Проблемы современной науки в контексте культуры (экс- методология гуманитарного знания) Вводное занятие.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Проблемы современной науки в контексте культуры Вводное занятие.
Advertisements

Современные проблемы науки в контексте культуры Вводное занятие.
Методология гуманитарного знания Общая характеристика курса, принципы отчетности, полезные ресурсы, программа.
Методология гуманитарного знания Общая характеристика курса, принципы отчетности, полезные ресурсы, программа.
Современные проблемы науки в контексте культуры - ч. II, весенний семестр 2011 Вся презентация – комментарий к программе, очень пестрой, но вразумительной.
Правила поведения в группе Автор: Каринина Е.А. ГБОУ ЦО 166 Москва 2012.
Итоговая работа Содержание и оформление. Структура работы В работе должны быть тезисы, отсылающие к материалу как минимум 5 блоков лекций: ФИО, факультет,
Почему ГИА 9? Н.А.Нефедова, заведующая методической лабораторией русского языка и литературы МИОО, Заслуженный учитель РФ.
Как сохранить в себе человека. Подготовка к сочинению – рассуждению на морально – этическую тему в 8 классе.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Куйбышевского района «Средняя общеобразовательная школа 10»
Рабочая программа Автор: к.полит.н., доцент, директор НОЦ «Социально-политические исследования технологий» Томского государственного университета Евгения.
Рекомендации по составлению рецензий на ответы учащихся Лаборатория географии ЦО «Технологии обучения»
«История и методология изучения культуры / Стратегии исследовательской работы» (магистратура РГГУ, культурологи). весенний семестр 11.02, 18.02,
Подготовка к выполнению части 1 задания ГИА. - это передача в письменной форме содержания прочитанного или прослушанного текста Типы изложения: подробное.
Методика обучения сжатому изложению Ресурсный центр.
Уважаемые родители! С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт.
Так С 1- С 4 представляют собой составное задание, или так называемый мини - тест. Он включает фрагмент источника и четыре вопроса - задания на его анализ.
Урок 17 Тема: «Социальный портрет молодежи». Три мудреца слово за слово затеяли спор о том, что важнее для человека – прошлое, настоящее или будущее.
Инновационные технологии в работе педагога с родителями 1. Оптимизация взаимодействия с родителями: техники установления и поддержания контакта»
Сочинение- рассуждение по исходному тексту учебный год.
Транксрипт:

Проблемы современной науки в контексте культуры (экс- методология гуманитарного знания) Вводное занятие

План Понимание предмета курса –Наука –Современная –В контексте культуры Соотношение с другими лекциями и семинарами ВШЕК Принципы отчетности Программа семинарских занятий Поддерживающие курс ресурсы

Понимание предмета Проблемы современной науки в контексте культуры

«Наука» в моей части курса – речь почти исключительно о гуманитарном знании (которое, и об этом мы будем говорить – далеко не вполне наука). Другое дело, что очень многое, что может быть сказано о ГЗ и конкретных дисциплинах – относится ко всей науке в смысле «организованное знание». Что я хочу особенно подчеркнуть – в каком смысле разговор о науке: 1. Разговор о теоретических конструкциях – основная цель. Вместе с вами практиковать это усилие – разговор о чужой мысли. Для этого – особый словарь, особый ракурс. 2. Говорить о чужой мысли, а не просто воспроизводить ее = говорить не только то, что Вебер, Фуко или Поппер хотели сказать прямым текстом. Значит – уметь строить и обосновывать предположения о том, что прямым текстом не говорится, уметь наблюдать признаки, по которым такие предположения можно строить относительно достоверно. Возможно, о том, о чем сам автор не подозревал (начнем уже через две недели, с Гумбольдта; какие-то вещи о своей собственной концепции в н. XIX века он не мог сказать точнее, чем это можем сделать мы сейчас). Очень важное понятие «имплицитная гносеология». В этой связи две задачи: 1. освоения языка описания и обсуждения теоретических конструкций; 2. умения узнавать «на карте гуманитарного знания» «координаты» различных исследователей (в том числе и свои собственные).

3. Говорить «о вещах» иногда можно так, как если бы они были на самом деле. Говорить о мысли можно только как о мнениях. Свое мнение является только мнением, на него придется обращать особое внимание и учиться подозревать и разбирать его точно так же, как и мнения наших непосредственных пациентов - Вебера, Фуко, Поппера и т.д. «Наука»

«Современная» Проблематичное слово, особенно когда обозначает предмет исследования или преподавания. В моем варианте – модерн, последние 200 лет. Есть небезосновательные сомнения в том, что совсем современная наука и в особенности ГЗ начинают устраиваться иначе, но пока единственным способом говорить об этом, я вижу исторический рассказ: за 200 лет прошли такой-то путь, и сейчас начинает делаться не так то-то, то-то и то-то. Поэтому честно предупреждаю – на семинарах 1 семестра мы только подойдем к середине ХХ века, и даже 2 семестр, кроме самой концовки – modern, а не contemporary, moderne, а не zeitgenossische.

Контекст культуры – в двух смыслах. 1. Исторический - как понимание науки и работа в науке меняется за эти 200 лет. Иногда об этом будем говорить мы (например, в темах про позитивизм), иногда – наши источники (например Риккерт: открыли, условно говоря, в конце XIX века, что наука, оказывается, зависит от предшествующих познанию установок, от интересов, ценностей, словаря и т.п. 2. «Наука в контексте культуры» – не тех культур, которые были, но той, к которой мы сейчас принадлежим. НАШЕ знание о науке в контексте нашей культуры. Почему я ошибаюсь ИМЕННО ТАКИМ образом? Образцы этого отношения к организованному знанию – от Коллингвуда до Фуко и Копосова через Рассела и социологию знания, о которой много будет рассказывать Н.И. Кузнецова.

Соотношение с другими курсами Главное – вертикальное встраивание в линию моих курсов во ВШЕК – 2 семестр ПСНКК, и лекции, и семинары, начиная со 2 семестра – «Стратегии исследовательской работы», очень тесно состыкованные с подготовкой собственного исследовательского проекта – магистерской диссертации. Цель – породить у Вас методологические терзания и облегчить их, средство - рефлексия. Профессионал отличается от любителя (в чем бы то ни было), что он делает не как получается само собой, а, во-первых, способом, который уже отработан и признан удовлетворительным, во-вторых, умеет адаптировать то, чему его обучали, к конкретной ситуации, умеет совершенствовать это. Если Вы будете думать, как Вы что-либо исследуете, то будет получаться лучше. Поэтому самый любимый мой звук – скрип мозгов. Сноска – понятно, что разный уровень, сложное кому-то слишком просто для другого. Относительно универсальный совет для тех, кто уже все понял: ставьте себя на мое место, если уже поняли сюжет, думайте, как рассказать его не преподавателю, но своему еще не преуспевающему однокурснику. Почему тот все еще не понимает?

Горизонтальные валентности – с другими курсами 1 семестр – ПСНКК-лекции, проблемы философии, НИРМ. Про НИРМ – завтра (его тоже придумываем на ходу. Но, как минимум, часть НИРМ – тоже разбор теоретических текстов и разговор о методе иссл. работы). ПСНКК и философия – во-первых, имена и содержание, во-вторых, определенное сходство словаря – разговор о мысли, о теоретических конструкциях. Но и то и другое – отношения перекрещивания, но не дублирования и не изолированности. Возможность разных точек зрения, хотя мне кажется, что скорее складывающихся в малопротиворечивую картину, если учитывать специфику ракурсов. Будут и другие валентности – по линиям: 1) методов конкретных гуманитарных дисциплин (например, литературоведения, истории, социологии); 2) истории культуры, но это пока менее значимо.

Система отчетности. Многое определяется двойным дипломированием – российским и немецким. По российской системе Вы получаете оценки: в 1 семестре – допуск к экзамену, который проводим мы совместно с Н.И. Кузнецовой, но по ее программе; во 2 семестре – оценку по тому курсу, который читаю я, и в котором учитывается работа и впечатление 1 семестра. По немецкой системе Вы получаете т.н. кредитные пункты (КП). Поскольку курс принадлежит к первому модулю, Вы получаете или 1 КП, или 3. По курсам 4-7 модулей, можно заработать гораздо больше КП (до 8 в случае написания большой (25 стр.) письменной работы, но не исключено, что мы сделаем систему до- и перезачетов. В любом случае, по немецкой системе нужно закрыть модуль, т.е. получить минимум 3 пункта.

За что ставится оценка / выдаются КП? Ключевые понятия: «кредит доверия» и «общее впечатление» думаю, что и у всех преподавателей, которым не безразлично, что они делают, только не все в этом признаются. Экзамен принимаешь в соответствии со своими ожиданиями от человека, и переломить сложившееся впечатление – трудно. В первом семестре складывается на основе линейки семинаров – участие в занятиях (разумеется, активное, а не одобрительное молчание) и выполнение нескольких маленьких письменных заданий, количество которых обратно пропорционально активному и успешному устному участию. Если Вы не приходили или промолчали, то работ много (в пределе – 4, одна чуть побольше), если полностью убедили меня, что все понимаете, а что будет необходимо, легко доберете сами – в исключительном случае возможен даже экзамен автоматом. Мои занятия можно не посещать, но 2 требования – обязательное предварительное уведомление (СМС , и отработки нужного количества и качества.

Ресурсы К:\students\iek\programs\assist\perlov\ Перлов А.М. История науки: введение в методологию гуманитарного знания. М., (дискуссию Поппера и Адорно и «Консервативную мысль» Манхейма осталось сосканировать)