Функции и модель деятельности тьютора Факультет образовательных инноваций КОИПКРО.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Галеева И.Ш., методист Городского методического центра Управления образования г.Казани.
Advertisements

Образовательное пространство. Проблемы… Не все дети от природы имеют задатки к развитию теоретического мышления У многих имеется высокий потенциал к развитию.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВА ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПОДРОСТКА В ШКОЛЕ. Рябцева О.В.
любому обществу нужны одаренные люди; задача общества -рассмотреть и развить способности всех его представителей; задача семьи -вовремя увидеть, разглядеть.
Тьюторское сопровождение ФГОС в начальной школе Автор проекта: Учитель начальных классов Калинина Маргарита Алексеевна.
Галеева И.Ш., методист Городского методического центра Управления образования г.Казани.
ВЫСТУПЛЕНИЕ ЗА. ДИРЕКТОРА ПО УВР ОРЛОВОЙ Т.Ю. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ.
Тьюторское сопровождение одарённых учащихся в учреждениях общего среднего образования Заведующий кафедрой педагогики и менеджмента образования ГУО «Академия.
1 Тренировочный урок Вводный урок Контрольный урок Урок закрепления знаний, умений, навыков Урок самостоятельной работы Урок с ТСО Урок практической работы.
«Роль технологий открытого образования в инновационной деятельности школы » МОУ МНО школа 7 городского округа – город Галич Костромской области.
Системно – деятельностный подход в реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
L/O/G/O Современный урок в начальной школе МСОШ 31 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического профиля г. Нижневартовск.
Организация самостоятельной деятельности школьников.
. Презентацию подготовила: Гамаюнова Е.Ю. Использование элементов исследовательской деятельности на уроках в начальной школе.
Технология личностно- ориентированного обучения И.С. Якиманской Рюмина И.П
Директор МОУ СОШ п. КРАСНАЯ КУДРЯВКА Черноситова Н.В.
Роль тьютора в реализации модели успешной социализации ребенка с ОВЗ С.В. Шандыбо, руководитель КРИП КГПУ им. В.П. Астафьева.
ТЬЮТОРСТВО Преподаватели технологии: к.п.н. Дудчик С.В. Колосова Е.Б.
Научно-исследовательская деятельность учащихся Крутилина Юлия Анатольевна, учитель истории МОУ СОШ 287 Г. Заозерска Мурманской области.
Методическая система учителя биологии высшей квалификационной категории Полетаевой Елены Александровны 2010г МКОУ ОСОШ 2 МКОУ ОСОШ 2.
Транксрипт:

Функции и модель деятельности тьютора Факультет образовательных инноваций КОИПКРО

Назначение тьютора Помощь ребенку в создании образа самого себя, концепции личности, а также в осознании собственной уникальности Помощь учащемуся в осознании своих образовательных и профессиональных интересов, составлении ресурсной карты для их реализации, выработке ИОП Обеспечение индивидуального предметного движения в разных областях научного знания Работа с индивидуальными учебными стилевыми характеристиками помощь учащимся в освоении технологий (а не суммы знаний), обеспечивающих возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе образовательного процесса; Развитие индивидуальной социальной активности самого ребенка.

Предполагаемый результат тьюторского сопровождения Достижение каждым учащимся своего собственного образа (личностного, профессионального и т.д.) Определение своего пути в образовании, понимание своего заказа к образованию, принятие ответственности за свое будущее

Обучение Образование

Обучение - целенаправленное, поступательное ведение обучающегося, процесс освоения знаний Образование – самобразование самого себя, проект своей будущей жизни, задание для подопечного открытого образовательного пространства

открытое образование тьюторское сопровождение индивидуа- лизация

Модель деятельности тьютора 1. Предназначение тьютора 2. Цель педагогической деятельности тьютора 3. Функции тьютора 4. Структура педагогической деятельности(этапы) 5. Содержание деятельности

Модель деятельности тьютора 1. Предназначение тьютора Актуализация и развитие поддерживающей образовательной среды, позволяющей обучающимся в удобном для них режиме достигнуть целей развития собственной компетентности благодаря синтезу педагогических, информационных и организационных технологий, обеспечивая при этом единые для всей сети стандарты качества. 2. Цель педагогической деятельности тьютора: создание условий для становления обучающихся как субъектов собственной учебной деятельности по развитию желаемого уровня компетентности.

Модель деятельности тьютора 3. Функции Контрольно-диагностическая Проектная Мотивационная Информационно-содержательная Организационно-деятельностная Технологическая Консультационная Рефлексивная

Модель деятельности тьютора 4. Структура педагогической деятельности(этапы) Проектировочный Организационно-деятельностный Диагностический Поддерживающий 5. Содержание: описание целей и последовательности действий на каждом из этапов работы

Модель деятельности тьютора 6. Совокупность технологий и методов, а также комплекс ролей, дифференциация и выбор которых осуществляется на основе критериев: способность обучающихся быть субъектами личностно- профессионального развития; требования программы обучения, предпочтения; стили и уровень компетентности тьютора; предпочтения и учебные стили обучающихся; организационный контекст.

Структурно-функциональная модель тьюторского сопровождения (блоки) Содержательный Мотивационный Блок способов, знаний и умений школьников Организационно-деятельностный Диагностический

Содержательный блок (организация тьюторского сопровождения организация тьюторского сопровождения) - фиксация познавательного интереса. Теоретические основы тьюторского сопровождения Технологии тьюторского сопровождения. Цель этапа осознание школьником своих целей, интересов и планов.

Способы деятельности тьютора: Диагностика интереса Анкетирование, тестирование «Включение» и «приобщение» Вопросы с правом выбора Работа с папкой личных достижений ученика Беседа, консультирование Построение цепочки (что было, что есть, что будет)

Способы работы ученика Рассказ о себе представление своего «Я». Представление имеющегося объема знаний по теме. Представление рассказ об истории возникновения познавательного вопроса. Осознание неопределенности создавшейся ситуации, необходимость ее достройки из прошлого и будущего.

Мотивационный блок -организация сбора и анализа информации по теме Обеспечивает поэтапное развитие познавательной мотивации школьников в соответствующих педагогических условиях.

Способы деятельности тьютора Нахождение «точек удивления», вопросов в представленном материале. Сужение или расширение темы. Планирование шагов для достижения цели, создание «образа будущего». Анализ «портфеля». Консультации по «портфелю». Помощь в составлении «карты» интереса.

«Карта» познавательного интереса Выявление образовательных ресурсов, «мест», в которых ребенок может найти информацию по интересующей теме. Цель этой работы овладеть культурными средствами самообразования, в том числе институциональными средствами (библиотеки, кружки и т.п.).

Сбор и анализ «портфеля» Анализ познавательного интереса ученика, основанный на подборе материала по интересующей теме. Цели: снабдить учеников, родителей и всех тех, кто принимает решение в отношении образования, необходимой информацией о прогрессе младшего школьника в изучении выбранной темы; помочь учителю следить за прогрессом отдельных учеников в их индивидуальных поисках; научить ребенка систематизировать набранный материал; способствовать участию детей в оценке своей работы; осознать собственную успешность и компетентность в выбранной теме; заложить основу для многосторонней оценки общей работы ребенка.

Блок способов, знаний и умений В качестве результата фиксирует личностные изменения ребенка; включает в себя способы работы тьютора и ученика.

Организационно-деятельностный блок - организация представления познавательного интереса и анализ этого представления Представляет собой организационно- деятельностное обеспечение развития через индивидуальные и групповые формы работы, тьюторские консультации, практическую деятельность, представление познавательных интересов, «Город мастеров», игры, тренинги, экскурсии, выезды.

Школьники должны осознать значение представления познавательных интересов, способов работы, полученных результатов для себя, определить перспективы работы с познавательным интересом. Совместно выбирается форма представления интереса: «открытая», лаборатория, мастерская, салон, презентация и т.д. Важнейшее звено подготовки и представления познавательного интереса создание опорного плана конспекта, а также выступление перед аудиторией, которую выбирает сам ученик.

Диагностический блок Предусматривает анализ результатов тестирования, наблюдений, бесед, анкетирования

Способы деятельности После представления познавательного интереса идет анализ выступления. Он складывается из содержательного и внешнего анализа. 1. Из числа выступающих назначается «эксперт», специалист в данной теме. Перед групповым анализом он еще раз внимательно просматривает видеозапись выступления, осмысливает полученные результаты, а затем делится своими впечатлениями с группой. После выступления рецензента начинается коллективное обсуждение: школьники размышляют о том новом, что узнали во время выступлений, отмечают наиболее интересные моменты и эпизоды, находки выступающих. Разговор может начать и сам учитель, постепенно включая в обсуждение всех членов группы. 2. Индивидуальная консультация по итогам проведения представления познавательного интереса, на которой ученик старается отметить сильные и слабые стороны своего выступления, успехи и трудности, которые ему удалось преодолеть, способы деятельности, использованные во время подготовки и проведения представления познавательного интереса.

Стадия определения планов на будущее Определение перспектив развития познавательного интереса; определение темы (содержательных перспектив); определение сроков (временные перспективы).

Современный Российский опыт внедрения тьюторства Школа «Эврика-развитие» (г. Томск) г. – введение позиции тьютора ЦЕЛЬ – поддержка различных образовательных интересов школьников

Начальная школа Совместно с психологом и родителями помощь школьнику в определении наиболее адекватной для него системы обучения Формы: - собеседование, - игры, - индивидуальная работа детей по тестовым заданиям, - наблюдение за поведением, успехами и неудачами ученика, - отслеживание динамики роста успехов ребенка.

Средняя школа Задача - помощь учащемуся в осознании своих интересов внутри учебного предмета Возможности - изучение предмета по ИУП и в условиях разных образовательных систем, - максимально возможное увеличение возможности выбора различных предметов за счет введения студий, кружков, факультативов. Условия реализации - Обсуждение любого выбора с тьютором! - Организация совместно с родителями жизни подростков - Отделение подростковой школы от начальной и старшей школы

Формы тьюторского сопровождения в подростковой школе Общий сбор подростковой школы (еженедельно) Тьюторские часы Круглые столы с учителями Тьюторский совет Экраны фиксации траектории индивидуального движения ученика в предмете «Дни шанса» Организация студий из предметов по выбору Письменные рефлексии учащихся о новых формах работы, анализ их тьютором

Старшая школа Задачи - помощь учащемуся в: - ориентировании в категориях будущего в профессиональном поле, - осознании своих способностей и возможностей; - в построении индивидуального способа социализации. Формы Тьюторские спецкурсы, студии (курс социальной футурологии, «Образ будущего», предметные практики) Организация линии образовательных событий в старшей школе Сопровождение процесса освоения учащимися разноуровневых образовательных программ Анализ образовательных эффектов событий

Содержательно-технологическое обеспечение тьюторского сопровождения процесса построения и реализации старшеклассниками индивидуальной образовательной траектории

Предмет тьюторского сопровождения Любая деятельность или процесс, направленные на решение образовательных задач. Это позволяет рассматривать тьюторское сопровождение как универсальную педагогическую технологию, эффективную для достижения индивидуализации обучения.

Логика тьюторского сопровождения У тебя (подростка) есть стремление ответить на значимый для тебя вопрос. Я (тьютор) готов обсуждать, зачем тебе эти знания и КАК ты отвечаешь на твой вопрос. Это обсуждение поможет тебе понять свои достижения (какие используемые тобой средства познания эффективны) и твои проблемы (что и КАК надо менять в твоей деятельности). Главное – наша работа поможет тебе понять, КАК ты можешь использовать итоги твоей деятельности в твоем будущем – как отдаленном (в профессии, в жизни вообще), так и в ближайшее время.

Общие рекомендации по введению тьюторства в профильной школе 1. Предоставление тьюторской поддержки учащимся, готовым к самообразованию. 2. Разделение образовательного и самообразовательного пространств (не совмещать уроки и тьюторские консультации). 3. Наличие у тьютора собственного опыта самообразования. 4. Минимальное количество тьюторов в школе – три. Это должны быть люди, увлеченные этой идеей и готовые ее развивать на практике, а не назначенные на должность. 5. Соответствие тьюторского сопровождения возрастным особенностям учащихся.

Этапы технологии тьюторского сопровождения Определение познавательного интереса подростка. Формулирование образовательного вопроса. Постановка цели образовательной деятельности. Поиск образовательных ресурсов и разработка плана образовательной деятельности – разработка план-карты познавательного интереса. Реализация и обсуждение, анализ, корректировка плана образовательной деятельности - сбор портфолио, образовательный проект. Анализ итогов образовательной деятельности – презентация портфолио или проекта. Корректировка образовательной цели, определение временных перспектив.

Технология тьюторского сопровождения в подростковой школе Основное содержание Обеспечение работы тьюторских классов в качестве образовательных сообществ, объединенных по способу деятельности, способу, позволяющему искать ответ на значимые вопросы: Исследовательские Проектные Творческие Техники работы - образовательная карта; - портфолио; - личностно значимое общение; - презентация в образовательном сообществе.

Этапы работы учащегося с тьютором. Первый этап Ученик формулирует при помощи тьютора тот вопрос, на который он хочет получить ответ. Задача тьюторской работы найти именно такие личные вопросы, в работе с которыми и может быть разбужено отношение к знанию. Постановке такого вопроса уделяется достаточно много времени, и для этого используются специальные игровые, педагогические и психологические техники: можно составить интересную для ее заполнения анкету, где ученик укажет несколько разных вопросов, на основании которых можно будет затем побеседовать с ним или конкурс на лучший вопрос.

Второй этап 1. Поиск ответов на вопрос : обсуждение с тьютором, в котором определяется способ получения возможного ответа собственно - поиск. 2. Выбор способа Определение индивидуального стиля образования и приведение учащегося к его осознанию познакомить с существующими в культуре способами ответов на возникающие у людей вопросы: классическое исследование, журналистское интервьюирование, образное проживание и т.д. В своей работе тьютор стремится все время соблюдать равновесие культурного и индивидуального в работе с вопросом и поиске ответа на вопрос, отталкиваясь от индивидуального.

Основные техники работы тьютора на данном этапе План-карта источников, где можно так или иначе найти материал для ответа на вопрос (для ученика может быть представлена как карта пирата или следы инопланетного существа) Вопросные техники (приобретая опыт сопровождения индивидуального образовательного поиска, тьюторы создают различные рабочие типологии вопросов) Образовательное портфолио. Тьютор также ведет свой портфолио, только у него в нем может быть столько отделений, сколько рефлексивных уровней в его работе: его (тьютора) портфолио как ученика, тоже отвечающего для себя на вопрос его подопечного портфолио об успехах и неуспехах его подопечного портфолио о его собственно тьюторских шагах и находках.

Заключительный этап в цикле работы над вопросом – презентация найденных ответов в кругу учащихся Выбор формы презентации: музейная экспозиция, увлекательный рассказ или доклад о проекте космического корабля. Образовательный продукт – запечатление ответа в форме, которая может быть использована тобой или другими Сами презентации не выполняют функцию оценки оценки, но только приобретения нового статуса его участником.

Технология тьюторского сопровождения в старшей школе Основное содержание Помощь учащемуся в создании проекта своей индивидуальной образовательной программы поверх индивидуального проекта профессиональной деятельности Техники работы - проектная карта - включает; сферы и типы деятельности; проблемы и задачи социального масштаба; существующие проекты и программы, решающие эти проблемы; фигуры экспертов – профессионалов; рейтинг образовательных учреждений, программ, мероприятий. - портфолио; - личностно и социально значимое общение; - презентация - ярмарка индивидуальных образовательных программ и профессиональных проектов.

Виды деятельности, которые осваивают школьники благодаря тьюторскому сопровождению

Благодаря тьюторскому сопровождению школьники осваивают следующие виды деятельности: Поиск в окружающем мире удивительных явлений, примечательных и значимых объектов. Творческая продукция детей краткое представление интереса. Формирование способа и техники поиска и систематизации материала. Систематическое наблюдение какого-нибудь объекта, ведение дневниковых записей, сбор примечательных фактов. Оформление и формулировка вопросов, обнаруженных фактов, формулировка проблем на основе вопросов. Создание умозаключений, выводов и обобщений, конструирование объяснений, выдвижение гипотез, предположений, версий. Работа с текстами по своей тематике. Ознакомление с современными научными гипотезами, альтернативными точками зрения на одну и ту же проблему. Изложение своего взгляда. Отстаивание позиции. Рефлексия познавательной деятельности. Рецензирование работ. Умение вести диалог и спор со слушателями. Составление таблицы-приложения. Выпуск книг и журналов.

Сравнительные особенности традиционной и инновационной педагогики Параметры сравнения «Знаниевая» педагогика (школа памяти) «Способностная» педагогика (школа развития) Цель Преобладающий тип и характер взаимоотношений Девиз педагога Характер и стиль взаимодействия Формы организации Методы обучения Ведущий принцип Ведущий тип деятельности, осваиваемый учеником Способы усвоения Функции учителя Позиция ученика

Сравнительные особенности традиционной и инновационной педагогики Параметры сравнения «Знаниевая» педагогика«Способностная» педагогика ЦельФормирование знаний, умений, навыков Развитие личности: способности самостоятельно ставить и отыскивать решения новых, нестандартных проблем; создавать в ходе проектной деятельности новые продукты - проекты Преобладающий тип и характер взаимоотношений Субъект-объектныйСубъект-субъектный Девиз педагога«Делай, как я»«Я вместе с тобой», «Не навреди» Характер и стиль взаимодействия Авторитарность, монологичность, закрытость Демократичность, диалогичность, открытость, рефлексивность Формы организации Фронтальные, индивидуальные Групповые, коллективные

Сравнительные особенности традиционной и инновационной педагогики Методы обученияИллюстративно- объяснительные, информационные Проблемные: проблемного изложения; частично-поисковый, эвристический; исследовательский, рефлексивный Ведущий принцип«Продавливание»«Выращивание» Ведущий тип деятельности, осваиваемый учеником Репродуктивный, воспроизводящий Продуктивный, творческий, проблемный Способы усвоенияЗаучивание, деятельность по алгоритму Поисковая мыслительная деятельность, рефлексия Функции учителяНоситель информации, хранитель норм и традиций, пропагандист предметно- дисциплинарных знаний Организатор сотрудничества, консультант, управляющий поисковой работой учащихся, тьютор Позиция ученикаПассивность, отсутствие интереса, отсутствие мотива к личностному росту Активность, наличие мотива к самосовершенствованию, наличие интереса к деятельности

ОБЩАЯ СТРУКТУРА ШКОЛЫ, работающей в направлении ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ

Не жди, когда придёт твой корабль… Плыви к нему сам.