ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Презентация инновационного педагогического опыта Печниковой Людмилы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Презентация инновационного педагогического опыта Печниковой Людмилы.
Advertisements

Формирование поликультурной личности РИНАТА БЕРДНИК.
Программа «Московское образование » Доклад методиста НМЦ, психолога школы 424 Заботкиной Н.В.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ «Создание условий для формирования положительных взглядов, ценностных ориентаций, социальных мотивов, потребностей, интересов, способствующих.
Педагогика традиции в образовании Савина Н.М. БелРИПКППС, 2010 год.
Стандарт – социальная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная.
Стандарты второго поколения ФГОС. Приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. 373 утвержден.
Гражданское образование в России на современном этапе.
Психологические феномены стандарта. личностные характеристики выпускника (портрет выпускника НОО, ООО, СОО) Федеральный государственный образовательный.
«Федеральный государственный образовательный стандарт» МКОУ «Нижнеиртышская СОШ»
Иметь хорошие основы знаний, умений, навыков Быть конкурентоспособным в современном мире Уметь выстраивать отношения с разными людьми Уметь формулировать.
Введение Федерального государственного образовательного стандарта общего образования.
« Знание без воспитания – это меч в руках сумасшедшего»
Художественное образование в условиях реализации стандартов второго поколения Составитель: С.И. Линник-Ботова.
Ставит главной задачей – раскрытие способности каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном,
Образовательная программа Муниципального общеобразовательного учреждения вечерней (сменной) общеобразовательной школы Муниципального общеобразовательного.
Психологические особенности подросткового возраста.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России как методологическая основа разработки и реализации федерального государственного.
Формирование гражданственной идентичности как инновационное направление в развитии образования Лобжанидзе А.А. доцент кафедры экономической и социальной.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «СОШ 16»
Транксрипт:

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Презентация инновационного педагогического опыта Печниковой Людмилы Владимировны, учителя литературы МОУ гимназия 13 города Нижнего Новгорода, победителя ПНПО 2006, 2011 гг., Почетного работника общего образования РФ «Все прогрессы реакционны, если рушится человек» А. Вознесенский

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ ОРГАНИЗАЦИИ ОПЫТА Формирование поликультурной личности школьников в процессе литературного образования2 В.И. Слободчиков. «Антропологическая перспектива отечественного образования» В.И. Слободчиков. «Школа гуманитарно-антропологической практики» (проект) В.И. Слободчиков «Антропология образования и образовательная антропология: возможности и действительность» Сетевой образовательный проект «Нижегородская инновационная школа». Кейс- папка «Технология сценирования в инновационном образовании» Г. А. Игнатьева, О. В. Тулупова. Инновационный педагогический опыт: от уникальной идеи к передовой практике ГОУ ДПО НИРО кафедра педагогики и андрагогики: становление научной школы в системе постдипломного образования. Сборник трудов кафедры. Нижний Новгород, 2009 Громыко Н. В., Громыко Ю.В. Сценирование в мыследеятельностной педагогике

Формирование поликультурной личности школьников в процессе литературного образования3 БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ РЕСУРС совокупность профессиональных интересов, мотивов, потребностей ПОТЕНЦИАЛ воплощённый принцип организации ресурсов через смысловые образования, ценностные ориентации педагога ДЕЙСТВИЕ совокупность профессиональных педагогических умений УСЛОВИЕ конкретная образовательная ситуация с учётом ограничения трудностей, возможных рисков и благоприятствующих обстоятельств ЦЕЛЬ точка завершения цикла педагогической деятельности, описываемая через совокупность образовательных результатов, состояний субъектов образовательного процесса, социальных последствий и образовательных продуктов

МОДЕРНИЗАЦИОННЫЙ СЦЕНАРИЙ СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СЕРВИСОВ ДЛЯ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ РАЗНООБРАЗНЫХ ЗАПРОСОВ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ Принципиальная инновация : акцент деятельности педагога -чёткая ориентация на достижение новых результатов. Ориентация на достижение нового качества человеческого капитала России через: обеспечение готовности выпускников школ к дальнейшему обучению и деятельности в современной высокотехнологической экономике; достижение выпускниками школ высоко уровня развития социальных компетенций и гражданских установок при одновременном снижении доли школьников, не достигающих хотя бы удовлетворительного уровня этих результатов. Формирование поликультурной личности школьников в процессе литературного образования4

ГЛОССАРИЙ Поли много, многое. Личность – человек как носитель каких-либо свойств. Культура всё, что создано человеческими руками, умом. Поликультура принцип мировой гармонии, единство народов, культур, цивилизаций. Поликультурное образование целостная инновационная система, учитывающая государственные интересы, национальные и этнокультурные особенности населения, условия межкультурного диалога задачи проектирования межэтнической и межконфессиональной гармонии и способствующая сохранению социокультурной ситуации плюрализма и многообразия интеграции в мировое культурное и образовательное пространство. Формирование поликультурной личности школьников в процессе литературного образования5

КАЧЕСТВА ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ЛИЧНОСТИ Формирование поликультурной личности школьников в процессе литературного образования6 Динамичность, способность меняться в зависимости от меняющихся условий существования в непротиворечивом взаимодействии и сотрудничестве с другими людьми Наличие собственных, присущих только ей механизмов самоанализа и анализа представлений других культурных общностей как о миропорядке, так и о способах существования в нём. Языковая компетенция как способ интеграции, диалога культур, расширения межкультурной коммуникации Освоение актуальных культурных норм и принятие общезначимых образцов деятельности и поведения Толерантность, коммуникабельность, доверие и миролюбие

Формирование поликультурной личности школьников в процессе литературного образования7 Качества поликультурной личности ЛичностныеПредметныеМетапредметные Результаты педагогической деятельности учеников Литературное образование Личностно- ориентированное образование Стандарты образования «Проект концепции поликультурного образования в Российской Федерации» и «Концепция духовно- нравственного развития и воспитания» Формирование организации взаимодействия участников процесса Методы и приемы обучения Социокультурная среда Содержание образования Способы реализации Концепция формирования поликультурной личности школьника в процессе литературного образования Педагогические технологии

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Формирование поликультурной личности школьников в процессе литературного образования8 Формирование всесторонне и гармонически развитой личности, способной к творческому саморазвитию и осуществляющей этнокультурное и гражданское самоопределение на основе национальной традиции. Ценностей российской и мировой культуры Эффективная подготовка выпускников школы и вузов к жизни в условиях федеративного государства и современной цивилизации, расширение возможностей самореализации, социального роста, повышения качества жизни Развитие образовательного и профессионального потенциала России, воспитание молодёжи, подготовленной к ответственной и продуктивной интеллектуально организованной, производственной деятельности в открытом поликультурном мире

СТАНДАРТЫ ОБРАЗОВАНИЯ Формирование поликультурной личности школьников в процессе литературного образования9 ПОРТРЕТ БУДУЩЕГО ВЫПУСКНИКА ГРАЖДАНИНА РОССИИ Носитель ценностей гражданского общества, осознающий свою сопричастность к судьбам Родины Уважающий ценности иных культур, конфессий и мировоззрений, осознающий глобальные проблемы современности, свою роль в их решении Креативный, мотивированный к труду, познанию и творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни Разделяющий ценности безопасного и здорового образа жизни Уважающий других людей, готовый сотрудничать с ними для достижения совместного результата Осознающий себя личностью, способной принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность перед самим собой и другими людьми

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ «ШКОЛЫ ГУМАНИТАРНО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ» Формирование поликультурной личности школьников в процессе литературного образования10 ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИДЕЯ Возможность и необходимость восхождения человека к полноте собственной реальности. Необходимость прямого и профессионально обеспеченного решения проблемы культивирования человеческого в человеке Преодоление отчуждённости, дезориентированности или опустошённости отдельной человеческой жизни Восстановление гражданской и нравственной солидарности людей КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ «гуманитарный» происходит от латинских humanus «человечный» и humus «почва» и подразумевает пространство зарождения и вынашивания человеческих качеств и способностей, духовную укоренённость и культурную преемственность человека «антропологический» является производным от греческого anthropos «человек», символизирует сущностные силы и надобыденную устремлённость человека

СПЕЦИФИКА ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПО ХУТОРСКОМУ А.В.) ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ: ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОРИЕНТАЦИЯ НА ВОЗРАСТНЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ВКЛЮЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ В ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ, ПЛАНИРОВАНИЕ, ПОДГОТОВКУ, ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ И РЕФЛЕКСИЮ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Формирование поликультурной личности школьников в процессе литературного образования11

Формирование поликультурной личности школьников в процессе литературного образования12 ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ФОРМИРУЕТ устойчивый интерес к искусству слова, пониманию его законов, раскрытию его нравственно- философского и эстетического потенциала, всей специфики взаимодействий с объективной действительностью СПОСОБСТВУЕТ общему индивидуальному развитию, вхождению учеников в мировую художественную культуру РАСПОЛАГАЕТ к открытию способов постижения мира и взаимодействия с ним

Формирование поликультурной личности школьников в процессе литературного образования13 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ОРИЕНТИРОВАННОГО НА ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ЛИЧНОСТИ Виды результатовОжидаемые результатыФормы проявления ПредметныеФормирование положительного отношения к изучаемому предмету, знание основных понятий, явлений и законов, входящих в изучаемую тему, выработка предметных способов действия, приводящих к решению проблемных и творческих задач по теме Проявление творческих и профессионально- образовательных качеств, отличающих поликультурную личность МетапредметныеФормирование у учащихся универсальных способов деятельности, ведущих к открытию неких смысловых символов, через которые проходит постижение явлений окружающего мира Модель поведения, способная обеспечить адекватное существование в поликультурном мире ЛичностныеОсмысление целей образования, приобретение веры в себя, в свои потенциальные возможности, реализация конкретных индивидуальных способностей Организация содержательной жизни и развивающей деятельности, стимулирующей творческую свободу и созидательную активность в поликультурном обществе

Формирование поликультурной личности школьников в процессе литературного образования14 ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ЛИЧНОСТИ СРЕДСТВАМИ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Технологическая основаСодержание Уровни эстетической рецепции первый уровень, наивно-реалистический, непосредственный и эмоциональный, создающий основу для формирования осмысленного и глубокого чтения и не являющийся достаточным; второй уровень, характеризующийся умением воспринимать особенности художественного произведения как обусловленные авторской волей, а также формирующимся стремлением размышлять над прочитанным; третий уровень, определяющийся умением воспринимать произведение как художественное целое, концептуально осмыслять его в этой целостности, то есть видеть «в сопряжении» художественных особенностей произведения воплощённый в этом тексте авторский замысел; четвёртый уровень, характеризующийся умением воспринимать произведение в историко-литературном контексте – как в его связях с современностью и современной художественной культурой, так и в перекличках с литературной традицией. Принципы культуросообразной педагогики Универсальность, гуманитарность, элитарность, герменевтичность, синергетичность

Формирование поликультурной личности школьников в процессе литературного образования15 СИСТЕМА МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ Вид учебной деятельностиСопряжение предметов филологический анализ художественного текста литература – русский язык соотнесение произведений, относящихся к разным видам искусства литература – мировая художественная культура определение места русской литературы в мировом литературном процессе русская литература – зарубежная литература рассмотрение образной картины мира на фоне тех ли иных исторических реалий литература – история работа с философскими, социологическими, этическими, эстетическими понятиями литература – мировая художественная культура – обществознание анализ и создание переводовлитература – иностранные языки

Формирование поликультурной личности школьников в процессе литературного образования16 РАБОТА С ТЕКСТОМ Автор Субъект ТекстЧитатель Участник диалога Объект Предмет разговора Субъект Участник диалога ПРОЦЕСС ПОСТИЖЕНИЯ ТЕКСТА Анализ (средство) Понимание (результат открытие смыслов) ЗнанияУмения

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПОЗНАНИЕ ТЕКСТА ОТКРЫТИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ СМЫСЛОВ ОБРЕТЕНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ СМЫСЛОВ И ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ НАУЧНЫЕ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ЖИВОПИСИ, КИНО, МУЗЫКИ Формирование поликультурной личности школьников в процессе литературного образования17

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ТЕХНОЛОГИИ ДИДАКТИЧЕСКОГО СЦЕНИРОВАНИЯ Формирование поликультурной личности школьников в процессе литературного образования18 1 этап – построение сценарного описания 2 этап – осуществление этого сценарного описания 3 этап – рефлексия произошедших событий 4 этап – построение законченного сценария

НОУ «ЭВРИКА» Г. НИЖНИЙ НОВГОРОД «ШКОЛЬНЫЕ ХАРИТОНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ» МЕЖДУНАРОДНАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ, Г. САРОВ «КОНФЕРЕНЦИЯ ПОБЕДИТЕЛЕЙ» Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ ВСЕРОССИЙСКАЯ ДИСТАНЦИОННАЯ ОЛИМПИАДА «ЭЙДОС» Формирование поликультурной личности школьников в процессе литературного образования19 УЧАСТИЕ В НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Формирование поликультурной личности школьников в процессе литературного образования20 ДИНАМИКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОТДЕЛЬНОГО УЧЕНИКА 8 класс10 класс11 класс9 класс Качества поликультурной личности Личностные смыслы Универсальные действия Метапредметная деятельность Участник Специальный диплом Призёр Победитель Качества поликультурной личности

Формирование поликультурной личности школьников в процессе литературного образования21 ВЛИЯНИЕ УЧАСТНИКОВ НАУЧНО–ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОДНОКЛАССНИКОВ Качества поликультурной личности Стимул к развитию Повышение мотивации к обучению Рост качества знаний Обретение универсальных действий и личностных смыслов Диалог

Формирование поликультурной личности школьников в процессе литературного образования22 УСПЕХИ ОТДЕЛЬНЫХ УЧЕНИКОВ И КЛАССА

Формирование поликультурной личности школьников в процессе литературного образования23 ПОЛИКУЛЬТУРНЫЕ КОНТАКТЫ 2005 год Франция, г. Руан 2006 год Великобритания 2006 год Корея, г. Суон 2006 год Сербия 2007 год Испания, г. Санбой С 2010 года США

Формирование поликультурной личности школьников в процессе литературного образования24 ГЛАВНЫЙ СУБЪЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УЧАСТИЕ АВТОРА КОНЦЕПЦИИ В РАБОТЕ КОНФЕРЕНЦИЙ РАЗЛИЧНОГО УРОВНЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «3К: КОМПЬЮТЕР, КОММУНИКАЦИЯ, КУЛЬТУРА» (Г. НОВИ САД, СЕРБИЯ) ЕЖЕГОДНЫЕ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ КОНФЕРЕНЦИИ ПЕДАГОГОВ РОССИИ И СТРАН БЛИЖНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ (АССОЦИАЦИЯ ГИМНАЗИЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА) ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СООБЩЕСТВ В ОПРЕДЕЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРИОРИТЕТОВ» ЕЖЕГОДНЫЕ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ КОНФЕРЕНЦИИ НИЖЕГОРОДСКОЙ АССОЦИАЦИИ ГИМНАЗИИ МУНИЦИПАЛЬНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «СУБЪЕКТ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ ЛИЧНОСТЬ» (Г. НИЖНИЙ НОВГОРОД) Формирование поликультурной личности школьников в процессе литературного образования25

Формирование поликультурной личности школьников в процессе литературного образования26 ТИРАЖИРОВАНИЕ ОПЫТА

Формирование поликультурной личности школьников в процессе литературного образования27 МОИ УЧЕНИКИ

Формирование поликультурной личности школьников в процессе литературного образования28