодых ученых 7) 7) Международные конкурсы. 8) 8) Региональные конкурсы

Подготовка проекта (заявки) Проект поддержан: -госконтракт (задание, договор); - кадровое обеспечение; - финансовое обеспечение; -материальное обеспечение. Отчет по проекту Закрепление прав на интеллектуальную собственность, коммерциализация результатов, новые проекты Жизнь проекта Мордовский

Научное направление, проблема, тема Направление: область научных исследований и проблем, для которой характерны единая научная тематика, объект исследования, методы и подходы их выполнения, либо объекты их приложения. (Наука, комплекс наук или научных проблем, в области которых ведутся исследования).

Приоритетные направления развития науки, технологий и техники РФ 1 ) Безопасность и противодействие терроризму 2) Живые системы 3) Индустрия наносистем и материалов 4) Информационно-телекоммуникационные системы 5) Перспективные вооружения, военная и специальная техника 6) Рациональное природопользование 7) Транспортные, авиационные и космические системы 8) Энергетика и энергосбережение

Научное направление, проблема, тема Научная проблема – это совокупность сложных теоретических и (или) практических задач; совокупность тем научно-исследовательской работы. Научная тема – это сложная, требующая решения задача. (Теоретические, практические, смешанные). Предмет исследования, цель, метод

Научные результаты и их классификация Теоретические и практические Теоретические и практические 1) Научные положения: выраженные в виде четких формулировок научные идеи (гипотезы, принципы, правила, понятия и т.п.) 2) Результаты методического характера (методики, методы, технологии) 3) Результаты фактографического характера (научные факты, эффекты, рекомендации)

Требования к научным результатам Научная значимость Научная значимость Достоверность и обоснованность Достоверность и обоснованность Новизна Новизна

Реализация научных результатов 1) При разработке прогнозов и определении перспектив развития науки и техники 2) При разработке новой техники и технологий 3) Включение материалов в госстандарты, методики, инструкции, техническую документацию;

Реализация научных результатов - 2 4) Включение материалов НИР в монографии, учебники, учебные пособия, научные статьи. 5) Включение результатов НИР в диссертации. 6) Получение патентов, свидетельств на интеллектуальную собственность 7) Внедрение в образовательный процесс. Научная тема – это сложная, требующая решения задача. Темы могут быть теоретическими, практическими и смешанными.