ОБЩЕСТВО СЧАСТЛИВЫХ ЛЮДЕЙ? (по роману-антиутопии О.Хаксли «О дивный новый мир») «Самое страшное в утопиях то, что они сбываются» Николай Бердяев Автор:

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Мы» от Бога - а «Я» от Диавола Самое страшное в утопиях, что они сбываются… Н. Бердяев Авторы: Шаповал Н. П. Первушина Т. А. г. Екатеринбург.
Advertisements

Литературный проект МОУ гимназия 64 города Липецка 10 А класс Учитель Высшей категории, лауреат премии им. Г.И.Горской Потапова Лариса Юрьевна
МЕТОД ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ ФИЗИКИ МОУ «Багарякская СОШ» Учитель физики Выгузова Л.В. октябрь 2012г.
МЕТОД ПРОЕКТОВ. Основные цели современной системы образования Интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование критического и творческого.
Проблемы формирования универсальных учебных действий (по результатам выполнения комплексной работы пятиклассниками пилотных школ) 27 марта 2013 г.
Победители: Солдаты Великой войны. Автор: Пенская Светлана Евгеньевна, учитель истории и обществознания, МОУ «СОШ 1 им. А. П. Гайдара»
Формирование универсальных учебных действий на уроках литературы Выступление на семинаре учителя ГБОУ СШ 19 Смирновой Александры Михайловны 18 февраля.
ОСОШ 2 Конкурс краткосрочных проектов, Март, 2006 МОУ ДО ЦРО г. Сургут Все ли мы«Ломоносовы»? или Почему не все стремятся к знаниям? Автор:Язовских Юлия.
Художественное и нравственно- философское осмысление русской литературы XX века 11 класс Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории.
Учебный проект Автор : педагог - психолог ГООУ НПО Профессионального училища ГООУ НПО Профессионального училища Баркова Татьяна Николаевна.
Дополнительная информация АвторРатьева Наталья Александровна, учитель биологии МОУ «Травинская СОШ» Камызякского района Астраханской области Цели и задачи.
Современные дети и мир вымысла Автор: учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ 35» г. Чебоксары Старшова Наталья Вадимовна.
11 Информационно-образовательная среда школы как условие повышения компетенций участников образовательного процесса Подготовила: Андреева Н.Б., методист.
Учителя начальных классов МОУ СОШ 32 г.Комсомольск - на - Амуре Рожко Натальи Викторовны ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА 1.
Психологическая служба школы и научно- исследовательская деятельность учащихся (в рамках факультативного курса по психологии «Познай себя»).
«Человек живет не тем, что происходит вокруг, а как он это оценивает» (Д.Карнеги) Внутрилицейский проект Стратификация российского общества. Как стать.
Автор проекта: Колотовкина Наталья Львовна, учитель начальных классов гимназии 13 г. Красноярска Тьютор-методист: Жидкова Татьяна Ильинична, доцент кафедры.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 8» Учитель русского языка и литературы, Высотина Екатерина Автономовна/
Проект по математике «Числа вокруг нас»
Проектирование урока на основе системно- деятельностного и культурно- исторического подхода.
Транксрипт:

ОБЩЕСТВО СЧАСТЛИВЫХ ЛЮДЕЙ? (по роману-антиутопии О.Хаксли «О дивный новый мир») «Самое страшное в утопиях то, что они сбываются» Николай Бердяев Автор: Макарова Л.А., учитель литературы МОУ-СОШ 201 «Согласие»

Мечта человечества становится реальностью. Не страшно ли это? «Но утопии оказались гораздо более осуществимыми, чем казалось раньше… Жизнь движется к утопиям. И открывается, быть может, новое столетие мечтаний интеллигенции и культурного слоя о том, как избежать утопий, как вернуться к неутопическому обществу, к менее «совершенному» и более свободному». «Но утопии оказались гораздо более осуществимыми, чем казалось раньше… Жизнь движется к утопиям. И открывается, быть может, новое столетие мечтаний интеллигенции и культурного слоя о том, как избежать утопий, как вернуться к неутопическому обществу, к менее «совершенному» и более свободному». Николай Бердяев Основополагающий вопрос:

Дидактические цели проекта: Ознакомление учащихся с различными моделями будущего, нашедшими отражение в художественных произведениях – романах-антиутопиях в иноязычной и русской литературе. Ознакомление учащихся с различными моделями будущего, нашедшими отражение в художественных произведениях – романах-антиутопиях в иноязычной и русской литературе. Выявление характерных признаков тоталитарного режима и освещение их в романе О.Хаксли. Выявление характерных признаков тоталитарного режима и освещение их в романе О.Хаксли. Развитие навыка выявления проблем, заявленных в художественном произведении, и умения их классифицировать по степени значимости. Развитие навыка выявления проблем, заявленных в художественном произведении, и умения их классифицировать по степени значимости. Развитие навыка аналитического мышления при работе с текстом художественного произведения и научной литературой по проблемам, самостоятельно сформулированным учащимися. Развитие навыка аналитического мышления при работе с текстом художественного произведения и научной литературой по проблемам, самостоятельно сформулированным учащимися. Развитие способностей учащихся находить значимые основания для сопоставления, анализа, а также вынесения оценочного суждения при сравнении характерных черт «счастливого общества» по Хаксли с реалиями советской действительности. Развитие способностей учащихся находить значимые основания для сопоставления, анализа, а также вынесения оценочного суждения при сравнении характерных черт «счастливого общества» по Хаксли с реалиями советской действительности. Стимулирование познавательного интереса и активного отношения учащихся к усвоению знаний через применение компьютерных технологий. Стимулирование познавательного интереса и активного отношения учащихся к усвоению знаний через применение компьютерных технологий.

Методические задачи проекта: Научить определять параметры сопоставления «счастливого общества» Хаксли и советского государства. Научить определять параметры сопоставления «счастливого общества» Хаксли и советского государства. Научить подбирать значимые аргументы для доказательства основной мысли: любая система, фабрикующая в массовом порядке людей- роботов, страшна. Научить подбирать значимые аргументы для доказательства основной мысли: любая система, фабрикующая в массовом порядке людей- роботов, страшна. Научить анализировать текст и формулировать собственное суждение по значимым проблемам, находить доказательства, опираясь на текст произведения. Научить анализировать текст и формулировать собственное суждение по значимым проблемам, находить доказательства, опираясь на текст произведения. Научить выявлять причинно-следственные связи в решении проблемного вопроса: государство для человека или человек для государства? Научить выявлять причинно-следственные связи в решении проблемного вопроса: государство для человека или человек для государства? Научить определять нравственную составляющую тоталитарного режима. Научить определять нравственную составляющую тоталитарного режима. Научить использовать информационные технологии для создания отчета и работы над проектом. Научить использовать информационные технологии для создания отчета и работы над проектом.

Темы учебной программы: 1. По литературе: Модели будущего в литературе 20 века. Е.И.Замятин. Роман «Мы» как антиутопия. Судьба человека в тоталитарном государстве. (Дата: г., 2 часа). 2. По истории и обществознанию: 1) Россия в е годы: Становление сталинизма.(2 полугодие). 2) Советское общество в гг. Апогей сталинизма. 2) Советское общество в гг. Апогей сталинизма. (2 полугодие). (2 полугодие). 3) Советское общество в гг. (2 полугодие). 3) Советское общество в гг. (2 полугодие). 3. По биологии: 1) Генетика человека. (3 четверть). 4. По анатомии: 1) Система органов. (в течение года). Влияние алкоголя и наркотических средств Влияние алкоголя и наркотических средств на организм. на организм. 2) «Сон. Гипноз» 2) «Сон. Гипноз»

АННОТАЦИЯ Роман О.Хаксли «О дивный новый мир» многослоен. При внимательном чтении возникает множество вопросов, на одни дает ответ автор, на другие – вдумчивый читатель, время, советская действительность. Скромное обаяние социализма… У некоторых из нас в условиях нынешней нестабильности зарождается тоска об утраченном. Есть ли о чем жалеть? Плохо или хорошо, что эксперимент над нами завершился? Может быть, мы не дошли до всеобщего счастья? Проект может быть полезен старшеклассникам и педагогам, использующим прием параллельного прочтения произведений отечественной и зарубежной литературы. Не менее важно помочь найти учащимся соответствие прогноза-предупреждения с реальной советской жизнью. Проект развивает навык аналитического чтения и художественного осмысления жизни, общества. В спорах и обсуждениях обретается истина. Формируются умения работы с текстом, обработки информации из различных источников; развиваются навыки сравнения, сопоставления. Не менее важна коммуникативная составляющая процесса осмысления прочитанного. При исследовании обозначенной темы используются знания из различных научных областей – политологии, истории, психологии, биологии, литературоведении. В проекте участвуют учащиеся 11 класса.

Темы исследований: «Регламентированное счастье»: тема устройства всеобщего счастья по заданному образцу. «Регламентированное счастье»: тема устройства всеобщего счастья по заданному образцу. «Люди из пробирки»: поточное производство людей в интересах государства и промышленности. «Люди из пробирки»: поточное производство людей в интересах государства и промышленности. «Люди-зомби»: насильственное вторжение в сознание человека с целью «создания» сообщества людей с заданными свойствами и набором нравственных качеств. «Люди-зомби»: насильственное вторжение в сознание человека с целью «создания» сообщества людей с заданными свойствами и набором нравственных качеств. «Люди-изгои»: причины отторжения человека с ярко выраженной индивидуальностью от сообщества людей. «Люди-изгои»: причины отторжения человека с ярко выраженной индивидуальностью от сообщества людей.

План работы в группах: 1.Сентябрь: 1.Сентябрь: *чтение художественного произведения; *чтение художественного произведения; * знакомство с литературной критикой, в том числе * знакомство с литературной критикой, в том числе извлеченной из Интернет. извлеченной из Интернет. 2. Октябрь, 2. Октябрь, * Сбор информации по смежным областям. * Сбор информации по смежным областям. * Определение методов исследования. * Определение методов исследования. * Составление анкет. * Составление анкет. * Подбор репрезентативных групп для исследования. * Подбор репрезентативных групп для исследования. 3. Ноябрь. 3. Ноябрь. *Анализ и систематизация полученной информации. *Анализ и систематизация полученной информации. 4.Декабрь. 4.Декабрь. *Подготовка отчета, размещение его на сайте *Подготовка отчета, размещение его на сайте проекта и защита ученических исследований. проекта и защита ученических исследований.

Участие в проекте Для участия в проекте учащиеся разбились на группы биологов, психологов, политологов, социологов, литературоведов. В процессе работы состав групп менялся, так как учащиеся оказывали помощь друг другу в поиске информации и ее обработке, проводили обсуждение проблем, совместно составляли анкеты.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ Задание 1: сгруппируйте предложенные вопросы по темам или проблемам. Подберите убедительные доводы и иллюстрации из текста. Предъявите текст с сохранением темы и основной мысли. Задание 1: сгруппируйте предложенные вопросы по темам или проблемам. Подберите убедительные доводы и иллюстрации из текста. Предъявите текст с сохранением темы и основной мысли. 1. Общество Хаксли строится на демократической или тоталитарной основе? 1. Общество Хаксли строится на демократической или тоталитарной основе? 2. Какие признаки тоталитарного государства вы можете назвать? 2. Какие признаки тоталитарного государства вы можете назвать? 3. Какие из этих признаков применимы к государственному устройству, представленному в романе? 3. Какие из этих признаков применимы к государственному устройству, представленному в романе? 4. Можно ли согласиться с утверждением, что любая система, фабрикующая в массовом порядке людей- роботов, страшна? 4. Можно ли согласиться с утверждением, что любая система, фабрикующая в массовом порядке людей- роботов, страшна? 5. Какие элементы устройства общества были реализованы в структуре советского государства? 5. Какие элементы устройства общества были реализованы в структуре советского государства?

6. Представляет ли угрозу обществу, отдельным личностям замена воспитания насилием в любой форме, как это показано в романе? 6. Представляет ли угрозу обществу, отдельным личностям замена воспитания насилием в любой форме, как это показано в романе? 7. Регламентация жизни – это порядок и стабильность? 7. Регламентация жизни – это порядок и стабильность? 8. Какие параметры сопоставления общества Хаксли и советского строя вы можете предложить? 8. Какие параметры сопоставления общества Хаксли и советского строя вы можете предложить? 9. Каков полный свод законов и предписаний, по которым живет созданный О.Хаксли социум? 9. Каков полный свод законов и предписаний, по которым живет созданный О.Хаксли социум? 10. Как реализуется принцип «Свобода, равенство, братство» в счастливом обществе, созданном воображением О.Хаксли? 10. Как реализуется принцип «Свобода, равенство, братство» в счастливом обществе, созданном воображением О.Хаксли? 11. Какие разделы науки получили приоритетное развитие в новом мире? Проводились фундаментальные или прикладные исследования? С какой целью? Каков результат? 11. Какие разделы науки получили приоритетное развитие в новом мире? Проводились фундаментальные или прикладные исследования? С какой целью? Каков результат?

12. Зависит ли существование государства от воли отдельного человека? Если во главе государства окажется человек с человеконенавистнической философией? Не кроется ли за внешним благополучием угроза человечеству в целом? 12. Зависит ли существование государства от воли отдельного человека? Если во главе государства окажется человек с человеконенавистнической философией? Не кроется ли за внешним благополучием угроза человечеству в целом? 13. С какой целью в обществе О.Хаксли разрушена классическая система образования и воспитания и заменена гипнопедией? 13. С какой целью в обществе О.Хаксли разрушена классическая система образования и воспитания и заменена гипнопедией? 14. Государство для человека или человек для государства? Реализован ли этот принцип в советское время? 14. Государство для человека или человек для государства? Реализован ли этот принцип в советское время? 15. Можно ли назвать людей счастливого общества людьми с развитыми чувствами? Почему? 15. Можно ли назвать людей счастливого общества людьми с развитыми чувствами? Почему? 16. Согласитесь ли вы с утверждением, что люди Хаксли – зомби? Не опасно ли это? Почему? 16. Согласитесь ли вы с утверждением, что люди Хаксли – зомби? Не опасно ли это? Почему? 17. Можно ли противостоять всеобщей регламентации и одинаковости? Можно ли сохранить индивидуальность в условиях описанного режима? 17. Можно ли противостоять всеобщей регламентации и одинаковости? Можно ли сохранить индивидуальность в условиях описанного режима? 18. Клонирование (выращивание в бутыли) – это благо или зло? 18. Клонирование (выращивание в бутыли) – это благо или зло?

19. Какова основная причина отторжения человека от сообщества людей? Совпадают ли основания для появления изгоев в романе и в советской действительности? Какова судьба изгоев (в романе и в советской действительности)? 19. Какова основная причина отторжения человека от сообщества людей? Совпадают ли основания для появления изгоев в романе и в советской действительности? Какова судьба изгоев (в романе и в советской действительности)? 20. Возможно ли осмеяние святынь? Приведите примеры. 20. Возможно ли осмеяние святынь? Приведите примеры. 21. Что вы можете сказать о существовании искусства в счастливом обществе? 21. Что вы можете сказать о существовании искусства в счастливом обществе? 22. Свободны ли счастливые люди в романе? Чем оплачено счастье? 22. Свободны ли счастливые люди в романе? Чем оплачено счастье? 23. «Я мыслю, значит, я существую»… Мыслящие ли люди Хаксли? И - люди ли это? 23. «Я мыслю, значит, я существую»… Мыслящие ли люди Хаксли? И - люди ли это? 24. Зачем в романе описывается общество «дикарей»? 24. Зачем в романе описывается общество «дикарей»? 25. Смогли бы вы жить среди людей общества, нарисованного О.Хаксли? Вас ничего не пугает? 25. Смогли бы вы жить среди людей общества, нарисованного О.Хаксли? Вас ничего не пугает?

Задание Составьте структуру общества, нарисованного Хаксли, и представьте в виде схемы. 1. Составьте структуру общества, нарисованного Хаксли, и представьте в виде схемы. 2. Определите систему ценностей, культивируемых в обществе Хаксли, и оформите в виде таблицы. Какие ценности, с вашей точки зрения, вызывают осуждение? Почему? Соотносимы ли они с гуманистическими ценностями? 2. Определите систему ценностей, культивируемых в обществе Хаксли, и оформите в виде таблицы. Какие ценности, с вашей точки зрения, вызывают осуждение? Почему? Соотносимы ли они с гуманистическими ценностями? 3. В жизни общества важна роль ритуалов. Составьте логограф «Ритуалы в счастливом обществе и их роль». Что вам известно о ритуалах советского периода? 3. В жизни общества важна роль ритуалов. Составьте логограф «Ритуалы в счастливом обществе и их роль». Что вам известно о ритуалах советского периода? 4. Нарисуйте звенья «изготовления» людей под промышленное производство и хозяйство. 4. Нарисуйте звенья «изготовления» людей под промышленное производство и хозяйство. 5. Подберите аргументы «за» и «против» права на существование модели будущего общества по О.Хаксли. 5. Подберите аргументы «за» и «против» права на существование модели будущего общества по О.Хаксли. 6. Дайте свое определение обществу, в котором живут герои романа. 6. Дайте свое определение обществу, в котором живут герои романа.

Тест Выберите правильный ответ: Выберите правильный ответ: 1.Девиз Мирового Государства: 1.Девиз Мирового Государства: А) общность; А) общность; Б)равенство; Б)равенство; В)одинаковость; В)одинаковость; Г) стабильность. Г) стабильность. 2. Как называлась эра, в которую жили люди О.Хаксли? 2. Как называлась эра, в которую жили люди О.Хаксли? А) Христа; А) Христа; Б) Форда; Б) Форда; В) Будды. В) Будды. 3. Одно из главнейших орудий общественной стабильности называется в романе: 3. Одно из главнейших орудий общественной стабильности называется в романе: А) стерилизация; А) стерилизация; Б) бокановскизация. Б) бокановскизация. 4. ОбществоХаксли кастовое. Найдите ошибку в перечне «каст»: 4. ОбществоХаксли кастовое. Найдите ошибку в перечне «каст»: А) альфы; А) альфы; Б) беты; Б) беты; В) гаммы; В) гаммы; Г) дельты; Г) дельты; Д) веди; Д) веди; Е) эпсилоны. Е) эпсилоны.

Тест 5. «Примет сому человек – время прекращает бег. Сладко человек забудет и что было, и что будет». Эта цитата из текста является: 5. «Примет сому человек – время прекращает бег. Сладко человек забудет и что было, и что будет». Эта цитата из текста является: А) гиперпословицей; А) гиперпословицей; Б) пословицей; Б) пословицей; В) поговоркой; В) поговоркой; Г) выражением одного человека; Г) выражением одного человека; 6. Какова в романе «судьба» книг? 6. Какова в романе «судьба» книг? А) их забросили; А) их забросили; Б) их читают; Б) их читают; В) их уничтожили. В) их уничтожили. 7. Какую книгу Шекспира читали дикарь и Главноуправитель? 7. Какую книгу Шекспира читали дикарь и Главноуправитель? А) «Сон в летнюю ночь» А) «Сон в летнюю ночь» Б) «Ромео и Джульетта»; Б) «Ромео и Джульетта»; В) «Гамлет». В) «Гамлет». 8.Вид транспорта, которым пользовались альфы: 8.Вид транспорта, которым пользовались альфы: А) самолеты; А) самолеты; Б) вертолеты; Б) вертолеты; В) вертопланы. В) вертопланы. 9. Причина, по которой Бернард стал изгоем? 9. Причина, по которой Бернард стал изгоем? А) умел мыслить; А) умел мыслить; Б) не хотел работать; Б) не хотел работать; В) был бедным. В) был бедным.

Этапы и сроки выполнения проекта 1. Презентация книги в начале года на спецкурсе по литературе (1 час) 2. Обсуждение книги и выявление проблем (2 часа) 3. Организационное мероприятие: знакомство с методом проектов, проектом и выбор темы исследования (1 час) 4. Выполнение исследования (3 недели). 5. Оформление исследования (1 неделя) 6. Заключительное мероприятие: защита отчетов (2 часа).

ПРИГЛАШАЕМ ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В ОБСУЖДЕНИИ МОДЕЛЕЙ СЧАСТЛИВОГО БУДУЩЕГО, ОПИСАННОГО В ИЗВЕСТНЫХ РОМАНАХ-АНТИУТОПИЯХ ! ВЕДЬ ВАМ ЖИТЬ ДАЛЬШЕ! РАЗВЕ ВЫ ХОТИТЕ БЫТЬ УПРАВЛЯЕМЫМИ? РАЗВЕ ВЫ ХОТИТЕ БЫТЬ ИЗГОЯМИ? ВЫ ХОТИТЕ БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМИ ГОМУНКУЛАМИ? Контактная информация: Автор: Макарова Л.А. МОУ-СОШ 201 тел