2-3 февраля 2010 г. Использование профстандартов при разработке ФГОС, образовательных и учебных программ Ольга Жеребина, фирма «1С»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Современные подходы к оценке качества профессионального образования : позиция работодателей Национальное агентство развития квалификаций
Advertisements

1 Разработка национальной системы квалификаций в России Национальное агентство развития квалификаций Лейбович Александр Наумович,
Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА Жаркова Е.Н., проректор АКИПКРО по учебно-методической.
Национальное агентство развития квалификаций. Национальная система квалификаций Основные элементы Национальной системы квалификаций Профессиональные стандарты.
НОУ ВПО «Международный юридический институт» Проект Ф-146 «Реализация комплекса мероприятий по созданию сети сертификационных центров оценки профессиональной.
Роль работодателей в реализации ФГОС Людмила Ивановна Косова, зав. методическим отделом ФГОУ СПО «Петровский колледж» 2011 год.
Направление «Информатика и вычислительная техника» Бакалавр по направлению подготовки Информатика и вычислительная техника науки должен решать следующие.
Проект профессионального стандарта «Политолог». Что такое профессиональный стандарт? Разработка профессиональных стандартов является одним из приоритетных.
УМК «Информатика и вычислительная техника» Профессиональные и образовательные стандарты - пути сопряжения и возможности взаимодействия Профессиональные.
Информатика и вычислительная техника Профессия «Информатика и вычислительная техника» Основные требования :
Швей В. И. Директор института компьютерных технологий СОТРУДНИЧЕСТВО С РАБОТОДАТЕЛЯМ В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ ИТ - ОБРАЗОВАНИЯ В МЭСИ.
Направление «Информатика и вычислительная техника» Бакалавр по направлению подготовки Информатика и вычислительная техника науки должен решать следующие.
Региональные требования к качеству НиСПО посредством вариативной составляющей ОПОП Факультет повышения квалификации и переподготовки работников профессионального.
1 «Государственно – общественные механизмы развития профессионального образования» Лейбович Александр Наумович, первый заместитель директора Федерального.
Ростовский-на-Дону государственный колледж связи и информатики Зам.директора по учебной работе, к.псх.н. Жукова Е.Л. Федеральное агентство связи Об опыте.
Цели и задачи, основные проблемы и механизм профессиональной стандартизации и сертификации в сфере HR Докладчик: Федин В.В., Генеральный директор ФГУП.
Внедрение стандарта профессиональной деятельности на базе пилотных площадок, созданных в субъектах Российской Федерации с целью апробации и распространения.
Профессиональные стандарты : разработка и внедрение проф. Александр Лейбович ген. директор,
Разработка профессиональных стандартов в сфере информационных технологий Василий Буров, Руководитель проекта профстандартов АП КИТ Директор Аналитического.
ПОНЯТИЕ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКА И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА.
Транксрипт:

2-3 февраля 2010 г. Использование профстандартов при разработке ФГОС, образовательных и учебных программ Ольга Жеребина, фирма «1С»

Используются ли в Вашем учебном заведении профессиональные стандарты (ПС) как основа для создания образовательных программ (ОП) или учебных программ (УП) ? Всего анкет – 311, ОУ – 232 из 109 городов ВПО – 187 чел СПО – 34 чел НПО – 0 чел Общее образование – 63 чел Дошкольное образование – 4 чел Дополнительное образование – 23чел Ответов на этот вопрос – 227, ОУ – 183 Да, используются для ОП: 64 (52) Да, используются для УП: 44 (40) Нет, не используются: 78 (71) Иное: 41 (40) В 2009г. – ответов 191, ОУ – 160 -> да – 108 ответов из 92 ОУ

Да, используются для ОП (какие именно) "бухгалтерский учет, анализ и аудит", "Коммерция", "Финансы и кредит", "Менеджмент организации" 2 и з - поколения Информационные системы и технологии "Автоматизированная интерактивная система тестирования "Аист", Консультант Плюс, 1С "Предприятие" и др. на всех факультетах" Бухучет и финансы, Телекомуникацц, Маркетинг, Профессиональный пользователь ИТ..и т.д. внутрифирменное планирование, бухучет, анализ и аудит все все стандарты используются по специальности бухучет анализ и аудит ГОС ГОС ВПО (3 раза) ГОС по специальностям «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)»; «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». ГОСстандарты по всем специальностям Госстандарты, утвержденные Федеральным агентством образования РФ Государственные образовательные стандарты Государственные образовательные стандарты ВПО по специальностям: "Бухгалтерский учет, анализ и аудит", "Прикладная математика и информатика" Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по всем образовательным программам ВУЗа. Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по различным специальностям государственные образовательные стандарты Министерства образования РФ, в частности для специальности "Прикладная информатика (по областям)" 2000 г. государственные стандарты высшего профессионального образования Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности "Бухгалтерский учет, анализ и аудит", а так же по всем другим специальностям, по которым обучает студентов наш ВУЗ. ГОСы ВПО да, профессиональные стандарты в области ИТ АП КИТ используем для всех специальностей Используются гос. образовательные стандарты по каждой специальности "Квалификационные требования (профессиональный стандарт)в области информационных технологий, разработанный Ассоциацией Предприятий Компьютерных и Информационных Технологий (АП КИТ)" Квалификационные требования по Приказу МинЗдравСоцразвия от , Собственные стандарты в области ИКТ- компетентности, распоряжения МинОбрНауки, Стандарты ФГОС 1 поколения и ФГОС 2 поколения для начальной школы, авторские УМКД. Не знаю Образовательные стандарды Общего образования РФ образовательные стандарты ВПО , , Образовательные стандарты общего образования ОП-Прикладная информатика,менеджмент организации, менеджмент,Прикладная информатика в экономике,туризм,дизайн Основы научно-исследовательской деятельности. Технические основы создания машин Все образовательные программы всех специальностей экономического факультета (8) разработаны на основе федеральных образовательных стандартов. По учебным дисциплинам подготовка студентов по специальности "Автоматизированные системы обработки информации и управления (в строительстве)" ПОС СПО Правоведение, Налоги и налогообложение, Экономика и бухучет,Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, Программное обеспечение ВТ и АС, Прикладная информатика, Правоохранительная деятельность, Гостиничный сервис Предусмотренные специальностями и направлением подготовки «Педагогическое образование» "Прикладная информатикаАСОиУРеклама" Проф. стандарт Специалист по информационным системам Профессиональные стандарты в области информационных технологий профессиональные стандарты для подготовки операторов ЭВМ "СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ" Стандарты 3,4,5 поколений. Социология, психология, журналистика, юриспруденция, лингвистика. стандарты высшего проф. образрваения Стандарты высшего профессионального образования стандарты Мин. образования по подготовке специалистов в области бухучета и аудита стандарты проектирования ИС Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению "Библиотечно-информационная деятельность" Федеральный государственный образовательный стандарт, Закон об образовании - для создания рабочих программ по предметам Профессиональные стандарты в области ИТ (АП КИТ) Специалист по информационным системам ??? Профессиональные стандарты для подготовки операторов ЭВМ ГОУ Колледж предпринимательства 11, Москва Киевский национальный экономический университет имени Вадима Гетьмана, Киев НИТУ "МИСиС", Москва НОУ ВПО "Московская финансово-промышленная академия", Москва

Да, используются для УП (какие именно) по общеобразовательным предметам Программы обучения профессиональных бухгалтеров и аудиторов Для тех учебных программ, которые являются следствием реализации образовательных программ - ДА. Учебно- методические комплекты в таких программах совпадают или очень близки со "стандартными". Но сказать "Да", не анализируя конкретную УП и соответствующий ПС сложно. Профессиональные стандарты в области информационных технологий офисные приложения, программы объектно- ориентированного программирования, редакторы тестов Стандарты специальности (Информационные системы и технологии), направления (Информационные системы). для программ профессиональной переподготовки - "Менеджер социальной сферы" Прикладная информатика по специальностям: Ветерианрия; Экономика и бухгалтерский учет; Автоматизированные системы обработки информации и управления , , , Бух. учет, анализ и аудит Scorm Учебные программы по квалификациям "Библиотекарь- библиограф-преподаватель", "Технолог библиотечно- информационных систем", "Референт-аналитик" По мере доступности для коррекции УП по дисциплинам экономического цикла Библиотека наглядных пособий. стандарт образования профессиональных бухгалтеров России и тд Профессиональные стандарты АП КИТ Профессиональные стандарты в области информационных технологий Все те же самые Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по различным специальностям Правоведение, Налоги и налогообложение, Экономика и бухучет,Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, Программное обеспечение ВТ и АС, Прикладная информатика, Правоохранительная деятельность, Гостиничный сервис Профессиональные стандарты в области ИТ (АПКИТ) Менеджер информационных технологий Программист Специалист по информационным системам Прикладная информатика (в экономике) Бухгалтерский учет, анализ и аудит Фининсы и кредит Менеджмент организации ГОС высшего профессионального образования,ФГОС Федеральный государственный образовательный стандарт, Закон об образовании - для создания учебного плана школы Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования направления подготовки дипломированных специалистов Информационные системы по специальности Информационные системы и технологии. Регистрационный номер 761тех/сп, Москва 2005 г. Ведение "Электронного журнала" менеджер информационных технологий "бухгалтерский учет, анализ и аудит", "Коммерция", "Финансы и кредит", "Менеджмент организации" УП - в соответствии с учебн.планами; УП - в соответствии ПС; ПС - соответствии с предыдущим пунктом Квалификационные требования (профессиональный стандарт)в области информационных технологий, разработанный Ассоциацией Предприятий Компьютерных и Информационных Технологий (АП КИТ) Программист, Специалист по информационным системам Я лично использую ПС в области ИТ Стандарты Министерства образования Информационный бизнес и рынок информационных продуктов и услуг Дистанционные технологии корпоративного обучения 1С:Предприятие 8.1, 1С:Предприятие 7.7, "Бизнес-Школа ПРОФ", 1С:Образование 1С:Бухучет, 1С:Зарплата все стандарты используются по специальности бухучет анализ и аудит Академия управления Тисби, Казань ГОУ Колледж предпринимательства 11, Москва МГГУ им М.А.Шолохова, Москва НОУ ВПО "Московская финансово-промышленная академия", Москва Российский государственный социальный университет, Москва ФГОУ СПО Белебеевский машиностроительный техникум, Респ. Башкортостан, Белебей ФГОУ СПО Хабаровский судостроительный техникум, Хабаровск

Нет, не используются (укажите, пожалуйста, причину): Незаинтересованность руководства, мало методической литературы нет информации о таких программах Недостаточная подготовленность администрации не знаю неосведомленнность О них не известно руководству факультета не утверждены Переход на стандарты нового поколения ФГОС-3 недостаточный уровень компьютерной грамотности многих учителей общее образование Используются ФГОС отсутствие профессиональных стандартов Недостаток финансирования честно говоря, мы этот вопрос не рассматривали. Но надеюсь, что при создании государственных образовательных стандартов обучения профессиональные стандарты все же учитывались Нет профессионалов в данном направлении не знаю УЗ средненго общего образования Учреждение не профессионального образования школа Недостаточно информации для использования мы общеобразовательное учреждение Не ознакомлены Пока нет такой необходимости Пока нет установки сголовного университета НАХОДЯТСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ руководство не видит необходимости Пока не используются, но планируется в ближайшем будущем использовать ПС для учебных программ. в данное время рассматривается возможность использования в связи с переходом к двухуровневой системе Не знаю Работаю первый год, ранеее преподавала в лицее, пока не могу установить ПС для создания образовательных программ по многим дисциплинам. Например, компьютерный практикум по менеджменту. Компьютерный практикум по туризму. Нет времени Находятся на стадии разработки Используются ли в Вашем учебном заведении профессиональные стандарты (ПС) как основа для создания образовательных программ (ОП) или учебных программ (УП) ? В государстве до сих пор не построена стройная система создания профессиональных стандартов Они отсутствуют В стадии разработки: Технология и проектирование текстильных изделий, Искусство костюма и текстиля Поскольку мы работаем только по программам разработанным структурами ФА по образованию Нет, из-за их отсутствия; используются образовательные стандарты при родготовке специалистов определенной квалификации Программа постоянно меняется из-за различных запросов групп. По причине их отсутствия не занимались нежелание исполнителей Хотим разобраться, что это такое и зачем нам это нужно возможно такая работа ведется в головном вузе К сожалению причину указать возможности нет, многое зависит от администрации (директор и заместители), также технических возможностей. Почему в нашей школе этим не пользуются - я не смогла добиться внятного ответа всвязи с тем, что стандарты нам прихолят из министерства образования Начинаем эту работу я не знаю РАГС занимаелось преимущественно вторым высшим образованием для государственных чиновников и имело особый статус. В настоящее время РАГС переходит на первое высшее, но программы для него пока в стадии разработки и проверки. Преподавателями НЕ перерабатываются ОП и УП в соответствии с ПС. Нет такого спроса со стороны будущих работодателей! Недостаточное информирование скорее всего не используются по нашим специальностям новые образовательные стандарты еще не приняты Находятся в разработке В настоящее время не использовались. Но в связи с переходом на ГОСы 3 поколения в ряде новых стандартов учтены пожелания и требования этих стандартов. В частности, ГОС по специальности "Прикладная ифнорматика" (разработчик УМо при МЭСИ) разрабатывался учебно-методическим объединением при МЭСИ в активном взаимодействии с работодателсями (в том числе и фирмой "1С"). Отсутствие на настоящий момент подготовки ИТ-специалистов ГОУ СПО МО "МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ", СЕРГИЕВ ПОСАД Центр подготовки персонала ФНС России, Санкт-Петербург ГОУ ВПО Покровский филиал МГГУ им. М.А. Шолохова, Покров Филиал ГОУ МГИУ в г. Сергиевом Посаде МО (СПФ ГОУ МГИУ), Сергиев Посад Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт), Новочеркасск

Частично Такой информацией не обладаю Вопрос выходит за рамки моей компетенции Используются части ПС в спецкурсах на старших курсах по пожеланиям работадателей (МТС, softline)/ Не являюсь преподавателем и не в курсе этого вопроса Стандарты, безусловно используются, но все тонкости мне неизвестны. ЗАТРУДНЯЮСЬ ОТВЕТИТЬ Стандарт в области информационных технологий используется как ориентир направления для разработки ОП и УП, но не полностью его учитывает Дополнительное экономическое образование школьников и учащихся колледжей осуществляется по авторским программам. Используются образовательные стандарты При разработке образовательных и учебных программ используются образовательные стандарты. Профессиональные стандарты учитываются при составлении должностных регламентов. организован учебный процесс по программам учебников, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 23 » декабря 2009г. 822 НЕ ВЛАДЕЮ ДАННОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ Наш институт занимается исследованиями в сфере информатизации образования. Поэтому нас интересуют различные аспекты, связанные в том числе с обучением учителей применению ИКТ в учебном процессе и внеучебной деятельности. Профессиональные стандарты учитываются диссертантами в ходе исследований по методике обучения преподавателей. Все ПС для нашего учебного заведения обеспечивает головной вуз - ГОУВПО Уральский государственный университет путей сообщения Содержание стандартов учитывается отдельными преподавателями для совершенствования или создания новых УП КМ-Школа не знаю, т.к. работаю в этом заведении недавно Иное (что именно?): Используются ли в Вашем учебном заведении профессиональные стандарты (ПС) как основа для создания образовательных программ (ОП) или учебных программ (УП) ? Основные образовательные специальности в нашем Университете: менеджмент организаций, финансы и кредит, государственное и муниципальное управление. Курсы информационной направленности, к сожалению, не являются определяющими для них. Отдельные требования профессиональных стандартов в области ИТ учитываем при разработке УП. Мы не занимаемся созданием образовательных программ. Используем Государственный образовательный стандарт не знаю Затрудняюсь ответить Нет точного ответа, стандарты используются по всем образовательным программам Не совсем понятен термин профессиональные стандарты. Есть профессиональные требования. Не могли бы Вы уточнить, что имеется в виду под термином "проф.стандарты"? Точно ответить не могу, учебные планы программы формирует головная организация. Профессиональные стандарты в области информационных технологий на уровне методической комиссии факультета информатики и вычислительной техники университета изучены. Предполагается использовать их при разработке учебных планов по новым ГОС ВПО, которые еще не утверждены. Переход на бакалавриат Пока мало известны Образовательные программы создаются, исходя из потребностей рынка Не знаю Планируется использование ПС как при разработке ОП, так и УП при переходе на новые ГОс 3-го поколения Не знаю Мы используем государственные образовательные стандарты при разработке учебных программ. не знаю К сожелению не знаю, но думаю, что планируют. Не имею точной информации ФГОУ ВПО Астраханский государственный технический университет, Астрахань Стандарт в области информационных технологий используется как ориентир направления для разработки ОП и УП, но не полностью его учитывает Московский областной филиал Московской финансово-юридической академии, Сергиев Посад Содержание стандартов учитывается отдельными преподавателями для совершенствования или создания новых УП Международный Университет в Москве, Москва Основные образовательные специальности в нашем Университете: менеджмент организаций, финансы и кредит, государственное и муниципальное управление. Курсы информационной направленности, к сожалению, не являются определяющими для них. Отдельные требования профессиональных стандартов в области ИТ учитываем при разработке УП. ГОУ ВПО "Ивановский энергетический университет", Иваново Профессиональные стандарты в области информационных технологий на уровне методической комиссии факультета информатики и вычислительной техники университета изучены. Предполагается использовать их при разработке учебных планов по новым ГОС ВПО, которые еще не утверждены. МПТ РГТЭУ, Москва Планируется использование ПС как при разработке ОП, так и УП при переходе на новые ГОс 3-го поколения

Что, на Ваш взгляд, мешает использованию в сфере образования профессиональных стандартов в области информационных технологий? Всего анкет – 311, ОУ /// ответов на этот вопрос – 147, ОУ – 129 Консерватизм ППС некомпетентность специалистов, неготовность руководства, отсутствие понимания необходимости Недостаточная компетентность в области информационных технологий Наличие устаревших методов обучения Нет денежных средств, недостаточная техническая оснащенность Отсутствие лицензионного ПО и методического обеспечения не достаточный уровень стимулирования использования ИТ Большая загруженность специалистов Инертность самого профессорско-преподавательского состава, т.к. ГОСы не запрещают использование проф стандартов при разработке и корректировке содержания обучения в вузе. Незаинтересованность высших учебных заведений. Для них МИнобрнауки РФ, по- прежнему, использует другие критерии оценки. В виде примера приведу критерий для оценки научных учреждений - число публикаций. Таким образом, Перельман, представивший уникальное доказательство теоремы - безграмотный специалист, так как число публикаций равно нулю. Чтобы ВУЗы использовали профстандарты, необходимо, чтобы министерство ввело этот показатель в критерии оценки, в том числе учитывало бы при рейтинговании ВУЗов

Что, на Ваш взгляд, мешает использованию в сфере образования профессиональных стандартов в области информационных технологий? Всего анкет – 311, ОУ /// ответов на этот вопрос – 147, ОУ – 129 недостаток информации Вузовские работники не знают о них, разрыв между требованиями рынка и выпускаемыми специалистами Отсутствие данной информации в Интернете, в предлагаемых там программах нет точных ссылок на данные стандарты. Шире распространять информацию о наличии таких стандартов. Ввести ссылки на профессиональные стандарты в качестве обязательных в ОП и УП. Слабое взаимодействие с бизнес-сообществами, недостаточные сведения об условиях труда и оплаты специалистов, реальных задачах, стоящих перед специалистами. Недостаточно развитые связи с социальными партнерами, отсутствие статистических данных о востребованности выпускников по различным специальностям. Слишком большое количество ПС и малое количество требуемых специалистов требуемых в этой области (рентабельность подготовки) Их приобретение на комерческой основе Отсутвие ПС в области ИТ для некоторых профессий и специальностей Главным образом отсутствие этих самых стандартов, и отсутствие формализации профессиональных требований. наличие ПС в области экономике Преподавателями НЕ перерабатываются ОП и УП в соответствии с ПС. Нет такого спроса со стороны будущих работодателей! Слабая их востребованность на рынке труда по регионам и в стране в целом.

Что, на Ваш взгляд, мешает использованию в сфере образования профессиональных стандартов в области информационных технологий? Всего анкет – 311, ОУ /// ответов на этот вопрос – 147, ОУ – 129 Не всегда ГОС специальности в плане дисциплин ООП соответствует стандарту в области IT несоответствие профессиональных стандартов образовательным Для этого они должны быть введены в качестве дидактических единиц в Государственные образовательные стандарты. Прежде всего то, что подобные стандарты чаще всего содержат явную или скрытую привязку к конкретным коммерческим программным продуктам или аппаратному обеспечению, что резко снижает их универсальность и увеличивает затраты учебного заведения на их внедрение. Стандарты отстают от быстрого развития ИТ Развитие ИТ значительно оперержает формирование профессиональных стандартов. Принимаются долго, меняются редко. Слишком быстрое развитие предметной области Проблемы легитимности разрабатываемых стандартов и систем сертификации, распределения ответственности за их содержание, распространение, внедрение и осуществление контроля за их реализацией не мешает

Что, по Вашему мнению, нужно изменить, усовершенствовать в профессиональном стандарте «Специалист по информационным системам», чтобы этот ПС было удобнее использовать как основу при разработке ОП и УП? «Нужна популяризация»: Больше информации и обучение учителей Во-первых, если он существует, довести его до широкой публики. Во-вторых, создать орган (печатный или виртуальный) для обсуждения оного. В-третьих, причести его формулировки к виду, удобному для понимания. Использовать различеую методику и организация курсов не ПС совершенствовать, а взаимодействие субъектов рынка труда и популяризацию ПС как общего инструмента, чтобы он стал востребован рынком труда и принят всеми сторонами. Можно издавать специальный журнал Разместить на сайте Департамента образования этот стандарт с разъяснениям методистов, как его можно использовать для разных дисциплин. Например, компьютерных практикумов. стандарт неплохой - многое предусмотрено, однако исходя их опыта работы - администрации и сотрудникам школ не хватает осознания необходимости таких специалистов или повышения квалификации существующих для выполнения работы в этом направлении. Особенно это касается тех специалистов (в школе этим занимаются просто учителя), которые вынуждены осваивать это самостоятельно Всего анкет – 311, ОУ /// ответов на этот вопрос – 78, ОУ – 72 Примерно половина ответов (38) – «Затрудняюсь ответить/не знаю/не знакомы», 4 ответа – «не по профилю». «Все хорошо»: после вашего вопроса впервые прочитала содержимое профессиональных стандартов. нашла для себя множество ответов. все требования описаны четко и на доступном языке. предложений нет. Стандарт отвечает современным требованиям

Что, по Вашему мнению, нужно изменить, усовершенствовать в профессиональном стандарте «Специалист по информационным системам», чтобы этот ПС было удобнее использовать как основу при разработке ОП и УП? Пожелания к сфере образования: Должна быть сочетаемость с образовательными стандартами бакалавров и магистров, но с некоторым опережением, чтобы ОП способствовали выпуску востребованных в перспективе кадров. Обязательно готовить специалистов, а не бакалавров. Все дисциплины преподавать с использованием новых специализированных ИТ. скорее надо изменить группу разработчиков образовательных стандартов Структурировать учебную нагрузку по семестрам Автоматизация отчётности по всей вертикали школа-город-область Расширение стандарта на другие специальности и специализации Сделать стандарт "гибче", чтобы можно было преподавателям вносить изменения в зависимости от направленности обучения и наличия техники и ПО систему подготовки и оценки этой квалификации. Улучшить методы обучения и привлечь молодых специалистов «Разное»: адаптация к российским условиям ввести дополнительные часы для специалистов ввод системы дистанционного обучения гибкость его адаптацию под переход на ЛИНУКС Преподавание осуществляется в соответствии с образовательными стандартами Сначала специалист должен пройти специализированную подготовку в ОУ Улучшить методы обучения и привлечь молодых специалистов Учитывать изменения в законодательстве

Что, по Вашему мнению, нужно изменить, усовершенствовать в профессиональном стандарте «Специалист по информационным системам», чтобы этот ПС было удобнее использовать как основу при разработке ОП? Пожелания к разработчикам профстандарта: Более конкретизировать применительно к учреждениям образования Установить более тесную связь с государственными образовательными стандартами Дополнить спецификациями, раскрывающими содержание основных компетенций Необходимо более конкретно излагать ключевые компетенции и профессиональные задачи выпускника. конкретнее определять требования к профессиональным знаниям специалиста унификация по отношению к другим профессиональным стандартам систему подготовки и оценки этой квалификации ??? Такой профессиональный стандарт должен опираться на ряд ключевых технологий, объединенных в логически завершенные блоки и включать пусть даже в усеченном виде всю информацию (хотя бы только в теоретической части), которая может понадобиться ИТ-специалисту типичного предприятия, в т.ч. отдельные курсы по организации сетей передачи данных и информационной безопасности. Изучение конкретных программных продуктов должно быть обязательно вынесено за рамки стандарта в отдельные специально предназначенные для этого курсы. По моему мнению, уже на первом квалификационном уровне специалисты должны уметь моделировать информационные системы, строить диаграммы, иллюстрирующие потоки данных на предприятии, создавать небольшие самостоятельные системы. Настоящий стандарт сводит действия специалиста по информационной системам 1-го уровня к умению инсталлировать и настраивать параметры системы. Но настройка системы - достаточно тонкая операция и требует хороших знаний в области разработки и практического приминения ИС. Кроме того, хотелось бы увидеть более развернутые требования к первому квалификационному уровню (например, расшифровать умение "анализировать информацию").

Экспертизы проектов ФГОС и учебных планов Проект, переданный на экспертизу в 2009 году Профстандарты, которым соответствует проект ФГОС ВПО по направлению «Информатика и вычислительная техника», бакалавр/магистр Специалист по системному администрированию Администратор баз данных Программист ФГОС ВПО по направлению «Программная инженерия», бакалавр/магистр Системный архитектор Программист Специалист по информационным системам ФГОС ВПО по направлению «Бизнес-информатика», бакалавр/магистр Менеджер информационных технологий ФГОС СПО по специальности «Компьютерные сети» Специалист по системному администрированию ФГОС СПО по специальности «Компьютерные системы и комплексы» Специалист по цифровой технике (данный ПС находится в стадии разработки) Менеджер по продажам решений и сложных технических систем ФГОС СПО по специальности «Программирование в компьютерных системах» Программист ФГОС СПО по специальности «Информационные системы (по видам экономической деятельности)» Специалист по информационным системам Примерный учебный план подготовки бакалавра/магистра по направлению «Прикладная информатика» Специалист по информационным системам

Перевод ИТ-профстандартов в новый макет В рамках проекта "Профстандарты в области ИТ - II" в 2009 году был осуществлен перевод в новый макет 3-х профстандартов: «Специалист по информационным системам», «Специалист по системному администрированию», «Менеджер по продажам решений и сложных технических систем» Новый макет профессионального стандарта утвержден Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП) и является обязательным к применению при разработке профстандартов для ВСЕХ отраслей российского бизнеса. Подробнее нормативные документы по профстандартам можно посмотреть на сайте НАРК Положение о профессиональном стандарте Утв. Распоряжением Президента РСПП РП-46 от 28 июня 2007 г. Макет профессионального стандарта Утв. Распоряжением Президента РСПП РП-46 от 28 июня 2007 г. Методика разработки ПС standard Порядок экспертизы проектов профессиональных стандартов, представленных на утверждение Комиссии РСПП по профессиональным стандартам Утв. Постановлением Бюро Правления РСПП БП–53/10 от 4 июня 2008 г. Рекомендации по оформлению профессиональных стандартов НАРК – это Автономная некоммерческая организация «Национальное агентство развития квалификаций», учреждена РСПП, одной из целей НАРК является содействие развитию национальной системы квалификаций в Российской Федерации.

Новый макет ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ стандартов Новый макет профессиональных стандартов более четко структурирован по содержанию, в частности, в нем выделены: Паспорт профессионального стандарта; Карточки видов трудовой деятельности для каждого квалификационного уровня. Видом трудовой деятельности в данном случае названа составная часть области профессиональной деятельности, образованная целостным набором трудовых функций и необходимых для их выполнения компетенций. Описания единиц профессионального стандарта, сгруппированные по каждому уровню. Единицей профессионального стандарта назван структурный элемент профессионального стандарта, содержащий развернутую характеристику конкретной трудовой функции, которая является целостной, завершенной, относительно автономной и значимой для данного вида трудовой деятельности. Паспорт профессионального стандарта содержит следующую информацию: Направление профессиональной деятельности например, «Информационные технологии»; Область профессиональной деятельности например, «Информационные системы в экономике»; Виды экономической деятельности например, «72. Деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий» (по ОКВЭД); Основная цель области профессиональной деятельности например, «Создание, модификация и сопровождение информационных систем, автоматизирующих задачи организационного управления (учета, анализа, контроля, планирования, реализации и т.д.) предприятий различных форм собственности». Виды трудовой деятельности по квалификационным уровням национальной и отраслевой рамок квалификаций (НРК и ОРК), рекомендуемые наименования должностей.

Новый макет ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ стандартов Карточки видов трудовой деятельности для каждого квалификационного уровня описывают: Вид трудовой деятельности; Возможные наименования должностей; Обобщенное описание выполняемой трудовой деятельности; Возможные места работы; Условия труда; Требования к профессиональному образованию и обучению работника; Необходимость сертификатов, подтверждающих квалификацию; Требования к практическому опыту работы; Особые условия допуска к работе; Перечень единиц профессионального стандарта. Каждая единица профессионального стандарта имеет свой шифр и наименование и содержит описания: Основных трудовых действий; Средств труда; Предметов труда; Таких характеристик квалификационного уровня, как нестандартность, ответственность и самостоятельность; Необходимых знаний; Необходимых умений.

Новый макет ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ стандартов Карточки видов трудовой деятельности для каждого квалификационного уровня описывают: Вид трудовой деятельности; Возможные наименования должностей; Обобщенное описание выполняемой трудовой деятельности; Возможные места работы; Условия труда; Требования к профессиональному образованию и обучению работника; Необходимость сертификатов, подтверждающих квалификацию; Требования к практическому опыту работы; Особые условия допуска к работе; Перечень единиц профессионального стандарта. Каждая единица профессионального стандарта имеет свой шифр и наименование и содержит описания: Основных трудовых действий; Средств труда; Предметов труда; Таких характеристик квалификационного уровня, как нестандартность, ответственность и самостоятельность; Необходимых знаний; Необходимых умений. Профстандарт «Специалист по информационным системам» описывает профессиональную деятельность специалистов, вовлеченных в создание и эксплуатацию информационных систем, автоматизирующих задачи организационного управления (учета, анализа, контроля, планирования, реализации и т.д.) коммерческих компаний и бюджетных учреждений

Новый макет ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ стандартов Карточки видов трудовой деятельности для каждого квалификационного уровня описывают: Вид трудовой деятельности; Возможные наименования должностей; Обобщенное описание выполняемой трудовой деятельности; Возможные места работы; Условия труда; Требования к профессиональному образованию и обучению работника; Необходимость сертификатов, подтверждающих квалификацию; Требования к практическому опыту работы; Особые условия допуска к работе; Перечень единиц профессионального стандарта. Каждая единица профессионального стандарта имеет свой шифр и наименование и содержит описания: Основных трудовых действий; Средств труда; Предметов труда; Таких характеристик квалификационного уровня, как нестандартность, ответственность и самостоятельность; Необходимых знаний; Необходимых умений.

Новый макет ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ стандартов Карточки видов трудовой деятельности для каждого квалификационного уровня описывают: Вид трудовой деятельности; Возможные наименования должностей; Обобщенное описание выполняемой трудовой деятельности; Возможные места работы; Условия труда; Требования к профессиональному образованию и обучению работника; Необходимость сертификатов, подтверждающих квалификацию; Требования к практическому опыту работы; Особые условия допуска к работе; Перечень единиц профессионального стандарта. Каждая единица профессионального стандарта имеет свой шифр и наименование и содержит описания: Основных трудовых действий; Средств труда; Предметов труда; Таких характеристик квалификационного уровня, как нестандартность, ответственность и самостоятельность; Необходимых знаний; Необходимых умений.

Новый макет ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ стандартов Карточки видов трудовой деятельности для каждого квалификационного уровня описывают: Вид трудовой деятельности; Возможные наименования должностей; Обобщенное описание выполняемой трудовой деятельности; Возможные места работы; Условия труда; Требования к профессиональному образованию и обучению работника; Необходимость сертификатов, подтверждающих квалификацию; Требования к практическому опыту работы; Особые условия допуска к работе; Перечень единиц профессионального стандарта. Каждая единица профессионального стандарта имеет свой шифр и наименование и содержит описания: Основных трудовых действий; Средств труда; Предметов труда; Таких характеристик квалификационного уровня, как нестандартность, ответственность и самостоятельность; Необходимых знаний; Необходимых умений.

Новый макет ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ стандартов Карточки видов трудовой деятельности для каждого квалификационного уровня описывают: Вид трудовой деятельности; Возможные наименования должностей; Обобщенное описание выполняемой трудовой деятельности; Возможные места работы; Условия труда; Требования к профессиональному образованию и обучению работника; Необходимость сертификатов, подтверждающих квалификацию; Требования к практическому опыту работы; Особые условия допуска к работе; Перечень единиц профессионального стандарта. Каждая единица профессионального стандарта имеет свой шифр и наименование и содержит описания: Основных трудовых действий; Средств труда; Предметов труда; Таких характеристик квалификационного уровня, как нестандартность, ответственность и самостоятельность; Необходимых знаний; Необходимых умений.

Новый макет ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ стандартов При переводе профстандартов в макет РСПП их тексты были частично переработаны – была сделана попытка, оставаясь в рамках нового макета, повысить удобство работы с текстами профстандартов, сделать их наполнение более структурированным и легковоспринимаемым. Были классифицированы необходимые знания и умения: Из общего списка знаний/умений выделены профессиональные знания/умения и «надпрофессиональные» знания/умения, относящиеся к общей производственной культуре. Профессиональные знания при этом дополнительно структурированы по областям. Чтобы сделать каждую единицу профстандарта более обозримой, в описании каждой единицы оставлены только те знания и умения, которые являются специфическими именно для данной единицы. Для этого были выделены перечни «универсальных» профессиональных знаний и умений и вынесены в подразделы «Характеристики квалификационного уровня» для каждого квалификационного уровня наряду с такими характеристиками как средства труда, нестандартность, ответственность, самостоятельность.

Профстандарты как основа для разработки образовательных и учебных программ Таким образом, проекты профессиональных стандартов в области ИТ «второго поколения» в новом формате стали более модульными, что повышает удобство использования их содержания при разработке актуальных образовательных и учебных программ. Перечисленные проекты профстандартов-2 в ближайшее время будут размещены для общественного обсуждения на сайтах Министерства связи и массовых коммуникаций РФ, Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий (АП КИТ). Утвержденные профстандарты в области ИТ доступны на сайте АП КИТ: Там же лежит «инструкция по применению». На образовательное учреждение можно заказать БЕСПЛАТНЫЙ экземпляр книги - сборника профстандартов в области ИТ. Будем признательны всем пользователям профессиональных стандартов за замечания и пожелания.

2-3 февраля 2010 г. Спасибо за внимание, буду рада вашим вопросам! Ольга Жеребина, фирма «1С»