Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования в соответствии с принципами Болонского процесса ориентированы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Инновационные оценочные средства в условиях компетентностного подхода.
Advertisements

1 Учебно-методическое объединение ВУЗов Российской Федерации по образованию в области горного дела. Профессор Петров В.Л. Апрель 2012 Особенности разработки.
Балльно-рейтинговая система как фактор повышения качества преподавания социологии в ТувГУ Хурума Ю.К. Кызыл, 2011 г.
Формирование фондов оценочных средств в соответствии с требованиями ФГОС.
Информационные технологии в автоматизации планировании учебного процесса вуза Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных.
Требования ФГОС ВПО третьего поколения. Информация о совещании проректоров в МГМУ от г. Г. МОСКВА Проректор по УВ и СР, доцент З.З.Нажмудинов.
Основные образовательные программы Рекомендации по формированию.
Ильченко Людмила Ивановна Кузбасский региональный институт развития профессионального образования.
Разработка фонда контрольно- оценочных средств в условиях реализации ФГОС СПО.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ РАБОЧЕГО УЧЕБНОГО ПЛАНА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ВПО Зам. начальника Методического управления Рогалева Е.Н.
Государственный контракт на выполнение работ (оказание услуг) для государственных нужд от«07» ноября 2011 г. 12.Р «Создание и внедрение системы.
1 Ю.Б.Васенёв - канд. экон. наук Разработка оценочных средств контроля качества формирования компетенций на базе использования активных форм обучения.
ФГОС III поколения ФГОС III поколения Основная образовательная программа.
МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ПЕРЕХОДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ.
Заместитель директора по учебно-производственной работе Бойцов Н.В. ОГБОУ СПО «Костромской автодорожный колледж»
Новый формат рабочих программ дисциплин Л.Е. Егорова Пленум Совета УМО вузов России по образованию в области энергетики и электротехники, Москва
Документационное обеспечение образовательного процесса начальник отдела методической работы и управления качеством образования к.ф-м.н., доцент Дамбуева.
Необходимость перехода к компетентностной парадигме обусловлена требованиями современного рынка труда, предъявляющего высокие требования к квалификации.
Контрольно-оценочные средства. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального.
LOGO Школа педагогического мастерства Рекомендации по методическому обеспечение аудиторных занятий.
Транксрипт:

Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования в соответствии с принципами Болонского процесса ориентированы на выработку у студентов компетенций – динамического набора знаний, умений, навыков, моделей поведения и личностных качеств, которые позволят выпускнику стать конкурентоспособным на рынке труда и успешно профессионально реализовываться в широком спектре отраслей экономики.

Таким образом, стоящая перед российскими вузами задача – выработать образовательные технологии и оценочные средства, которые позволяют: формировать у обучающихся требуемые образовательной программой универсальные (общекультурные) и профессиональные компетенции, проводить объективную комплексную оценку сформированных компетенций.

Виды учебных занятий: лекция, семинар, лабораторная работа, индивидуальная работа под руководством преподавателя, консультации, самостоятельная работа, производственная практика, полевые исследования, работа над проектом, участие в научных исследованиях, мастер-классы, групповая проектная работа, деловые игры, симуляции, интерактивное дистанционное обучение. Формы оценки: устный экзамен, письменный экзамен, тест, прием защиты контрольной работы, доклада, курсовой работы, отчета о практике, отчета о полевых исследованиях, стажировках, эссе, оценка портфолио, презентация результатов работы.

Образовательные технологии (способы выработки компетенций) и методы оценки сформированности этих компетенций (оценочные средства) – неразрывно связанные аспекты обучения. Формы контроля должны стать своеобразным продолжением методик обучения, позволяя студенту более четко осознавать его достижения и недостатки, корректировать собственную активность, а преподавателю – направлять деятельность обучающегося в необходимое русло.

7.3. «реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разборов конкретных ситуаций, различного рода тренингов) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся».

8.2. Оценка качества освоения основных образовательных программ должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников Конкретные формы и процедуры текущего и промежуточного контроля знаний по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения.

8.4. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом Итоговая государственная аттестация включает защиту бакалаврской выпускной квалификационной работы. Государственный экзамен вводится по усмотрению вуза. Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы), а также требования к государственному экзамену (при наличии) определяются высшим учебным заведением.

8.1. Высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе путем: разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей; мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ; разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников; обеспечения компетентности преподавательского состава; регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей; информирования общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.

Полная оценка компетенций выпускника осуществляется на итоговой государственной аттестации. В процессе же текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации, как правило, проводится оценивание более локальных результатов обучения – компонентов компетенций (знаний, умений, навыков по дисциплинам или модулям ООП).

Оптимальным путем формирования систем оценки качества подготовки студентов при реализации компетентностного подхода является сочетание традиционных методов и средств проверки знаний, умений и навыков и инновационных подходов, ориентированных на комплексную оценку формирующихся компетенций. При этом традиционные средства контроля следует постепенно совершенствовать в русле компетентностного подхода, а инновационные средства, в том числе пришедшие из зарубежной практики или иных образовательных систем (общее и среднее профессиональное образование) адаптировать для широкого применения в российской вузовской практике.

Устный опрос Достоинства: позволяет оценить знания и кругозор студента, умение логически построить ответ, владение монологической речью и иные коммуникативные навыки, обладает большими возможностями воспитательного воздействия преподавателя. Письменные работы Достоинства: экономия времени преподавателя; возможность поставить всех студентов в одинаковые условия, объективно оценить ответы при отсутствии помощи преподавателя, проверить обоснованность оценки; снижение фактора субъективности при оценке подготовки студента. Контроль с помощью технических средств и информационных систем Достоинства: о перативное получение объективной информации об усвоении студентами контролируемого материала, возможность детально и персонифицировано представить эту информацию преподавателю, формирование и накопление интегральных (рейтинговых) оценок достижений студентов по всем дисциплинам и модулям образовательной программы, привитие практических умений и навыков работы с информационными ресурсам и средствами, возможность самоконтроля студентов. Методы оценки знаний студентов (традиционные оценочные средства)

Модульно-рейтинговая системаТесты минимально допустимой компетентностиКвалификационные тестыКейс-методПортфолиоМетод развивающейся кооперацииДеловая играПроектный метод

в баллах оцениваются не только знания и навыки обучаемых, но и личностные качества: активность, неординарность решений поставленных проблем, умения организовать группу для решения проблемы и т.д. если рейтинг студента опустится до критически низкой отметки, то возможность отчисления такого студента будет довольно весомой. Ведь для того, что бы получить удовлетворительную оценку, студенту придётся на экзамене набрать максимум баллов, в противном случае оценка на экзамене может быть только неудовлетворительной.

Позволяют проверить степень соответствия подготовки обучающихся минимальному уровню усвоения знаний и умений Невозможно установить уровень знаний и умений, необходимых для профессиональной деятельности. Не выявляют потенциальных возможностей развития будущего специалиста

Оценка уровня подготовленности каждого испытуемого Не учитывает: 1.достижений студента; 2.личные качества студента; 3.познавательную активность; 4.творческий потенциал обучающихся.

Формирует умения и навыки мыслительной деятельности; Развивает способности личности (способность к обучению, оптимальному поведению в различный ситуациях); Формирует умение перерабатывать массивы информации. Трудность в оценке знаний студента в целом по дисциплине

позволяет выявить не только знания студента, но и то, как он пришёл к этим знаниям; вырабатываются навыки оценки собственных достижений; позволяет сделать вывод о сформированности компетентности студентов. формирование собственных критериев оценки может оказаться для студента достаточно сложным; в том случае, если критерии оценок не определены достаточно чётко, портфолио может стать всего лишь бессистемным собранием работ студента, не отражающим не только полноты его достижений, но и динамики развития; как и всякую качественную информацию, материалы портфолио может быть сложно анализировать и обобщать, чтобы выделить тенденции профессионального роста студента.

Позволяет оценить умения студента: выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей; дискутировать и защищать свою точку зрения; справляться с разнообразием мнений сотрудничать и работать в команде; брать на себя ответственность; участвовать в совместном принятии решений. Студент, не принимающий активного участия в решении поставленной задачи, получает оценку за счёт работы других членов группы, так как оценивается работа группы в целом

Позволяет оценить умения студента: работать в команде; применять полученные знания для решения конкретных производственных задач; находить выход из неординарных ситуаций; анализировать сложившуюся ситуацию с разных позиций; учитывать мнение оппонентов; находить несколько вариантов управленческих решений. Пригоден при обучении только тех специалистов, в работе которых коммуникабельность, умение расположить к себе, гибкость и стрессоустойчивость являются профессионально важными качествами. Неактивный студент получает оценку за счёт работы других членов группы.

Учебно-творческие проекты предполагают соответствующее творческое оформление результатов Учебно-исследовательский проект – проект исследовательской работы Учебно-телекоммуникационный проект - деятельность студентов, в ходе которой основным средством обмена информацией между участниками проекта (которые могут находиться на разных континентах) являются телекоммуникации

Развивает способность: оценить имеющиеся ресурсы, в том числе собственные силы и время, распределить их; добывать информацию, критически оценивать её, ранжировать по значимости, ограничивать по объёму, использовать различные источники; работать с большим объёмом информации; планировать свою работу; найти пути решения проблемы; самостоятельно вести исследовательскую работу. трудности в оценке деятельности студентов; преподаватель должен обладать соответствующей квалификацией; не возможно проведение в часы обязательных аудиторных занятий; проблематично применение одновременно по нескольким дисциплинам.