Нормативно-правовые основы дополнительного образования на современном этапе Педагог дополнительного образования должен знать: приоритетные направления.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПРИМЕРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ к программам дополнительного образования детей Нормативно-правовой аспект Содержание дополнительных образовательных программ Цели.
Advertisements

Образовательные программы дополнительного образования детей.
Методические рекомендации по подготовке авторских программ дополнительного образования детей Требования к содержанию и оформлению.
Подготовка дополнительных образовательных программ в логике ФГТ Н.В. Селедкина, МОУ ДПОС РЦ.
Районный семинар «Разработка программы дополнительного образования детей»
Составление программ дополнительного образования.
Образовательная программа – комплекс основных характеристик образования ( объем, содержание, планируемые результаты ), организационно - педагогические.
Программное обеспечение деятельности физкультурно- спортивных клубов: регламентация образовательного процесса требования к дополнительным образовательным.
Программно-методическое обеспечение деятельности педагога дополнительного образования (по материалам, представленным в журналах "Дополнительное образование.
Требования к разработке образовательных программ Методические рекомендации к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования.
Планирование внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС – это деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения.
Рабочая программа как основа создания условий для социального саморазвития личности обучающегося. Дементьева Л.Г. методист МБОУ ДОД «ЦРТДЮ Тамбовского.
Методическое объединение Зам. директоров по ВР сентябрь 2015 г. Организация воспитательной работы в ОО в рамках ФГОС.
- нормативный документ, определяющий цели, задачи, содержание, способы организации образовательной деятельности и предполагаемый результат - модель образовательного.
Программное обеспечение учебного процесса. Нормативно-правовое обеспечение Закон РФ «Об образовании»: статьи 7, 9, 32 В соответствии ст. 32 образовательное.
Районный семинар «Программно- методическое обеспечение дополнительного образования на базе ОУ»
Примерные методические рекомендации по составлению рабочей программы педагога учебный год Консультант Комитета образования Солдатова Е.В.
Малышкина О.В., методист ИМЦ МКУ «Управление образования Администрации города Бийска» Подготовка к лицензированию программ дополнительного образования.
«Разработка образовательных программ дополнительного образования детей, в рамках реализации ФГОС» СОСТАВИТЕЛЬ: Методист МОАУ ДОД ЦДТ г. Лабинска Хаустова.
Рабочая программа педагога предметной области «Искусство» как одно из средств реализации ФГОС в образовательном учреждении.
Транксрипт:

Нормативно-правовые основы дополнительного образования на современном этапе Педагог дополнительного образования должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность ( квалификационные характеристики должностей работников образования )

Образовательная программа дополнительного образования детей- основной документ, определяющий стратегию образовательного процесса; локальный документ, проходящий поверку и утверждение в определенном порядке. В программе отражаются основные (приоритетные) концептуальные, содержательные и методические подходы к образовательной деятельности и ее результативности; организационные нормативы работы детского объединения (продолжительность обучения, количество обучающихся в группе, количество учебных часов в неделю и т.д.) В программе отражаются основные (приоритетные) концептуальные, содержательные и методические подходы к образовательной деятельности и ее результативности; организационные нормативы работы детского объединения (продолжительность обучения, количество обучающихся в группе, количество учебных часов в неделю и т.д.) Ответственность за содержание, оформление программы несет учреждение! Ответственность за содержание, оформление программы несет учреждение!

Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 года (с изменениями) Дополнительные образовательные программы и дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общество, государства; Дополнительные образовательные программы и дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общество, государства; К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые: К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые: в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ, в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ, в образовательных учреждениях дополнительного образования (пункты 1,2 статьи 26) в образовательных учреждениях дополнительного образования (пункты 1,2 статьи 26) содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (программами) разработанной, принятой и реализуемой этим учреждением самостоятельно (Пункт 5 статьи 14); содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (программами) разработанной, принятой и реализуемой этим учреждением самостоятельно (Пункт 5 статьи 14); к компетенции образовательного учреждения относится разработка и утверждение образовательных программ и учебных планов (Пункт 6 статьи 32); к компетенции образовательного учреждения относится разработка и утверждение образовательных программ и учебных планов (Пункт 6 статьи 32); Учреждение несет ответственность за: Учреждение несет ответственность за: реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса; качество образования своих выпускников реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса; качество образования своих выпускников

Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей, утвержденные на заседании Научно-методического совета по дополнительному образованию детей Минобразования России от Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей, утвержденные на заседании Научно-методического совета по дополнительному образованию детей Минобразования России от Федеральный закон от 6 октября 2003 года 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Федеральный закон от 6 октября 2003 года 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 декабря «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 декабря «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»

Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года 233 (с изменениями) Приказ Минобразования РФ от 3 мая 2000 года 1276 «О государственной аккредитации образовательных учреждений дополнительного образования детей» Приказ Минобразования РФ от 3 мая 2000 года 1276 «О государственной аккредитации образовательных учреждений дополнительного образования детей» Положение о лицензировании образовательной деятельности, утвержденное постановлением Правительства российской Федерации от 16 марта 2011 года 174. Положение о лицензировании образовательной деятельности, утвержденное постановлением Правительства российской Федерации от 16 марта 2011 года 174. Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения)» СанПиН , утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 года 27 Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения)» СанПиН , утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 года 27

ВАЖНО ЗНАТЬ! Структура программы: 1. Титульный лист. 2. Пояснительная записка. 3. Учебно-тематический план. 4. Содержание изучаемого курса. 5. Методическое обеспечение. 6. Список литературы.

Требования к структуре авторской программы дополнительного образования детей, утвержденные приказом комитета образования, науки и молодежной политики Новгородской области от Титульный лист с указание наименования ОУ, название программы, автора и научного руководителя программы Титульный лист с указание наименования ОУ, название программы, автора и научного руководителя программы Пояснительная записка: Пояснительная записка: Отражающая образовательную область, к которой относится данная программа, сферу ее использования: для какого типа учреждения, какой местности и т.д. Отражающая образовательную область, к которой относится данная программа, сферу ее использования: для какого типа учреждения, какой местности и т.д. Содержащая обоснование выбора образовательной области и отбора содержания (мировоззренческие, научные идеи, принципы определяющие содержание программы); указание цели и задач программы, особенностей методики обучения и воспитания, основных средств, методов и форм работы с детьми, уровней изучения программного материала, позволяющих дифференцировать образовательный процесс в соответствии со способностями, интересами обучающихся, условий реализации программы и необходимого ресурсного обеспечения. Содержащая обоснование выбора образовательной области и отбора содержания (мировоззренческие, научные идеи, принципы определяющие содержание программы); указание цели и задач программы, особенностей методики обучения и воспитания, основных средств, методов и форм работы с детьми, уровней изучения программного материала, позволяющих дифференцировать образовательный процесс в соответствии со способностями, интересами обучающихся, условий реализации программы и необходимого ресурсного обеспечения. Учебно-тематический план, определяющий общее количество часов программы и количество часов на каждую тему по годам обучения; логику развертывания содержания программы по разделам и темам в соответствии с количеством часов, предусмотренных учебным планом. Учебно-тематический план, определяющий общее количество часов программы и количество часов на каждую тему по годам обучения; логику развертывания содержания программы по разделам и темам в соответствии с количеством часов, предусмотренных учебным планом. Основное содержание программы по разделам и темам в соответствии с предусмотренным учебно- тематическим планом Основное содержание программы по разделам и темам в соответствии с предусмотренным учебно- тематическим планом Требования к результатам освоения программы; критерии их оценки, формы и методы контроля; Требования к результатам освоения программы; критерии их оценки, формы и методы контроля; Список литературы (для педагога и обучающихся). Список литературы (для педагога и обучающихся). Приложение (перечень методического и наглядно-дидактического оснащения программы, справочные таблицы, правила по технике безопасности, нормативы зачетов и др.) Приложение (перечень методического и наглядно-дидактического оснащения программы, справочные таблицы, правила по технике безопасности, нормативы зачетов и др.)

Требования к программе: Требования к программе: 1. Должна отражать стратегию развития современного образования, соответствовать его общим целям. Семь основных качественных характеристик образовательных программ: 1. Должна отражать стратегию развития современного образования, соответствовать его общим целям. Семь основных качественных характеристик образовательных программ: Актуальность – свойство программы отвечать потребностям сегодняшнего уровня общественной жизни с ориентацией на эффективное решение проблем в будущем Актуальность – свойство программы отвечать потребностям сегодняшнего уровня общественной жизни с ориентацией на эффективное решение проблем в будущем Прогностичность- свойство программы отражать в целях и планируемых действиях не только сегодняшние требования к образованию, но и будущие Прогностичность- свойство программы отражать в целях и планируемых действиях не только сегодняшние требования к образованию, но и будущие Рациональность – определяется выбором таких целей и способов их достижения, которые в конкретных условиях региона на соновен имеющихся ресурсов позвоных ляют получать максимально полезный результат Рациональность – определяется выбором таких целей и способов их достижения, которые в конкретных условиях региона на соновен имеющихся ресурсов позвоных ляют получать максимально полезный результат Реалистичность – выражается в установлении соответствия цели предлагаемым средствам ее достижения Реалистичность – выражается в установлении соответствия цели предлагаемым средствам ее достижения Целостность – полнота и логичность построения всех ее структурных компонентов, обуславливающее согласованность и последовательность действий по достижению целей Целостность – полнота и логичность построения всех ее структурных компонентов, обуславливающее согласованность и последовательность действий по достижению целей Контролируемость- т.е. в программе не только определяются ожидаемые результаты, но и предлагаются параметры и способы проверки как конечных, так и промежуточных результатов Контролируемость- т.е. в программе не только определяются ожидаемые результаты, но и предлагаются параметры и способы проверки как конечных, так и промежуточных результатов Корректируемость- свойство программы, позволяющее своевременно обнаруживать отклонения и сбои в ее реализации, быстро реагировать на них и, меняя какие-то детали, частные аспекты, переставляя разделы, варьируя методику, достигать ожидаемых результатов Корректируемость- свойство программы, позволяющее своевременно обнаруживать отклонения и сбои в ее реализации, быстро реагировать на них и, меняя какие-то детали, частные аспекты, переставляя разделы, варьируя методику, достигать ожидаемых результатов

Требования к программе 2. Тщательная проработанность концепции с учетом перспектив развития детского объединения, логики выбранной темы, строгое следование избранным или сформулированным определениям понятийного аппарата. 2. Тщательная проработанность концепции с учетом перспектив развития детского объединения, логики выбранной темы, строгое следование избранным или сформулированным определениям понятийного аппарата. Общий замысел – это ответ на вопрос: « Как необходимо организовать образовательный процесс, чтобы добиться максимально положительного результата?» Общий замысел – это ответ на вопрос: « Как необходимо организовать образовательный процесс, чтобы добиться максимально положительного результата?» При формулировке замысла необходимо учесть: При формулировке замысла необходимо учесть: Последние достижения в этой области деятельности Последние достижения в этой области деятельности Опыт других педагогов Опыт других педагогов Последние достижения психолого-педагогических наук Последние достижения психолого-педагогических наук Современные требования к дополнительному образованию Современные требования к дополнительному образованию

Титульный лист Наименование образовательного учреждения Наименование образовательного учреждения Где, когда и кем рассмотрена (принята к реализации) программа Где, когда и кем рассмотрена (принята к реализации) программа Кем, когда утверждена Кем, когда утверждена Название программы Название программы Возраст детей, на которых рассчитана программа Возраст детей, на которых рассчитана программа Срок реализации программы Срок реализации программы ФИО, должность автора (авторов) программы ФИО, должность автора (авторов) программы Название города, населенного пункта, в котором реализуется программа Название города, населенного пункта, в котором реализуется программа Год разработки программы Год разработки программы

Пояснительная записка Направленность программы Направленность программы Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность Цели и задачи Цели и задачи Отличительные особенности от других существующих программ Отличительные особенности от других существующих программ Возраст детей, участвующих в реализации данной программы Возраст детей, участвующих в реализации данной программы Сроки реализации программы Сроки реализации программы Формы и режим занятий Формы и режим занятий Ожидаемые результаты и способы их определения Ожидаемые результаты и способы их определения Формы подведения итогов реализации программы Формы подведения итогов реализации программы

Программы дополнительного образования детей имеют следующие направленности: научно-техническаяспортивно-техническаяфизкультурно-спортивнаяхудожественно-эстетическаятуристско-краеведческаяэколого-биологическаявоеннопатриотческаясоциально-педагогическаяестественнонаучнаякультурологическая От заданной направленности во многом зависит концепция, содержание и результативность программы. (характеристики направленностей Березиной, Буйловой)

Физкультурно-спортивная направленность Ориентирована на физическое совершенствование ребенка, приобщение его к здоровому образу жизни, формирование культуры здоровья, устойчивой потребности к занятиям споротом, воспитание спортивного резерва. Ориентирована на физическое совершенствование ребенка, приобщение его к здоровому образу жизни, формирование культуры здоровья, устойчивой потребности к занятиям споротом, воспитание спортивного резерва. Образовательная деятельность по разным видам спорта. Образовательная деятельность по разным видам спорта. Физкультурно-оздоровительные объединения, секции, клубы, спортивные школы. Физкультурно-оздоровительные объединения, секции, клубы, спортивные школы.

Художественно-эстетическая направленность Основное предназначение таких программ – приобщение детей к искусству, воспитание творческой личности; ранняя профессиональная ориентация и самоопределение ребенка, получение обучающимися основ будущего профессионального образования; передача духовного опыта человечества через искусство, художественное творчество, способствующее восстановлению связей между поколениями Основное предназначение таких программ – приобщение детей к искусству, воспитание творческой личности; ранняя профессиональная ориентация и самоопределение ребенка, получение обучающимися основ будущего профессионального образования; передача духовного опыта человечества через искусство, художественное творчество, способствующее восстановлению связей между поколениями

Туристско-краеведческая направленность Федеральная целевая программа туристско-краеведческого движения учащихся «Отечество». Федеральная целевая программа туристско-краеведческого движения учащихся «Отечество». История и культура родного края, страны, ратные подвиги и судьбы соотечественников, семейные родословные - предмет познания детей, источник их социального, личностного развития, воспитания патриотов своей Родины. История и культура родного края, страны, ратные подвиги и судьбы соотечественников, семейные родословные - предмет познания детей, источник их социального, личностного развития, воспитания патриотов своей Родины. Туристские объединения, станции юных туристов, туристские базы, центры и т.д. Туристские объединения, станции юных туристов, туристские базы, центры и т.д.

Эколого-биологическая направленность Развитие интереса ребенка к изучению и охране природы, биологии, географии, экологии и других наук о Земле, являются основной частью непрерывного экологического образования. Развитие интереса ребенка к изучению и охране природы, биологии, географии, экологии и других наук о Земле, являются основной частью непрерывного экологического образования. Станции юных натуралистов, эколого-биологические центры, объединения. Станции юных натуралистов, эколого-биологические центры, объединения. Способы организации деятельности: экскурсии, походы, природоохранная работа, учебно-исследовательская деятельность, ориентированная на привлечение детей к участию во всероссийских и международных научно- исследовательских проектах, конкурсах, конференциях учебно- исследовательских работ, проведение самостоятельных исследований в окрестностях места жительства Способы организации деятельности: экскурсии, походы, природоохранная работа, учебно-исследовательская деятельность, ориентированная на привлечение детей к участию во всероссийских и международных научно- исследовательских проектах, конкурсах, конференциях учебно- исследовательских работ, проведение самостоятельных исследований в окрестностях места жительства

Социально-педагогическая направленность Программы ориентированы на корректировку и развитие психических свойств личности, коммуникативных, интеллектуальных способностей обучающихся, развитие лидерских качеств, организацию социализирующего досуга, возможность попробовать себя в различных социальных ролях, способствуют осознанному творению себя. Программы ориентированы на корректировку и развитие психических свойств личности, коммуникативных, интеллектуальных способностей обучающихся, развитие лидерских качеств, организацию социализирующего досуга, возможность попробовать себя в различных социальных ролях, способствуют осознанному творению себя. У обучающихся формируются собственная система мотивов и направленности деятельности, устремленность к самопознанию и самореализации, чувство ответственности за собственный выбор перед собой и обществом. У обучающихся формируются собственная система мотивов и направленности деятельности, устремленность к самопознанию и самореализации, чувство ответственности за собственный выбор перед собой и обществом.

Естественнонаучная направленность Программы данной направленности направлены на дополнение и углубление школьных программ. Программы данной направленности направлены на дополнение и углубление школьных программ. Предназначение – развитие интереса школьников к предметам естественнонаучного цикла, развитие познавательной активности обучающихся, любознательности, самостоятельности. Предназначение – развитие интереса школьников к предметам естественнонаучного цикла, развитие познавательной активности обучающихся, любознательности, самостоятельности. («Химический анализ», «Строение органических соединений», «Юный химик», «Решение генетических задач», «Цитология», «Анатомия и физиология», «Основы энтомологии» др. ) («Химический анализ», «Строение органических соединений», «Юный химик», «Решение генетических задач», «Цитология», «Анатомия и физиология», «Основы энтомологии» др. )

Пояснительная записка Цель –это идеальный конечный результат деятельности,должна быть сформулирована так, чтобы можно было проверить степень ее достижения. Цель –это идеальный конечный результат деятельности,должна быть сформулирована так, чтобы можно было проверить степень ее достижения. В задачах должны быть различимы пути достижения заявленной цели-результата. В задачах должны быть различимы пути достижения заявленной цели-результата. Педагогические идеи и принципы, на которые ориентируется составитель программы в своей профессиональной деятельности. Педагогические идеи и принципы, на которые ориентируется составитель программы в своей профессиональной деятельности. Срок освоения программы, для какого возраста она предназначена. Срок освоения программы, для какого возраста она предназначена. Отразить особенности работы с детьми «группы риска», инвалидами, одаренными и т.д.) Отразить особенности работы с детьми «группы риска», инвалидами, одаренными и т.д.)

Подраздел пояснительной записки – «Учебная деятельность» Как организован учебный процесс в течение всего периода обучения? - Выделены ли этапы обучения и чем они отличаются по содержанию и организации; - -как организованы учебные занятия на протяжении каждого года или этапа обучения : группами (сколько часов в неделю и сколько в ней человек) или индивидуально; - - какие используются формы занятий (аудиторные, практические на местности, выездные, лабораторные и т.д.); - - как организованы дополнительные занятия, если они есть, то с кем и как проводятся, зачем необходимы); - - по какому принципу формируются учебные группы – по возрасту, по способностям, или работа ведется в разновозрастных группах (в последнем случае необходимо обоснование целесообразности такой организации);

Подраздел пояснительной записки – «Учебная деятельность» Каковы особенности методики учебной работы с детьми? Каковы особенности методики учебной работы с детьми? Основное содержание учебного процесса и его обоснование, предлагаемые детям практические и творческие задания, какие используются педагогические технологии и методики (разноуровнего обучения, интенсивного обучения, развивающего обучения, работа по методу проектов и др.) Основное содержание учебного процесса и его обоснование, предлагаемые детям практические и творческие задания, какие используются педагогические технологии и методики (разноуровнего обучения, интенсивного обучения, развивающего обучения, работа по методу проектов и др.) Описать организацию воспитательного процесса- какая ведется постоянная воспитательная работа (групповая, индивидуальная) и какие формы массовой работы используются Описать организацию воспитательного процесса- какая ведется постоянная воспитательная работа (групповая, индивидуальная) и какие формы массовой работы используются «Развивающая деятельность» - отразить развивающий потенциал учебной и воспитывающей деятельности «Развивающая деятельность» - отразить развивающий потенциал учебной и воспитывающей деятельности

Обязательная составляющая пояснительной записки – «Ожидаемые результаты» Часть программы должна содержать описание уровня знаний и умений ребенка, которые он получит в ходе учебной работы, а также степень развития его способностей и параметры оценки сформированности личностных качеств. При этом предполагаемые результаты должны быть соотнесены с целями программы, быть реальными и проверяемыми. Часть программы должна содержать описание уровня знаний и умений ребенка, которые он получит в ходе учебной работы, а также степень развития его способностей и параметры оценки сформированности личностных качеств. При этом предполагаемые результаты должны быть соотнесены с целями программы, быть реальными и проверяемыми. Хорошо, если результаты четко сформулированы по каждому году или этапу обучения и описаны способы их выявления – тестирование, проверочные задания, творческие работы, зачетные занятия, педагогическое наблюдение и др. Хорошо, если результаты четко сформулированы по каждому году или этапу обучения и описаны способы их выявления – тестирование, проверочные задания, творческие работы, зачетные занятия, педагогическое наблюдение и др. Обязательно необходимо указать формы подведения итогов реализации программы: выставки, конкурсы, творческие отчеты, защита проекта Обязательно необходимо указать формы подведения итогов реализации программы: выставки, конкурсы, творческие отчеты, защита проекта

Учебно-тематический план Перечень разделов, тем Перечень разделов, тем Количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий. Количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий. Не путать с календарным планом работы на конкретный учебный год! Не путать с календарным планом работы на конкретный учебный год! Программа стратегический документ - в учебном плане должны быть обозначены основные содержательные блоки программы («узловые темы»). Программа стратегический документ - в учебном плане должны быть обозначены основные содержательные блоки программы («узловые темы»).

Содержание программы Раскрывается через краткое описание тем (теория и практика) Раскрывается через краткое описание тем (теория и практика) Возможная схема описания тем, разделов: Возможная схема описания тем, разделов: раздела. Название раздела. раздела. Название раздела. темы. Название темы. темы. Название темы. Теория (основные теоретические понятия без подробной расшифровки и описания). Теория (основные теоретические понятия без подробной расшифровки и описания). Практика (примерное содержание практической деятельности детей на учебном занятии). Практика (примерное содержание практической деятельности детей на учебном занятии). Литература (если есть). Литература (если есть). Место проведения занятия (если занятие выездное) Место проведения занятия (если занятие выездное)

Методическое обеспечение программы Должно быть представлено обеспечение учебного процесса различными видами методической продукции. Должно быть представлено обеспечение учебного процесса различными видами методической продукции. Представить в виде перечня: Представить в виде перечня: - методические разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д. - методические разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д. Рекомендации по проведению лабораторных и практических работ; по постановке экспериментов или опытов и т.д. Рекомендации по проведению лабораторных и практических работ; по постановке экспериментов или опытов и т.д. Дидактические и лекционные материалы, методики по исследовательской работе. Дидактические и лекционные материалы, методики по исследовательской работе. В случае, если деятельность ведется по авторской методике, требующей использования специальных дидактических пособий, также необходимо привести перечень содержания всего методического комплекта с обязательным указанием его автора. В случае, если деятельность ведется по авторской методике, требующей использования специальных дидактических пособий, также необходимо привести перечень содержания всего методического комплекта с обязательным указанием его автора.