Лекция 5. Национализм: содержание понятия и этапы эволюции.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Климов В.А год Интегрированный урок по обществознанию и географии «Нации и межнациональные отношения» 8 класс Выполнил учитель географии Климов В.А.
Advertisements

Автор: Березикова Татьяна Сергеевна учитель истории и обществознания МОУ «Сростинская СОШ им. В.М.Шукшина»
Лекция 9. Феномен этнической диаспоры.. Основные вопросы 1. Понятие диаспоры. 2. История российской диаспоры.
Лекция 4. Становление национальных государств в странах Европы.
Межнациональные конфликты. Социальные общности Социальные общности - это относительно устойчивая совокупность людей, отличающаяся более или менее одинаковыми.
Нации и межнациональные отношения Нации и межнациональные отношения.
Культура: понятие, многообразие, формы.. Культура Культура понимается как… совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством.
МБОУ «Мордовско-Пимбурская СОШ». Урок по обществознанию в 11 классе. Учитель Лашманова Людмила Петровна.
Проверка темы «Этнос и межэтнические отношения». Многообразие национальных культур в современном мире служат проявлением: национальной изолированности.
Распад СССР План: ПОНЯТИЕ ПОНЯТИЕ ПОНЯТИЕ Причины Причины Причины Последствия Последствия Последствия Вывод Вывод Вывод источники источники источники.
Нации и межнациональные отношения. Цели урока 1.Изучить понятия этнос, нация, национальное самосознание, национальная политика, национализм. 2. Познакомиться.
Н АЦИИ И МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. Нация – от лат. слова народ – исторически складывающийся тип этноса, представляющий собой социально – экономическую.
ЛЕКЦИЯ 2 ТЕМА: Политическая система общества. Государство – базовый элемент политической системы.
НА ТЕМУ: ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕСТВО Выполнил работу Бондарев Даниил 8 а.
Государственная власть. Сущность и типы государства.
Формирование гражданственной идентичности как инновационное направление в развитии образования Лобжанидзе А.А. доцент кафедры экономической и социальной.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Нации и межнациональные отношения. Современное человечество представлено примерно 2000 народами, а в нашей стране их больше 100 В то же время независимых.
Декларация о правах человека. Идея прав человека имеет долгую историю и своими корнями она уходит в мировые религии и древние философские учения. Идея.
Ключевые вопросы национальной политики Сфера этнического и межэтнического и межконфессионального – это особая сфера; Конституционные положения являются.
Транксрипт:

Лекция 5. Национализм: содержание понятия и этапы эволюции

Основные вопросы Национализм: основные подходы к определению феномена. Основные этапы эволюции национализма.

Литература Андерсон Б. Воображаемые сообщества: Размышления об истоках и распространении национализма. - М., Геллнер Э. Нации и национализм. - М., Нации и национализм. - М., Смит Э. Национализм и модернизм. - М., Хобсбаум Э. Нации и национализм после 1780 года. - СПб., Этнос и политика: Хрестоматия. - М., 2000.

1. Национализм: основные подходы к определению феномена.

Впервые термин «национализм» был введен в 1798 г. немецким рационалистом Адамом Вейсхауптом.

В.В. Коротеева: национализм – это совокупность идеологий и политических движений, использующих в качестве символа понятие нация. Преданность нации… объявляется основой личной идентичности и требует, чтобы все действия человека были направлены к высшей цели – служению нации. Национализм – это особый взгляд на мир и положение человека в нем.

Ганс Кон: национализм – состояние ума, акт сознания преобладающего большинства какого-либо народа, убежденного, что высшей ценностью личности является национальное государство.

Э. Смит: Национализм – это идеологическое достижение и установление автономии, сплоченности и индивидуальности социальной группы, часть членов которой видит себя реальной или потенциальной нацией.

Э.А. Поздняков: Национализм есть идеология и политика государств, партий или иных политических союзов, которые в качестве главного средства для достижения своих целей используют как национальные, так и просто патриотические чувства того или другого народа.

Хью Сетон-Уотсон: Никакой научной дефиниции национализма нет. национализм сегодня представляет собой легитимизирующий принцип политики и создания государств, никакой другой принцип не пользуется сопоставимой лояльностью человечества.

Б. Андерсон сформулировал три парадокса, которые ставят в тупик исследователей национализма: 1) Объективная современность наций в глазах историка, с одной стороны, - и субъективная их древность в глазах националиста, с другой (К. Поппер: нация являет собой общность людей, объединенных не своим происхождением, а общим ошибочным взглядом на свое происхождение).

Б. Андерсон сформулировал три парадокса, которые ставят в тупик исследователей национализма: 2) С одной стороны, формальная универсальность национальности как социокультурного понятия – и, с другой стороны, непоправимая партикулярность ее конкретных проявлений.

Б. Андерсон сформулировал три парадокса, которые ставят в тупик исследователей национализма: 3) С одной стороны, политическое могущество национализмов – и, с другой, их философская нищета и даже внутренняя несогласованность.

Парадокс В.А. Ачкасова: 4) Национализм стремится одновременно уничтожить различия внутри нации, добиваясь ее культурной однородности, и умножить число суверенных сущностей.

2. Основные этапы эволюции национализма

Основные этапы развития национализма (по Э. Хобсбауму) (а) Либеральный (территориальный) национализм (1789 – 1870 гг.). (б) Лингвистический (культурный) национализм (1870 – 1918 гг.). (в) Этнический (расовый) национализм (1918 – 1950 гг.). (г) Современный национализм (с 1950 гг.).

(а) Либеральный (территориальный) национализм (1789 – 1870 гг.). Сформировался в период Великой Французской и Американской революций. Нация связана с понятием прав человека и с принципом суверенитета народа. Из принципа прав человека вытекало, что нация должна состоять из равноправных граждан и что она не совместима с сословным делением общества. Принцип суверенитета народа постулировал право каждого народа на национальное самоопределение, т.е. право самим распоряжаться своей судьбой.

Лингвистический национализм отличается от либерального в трех основных пунктах: 1) он отбросил принцип порога (принцип разумной достаточности и деления народов на исторические и неисторические). С этого времени любая народность, которая считала себя нацией, могла добиваться права на самоопределение вплоть до создания собственного государства.

Лингвистический национализм отличается от либерального в трех основных пунктах: 2) все более важными, решающими критериями национальной государственности становились этнос и язык (Нация живет в своем языке).

Лингвистический национализм отличается от либерального в трех основных пунктах: резкий сдвиг вправо, к нации и флагу, т.е. движение за великодержавное развитие национальных государств. (Идея создания Великой Германии; идея реванша Франции и т.п.)

(в) Этнический (расовый) национализм (1918 – 1950 гг.). Массовый характер национализм получает в результате Первой и Второй мировых войн. Распространение идеологии фашизма.

Фашизм вызвали к жизни следующие симптомы социально- политической нестабильности: -распад социума и социально-культурной традиции как последнего интегрирующего общество начало; -утрата властью легитимности, доверия общества (наблюдался эсхатологический взрыв); -активизация оппозиции и маргинальных политический партий; -кризис европейской либеральной и рационалистической цивилизации; -страх перед революцией в России; распад общественных ценностей.

Составляющие идеологии фашизма: 1) формулировка целей и предпосылок движения; 2) критика наличного социального порядка; 3) обоснование целей и существования движения (защитная доктрина); 4) представления о тактике и политике движения; 5) мифы движения

Идеология фашизма носит квазирелигиозный характер. В основе – три убеждения: Во-первых, постулируется уверенность, что достижение целей фашизма приблизит наступление царства справедливости на земле. Во-вторых, требуется слепая вера в реальность достижения поставленной цели. В-третьих, в основе фашистской идеологии лежит вера в то, что движение выполняет священную миссию (установление мирового господства высшей, арийской расы).

(г) Современный национализм (с 1950 гг.). Спад национализма произошел после 2-й мировой войны. Связан с обретением независимости колониальных владений в Азии и Африке и распадом колониальной системы в целом.

Этнический парадокс современности В конце ХХ в. начинаются процессы национального возрождения, что привело к возрастанию числа этнических конфликтов и распаду некоторых государств (СССР, Чехословакия). Этнический парадокс современности связывают с реакцией на процессы модернизации и глобализации.