1 О мониторинге и анализе реализации программ развития инновационной инфраструктуры вузов Митрофанов С.А. Митрофанов А.С. Москва 2012 г. Союз инновационно-технологических.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тульский государственный университет ИНФОРМАЦИЯ о выполнении I этапа Программы развития инновационной инфраструктуры ТулГУ «Развитие инновационно- технологического.
Advertisements

«Реализация программ развития инновационной инфраструктуры федеральных образовательных учреждений высшего профессионального образования» Федеральное государственное.
«Создание информационной системы, обеспечивающей разработку типологии субъектов Российской Федерации для целей проведения образовательной политики с учетом.
Проведение исследования практического использования результатов Федеральной целевой программы развития образования на годы в деятельности муниципальных.
II этап проекта «Проведение сравнительной оценки показателей эффективности региональных систем образования в субъектах Российской Федерации» Государственный.
1 К вопросу разработки концепции развития сети федеральных университетов 29 февраля 2008 года, г. Москва.
1 Президентская программа повышения квалификации инженерных кадров на гг.
О формировании государственного задания подведомственным Минобрнауки России вузам на выполнение НИОКР 18 ноября 2011 г.
Усиление научного и учебного потенциала вуза; Создание источников дополнительного дохода вуза. 2.
Государственный контракт от года 03.Р Проведение сравнительной оценки показателей эффективности региональных систем образования в.
Российское энергетическое агентство сСистема «Управление энергосбережением» для администраций районов и муниципальных образований.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Программы стратегического развития учреждений ВПО Г.В.Шепелев Директор Департамента развития профессионального.
ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КУБАНСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ Заседание.
Порядок разработки и реализации государственных программ Ярмальчук Мария Васильевна, заместитель начальника отдела анализа деятельности субъектов бюджетного.
КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ Федеральная программа.
О реализации государственной научно-технической политики и инновационной деятельности в научно-технической сфере Министр образования и науки Российской.
Проект Положения о мониторинге качества основной образовательной программы Основание для разработки : ПОСТАНОВЛЕНИЕ Ученого совета Кемеровского государственного.
ФОРМИРОВАНИЕ НЕЗАВИСИМОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА РАБОТЫ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОКАЗЫВАЮЩИХ СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ МОСКВА, 2013.
« Разработка структуры и содержания мероприятий и обеспечивающих их программно-целевых инструментов после завершения Федеральной целевой программы развития.
Система поддержки инновационного предпринимательства в Томской области Лариса Ботаева Департамент по науке и инновационной политике Администрации Томской.
Транксрипт:

1 О мониторинге и анализе реализации программ развития инновационной инфраструктуры вузов Митрофанов С.А. Митрофанов А.С. Москва 2012 г. Союз инновационно-технологических центров России

2 В целях дальнейшего совершенствования государственной политики в области образования и науки и подготовки квалифицированных специалистов с учётом требований инновационной экономики постановляю: 1. Правительству Российской Федерации: а) обеспечить реализацию следующих мероприятий в области образования: - проведение до конца декабря 2012 г. мониторинга деятельности государственных образовательных учреждений в целях оценки эффективности их работы ; Указ «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» Президент России Владимир Путин 7 мая 2012 года

3 Мониторинг по показателям эффективности выполнения постановления 219

4 Понятия и сокращения, используемые в докладе ИИ-инновационная инфраструктура; РИД - результаты интеллектуальной деятельности; ХО – хозяйственная организация; МИП – малое инновационное предприятие; ИАС – информационно-аналитическая система. ПОКАЗАТЕЛЬ – характеристика видов деятельности университетов по выполнению постановления 219 ИНДИКАТОР – количественное значение показателя

Объём инновационной продукции на один рубль госбюджетного финансирования 5 Показатели эффективности инновационной инфраструктуры вузов КоличествовузовКоличествовузов

6 Показатели эффективности ИИ вузов

Создание и работа хозяйственных обществ вузов Количество созданных ХОВУЗы,% Менее 550 От 5 до 1028,6 От 11 до 2010,7 Свыше 2010,7 7 На года всеми ВУЗами –– было создано 456 ХО

Коммерческая перспективность РИД вносимых в уставной капитал ХО 8

Показатели деятельности ХО 9 Выручка всех ХО ВУЗа, млн. руб.

Показатели деятельности ХО 10 ТысячрублейТысячрублей

Сравнительный анализ деятельности ХО 11

Показатели эффективности использования оборудования 12

Показатели эффективности использования оборудования 13

Показатели эффективности использования оборудования убрать легенду 14

Показатели эффективности использования оборудования 15

Показатели эффективности использования оборудования 16

Первые выводы, они же проблемы программы развития ИИ – возможные причины таких проблем Программа развития ИИ не дает ожидаемых результатов – отсутствие «жесткого» мониторинга на начальных этапах программы 2. Основные средства идут на развитие научной и учебной деятельности – недофинансирование основной деятельности вуза 3. «Пояс» МП создан в небольшом количестве ВУЗов – отсутствие коммерциализуемых РИД и мотивации у вузов к созданию МП 4. Коммерческая составляющая ИИ развивается слабо – отсутствие первоначальной объективной экспертизы бизнес- планов, создаваемых МИП 5. Неясна перспектива ИИ после прекращения действия программы – неясна перспектива финансирования этих работ

18 Основные средства программы идут на развитие научной и учебной деятельности вуза «Пояс» МП создан в небольшом количестве ВУЗов Коммерческая составляющая ИИ вузов развивается слабо Разработка внутривузовских программ развития ИИ Программа развития ИИ не дает ожидаемых результатов Неясна перспектива ИИ после прекращения действия программы Ревизия программ развития ИИ вузов на 2012 год Установление фиксирован- ной сметы расходов на 50% средств, выделяемых вузу в 2012г. на развитие ИИ Создание МИП вузов совместно с Фондом содействия развитию МФП в научно-технической сфере Проведение региональных и федеральных рекламных мероприятий для продукции ИИ вузов.

Анализ существующего и предложения по модификации мониторинга выполнения постановления

Неоднозначная трактовка показателей пример : Показатель: «Численность профессорско-преподавательского состава и сотрудников ВУЗа, прошедших стажировки и программы повышения квалификации в сфере инновационного предпринимательства и трансфера технологий на базе объектов инновационной инфраструктуры ведущих иностранных университетов». «Инновационный туризм» в действии: в числе обученных за рубежом только 16,7% – сотрудники хозяйственных обществ или инновационной инфраструктуры 20

Недостоверность предоставляемых индикаторов показателей 21 ПоказательЕд.изм.Индикатор рассчитывается нарастающим итогом (октябрь 2011) Индикатор рассчитывается нарастающим итогом (февраль 2012) Общее количество результатов интеллектуальной деятельности, принятых к бюджетному учету шт Количество созданных хозяйственных обществ шт Количество рабочих мест в созданных инновационной инфраструктуре и хозяйственных обществах чел Объем НИР, ОКР, ОТР, выполняемых в ВУЗе, всего млн. рублей , ,08 Количество подготовленных и повысивших квалификацию инновационно ориентированных кадров для малого и среднего инновационного предпринимательства по программам, разработанным в ВУЗе чел Объем высокотехнологичной продукции, созданной с использованием элементов инновационной инфраструктуры образовательного учреждения млн. рублей , ,4

22 Существующий мониторинг показателей выполнения постановления Неоднозначность понимания показателей и недостоверность предоставляемых данных Отсутствие прогноза и рекомендаций по развитию инновационной деятельности вузов Неоперативное предоставление данных Отсутствие аналити- ческой обработки собранных данных Анализ существующего мониторинга

23 Неоднозначность понимания показателей и недостоверность предоставляемых данных Отсутствие прогноза и рекомендаций по развитию инновационной деятельности вузов Отсутствие аналитической обработки собранных данных Неоперативное предоставление данных Автоматизированный сбор данных и выездной мониторинг Численное моделирование развития инновационной деятельности Введение интегральных показателей оценки эффективности выполнения Постановление 219 Автоматизированная обработка данных

Технология мониторинга выполнения постановления Анализ исходных данных на однозначность и достоверность Подбор и согласование с Госзаказчиком списка вузов и групп экспертов для выездной экспертизы Подготовка «путевого листа» для выездной экспертизы Работа выездной группы экспертов в вузе, (заполнение «путевого листа») Анализ ИД, формирование рекомендаций по инновационному развитию вуза с помощью ИАС и проведение мероприятий мониторинга Формирование с помощью ИАС рейтинга вузов, с точки зрения эффективности ИИ Сбор данных от вузов-участников посредством информационно-аналитической системы (ИАС) Уточнение и конкретизация индикаторов

Индикатор Количество результатов интеллектуальной деятельности (РИД), принятых к бюджетному учету Корректировка расчёта данного индикатора (S2) S2 = К1*M1, где M1 – оценка каждого из РИД в зависимости стоимости, по которой он принят к бюджетному учету (0.5, 1.0 или 2.0); К1 -коэффициент, учитывающий перспективы коммерциализации РИД. 25

Процедура сбора данных, предоставляемых объектами мониторинга (фрагмент « путевого листа » ) Наименование показателяЗначение Документ, подтверждающий значение данного показателя … ………………………………… 21Площадь занимаемая х/о.Договора аренды (субаренды) вуза с х/о. 22Объем научно-исследовательских и научно- конструкторских работ, выполненных в данном элементе ИИ образовательного учреждения Договора на выполнение НИОКР, акты сдачи-приёмки работ, … Баланс (форма 1,2) данного х/о 23Объем высокотехнологичной продукции, созданной в этом элементе Договора купли-продажи на отгрузку продукции, акты сдачи-приёмки продукции, … 24Количество рабочих мест в данной инновационной инфраструктуре. Штатное расписание, ведомость по з/п, … 25Количество реализуемых проектов, поддержанных Фондом и другими организациями. Протоколы Фонда, договора с Фондом, 26Количество студентов, аспирантов и представителей профессорско- преподавательского состава, участвующих в работе данного элемента ИИ образовательного учреждения. Штатное расписание, ведомость по з/п, … 26

Обеспечение достоверности собираемых данных. Автоматизация контроля корректности предоставляемых данных. Процедура проведения выездной экспертизы. Подтверждение достоверности показателей (Для обеспечения достоверности собираемых данных может потребоваться предоставление вузами подтверждающих документов. 27

Возможные мероприятия в рамках мониторинга 28 Мониторинг Выездные экспертизы Выставки положительных результатов Обучение Конференции по результатам Семинары по обмену опытом

Информационно-аналитическая система 29. Информация об индикаторах показателей ИИ вузов за годы. Протокол проверки данных на корректность и адекватность Представление статистической информации о: достижении плановых значений индикаторов вузов в разрезе округов, регионов, по типам вузов; научной и хозяйственной деятельности элементов ИИ и малых инновационных предприятий. Оценка эффективности деятельности ИИ; Анализ степени воздействия ИИ вузов на регионы; Выявление факторов, негативно влияющих на развитие ИИ; Оценка предпринимательской и инновационной активности молодёжи – сотрудников ИИ. Информационный модуль: Сбор индикаторов показателей ИИ вуза; Автоматизированная проверка данных на корректность и адекватность Аналитический модуль: Оценка воздействия ИИ вузов на социально-экономическую деятельность регионов; Построение прогнозных индикаторов показателей развития ИИ. Статистический модуль: Визуализация статистической информации по различным срезам; Формирование отчётов.

Предложения по методике построения рейтингов вузов Рейтинги строятся по: факту исполнения показателей программы; по интегральному показателю; эффективности влияния на экономику региона; эффективности развития ИИ (по отдаче от вложенных средств). Рейтинги строятся на основании расчетных данных таблиц и путем ранжирования соответствующих расчетных показателей. При необходимости возможно формирование рейтингов вузов по приросту конкретных показателей по годам (рейтинги динамичности развития ИИ) и оценки прогноза достижения заявленных результатов в годах на основании итогов 2012 года. Рейтинги вузов могут быть использованы при подготовке списка вузов-кандидатов для выездной экспертизы. 30

Вывод Эффективная реализация постановления 219 невозможна без создания системы всестороннего мониторинга хода выполнения программ развития инновационной инфраструктуры вузов, прогнозирования основных тенденций их развития, своевременного обнаружения потенциальных проблем в исполнении программ и обмена опытом по реализации положительных практик 31