РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕЙ ЛИЧНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ Автор проекта: учитель русского языка и литературы Мухортова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Личностно- ориентированная технология Стрижова Наталья Александровна МОУ СОШ 27.
Advertisements

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа ЛГО с. Ружино» Проект Педсовет – как одна из форм повышения профессионального.
Основная проблема, решаемая учителем Воспитание не «эрудита»,а развитие нестандартно мыслящего человека – «творца» Инновационный процесс обучения включает:
Отчет по самообразованию за учебный год учителя русского языка и литературы Лексиной Л.В.
« Добровольческое движение как средство развития социальной компетентности школьников» учителя русского языка и литературы МОУ «СОШ 12 г. Ржева Шубелевой.
«Роль внеурочной деятельности в развитии мотивации личности к познанию и творчеству»
Личностно-ориентированное обучение как один из факторов повышения качества воспитания и образования Заместитель директора по УМР Н.А. Атаманчук.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ. неполное использование возможностей учреждений дополнительного образования детей для выявления и дальнейшего развития детской одарённости;
Обобщение опыта Использование личностно-ориентированного подхода с элементами дифференцированного обучения на уроках физики как средство повышения качества.
« Личностно - ориентированный подход к учащимся с различными учебными возможностями » МОУ СОШ с УИОП 16 Мартынова Т.Н. – руководитель кафедры.
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 3 г. Чапаевска Самарской области.
Если школьник с первого класса подготовлен к тому, что он должен учиться создавать, придумывать, находить оригинальные решения, то формирование личности.
Анализ личностно - ориентированного урока. Анализ -
Современные педагогические технологии в аспекте системно – деятельностного подхода при изучении русского языка и литературы Учитель русского языка и литературы.
Нелинейное расписание, как средство индивидуальной траектории развития подростка.
Методическая работа в образовательном учреждении в условиях внедрения ФГОС.
Выпускная работа Тема: Дидактические возможности использования ИКТ на уроках технического труда с целью реализации личностно - ориентированного подхода.
Формирование информационной компетентности в процессе изучения курса географии Ефремова Ольга Александровна учитель географии I квалификационной категории.
Стратегия развития МБОУ СОШ 41 на период года Цель: Создание образовательно – воспитательного пространства для успешной социализации и развития.
Дифференциация обучения на уроках литературы Презентация подготовлена учителем русского языка и литературы МАОУ СОШ 3 Поповой Е.В.
Транксрипт:

РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕЙ ЛИЧНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ Автор проекта: учитель русского языка и литературы Мухортова Римма Владимировна 2012 г Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Первомайская средняя общеобразовательная школа» Первомайского района Тамбовской области

Есть только два направления изменения человека- развитие либо деградация. Поэтому, если образование не способствует развитию, то оно будет служить деградации. (Г. Драйден)

АКТУАЛЬНОСТЬ Модернизация школы предполагает не только качественное изменение содержания обучения, но и обновление методов, средств и форм обучения. Сменились ценностные ориентации, и в качестве самой большой ценности в соответствии с провозглашенными принципами гуманизации и демократизации общества признается свободная, развитая и образованная личность, способная жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира. А это может быть достигнуто лишь при личностно ориентированном подходе к образованию и воспитанию, когда учитываются потребности, возможности и склонности школьника, и он сам выступает наряду с учителем в качестве активного субъекта деятельности учения.

ПРОБЛЕМА Создание модели образовательного процесса и соответствующих методических разработок в рамках курса русского языка и литературы на основе используемых образовательных технологий, реализующих принципы личностно-ориентированного образования.

ПРОТИВОРЕЧИЯ Между групповой формой организации обучения и индивидуальным характером усвоения знаний. Между предлагаемой образовательной услугой и потребностью общества. Между стремлением личности к творчеству, самовыражению и обязательным единым планом и режимом общеобразовательной школы. Между ориентацией нового содержания на развитие исследовательских и поисковых навыков и традиционными методами обучения, ориентированными на передачу новых знаний.

ГИПОТЕЗА Если целенаправленно и систематически использовать возможности личностно- ориентированного обучения, то будут созданы условия для осуществления дифференциации обучения; общение учителя и ученика будет иметь диалогический характер, представлять собой обмен опытом познания и творчества при отсутствии жёсткого и прямого управления познавательной деятельностью учащихся; будет осуществляться систематическое развитие у обучающихся умений рефлексировать свою деятельность.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА Создание условий для проявления познавательной активности учащихся и оказание им помощи в выборе личностно значимой системы ценностных ориентаций.

ЗАДАЧИ Формировать у учащихся систему знаний на основе актуализации их субъективного опыта. Оказать помощь в поиске и обретении своего индивидуального стиля и темпа учебной деятельности. Содействовать в формировании положительной «Я – концепции», развитии творческих способностей, овладении умениями и навыками самопознания. Формировать позитивные личные качества.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ Образовательный процесс с элементами личностно- ориентированного обучения ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ Принципы и технологии личностно- ориентированного обучения учащихся, способы реализации личностно- ориентированного подхода при изучении русского языка и литературы

Участники проекта - учащиеся 5-9 классов - школьный психолог -родители учащихся Сроки реализации проекта -3 года

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА Подготовительный этап гг. – Определение целей и постановка задач, выбор путей решения задач, изучение методической литературы Основной этап гг. – Работа по реализации поставленных задач, анкетирование, тестирование, проведение уроков. заключительный этап декабрь2011 г. – Описание результатов исследования, разработка методических рекомендаций и дидактических материалов, анализ результатов)

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Повышение интереса к изучению русского языка и литературы и развитие мотивов учебной деятельности. Прочное и неформальное усвоение знаний, повышение результатов обучения. Активизация творческой деятельности – желание участвовать в различных творческих конкурсах. Психологическое благополучие и здоровье детей в учебной деятельности

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП Анализ психолого-педагогической литературы Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение в школе. - Ростов н / Д: Феникс, Афанасьева Н. Личностный подход в обучении. /Н. Афанасьева // Школьный психолог. Пр. к П.С.. – – 32. – С. 6–10. Берестовицкая С. Личностно ориентированный урок литературы /С. Берестовицкая //Литература. Пр. к П.С.. – – 17. –С.3–6. Лукьянова М.И. Теоретико–методологические основы организации личностно ориентированного урока /М.И. Лукьянова //Завуч. –2009. – 2. – С. 5–12. Лукьянова, М.И. Нетрадиционные методы, обеспечивающие создание на уроке личностно ориентированной ситуации / М.И. Лукьянова //Завуч. – – 2. – С. 35–43. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования/И.С. Якиманская. – М.: Сентябрь, – 176 с.

ОСНОВНОЙ ЭТАП Анкетирование, вводная диагностика С помощью школьного психолога в классах была проведена психолого-педагогическая диагностика по следующим критериям : познавательная сфера ребёнка (восприятие, память, внимание, мышление); мотивационная сфера учащихся; эмоционально-волевая сфера (уровень тревожности, активности, удовлетворённости); личностная сфера (самооценка, уровень коммуникации, ценностные ориентации);

Методики исследования 1.Анкета «Что вам интересно» 2.Анкета «Познавательная потребность подростков» 3.Изучение мотивов участия подростков в деятельности (методика Л.В. Байбородовой) 4.Ситуация выбора(методика Л.В. Байбородовой) 5.Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся (Р.В. Овчаровой) 6.Диагностика уровня творческой активности учащихся ( М.И. Рожкова, Л.А. Воловича) 7. Методика изучения социализированности личности учащихся (М.И. Рожкова) 8. Методика «Зеркало» 9. Опросник А.А. Реана Мотивация успеха и боязнь неудачи

РЕЗУЛЬТАТЫ ВВОДНОЙ ДИАГНОСТИКИ В результате проведённой беседы с детьми и родителями, анкетирования было выявлено, что большинство детей (61%) имеет высокий уровень школьной мотивации, это видно на приведённой ниже диаграмме. Приоритетными мотивами в учебной деятельности являются мотивы самосовершенствования и благополучия.

Уровень развития познавательной активности 29,70% 10,30% 60% Низкий уровеньВысокий уровеньСредний уровень

Уровень развития творческих способностей

Теоретическая часть Личностно-ориентированное обучение во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса учения. Личностно-ориентированное образование обеспечивает развитие и саморазвитие личности ученика исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности.

Чем отличается личностно-ориентированный подход от традиционного? Личностно- ориентированный ЦЕЛЬ – развитие индивидуальности ученика, содействие проявлению и развитию в ребенке ярко индивидуального Традиционный ЦЕЛЬ – освоение учащимися социального опыта, т.е. усвоение каждым учеником обязательных знаний, умений, навыков, формирование социально типичного

В личностно-ориентированном обучении выделяются следующие принципы: Использование субъектного опыта ребенка. Вариативность заданий, предоставление ребенку свободы выбора при их выполнении и решении задач, использование наиболее значимых для него способов проработки учебного материала. Накопление знаний, умений и навыков не в качестве самоцели (конечного результата), а важного средства реализации детского творчества. Обеспечение на уроке личностно значимого эмоционального контакта учителя и учеников на основе сотрудничества, сотворчества, мотивации достижения успеха через анализ не только результата, но и процесса его достижения.

Технологии Интегральные Проектное обучение Интерактивное обучение Дифференцированное обучение Создание Ситуации успеха Проблемное обучение Игровые Урок- мастерская

Методы обучения Игровые Частично- поисковый Придумывания Синтез мыслей Обучая учусь Снежный ком Займи позицию Мозговой штурм

Методические приемы Исследование текста Синквейн Кластеры Опорный конспект Сочинения- миниатюры Деловая игра Исследовательские проекты Сочинения на лингвистические темы

Принципы личностно- ориентированного урока

Типы уроков Театрализованное представление Защита проекта Урок- Путешествие Урок- экскурсия Урок-исследование Развитие речи Литературно- Тематический вернисаж Игровые

Участие в конкурсах

РЕЗУЛЬТАТЫ ИТОГОВОЙ ДИАГНОСТИКИ Успеваемость учащихся за три года

Результаты участия в олимпиадах

. Динамика изменения познавательной активности учащихся

Динамика изменения коммуникативных способностей учащихся

Динамика изменения мотивов учебной деятельности учащихся

Количество учащихся, которые могут и желают проявлять творчество

С каким настроением учащиеся идут на урок

Динамика учебных достижений ЕГЭ и ГИА по русскому языку

Продукты проекта Презентации к урокам Опорные схемы, конспекты Игровые формы Дидактический материал Информационно- тематические листы Система работы По подготовке к ЕГЭ Материалы внеклассной работы Элективные курсы

РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА повысился уровень мотивации учащихся к творческой деятельности; отмечена результативность участия школьников в конкурсах различного уровня; прослеживается положительная динамика учебных достижений. оказана помощь в поиске и обретении своего индивидуального стиля и темпа учебной деятельности.

Распространение опыта Выступление на муниципальном МО учителей русского языка и литературы. Выступление на педагогическом совете школы. Публикации на сайтах: org. Личная страничка

ВЫВОДЫ Анализ результатов успеваемости школьников и результатов итоговой аттестации выпускников свидетельствует о положительной динамике учебных достижений. Были созданы необходимые условия для самореализации личности учащегося через творческую деятельность, о чём свидетельствует эффективность образовательного процесса. Созданы условия для осуществления дифференциации обучения; Общение учителя и ученика носят диалогический характер, представляют собой обмен опытом познания и творчества при отсутствии жёсткого и прямого управления познавательной деятельностью учащихся; Осуществляется систематическое развитие у обучающихся умений рефлексировать свою деятельность. Гипотеза подтвердилась

ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ - Информационные и коммуникационные технологии в обучении газета «Первое сентября» Словесник Дистанционная поддержка учителей- словесников n_language/index3.htm n_language/index3.htm сетевое сообщество словесников: ЦОР для учителя сетевое сообщество словесников

Опорные конспекты

Игровые формы

Исследовательские проекты

Мы читаем и рисуем

Элективные курсы

Внеклассная работа по предмету

Презентации к урокам русского языка

Презентации к урокам литературы

Развитие речи