«Стили детско-родительских отношений и формы личностной дезадаптации подростка».

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Родители как активные участники УВП Психологическое сопровождение семьи.
Advertisements

Вообще под понятием отношение в психологии понимается позиция личности к тому, что ее окружает. В социальных общностях (а к ним относится и семья) у составляющих.
Влияние уровня конфликтности в семье на формирование девиаций у подростка Педагог-психолог ГАОУ СПО МО ГПК Плахова О.Е г.
Типы родительских отношений. 14% 10% 32%44% 1. Гиперпротекция потворствующая доминирующая потворствующая доминирующая 2. Гипопротекция потворствующая.
Департамент общего образования Томской области ОГБОУ «Томский государственный педагогический колледж» (ОГБОУ «ТГПК») Влияние взаимоотношений детей и родителей.
Социально – психологические аспекты причин беспризорности среди подростков.
Стили семейного воспитания. Семейное воспитание - целенаправленные, сознательные воспитательные воздействия, осуществляемые родителями с целью формирования.
Психологический анализ дезадаптивного поведения в подростковом возрасте Руководитель: ст. преподаватель Громко Николай Иванович.
Влияние типа семейного воспитания на формирование и течение функциональных заболеваний желудочно- кишечного тракта ГОУ ВПО СамГМУ, кафедра детских болезней.
Сем. конс-е. Работа психолога с проблемами воспитания детей Слайд 1. Работа психолога-консультанта с проблемами воспитания детей в семье Проблемы, связанные.
«Воспитательный потенциал семьи» общешкольное родительское собрание МБОУ «Начальная общеобразовательная школа п. Центральный» Март 2012 года.
Эмоциональный аспект взаимодействия в детско- родительских взаимоотношениях у старших дошкольников Педагог-психолог МОУ детского сада 307 детского сада.
Педагог-психолог Прилепа О.В. Социальный педагог Кравченко Н.Ю Социальный педагог Аканова Р. Б. Программа просветительской работы с родителями «МЫ и наши.
Выпускная квалификационная работа Особенности работы учителя начальных классов с детьми из детского дома: проблемы депривации. Шарикова Мария Александровна.
ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ В СЕМЕЙНОМ ВОСПИТАНИИ Выполнила: магистр 2 курса Заочного обучения Исаева Д.Г Уральский государственный педагогический университет Институт.
«Психология делового общения» Элективный курс: МОУ «Средняя общеобразовательная школа 1» г. Бийск 2009.
«Совместная работа учителя русского языка и литературы с родителями детей с ОВЗ» МБОУ ООШ 138 Подготовила учитель русского языка и литературы 1 категории:
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА) Тема: «ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В КОРРЕКЦИОННЫХ КЛАССАХ»
Автор: Николаева Аня, 9 «б». Актуальность: Современные проблемы подростков в обществе связаны с расхождением их интересов с интересами взрослых и сверстников,
Тема: «Влияние детско-родительских отношений на самоотношение школьников с умственной отсталостью».
Транксрипт:

«Стили детско-родительских отношений и формы личностной дезадаптации подростка».

П роблема детско- родительских отношений актуальна для социально- психологических исследований

На первом месте среди факторов, определяющих уровень дезадаптации подростка, стоит фактор семьи.

В подростковом возрасте отношения с родителями переходят на качественно новый этап. Специфика взаимоотношений «семья- подросток» обусловлена в первую очередь задачами формирования и осознания подростком своей идентичности, коренными преобразованиями мотивационной сферы. У подростка одновременно сосуществуют два типа потребностей: потребности в автономии, уважении, самоопределении и потребности в поддержке и присоединении к семейному «мы».

По сравнению с другими институтами социализации у семьи есть свои особенности. Прежде всего, семейные взаимоотношения подростка имеют свою историю, накопленный опыт общения, родительских воздействий, иногда ошибок и просчетов, совершенных родителями на прежних этапах воспитания.

Семья является разновозрастной группой, в которой подросток приобретает опыт общения и взаимодействия с людьми разных поколений, разного пола. Влияние семьи на подростка охватывает все стороны его личности (аффективную, когнитивную, поведенческую), продолжается практически непрерывно (с рождения и на протяжении всей жизни, в любое время года, суток и т. д.) и ощущается даже тогда, когда ребенок находится за пределами дома.

причины дезадаптации, возникающих в семье: неполный состав семьи, это часто приводит к усилению комплекса ущербности, неполноценности, депрессиям, невротическим состояниям, озлобленности, преждевременному выполнению подростками «взрослых социальных ролей» кормильцев семей, защитников и т. д.; низкий уровень педагогической культуры родителей, приводящий к гипероопеке, либо же к гипоопеке (по классификации А.Е. Личко); негативные отношения внутри семьи, определяющие повышенную тревожность подростков: фрустрационные и невротические состояния; агрессивность поведенчес­ ких реакций, негативизм; отстранение родителей от процесса воспитания в силу различных причин; низкое или сверхобеспеченное материальное положе­ние семьи, порождающее негативные модели поведения с точки зрения их влияния на подростков.

Семейное воспитание - это целенаправленные, сознательные воспитательные воздействия, осуществляемые родителями с целью формирования определенных качеств, умений. Кроме этого на ребенка воздействуют вся семейная атмосфера, семейные условия: социальное положение, род занятий, материальный уровень, уровень образования, ценностные ориентации членов семьи. Поэтому любая деформация родительской семьи приводит к отрицательным последствиям в развитии личности ребенка.

Актуальность межличностных отношений в семье и их влияние на формирование личности и поведения детей – подростков заключается в следующем: очень важный фактор эмоциональной уравновешенности и психического здоровья ребенка – это стабильность семейной среды. Большое значение имеет «качество» семьи, её воспитательная способность. Семья, неспособная воспитывать, приводит к серьезным нарушениям в процессе социализации ребенка.

Актуальность проблемы детско-родительских отношений остается неизменно острой на протяжении всего развития психологической науки и практики. В связи с этим мы решили изучить эту тему и раскрыть ее в нашей курсовой работе «Стили детско-родительских отношений и формы личностной дезадаптации подростка».

Цель : выявить взаимосвязь между стилями детско-родительских отношений и формами личностной дезадаптации детей подросткового возраста. Задачи: осуществить теоретический анализ литературы в области жизнедеятельности семьи с детьми подросткового возраста; изучить индивидуальные психологические особенности подростков; исследование стилей детско-родительских отношений родителей с детьми подросткового возраста; провести качественный анализ взаимосвязи между стилями детско- родительских отношений в семьях и личностными дезадаптациями подростков. Объект исследования: жизнедеятельность семьи с детьми подросткового возраста. Предмет исследования: личностные особенности подростков и стили детско-родительских отношений. Гипотеза исследования: существует взаимосвязь между стилями детско- родительских отношений и формами личностной дезадаптации подростков.

Методологическая основа: Методологической основой являются теоретические концепции ведущих психологов: В.С.Мухиной, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Л.И. Божович о закономерностях развития детской психики; В.Н.Мясищева концепции отношения; А.В.Петровского персонализации; Р.В.Овчаровой родительство как психологический и социокультурный феномен; А.Я.Варги, А.С.Спиваковской о влиянии стилей семейного воспитания на возникновение невротических отклонений в личности ребенка и подростка; А.И.Захаров, А.Е. Личко, Э.Г.Эйдемиллер, В.Г.Юстицкий о стилях неконструктивного родительского отношения, приводящие к расстройствам невротического и психопатического типа у детей и подростков; И.В.Дубровина, М.И. Лисина о нарушениях в формировании различных сторон личности ребенка и подростка, которые находятся в прямой зависимости от степени нарушения родительско-детских отношений.

Методы исследования: теоретический анализ литературы, наблюдение (включенное и пассивное), методы математической статистики (вычисление среднего арифметического и среднеквадратического отклонений), тестовый метод: тест-опросник родительского отношения к детям (ОРО) А. Я. Варга, В. В. Столина; опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Э.Г.Эйдемиллера; методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки (уровень агрессии), адаптированный А.К.Осницким; тест «Шкала самооценки уровня тревожности» Ч.Д.Спилбергера, адаптированный Ю.Л. Ханиным; методика определений акцентуаций характера К.Леонгарда.

База исследования: учащиеся 8 классов и их родители МОУСОШ 34 г. Владимира (30 человек: подростки – лет и родители в возрасте от 35 до 48 лет).

Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты можно использовать для разработки индивидуальных и групповых программ психокоррекционных занятий при решении вопросов детско-родительских отношений. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, вывода, библиографии и приложения. Содержит 7 таблиц, 2 приложения.

Выводы по главе 1. Теоретическая часть курсовой работы основана на просмотре особенностей подросткового возраста и различных типов семей, которые влияют на степень развития ребенка в этом возрасте. Подростковый возраст, возраст перемен и ломки характера - поистине трудный возраст, переменчивое, с резкими колебаниями настроения, ранимость делают его подчас совершенно неспособным адекватно оценивать ситуацию и вести себя, сообразуясь с нею. Именно такой своей неадекватностью подросток и провоцирует возникновение разного рода конфликтов неустойчивости родительских отношений. В свою очередь различные типы семей, воспитание и отношение родителей по- своему оказывают на развитие подростка.

Исследование детско-родительских отношений в семьях с детьми – подростками

Вывод. Родители подростков стремятся к симбиотическим отношениям с ребенком-подростком, стремятся удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Но при этом родитель не заинтересован в делах и планах ребенка, не старается ему помочь во всем, не сочувствует ребенку. Отсюда родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок-подросток ему кажется маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться в силу обстоятельств, т.к. по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.

Исследование нарушений процесса воспитания в семьях родителей подростков

Г+ гиперпротекция; Г- гипопротекция; У+ потворствование; У- игнорирование потребностей ребенка; Т+ чрезмерность требований - обязанностей; Т- недостаточность требований-обязанностей ребенка; 3+ чрезмерность требований-запретов; 3 - недостаточность требований-запретов к ребенку; С+чрезмерность санкций; С- минимальность санкций;

РРЧ - расширение сферы родительских чувств; ПДК - предпочтение в подростке детских качеств; ВН- воспитательная неуверенность родителя; ФУ -фобия утраты ребенка; НРЧ - неразвитость родительских чувств; ПНК -проекция на ребенка {подростка) собственных нежелательных качеств; ВК - вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания; ПЖК – шкала предпочтений женских качеств; ПМК – шкала предпочтений мужских качеств, Н-неустойчивость стиля воспитания.

На первом месте из шкал нарушения процесса воспитания являются чрезмерность требований-обязанностей ребенка Т+ (40%) и шкала гиперпротекция Г+(40%). Родительское отношение характеризуется сочетанием обострённого внимания и заботы о ребёнке с мелочным контролем, обилием ограничений и запретов. На втором месте стоит шкала минимальность санкций наказаний (33%). Родители привыкли обходиться без наказания или применяют их крайне редко и сильно сомневаются в успешном результате любых наказаний.

Исследование агрессии и враждебности у подростков. Методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки (уровень агрессии), адаптированный А.К.Осницким)

Исследование реактивной и личностной тревожности у подростков (Шкала реактивной и личностной тревожности по Ч. Спилбергеру)

Исследование акцентуированного поведения подростка. (Методика определений акцентуаций характера К.Леонгарда)

Вывод по главе 2 В результате анализа и интерпретации данных установлена связь между стилем родительского отношения и личностной дезадаптацией подростка. Были получены следующие данные: доминирующая гиперпротекция (Г+, У±, Т±, 3+, С±) содействует развитию гипертимных черт характера подросток; повышенная моральная ответственность (Г+, У-, Т+) стимулирует развитие черт тревожно-мнительной (психастенической) акцентуации личности. Обилие контроля характерно для доминирующей гиперпротекции, при которой обостренное внимание и забота сочетаются с обилием ограничений и запретов способствует высокой личностной тревожности у подростков.

Заключение Подводя итоги данного исследования, нужно отметить, что цель нашей курсовой работы была достигнута: мы выявили взаимосвязь между стилями детско- родительских отношений и формами личностной дезадаптации детей подросткового возраста. Выдвинутая в исследовании гипотеза подтвердилась о существовании взаимосвязи между стилями детско-родительских отношений и формами личностной дезадаптации подростков.