Исследовательский проект Чеховский принцип психологического анализа в поэмах А.Ахматовой «Реквием» и «Поэма без героя» ученицы 11 класса Морозовой Ксении.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
План-конспект урока по литературе (7 класс) на тему: Урок-исследование с учеником в роли учителя
Advertisements

Пейзаж, портрет, интерьер и художественная деталь в повести И.С.Тургенева «Вешние воды»
Стихотворение А.С. Пушкина «Бесы» Презентацию подготовил ученик 9 В класса Маринин Максим Руководитель Мазурова Елена Анатольевна.
Художественный мир И.Бунина в рассказах 1890-х годов ( на примере рассказа «На хуторе») в рассказах 1890-х годов ( на примере рассказа «На хуторе»)
ГУ «Пешковская СШ» ОО Фёдоровского района» Тема: «Становление личности в произведениях казахской и русской детских литератур»
Владимир Набоков В русской литературе В.В. Набоков занимает особое место по ряду причин: он один из самых современных, самых эстетически.
Образ тумана в коротких рассказах И.А.Бунина «Звезды стали тусклы и далеки, Небеса – туманны и глубоки…» (И.Бунин)
Особенности изображения внутреннего мира человека в литературе 19 века.
Реализм и романтизм в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» Выполнила Клявузова Юлия, ученица 10 класса СОШ 5 г.Тутаева.
Реализм – ведущее литературное направление 2 пол. XIX века.
Задание с развернутым ответом ( С 1. Сочинение –рассуждение)
(франц. personnage, от лат. persona личность, лицо, особа). Действующее лицо, герой любого художественного произведения (театра, литературы, живописи,
Презентация на тему: «Н.В. Гоголь и его время». Среди замечательных деятелей русской и мировой литературы почетное место принадлежит Николаю Васильевичу.
«Очень русское было все то, среди чего жил я в мои отроческие годы» русский писатель, поэт, прозаик, переводчик из стародворянского рода, почётный академик.
Информационные технологии в деятельности психолога : Информационные технологии в деятельности психолога : Научно - исследовательская деятельность.
обобщить содержание произведения ; проработать характеристики героев, позицию автора ; выявить лиризм повествования и фольклорные мотивы в тексте ; развивать.
Д/з на Рассказать биографию М.Горького 2. Прочитать романтические рассказы Горького «Макар Чудра», «Старуха Изергиль»; уч. стр учебника.
Учебно- исследовательская деятельность в школе. Учебно-исследовательская деятельность – одна из форм работы учащихся, которая максимально стимулируется.
1 МОУ «Лингвистическая гимназия 23 имени А. Г. Столетова». Подтекст как средство воплощения авторского замысла в творчестве А. П. Чехова. Выполнила: ученица.
Восприятие современной литературы учениками профильной школы.
Транксрипт:

Исследовательский проект Чеховский принцип психологического анализа в поэмах А.Ахматовой «Реквием» и «Поэма без героя» ученицы 11 класса Морозовой Ксении

Ц Е Л И: -соотнести творческие установки и художественные принципы А.Чехова и А.Ахматовой; - выявить влияние прозы А.Чехова на лирику А. Ахматовой; - доказать, что А.Чехов и А.Ахматова используют художественную деталь как средство психологического анализа.

З А Д А Ч И: -обобщить и прокомментировать имеющиеся в литературоведении мнения по теме; -найти чеховские принципы психологического анализа в поэмах А.Ахматовой; -найти черты сходства и различия в использовании художественной детали в качестве средства психологического анализа в творчестве А. Чехова и А.Ахматовой; -уловить смысловую нагрузку художественной детали в рассказах А.Чехова и А.Ахматовой.

ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ Художественная деталь как и в рассказах А.Чехова, так и в поэмах А.Ахматовой является основным средством психологического анализа.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ В ИССЛЕДОВАНИИ МЕТОДИКИ 1.Теоретические: -отбор библиографии; -сопоставление литературоведческих оценок по истории вопроса; -изучение биографий А.Чехова и А.Ахматовой. 2. Эмпирические: -различные виды анализа текста. 3. Статистические: - обработка результатов исследования.

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ Разработка данной темы позволит выявить черты сходства прозы А.Чехова и поэзии А.Ахматовой, проникнуть в художественный мир творческой личности.

Крупная творческая индивидуальность формируется под воздействием самых разнообразных художественных источников. Важно отыскать главный объект, наиболее значительный с идейно- эстетической точки зрения.

«Без опоры на замечательные завоевания классиков русского реализма, возможно, не было бы и психологических открытий в ахматовской лирике. Особенно важно здесь чеховское искусство обнаружения скрытого психологического содержания в предметно точно и эмоционально обрисованной действительности, искусство, оплодотворившее целый ряд мировой литературы 20 века». Е. Тагер.

«Не Толстой с его сложным взаимодействием психологического и эстетического начал, с многослойностью внутренней жизни личности, не Достоевский с его психологической противоречивостью и способностью героя, а именно Чехов – писатель – психолог, сосредоточивший своё художественное внимание на преломлении фактов и событий в душевной жизни личности». Н. Артюховская.

В освоении художественного материала, в выработке принципов психологического анализа Ахматова шла по пути, который проложил в литературе Чехов. «Стремясь проникнуть в тайны человеческих чувств, поэтесса обращается не к описанию самого чувства, а к частному его проявлению, к факту, к событию. Как и Чехов, Ахматова не обращает внимания на психологизацию». Н. Артюховская.

«Чехов и Ахматова, переосмысливая обыденный факт, частную деталь повседневной жизни, доводят их до эстетических категорий». Н.Артюховская. Там под кровлей Фонтанного Дома, Где вечерняя бродит истома С фонарём и связкой ключей, - Я аукаюсь с дальним эхом, Неуместным смущая смехом Непробудную сонь вещей, Где, свидетель всего на свете, На закате и на рассвете Смотрит в комнату старый клён И, предвидя нашу разлуку, Мне иссохшую чёрную руку, Как за помощью тянет он. («Поэма без героя») «Он отстранил её руками и отошёл, и ей показалось, что лицо его выражало отвращение и досаду. В это время баба осторожно несла ему в обеих руках тарелку со щами, и Ольга Ивановна видела, как она обмочила во щах свои большие пальцы. И грязная баба с перетянутым животом, и щи, которые стал жадно есть Рябовский, и изба, и вся эта жизнь, которую она вначале так любила за простоту и художественный беспорядок, показались ей ужасными. Она вдруг почувствовала себя оскорблённой…» («Попрыгунья»)

Связь «внутреннего» и «внешнего» ни у Чехова, ни у Ахматовой не утверждает гармонического единства человека и мира. Эти два начала даже противопоставлены друг другу. Внешний мир оказывается тесным, неспособным вместить в себя внутренний мир человека.

Являясь самым значительным элементом художественного образа, художественная деталь Ахматовой, как и у Чехова, несёт в себе максимальную смысловую нагрузку. Вслед за Чеховым Ахматова использует деталь для вычленения объекта изображения тех частностей, через которые просматривается общее. Характерно и то, что деталь наполнена глубоким символическим смыслом. Тихо льётся тихий Дон, Жёлтый месяц входит в дом. Входит в шапке набекрень Видит жёлтый месяц тень. Эта женщина больна, Эта женщина одна, - Муж в могиле, сын в тюрьме, Помолитесь обо мне. («Реквием») «Он не верил ей и, когда она долго не возвращалась, не спал, томился и в то же время презирал и жену, и её постель, и зеркало, и её банбоньерки, и эти ландыши, и гиацинты, которые кто-то каждый день присылал ей и которые распространяли по всему дому приятный запах цветочной лавки». («Супруги»)

Чехов, прибегая к художественной детали, решал более широкую задачу. Он, используя множество разнообразных деталей, связывал их в ряды в зависимости от выполняемой функции. Эти ряды, имея собственную логику развития, взаимопереплетаются, взаиморазвиваются, образуя целую систему, в которой объединены сложные жизненные ситуации и человеческая психология. В поэмах Ахматовой, как и в ранних её стихах, сведена до минимума непосредственная смысловая значимость деталей внешнего мира, который как бы сдвинут в мир человеческой души. Через ахматовскую деталь мы ощущаем лишь волнение человека, его боль.

ВЫВОДЫ В лирике Ахматовой сказался чеховский принцип описания психологического состояния путём вычленения незначительных частностей, деталей, которые несут большую смысловую нагрузку. Чеховские традиции в поэмах Ахматовой чувствуются в том, что у Чехова и Ахматовой художественная деталь как главное изобразительно-выразительное средство выполняет две функции: является средством психологического анализа и в то же время не теряет своей изобразительной значимости.

Список цитированной и использованной литературы 1. Источники. Ахматова А.А. Собрание сочинений в 2 т. – М., 1990, т.1-2. Чехов А.П. Дом с мезонином. – М., Чехов А.П. Рассказы. –М., Научно – критическая литература. 1. Артюховская Н.И. О традициях русской психологической прозы в раннем творчестве Анны Ахматовой. // Вестник Моск. ун-та. Сер.9. Филология, 1981, Библиографический словарь «Русские писатели». – М., Виленкин В. Воспоминания с комментариями. // Вопросы литературы, 1979, Долгополов Л.К. По законам притяжения: О литературных традициях в «Поэме без героя» Анны Ахматовой. // Русская литература, 1979, Жирмунский В.М. Творчество Анны Ахматовой. - Л., Ильина Н. Анна Ахматова в последние годы её жизни. // Октябрь, 1977, 2, стр Кралин М. «Победившее смерть слово» (Об истории творчества А.А. Ахматовой).// Нева, 1988, Кублановский Ю.О. «реквием» Анны Ахматовой. Волга, 1992, 11, Тагер Е.Б. Анна Ахматова. // Русская литература конца 19 - начала 20 века – М., Эйхенбаум Б.М. Анна Ахматова. (Опыт анализа.) // Эйхенбаум Б.М. О поэзии. - Л., 1969.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!