Роман был дописан. «И я вышел в жизнь, держа его в руках, и тогда моя жизнь кончилась». 1. Что означает эта фраза? 2. Что же произойдет с Мастером? Как.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Пусть зло во все века сильней, Но доброта неистребима, Идёт безвестным пилигримом Она дорогою своей. Давно уж слуха нет о ней… И вдруг такой же, как с.
Advertisements

Творческий проект на тему: «Добро и зло в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»» Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро... Если в жизни.
Судьба художника и тема искусства в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Какова была судьба Мастера - Булгакова в стране «победившего социализма»?
Михаил Афанасьевич Булгаков 3 (15) мая гг. 120 лет со дня рождения.
Михаил Афанасьевич Булгаков 3 (15) мая гг. 120 лет со дня рождения.
Образ Воланда « Мастер и М аргарита ». Мастер Маргарита Азазелло ВоландКот Бегемот Коровьев.
М.Булгаков «Мастер и Маргарита» Тест по роману. 1.В чем своеобразие композиции романа? А) кольцевая композиция, Б) роман в романе, В) хронологический.
ТЕМА ЛЮБВИ В РОМАНЕ М.А. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»
Аннотация Кто сильнее: грозный прокуратор Иудеи или бродячий философ Иешуа Га- Ноцри?
Автор: Шилина Елена Викторовна МКОУ «Батуровская основная общеобразовательная школа»
Сатирическая часть романа «Мастер и Маргарита»..
План урока Моральный выбор Свобода –это ответственность Моральные знания и практическое поведение личности Критический анализ собственных помыслов и поступков.
МИХАИЛ БУЛГАКОВ « Мастер и Маргарита » Автор – составитель – Дмитриева М. В., учитель МОШИ ЛИ города Балашова Сатирическое изображение действительности.
Три мира в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита» Три мира в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита»
М. А. Булгаков Любовь и творчество на страницах романа «Мастер и Маргарита» Костенко М.М.,учитель русского языка и литературы, I д/с.
«Каждому будет дано по его вере» Нравственные и философские аспекты романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» «Мастер и Маргарита»
По изучению романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» Выполнила: Учитель русского языка и литературы Кирей Светлана Александровна МОУ «СОШ 8»
Михаил Булгаков Роман «Мастер и Маргарита« Урок – презентация по литературе для учащихся 11 класса. Выполнила: учитель русского языка и литературы Кудрявцева.
«Он не заслужил света, он заслужил покой…» Заключительный урок по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита» Протасова Ю.С. Учитель русского языка и литературы.
«Это была самая светлая жизнь» По роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Транксрипт:

Роман был дописан. «И я вышел в жизнь, держа его в руках, и тогда моя жизнь кончилась». 1. Что означает эта фраза? 2. Что же произойдет с Мастером? Как литературный мир встретит его версию библейской истории? 3. Что же не устраивало литераторов в романе Мастера?

С АТИРИЧЕСКАЯ ЛИНИЯ 1. О чем беседуют Иван Бездомный и Берлиоз?

Собравшуюся здесь литературную братию (иначе их не назовешь) более всего привлекает «обыкновенное желание жить по-человечески». Но по-человечески ли, если мечтают эти люди только о дачах («дач всего двадцать две, а нас в МАССОЛИТе три тысячи»), о творческих отпусках (здесь все точно рассчитано: до двух недель на рассказ-новеллу, до одного года на роман); в «Грибоедове» распределителе благ собираются, чтобы вкусно и дешево поесть. «Всякий посетитель, если он, конечно, был не вовсе тупица, попав в Грибоедова, сразу же соображал, насколько хорошо живется счастливцам членам МАССОЛИТа, и черная зависть начинала медленно терзать его».

1. Подтвердите текстом, что литературный мир ужасен. И опять к писателям чего стоят их говорящие фамилии: Двубратский, Загривов, Глухарев, Богохульский, Сладкий и, наконец, «купеческая сирота Настасья Лукинишна Непременова», взявшая псевдоним «Штурман Жорж»! Читатель имеет возможность понаблюдать, как проходит лишь один вечер в МАССОЛИТе, но вслед за автором готов воскликнуть: «Словом, ад… О боги, боги мои, яду мне, яду…»

Почему Берлиоз заслужил такое страшное наказание?

Каковы порядки в торговле, в магазинах Торгсина?

Какова театральная жизнь Москвы?

Почему Воланд устраивает в варьете спектакль? Какой вывод он делает? В чём суть квартирного вопроса? 2

Люди соревнуются с нечистой силой в бесчинствах Московская жизнь 30-х годов : 1) это московские квартиры, из которых люди исчезают бесследно: Булгаков не мог открыто сказать об арестах (глава 7-я. «Нехорошая квартира»); 2) бюрократическая система, при которой совершенно все равно, человек ли отдает распоряжения, подписывает приказы или костюм, из которого на время исчез его хозяин (глава 27-я. «Конец квартиры 50»). Самое поразительное «вернувшись на свое место, в свой полосатый костюм, Прохор Петрович совершенно одобрил все резолюции, которые костюм наложил во время его краткосрочного отсутствия» (вспомним с учениками, что здесь мы встретились с таким художественным приемом, как гротеск); 3) это процветающее взяточничество, за которое был наказан сатаной председатель жилищного товарищества Никанор Иванович Босой (глава 9-я. «Коровьевские штуки»); 4) подлость и приспособленчество тех людей, которых принято было называть простыми людьми. Вспомним разговор Коровьева с Маргаритой о пятом измерении, которое было рассчитано квартирным пронырой (чудеса эти удивляют самого сатану и его приближенных). Или это слова артиста в сне Босого относительно подброшенной валюты: « Что могут подбросить? Ребенка, анонимное письмо, прокламацию, адскую машину… но 400 долларов никто не станет подбрасывать».

Безумный мир везде: это отношение к своему делу вора-буфетчика из театра варьете, у которого брынза зеленого цвета, а осетрина второй свежести. «Вторая свежесть вот это вздор! Свежесть бывает только одна первая, она же последняя. А если осетрина второй свежести, то это означает, что она тухлая!» Или это распутство театрального начальника Семплеярова и безделие и пьянство директора варьете Степы Лиходеева. Об этих уродствах бытия Булгаков говорит с сарказмом, то есть с язвительной насмешкой. Автор наследует сатирические традиции русской литературы XIX века.

Так что же такое «пилатчина»? Этот мир сломил Мастера. Во время его горьких хождений с романом по редакциям он узнал ту сторону жизни, которая была дотоле ему неизвестна. И как результат он сжигает роман. «Пепел по временам одолевал меня, душил пламя, но я боролся с ним, и роман, упорно сопротивляясь, все же погибал». Маргарита будет делать все, чтобы Мастер поправился и восстановил роман. Она решается на честный разговор с нелюбимым мужем и оставляет погружающегося в безумие страха возлюбленного лишь на ночь. «Через четверть часа после того, как она покинула меня, ко мне в окно постучали». Дальнейшую историю мастер рассказывает Бездомному на ухо. Это будет история его ареста, хотя слово «арест» не произнесено. Если Мастера арестовали, то он представлял опасность для системы. Какую? «Пилатчина»- это ярлык, который навесили на героя. (Отметим, что слово образовано по аналогии со словами «обломовщина», «хлестаковщина», «репетиловщина», то есть сделан выход на общественное явление).

Мастер сделал свое дело на земле: он создал роман об Иешуа и Пилате и показал, что жизнь человека может определиться одним его поступком тем, который возвысит и обессмертит его или заставит потерять покой на всю жизнь и страдать от обретенного бессмертия. Но в какой-то момент Мастер отступил, сломался, не сумел бороться за свое детище до конца. Может быть, поэтому не заслужил света? Но что такое покой? Обратимся опять к В. Лакшину: «За недоступностью для Мастера райского «света», решение его загробных дел поручено Воланду. Но сатана распоряжается адом, а там, как известно, покоя не жди. Да и заслуживает ли ада тот, кто успел пройти некоторые его круги здесь, на земле? Так возникает понятие «покоя» прибежища для усталой, безмерно измученной души… У Пушкина есть строки: «На свете счастья нет, а есть покой и воля»… «Достоин ли Мастер своего героя Иешуа?» И да и нет. Да, потому что Иешуа создан болью его сердца: Мастер сам не прошел мимо всех тех вопросов, которые оказались самыми важными в жизни пророка. Но Иешуа, не отступивший от истины, заслужил «свет», а Мастер только «покой».

Ф АНТАСТИЧЕСКАЯ ЛИНИЯ Булгаков изобразил в романе жизнь, которую нельзя считать нормальной, она абсурдна, ирреальна. Как есть понятие «грибоедовская Москва», так имеет право на существование и понятие «булгаковская Москва». Если по определенным признакам эту жизнь можно назвать адом, то появление в ней Князя Тьмы закономерно. Обратимся к главе 12-й «Черная магия и ее разоблачение». Воланд спрашивает Фагота: «Как, по- твоему, ведь московское народонаселение значительно изменилось? Когда Воланд впервые появляется на страницах романа? Зачем он появился в Москве? Так кто же ты?-Я часть той силы,что вечно хочет зла и вечно совершает благо. Гете. Фауст.

Точно так, мессир, негромко ответил Коровьев- Фагот. Ты прав. Горожане сильно изменились внешне, я говорю, как и сам город, впрочем… Но меня, конечно, не столько интересуют автобусы, телефоны и прочая… Аппаратура, подсказал клетчатый. Совершенно верно, благодарю, медленно говорил маг тяжелым басом, сколько гораздо более важный вопрос: изменились ли эти горожане внутренне?» И начинается проверка того, что же изменилось в людях за два тысячелетия. Блестящее представление прерывается то аплодисментами, восхищением, вызванными летящими откуда-то сверху деньгами, возможностью получить бесплатное платье, то криками ужаса, когда у надоевшего всем пошляка Бенгальского оказывается оторвана голова. Вспомним, что много веков назад в Ершалаиме казнь Иешуа Га-Ноцри, Дисмаса и Гестаса воспринималась людьми как представление. Сейчас Воланд получает возможность сделать вывод: «Ну, что же… они люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну, легкомысленны… ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…»

К АКИЕ ФУНКЦИИ ВЫПОЛНЯЕТ НЕЧИСТАЯ СИЛА ? 1. Разоблачение лжи, безнравствен-ности, трусости, лицемерия – всех человеческих пороков. 2. Предоставление возможности человеку осознать и исправить ситуацию. 3. Наказание 4. Они ангелы-хранители мастера и Маргариты.

Силы, которая реально борется со злом, в жизни нет, поэтому Воланд и такие симпатичные, совсем не похожие на исчадие ада его помощники выступают в романе как судьи, которые несут справедливость и каждому воздают по заслугам. «Каждому будет дано по его вере» эти слова бродячего проповедника мог бы произнести Воланд.

П РОТОТИП БЫВШИЙ БАРОН Б ОРИС С ЕРГЕЕВИЧ Ш ТЕЙГЕР ЯВЛЯЛСЯ ШТАТНЫМ СОТРУДНИКОМ ОГПУ-НКВД. О Н СЛЕДИЛ ЗА ВХОДИВШИМИ В КОНТАКТ С ИНОСТРАНЦАМИ СОВЕТСКИМИ ГРАЖДАНАМИ И СТРЕМИЛСЯ ПОЛУЧИТЬ ОТ ИНОСТРАННЫХ ДИПЛОМАТОВ СВЕДЕНИЯ, ИНТЕРЕСОВАВШИЕ СОВЕТСКИЕ ОРГАНЫ БЕЗОПАСНОСТИ. Р ЕПРЕССИРОВАН В 1938 ГОДУ.Б ОРИС С ЕРГЕЕВИЧ Ш ТЕЙГЕР ОГПУНКВД Фантастические картины романа обнажают действительность, представляют ее в гротесковом свете. Среди присутствующих на балу у сатаны был барон Майгель. Только он, единственный герой романа, будет по приказу Воланда уничтожен физически. Одним из самых страшных грехов Булгаков считал доносительство, он сам жил в атмосфере постоянной поднадзорности. Но открыто говорить о действиях чекистов в романе не мог. Показывает только, как они гоняются по Москве за шайкой Воланда и постоянно терпят фиаско. Так вот, барон Майгель тайный осведомитель, доносчик. Этого простить человеку не может даже сатана. Заметим, что Булгаков не упускает случая посмеяться над теми, кто охраняет власть. Что такое гротеск? Почему на балу уничтожен барон Майгель?

К АКОЙ ЖЕ ПРЕДСТАВЛЕНА В РОМАНЕ НЕЧИСТАЯ СИЛА ?. Они симпатичны всем читателям. И не только тем, что именно они воздают всем по заслугам и утверждают справедливость и нравственность, утерянную людьми. Эти фантастические герои воспроизводят реально существующие типы.

О ДНАКО ЕСТЬ В МИРЕ ТО, ЧТО В ОЛАНДУ НЕДОСТУПНО : ОН НЕ ПОНИМАЕТ ПОВЕДЕНИЯ ЛЮБЯЩЕЙ ЖЕНЩИНЫ. П ЕРЕЧИТАЙТЕ РАЗГОВОР В ОЛАНДА И М АРГАРИТЫ ПОСЛЕ БАЛА. Ч ТО ОЗНАЧАЮТ СЛОВА В ОЛАНДА О ТОМ, ЧТО НУЖНО ТРЯПКАМИ ЗАТКНУТЬ ВСЕ ЩЕЛИ ПОД ДВЕРЯМИ ? «Как соотносятся в романе милосердие, всепрощение и справедливость По Академическому толковому словарю: 1) Всепрощение полное прощение всего и всех. 2) Милосердие готовность оказать помощь, проявить снисхождение из сострадания, человеколюбия, а также сама помощь, снисхождение, вызванные такими чувствами. 3) Справедливость от прилаг. «справедливый», т. е. действующий беспристрастно, в соответствии с истиной; соответствие человеческих отношений, законов, порядков морально-этическим, правовым и т. п. нормам, требованиям

В РОМАНЕ МНОГО ПАРАЛЛЕЛЕЙ : М ОСКВА – Е РШАЛАИМ, МАСТЕР -И ЕШУА …. Коровьев и Бегемот рассказывают «возбужденно и радостно», как они набедокурили в Грибоедове. « А что делал Коровьев в то время, как ты мародерствовал? спросил Воланд. Я помогал пожарным, мессир, ответил Коровьев, указывая на разорванные брюки. Ах, если так, то, конечно, придется строить новое здание. Оно будет построено, мессир, отозвался Коровьев, смею уверить вас в этом. Ну что ж, остается пожелать, чтобы оно было лучше прежнего, заметил Воланд. Так и будет, мессир, сказал Коровьев». Вспомним одну из начальных сцен романа. Иешуа Га-Ноцри говорит Пилату о том, что «рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины».

И МЕННО ОН ПОНЕСЁТ СЛОВА ИСТИНЫ В МИР. И самые возвышенные идеи не умирают, а живут в продолжателях, учениках. Мы уже говорили о Левии Матвее человеке, который, конечно, не все понимал в своем учителе, был фанатиком, но интуитивно чувствовал, что идти в жизни нужно за такими. Покидая этот мир, Мастер оставляет в нем человека, который оставил поэзию (вспомним клятву, данную им в «доме скорби»!), стал сотрудником Института истории и философии и не перестает обращаться теперь, наяву и во сне, к тому странному периоду своей жизни, который совершенно его изменил. Итак, имя героя- Иван, Бездомный эта фамилия говорила о неприкаянности души, об отсутствии собственного взгляда на жизнь, о невежественности (или «девственности», как назвал это Мастер). Встреча с дьяволом, нахождение в «доме скорби», знакомство с Мастером переродили этого человека. Именно он может теперь, хотя и во сне, увидеть сцену последнего объяснения Пилата с Иешуа.

И ДЕЯ РОМАНА Какова же стержневая идея романа? Это идея внутренней свободы человека, который при любых внешних обстоятельствах может поступать так, как находит для себя единственно возможным. Он творит добро его не понимают, швыряют в него камни, распинают его, но свобода, истина, добро превыше всего, они бессмертны. Почему роман в целом заканчивается сценой, связанной не с таким уж важным, на первый взгляд героем, как Иван Бездомный.

Г ЛАВА 32 «Все будет правильно, на этом построен мир»,- говорит Воланд, и он достоин того, чтобы строки о нем и его спутниках «темно- фиолетовом рыцаре с мрачнейшим и никогда не улыбающимся лицом» (бывшем Коровьеве-Фаготе), «худеньком юноше, демоне- паже, лучшем шуте, какой существовал когда-либо в мире» (бывшем коте Бегемоте), о бывшем Азазелло, теперь «с пустыми и черными глазами… белым и холодным лицом», чтобы строки эти закончили разговор о романе Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита».

1.Л ЮДИ, КАК ЛЮДИ. Л ЮБЯТ ДЕНЬГИ, НО ВЕДЬ ЭТО ВСЕГДА БЫЛО … Ч ЕЛОВЕЧЕСТВО ЛЮБИТ ДЕНЬГИ, ИЗ ЧЕГО БЫ ТЕ НИ БЫЛИ СДЕЛАНЫ, ИЗ КОЖИ ЛИ, ИЗ БУМАГИ ЛИ, ИЗ БРОНЗЫ ИЛИ ЗОЛОТА. Н У, ЛЕГКОМЫСЛЕННЫ … НУ, ЧТО Ж … ОБЫКНОВЕННЫЕ ЛЮДИ … В ОБЩЕМ, НАПОМИНАЮТ ПРЕЖНИХ … КВАРТИРНЫЙ ВОПРОС ТОЛЬКО ИСПОРТИЛ ИХ … ( 2. В ТОРАЯ СВЕЖЕСТЬ - ВОТ ЧТО ВЗДОР ! С ВЕЖЕСТЬ БЫВАЕТ ТОЛЬКО ОДНА - ПЕРВАЯ, ОНА ЖЕ И ПОСЛЕДНЯЯ. А ЕСЛИ ОСЕТРИНА ВТОРОЙ СВЕЖЕСТИ, ТО ЭТО ОЗНАЧАЕТ, ЧТО ОНА ТУХЛАЯ ! *3.Ч ТО - ТО НЕДОБРОЕ ТАИТСЯ В МУЖЧИНАХ, ИЗБЕГАЮЩИХ ВИНА, ИГР, ОБЩЕСТВА ПРЕЛЕСТНЫХ ЖЕНЩИН, ЗАСТОЛЬНОЙ БЕСЕДЫ. Т АКИЕ ЛЮДИ ИЛИ ТЯЖКО БОЛЬНЫ, ИЛИ ВТАЙНЕ НЕНАВИДЯТ ОКРУЖАЮЩИХ. 4. Х АМИЛ, КАК УМЕЛ, ПОГЛЯДЫВАЯ НА ПРОФЕССОРА НАГЛО ( ПРО ВОРОБЬЯ ). 5. З А МНОЙ, ЧИТАТЕЛЬ ! К ТО СКАЗАЛ ТЕБЕ, ЧТО НЕТ НА СВЕТЕ НАСТОЯЩЕЙ, ВЕРНОЙ, ВЕЧНОЙ ЛЮБВИ ? Д А ОТРЕЖУТ ЛГУНУ ЕГО ГНУСНЫЙ ЯЗЫК ! З А МНОЙ, МОЙ ЧИТАТЕЛЬ, И ТОЛЬКО ЗА МНОЙ, И Я ПОКАЖУ ТЕБЕ ТАКУЮ ЛЮБОВЬ ! Афоризмы

6.В ОЛАНД : П ОШЁЛ ВОН. Б ЕГЕМОТ : Я ЕЩЁ КОФЕ НЕ ПИЛ, КАК ЖЕ ЭТО Я УЙДУ ? 7. Я, ОТКРОВЕННО ГОВОРЯ, НЕ ЛЮБЛЮ ПОСЛЕДНИХ НОВОСТЕЙ ПО РАДИО. С ООБЩАЮТ О НИХ ВСЕГДА КАКИЕ - ТО ДЕВУШКИ, НЕВНЯТНО ПРОИЗНОСЯЩИЕ НАЗВАНИЯ МЕСТ. КРОМЕ ТОГО, КАЖДАЯ ТРЕТЬЯ ИЗ НИХ КОСНОЯЗЫЧНА, КАК БУДТО ТАКИХ НАРОЧНО ПОДБИРАЮТ. 8 Ч ТО РУБИТЬ ДРОВА, - ПОДХВАТИЛ СЛОВООХОТЛИВЫЙ КОТ, - Я ХОТЕЛ БЫ СЛУЖИТЬ КОНДУКТОРОМ В ТРАМВАЕ, А УЖ ХУЖЕ ЭТОЙ РАБОТЫ НЕТ НИЧЕГО НА СВЕТЕ. 9 - К ОРОЛЕВА... УХО ВСПУХНЕТ... З АЧЕМ ЖЕ ПОРТИТЬ БАЛ ВСПУХШИМ УХОМ ?.. М ОЛЧУ, МОЛЧУ... С ЧИТАЙТЕ, ЧТО Я НЕ КОТ, А РЫБА, ТОЛЬКО ОСТАВЬТЕ УХО. 10 -Я В ВОСХИЩЕНИИ, - МОНОТОННО ПЕЛ К ОРОВЬЕВ, - МЫ В ВОСХИЩЕНИИ, КОРОЛЕВА В ВОСХИЩЕНИИ. -К ОРОЛЕВА В ВОСХИЩЕНИИ, - ГНУСИЛ ЗА СПИНОЙ А ЗАЗЕЛЛО. -Я ВОСХИЩЕН, - ВСКРИКИВАЛ КОТ. 11 П ОМИЛУЙТЕ, КОРОЛЕВА, РАЗВЕ Я ПОЗВОЛИЛ БЫ СЕБЕ НАЛИТЬ ДАМЕ ВОДКИ ? Э ТО ЧИСТЫЙ СПИРТ ! 12 Т Ы ЕЩЕ ВИНОГРАДУ СВЕРХУ ПОЛОЖИ. 13 Н ИКОГДА И НИЧЕГО НЕ ПРОСИТЕ Н ИКОГДА И НИЧЕГО, И В ОСОБЕННОСТИ У ТЕХ, КТО СИЛЬНЕЕ ВАС. С АМИ ПРЕДЛОЖАТ И САМИ ВСЁ ДАДУТ ! 14. Р УКОПИСИ НЕ ГОРЯТ