Презентация занятия кружка по теме: «Муза Клио и ее свита» учителя истории МОУ «Борисовская средняя общеобразовательная школа» Бабаевского района Вологодской.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Презентация к уроку по истории (6 класс) по теме: Введение в изучение истории России в 6 классе
Advertisements

Вспомогательные исторические дисциплины. (ВИД) Роль вспомогательных дисциплин в изучении истории. Археология – наука, изучающая историю общества по материальным.
Исторические источники. Вспомогательные исторические дисциплины.
Реально существующее прошлое Исторические источники (все остатки прошлой жизни) Научно воссозданная картина прошлого Особенности изучения прошлого человечества.
Подготовила учитель истории и обществознания Орлова Е. В.
Реально существующее прошлое Исторические источники (все остатки прошлой жизни) Научно воссозданная картина прошлого Особенности изучения прошлого человечества.
Археология – «наука о древности», историческая дисциплина, изучающая по вещественным источникам историческое прошлое человечества. Сфрагистика – наука,
История – наука, изучающая прошлое человечества Как жили народы раньше? Какие события происходили? Почему жизнь народов менялась? Под словом жизнь понимается:
Основные направления Отраслевая история ВИДы (Вспомогательные исторические дисциплины) История как наука (структура комплекса (структура комплекса)
Проверка домашнего задания 1.Определить виды исторических источников А)вещественные б)гипотезные в)письменные Г) устные д)реальные 2. Распределите источники.
Что изучает история Древнего мира?
Предмет и задачи источниковедения. Источниковедение как наука. Понятие исторического источника. Предмет и задачи источниковедения. Классификация исторических.
Вам безразличен исторический прогресс?! Все о своем ведете разговоры… Да, ведь, История – всему опора! Без знания ее – все темный лес. Когда и кто, и.
Тема урока: « Палеография как вспомогательная историческая дисциплина»
© Жадаев Д.Н., Сформировать у учащихся представление об истории как науке, помогающей узнать далекое прошлое человечества и всей планеты.
Исторические источники Понятийный тест. Предмет, несущий в себе сведения о прошлом Исторический факт Находка из прошлого Исторический источник Материалы.
Из истории денег. Зерно Рыба Скот Рыба Скот Зерно Рыба Скот Обмен товарами.
Метрология пиктография эпиграфика геральдика палеография сфрагистика антропонимика нумизматика археология генеалогия.
Работа учителя МОУ Мышкинская СОШ Беляевой Л.Е. 2010г.
Гайдук Сергей Александрович Что изучает история Древнего мира Урок 1.
Транксрипт:

Презентация занятия кружка по теме: «Муза Клио и ее свита» учителя истории МОУ «Борисовская средняя общеобразовательная школа» Бабаевского района Вологодской области Суворовой Т.И.

Цель урока: формирование представления о вспомогательных исторических дисциплинах

Задачи урока: актуализировать знания о вспомогательных исторических дисциплинах определить их место и роль в изучении истории закрепить представления об основных видах исторических источников

План занятия Вспомогательные исторические дисциплины - свита Музы Клио Вспомогательные исторические дисциплины - свита Музы Клио Роль и место вспомогательных исторических дисциплин в изучении истории Роль и место вспомогательных исторических дисциплин в изучении истории Понятие об исторических источниках Понятие об исторических источниках

Любой человек, всерьез интересующийся историей своего Отечества, рано или поздно начинает задумываться над вопросами: как разговаривали люди в прежние времена, как они обращались друг к другу, как одевались, какие обычаи и традиции определяли их жизнь, каким законам они подчинялись, чем торговали, с кем воевали, почему не жили мирно, кто их предки, почему их так зовут и т.д.

Более точные ответы на эти и множество других вопросов можно дать, изучив источники, на основе которых создается научная история.

Свита Музы Клио У Ее Величества Королевы Истории имеется множество менее известных, но знатных вассалов: княгини Генеалогия и Геральдика, герцогини Метрология и Антропонимика

Леди Нумизматика и Сфрагистика, маркизы Топонимика и Археология, баронессы Хронология и Палеография и др.

Роль вспомогательных исторических дисциплин Помогают уточнить известные по другим источникам даты событий восстановить детали быта, жизни людей познакомить с хозяйственной деятельностью установить особенности, внешний вид и назначение разных предметов восстановить конкретные данные из жизни предков

Что такое исторический источник? Предметы старины, которые исследуют и изучают вспомогательные исторические дисциплины, называются историческими источниками. Исторический источник – это памятник истории, который дает информацию о жизни людей в далеком прошлом. Задание: заполните таблицу: «Виды исторических источников» по ходу изучения материала. Письменные источники Вещественные источники Устные источники

Археология Археология - это наука, изучающая историю общества по материальным остаткам жизни и деятельности людей – вещественным памятникам. Исследует отдельные древние предметы (оружие, скульптуры, ценности, монеты и др.) и целые комплексы (могильники, поселения, клады), обнаруженные в ходе археологических раскопок.

Письменные источники изучают такие науки, как папирология, эпиграфика, дипломатика, археография, палеография. Палеография - от греческого «палайос» - древний. Наука, изучающая внешние признаки рукописных и печатных источников в их историческом развитии. Внешние признаки, изучаемые палеографией, включают: знаки письменности, особенности их графики, почерки, материалы для письма, орудия письма, украшения, краски, чернила, водяные знаки, клейма, штемпели, формат и переплёт рукописей. Анализ внешних признаков помогает решить задачи палеографии: установить время, место, авторство, подлинность рукописей, выявить подделки. Датировка по палеографическим признакам приблизительна и может колебаться в радиусе от нескольких лет до столетия. Более точными являются палеографические выводы об авторстве, месте написания и подлинности письменных источников.

Геральдика – вспомогательная историческая дисциплина, объектом изучения которой являются гербы Геральдика – вспомогательная историческая дисциплина, объектом изучения которой являются гербы

Нумизматика Нумизматика - историческая дисциплина, изучающая монетное производство, историю денежно-весовых систем и денежного обращения. Название появилось в средние века от греческого «номизма» (монета). Само слово «монета» римского происхождения. Оно являлось одним из эпитетов римской богини Юноны (устроительница, советчица), при храме которой в Древнем Риме существовал первый монетный двор. В России термин получил распространение только при Петре I. Монета - оригинальный и важный исторический источник. Появление монет дело отнюдь не случайное. Возникновение монеты у кочевых народов явилось результатом первого крупного общественного разделения труда, то есть выделения пастушеских племён, в результате главным предметом обмена стал скот. Срастание денежной формы стоимости с первичной (скот) оставило глубокий след в первоначальных обозначениях денег как таковых и богатства вообще. Так, латинское обозначение «pecunia» произошло от «Pecus» (скот). Согласно Гомеру, мерой стоимости у ахейцев и дорийцев были быки (так, золотые доспехи стоили около 100 быков). Счёт скота вёлся по, головам и именно от латинского «caput» происходит термин капитализм. Скот в представлениях древних людей был признаком богатства. На Руси отголоском подобной системы ценностей стало обозначение казнохранилища («скотница»).

Российские монеты времен Николая II

Сфрагистика - от греческого «сфрагос» - печать. Изучает печати (иногда ещё называется сигиллографией от латинского «сигиллум», печать). Понятие «печать» распространяется как на штампы и матрицы, так и на их оттиски, оставленные на различных материалах (бумага, воск, сургуч, металл). Матрицы печатей вырезывались в твёрдом материале, камне, металле, кости, дереве. В новое время для печатей стали использовать мягкие материалы: каучук, резина. По способу применения печати делились на две группы: Вислые - подвешивались к документу на шнуре. Оттискивались специальными щипцами - буллотириями. Прикладные - оттискивались на самом документе или предмете различными штампами.

Бонистика – это наука о вышедших из употребления бумажных деньгах и бонах (денежных знаках, не являющихся деньгами), отражающих экономическое и политическое положение общества

Метрология Метрология – это наука, которая изучает развитие системы мер, денежного счета и единиц налогового обложения у различных народов.

Ономастика Ономастика (греч. «онома» - имя, название) – наука, изучающая имена собственные, историю их возникновения и преобразования. Разделы ономастики – топонимика, антропонимика и этнонимика.Антропоним ика – наука, изучающая происхождение имен, фамилий.

Устные источники: передаются из уст в уста, из поколения в поколение сказки, мифы, легенды пословицы, поговорки, прибаутки народные песни былины

Вывод Вспомогательные исторические дисциплины делают историю: точной наукой, основанной на достоверных источниках ближе и понятнее каждому современному человеку позволяют ощутить причастность каждого к далекой истории предков.

Закрепление Составление устного коллективного рассказа с начальной фразой: «У Ее Величества Королевы Истории есть множество менее известных, но очень знатных вассалов…» Составление устного коллективного рассказа с начальной фразой: «У Ее Величества Королевы Истории есть множество менее известных, но очень знатных вассалов…»

Домашнее задание Нарисовать вассалов Музы Клио с соответствующей символикой Начать заполнение словаря терминов Определить на рисунках вещественные и письменные источники