ЭТАПЫ процесса разработки, принятия, внедрения управленческих решений органами власти Сбор всесторонней информации Разработка альтернатив решений и выбор оптимального варианта Организация выполнения принятого решения Контроль выполнения решения Выявление проблемы и постановка цели
1 Описание проблемы Формулирование проблемы Определение цели решения Определение критериев оценки С о д е р ж а н и е к о м п о н е н т о в Проблема описыва- ется в системной связи с другими, при- мыкающими к ней проблемами, устанав- ливаются межпробле- мные связи, оценива- ется значимость связ- ей по отношению к ожидаемому резуль- тату, выделяются существенные связи. Проблема должна быть сформулирована четко, как неудовлетворите- льное состояние систе- мы в связи с вызовами внешней среды. Недо- пустимы неопределен- ные формулировки. От четкости формулиро- вания проблемы существенно зависит правильность постановки цели. Цель формулируется как конкретный результат, обеспечивающий реше- ние проблемы. Достижение цели означа- ет устранение пробле- мы и перевод системы в требуемое (удовлетво- рительное) состояние. Возможно при формули- ровании установление генеральной цели и системы подцелей. Каждой цели (подцели) как достигаемому результату должен быть поставлен в соответ- ствие количественный критерий оценки результата решения. Это измеритель, позво- ляющий оценить сте- пень достижения результата. Критерий должен быть представительным.
Сбор всесторонней информации 2 С о д е р ж а н и е к о м п о н е н т о в Детализируется содер- жательная постановка проблемы, описывается комплекс задач, связан- ных с ее решением. Важно выйти за рамки локальной проблемы, оценить ее связи с другими проблемами. Во внешней среде выявляются возмож- ности и угрозы, связанные с данной проблемой. Информация должна быть достоверной, полной, своевременной. Необходимы источники, содержащие информацию не только непосредст- венно о данной проблеме, но и о смеж- ных проблемах. Вместе с тем информация должна быть релевантной и хорошо структурированной. Изучение существа вопроса Определение источников информации Изучение условий эффективного решения Выявление ограничений Выявляются факторы, влияющие на принятие решения, основные препятствия в достижении цели, причины нежелательных явлений, реально существующие ресурсы во всем их спектре (а не только финансовые), требуемые сроки решения проблемы. Изучаются и выявляют-ся условия, способству- ющие эффективному решению проблемы, выявляются структу- ры, имеющие отноше- ние к реализации этих условий (государствен- ные учреждения, бизнес- структуры и т.п.), методы и способы взаимодействия с этими структурами.
Сравнение различных подходов к сбору информации
Разработка альтернатив решений и выбор оптимального варианта 3 С о д е р ж а н и е к о м п о н е н т о в Решаются задачи поиска или выбора принципа действия, т.е. концеп- туальной структуры решения, соответству- ющей конкретным условиям и требованиям, относящимся к проблеме. Анализируются и оцениваются различные пути решения проблемы для выбора лучшего. При заданной структуре решения генерируются альтернативы конкрет- ных вариантов. Здесь варьируют элементами и признаками объектов, происходит «материали- зация» концептуальных идей структуры решения. Спектр альтернатив должен быть широким, включающим и «сумасшедшие идеи». Создание структуры решения Генерирование альтернатив решений Оценка альтернативных вариантов Выбор оптимального варианта решения Варьируются значения параметров выбранного решения (объемы произ- водства, площади застройки, объемы финансирования и т.п.). Различные сочетания параметров (стратегии) оцениваются, выбира- ется оптимальное. Здесь эффективно испо- льзование математиче- ского моделирования. Производится сравнение и оценка альтернатив- ных вариантов решения в соответствии с разра- ботанными количе- ственными критери- ями (этап 1). Рассматривается целесообразность и возможность построения синтетических решений, содержащих компоненты альтернатив.
Организация выполнения принятого решения 4 С о д е р ж а н и е к о м п о н е н т о в В основу программы следует положить прин- цип программно-целе- вого управления. При этом структура програм- мы должна соответство- вать концептуальной управленческой триаде: цель-действия-ресурсы и содержать конкретные задания соисполните- лям. Типовая технология разработки программы содержит пять этапов. Согласование проекта программы должно про- ходить с привлечением экспертов, с включением в этот процесс общест- венности, целевых групп населения. Обсуждение (утверждение) програм- мы проводится на заседании правительства, подготавливаемого и проводимого по опреде- ленной технологии, соответствующей целе- вому типу заседания. Разработка программы реализации решения Согласование и утверждение программы Разработка планов Доведение задач до исполнителей Осуществляется четкое и полное воспроизведение эфферентного образа предстоящей работы и формирование у испол- нителя адекватных афферентного и эффек- торного образов. Соответственно каждому разделу плана выбирается наиболее эффективный инструмент доведения: документ, совещание, беседа, инструктаж и т.п. На основе программы создается комплекс системно согласованных планов. Разработку пла- нов целесообразно производить по восьми- этапной модели, соответ- ствующей принципам управления проектами. План является докумен- том, содержащим набор мероприятий с закрепле- нными сроками, ответст- венными и потребными ресурсами.
С о д е р ж а н и е к о м п о н е н т о в Контроль выполнения решения 5 Осуществляется точное определение результатов, которые в соответствии с поставленной целью решения в целом и каждого отдельного этапа плана должны быть достигнуты в обозначенный отрезок времени с требуемым уровнем качества. Производится измере- ние того, что действи- тельно было достигну- то (реально получен- ные результаты) в намеченные сроки по каждому разделу плана. Измерения производятся не только на уровне исполнения, но и на уровне общей цели решения. Установление стандартов ИзмерениеСравнениеКоррекция Осуществляются необходимые действия для коррекции серьезных отклонений от первоначального плана. Одно из возможных действий – пересмотр целей с позиций придания им большей реалистичности соответствия конкретной ситуации. Осуществляется сравнение реально достигнутого положения дел с ожидаемыми, спланированными результатами. Выясняются отклонения между реальным положением дел и планами, и устанавливается источник несоответствия.
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ процесса разработки, принятия, внедрения управленческих решений органами власти Социальное обеспечение – комплекс мер по стимулированию и соц. обеспечению разработчиков и внедренцев. Стадия принятия решения Стадия внедрения решения Методическое обеспечение – комплекс существующих методов решения проблем Математическое обеспечение – комплекс математических моде- лей и программных средств, фор- мализующих процедуру отыскания оптимального решения проблемы Информационное обеспечение – сбор и анализ внутренней и внешней информации, относящейся к проблеме Организационное обеспечение – комплекс мер (создание групп, распределение обязанностей, информационное сопровождение и т.п.), обеспечивающих эффективную разработку решения Финансовое обеспечение – финансирование (при необходи- мости) разработки решения Организационное обеспечение – комплекс мер (проведение экспертизы, социологических опросов, общественных слуша- ний, подготовка и проведение заседания правительства, информационное сопровождение и т.п.), обеспечивающих полноценное и своевременное обсуждение и принятие решения. Финансовое обеспечение – финансирование мероприятий организационного обеспечения (оплата экспертизы, социологических исследований и т.п.) Финансовое обеспечение - финансирование всех этапов внедрения решения Информационное обеспечение – информационное сопровождение программ и планов внедрения, включая освещение их в СМИ Людские ресурсы – совокупность исполнителей, обеспечивающих успешное осуществление решения Организационное обеспечение – комплекс мер (разработка, и утверждение программ, составле- ние планов, доведение задач до исполнителей), обеспечивающих успешное осуществление решения Материально-техническое обес- печение – совокупность зданий, сооружений, оборудования и т.п., обеспечивающих внедрение решения Стадия разработки решения
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!