АКТУАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ Сизова И.Л., к.соц.н., доцент.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Задачи Комиссии: 1.Осуществлять контроль за своевременностью и правильностью перечисления работодателем страховых взносов; 2.Через систему коллективных.
Advertisements

Реальные располагаемые денежные доходы на душу населения выросли в 2004 году на 8,4%, в том числе реальная заработная плата на 10,9%, реальный размер пенсии.
Презентацию подготовили: Ученики 11 «Б» класса МОУ СОШ 2 Смирнов А. Щербаков И. Медведев Д. Кудряшова М. Смирнова А.
Численность и структура граждан, старше трудоспособного возраста В Российской Федерации 29,3 млн. человек старше трудоспособного возраста. Доля пожилых.
Правительство Ивановской области Развитие человеческого капитала: стратегия социальной политики Ивановской области Хасбулатова О.А. – первый заместитель.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ УДАЧИНОЙ АНАСТАСИИ СТУДЕНТКИ ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ОП-106. Основные понятия, структура и функции социальной защиты.
Занятость Занятость – это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, которая не противоречит законодательству.
Динамика доходов и расходов Фонда социального страхования Российской Федерации в период с 2004 по 2010 гг. Ф о н д с о ц и а л ь н о г о с т р а х о в.
1 «Модернизация здравоохранения Амурской области на годы» г. Благовещенск 2010 г.
Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинградском районе ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ В 2010 ГОДУ.
Уровень жизни населения Рассматриваемые вопросы: 1)Динамика реальных денежных доходов и заработной платы 2)Средняя территориальная дифференциация по регионам.
«О ситуации на рынке труда Томской области» Томск
Задолженность по выплате заработной платы, млн. рублей Основная сумма долга приходится на организации, являющиеся банкротами (80,3 млн. рублей или 93,4.
ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МОСКВА, 2011 год.
1 О демографической ситуации в Кировской области.
Фонд социального страхования РФ. Фонд социального страхования это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и предназначенный для реализации.
Доходы граждан Казахстана Подготовила: Бердавлетова А.С., группа-ЭЭ-410.
Межрегиональное управление Министерства регионального развития Российской Федерации по Северо-Кавказскому федеральному округу Социально-экономическое развитие.
О результатах социологических исследований по проблемам семьи и детей.
1 Татьяна Малева Стратегия социальной модернизации Конференция «Россия и мир: вызовы нового десятилетия» АНХ, январь 2010 года.
Транксрипт:

АКТУАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ Сизова И.Л., к.соц.н., доцент

Структура системы социального обеспечения 1.Социальное страхование (2001), оплачивается ЕСН (регрессивный 26%-2% от ФОТ) для работающих граждан, местными бюджетами для неработающих граждан; в 2010 г. планируется замена соц.налога страховыми взносами с годовых зарплат до 415 тыс. руб., совокупная ставка достигнет 34% пенсионное страхование (20%) медицинское страхование (3,6%) социальное страхование (2,9%) страхование от несчастных случаев на производстве и проф.заболеваний структурно включено в ОМС, но взносы оплачиваются работодателями отдельно в зависимости от категории риска предприятия страхования по безработице не осуществляется, пособия выплачиваются государством, с ориентацией на МРОТ

Проблемы пенсионного страхования 1.Трехчастная пенсия -6% ЕСН в фед.бюджет на базовую пенсию -14% ЕСН – на страховую часть (дефицит средств ПФ) -из них 6% на пенсионные накопления для лиц, старше 1967 г.р. (можно передавать средства в частные инвестиционные фонды – «блокада») -1 января 2007 г. ФЗ «О дополнительных мерах гос.поддержки семей, имеющих детей» - «материнский капитал» (250 тыс. руб. за рождение второго и последующих детей с индексаций в зависимости от инфляции). Средства передаются в ПФ РФ из гос.бюджета (нестрахового характера) для их распределения. Цели: образование детей, оплату ипотеки, пенсионные накопления для матерей (+ в условиях кризиса для оплаты кредитов) Пенсии выплачиваются по уравнительному принципу всем, кто проработал 5 лет, на уровне прожиточного минимума (с нерегулярной индексацией, в зависимости от инфляции). С пенсионных доходов не взимаются налоги и взносы

Здравоохранение Все граждане РФ считаются застрахованными в системе ОМС Средства ОМС (1,1% в федеральный фонд; 2,5% в территориальные отделения фонда) расходуются на содержание учреждений здравоохранения и предоставление предметных (не монетарных) услуг Нац.проект «Здоровье» (2006) -повышение зарплат врачам общего профиля -развитие в регионах многопрофильных высокотехнологичных лечебно-профилактических центров -профилактика болезней (диспансеризация) и преждевременной смертности от неинфекционных заболеваний и травм -финансирование системы здравоохранения (ЖКХ, зарплат, мед.оборудования), 35% услуг оплачивает население Бесплатное лекарственное обеспечение нуждающихся групп (по закону о монетизации льгот, 2005); в 2000 г. по льготным рецептам обслуживалось лишь 62% нуждающихся лиц

Проблемы исполнения гарантий в области здравоохранения резкое увеличение объемов работы мед.работников (от чего зависит зарплата) дифференциация в доходах м/д врачами общего профиля и узкими специалистами Недоукомплектованность кадрами первичного звена мед.помощи (на 60%) низкая эффективность в предоставлении лекарственных средств, дефицит лекарственных препаратов, монетарные трансферты не покрывают потребностей льготных категорий в лекарствах, использование трансфертов не по назначению (на питание) ужесточение контроля над движением средств за счет внедрения дополнительных отчетных обязательств мед.учреждений неэффективная деятельность гос.мед.учреждений, неформальные платежи, дороговизна и недоступность мед.услуг Развитие неформальной медицины (низкие зарплаты в гос.секторе, нелегальные услуги из-за высоких налогов на предпринимательскую деятельность) Доведение финансирования до приемлемого уровня (в 2004 г. – 2,9% ВВП, 80% от уровня 1991 г.)

Социальное страхование Включает: -выплату социальных пособий (напр. по временной нетрудоспособности, беременности и родам (налоги и взносы не взимаются), при рождении ребенка, по уходу за ребенком до 1,5 лет, на погребение, по уходу за детьми – инвалидами). С выплат социального характера ЕСН не взимается, а только НДФЛ -экспертизу нетрудоспособности; -реабилитацию в случае несчастных случаев на производстве и профзаболеваний -санаторно-курортное лечение застрахованных лиц и их детей -обеспечение инвалидов техническими устройствами и протезно-ортопедическими устройствами -родовые сертификаты Проблемы: остаточное финансирование избирательное предоставление соц.услуг

Социальная помощь Реализуется на региональном и местном уровнях Высокая степень самостоятельности местных властей Различные практики Зависимость от возможностей регионального бюджета и принадлежности к типу региона (бедный/дотационный, обеспеченные)

Социальное обслуживание Реализуется на основании «Федерального закона об основах социального обслуживания населения в РФ» (1995) «Федерального закона о социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов РФ» (1995) Муниципальные многопрофильные центры и специализированные учреждения социального обслуживания Социальные услуги (бесплатные, частично платные, платные, узкий перечень услуг, старая материальная база) Финансирование: региональные и муниципальные бюджеты (0,2% ВВП) Приоритетные цели: улучшение положения семей с детьми в трудной жизненной ситуации. Планировалось увеличение семей с детьми, получающих соц.услуги в учреждениях социального обслуживания в 2008 г. до 20% в общем числе семей с детьми (в 2001 г. - 13,6%, в 2005 – 16,2%), целевое значение – 12,9% за счет снижения количества нуждающихся; Улучшение положения всех пожилых граждан и инвалидов, обратившихся за помощью (100%) (в 2001 г. - 63%, в 2005 – 75,9%, целевое значение – 61%).

Проблемы на рынке труда Безработица: Уровень безработицы резко вырос за месяцы кризиса: в конце января 2009 г. 8,1% активного населения по методологии МОТ (январь 2008 г. – около 6%), неблагоприятный прогноз МОТ – 7,1% Рост официально зарегистрированной безработицы Рост скрытой безработицы: -задолженность по заработной плате (в целом, по отраслям хозяйства). К увеличилась на 49% по отношению к (до 8 млрд.руб) -перевод на частичную занятость, административные отпуска (921 тыс. человек) Разрыв м/д кол-вом граждан, зарегистрированных в службах занятости (январь 2009 – 1,7 тыс. чел.) и лицами, получающими пособие по безработице (января 2009 – 1,4 тыс. чел.) Депрессивные регионы (Нижегородская область – более 2% официальной безработицы (социально допустимый уровень)

Структура зарегистрированных безработных в Нижегородской области (итог – 2008 г.) Увеличение числа безработных мужчин в сравнении с гг. Численное преобладание женщин (65,5%) Численное превосходство жителей городов среди зарегистрированных безработных (79,2%) в сравнении с проживающими в сельской местности Резкий рост безработной молодежи (от 16 до 29 лет): 2008 г. – 26,1%; 2007 г. – 22,8% Средняя продолжительность безработицы – 3,1 месяца 9,2% длительно безработных лиц (свыше 8 месяцев) __________________________________________________ При мониторинге безработицы выделяются две группы: -безработные (на 26,9% больше в сравнении с 2007 г.); -обратившиеся за помощью в поиске работы (в 2008 г. на 39,9% больше по сравнению с 2007 г.)

Занятость Большинство занятых не относятся к предприятиям малого бизнеса (52,6% от общей численности занятых) В России при 140 млн. населении экономически активными являются 75,7 млн. человек (54,1%) Дифференциация доходов (важный фактор – не квалификация работника, а статус предприятия) Низкая мобильность на рынке труда Значительный госсектор Неисполнение трудового законодательства Working poor

Политика на рынке труда Государственное финансирование пособий по безработице (с года соответственно 850 и 4900 руб. в зависимости от последнего трудового дохода), увеличен в 1,5 раза Для преодоления безработицы правительство выделяет 100 млрд. руб. или 2,3 млрд.евро (активные программы помощи в поиске работы, пассивная поддержка безработных, пр.) Создание централизованного банка вакансий Развитие региональных программ занятости и общественного труда (43 млрд.руб) Программа поддержки малого бизнеса с целью создания новых рабочих мест (планируется до конца года создать тыс. новых раб.мест); сейчас господдержка оказывается каждому 60- му малому предприятию, планируется оказывать поддержку каждому седьмому Повышение пошлин на ввоз иномарок (для поддержки отечественного автопрома и защиты рабочих мест)/акции протеста в Калининграде, Приморье Законопроект о первоочередной выплате зарплаты в случае банкротства предприятия (сейчас выплата зарплаты – это выплаты третьей очереди) Упрощение регистрации граждан, переезжающих работать в другие города

Занятость Большинство занятых не относятся к предприятиям малого бизнеса (52,6% от общей численности занятых) В России при 140 млн. населении экономически активными являются 75,7 млн. человек (54,1%) Дифференциация доходов (важный фактор – не квалификация работника, а статус предприятия) Низкая мобильность на рынке труда Значительный госсектор Неисполнение трудового законодательства Working poor

Следствия кризиса Сокращение реальных денежных доходов граждан (январь 2008 –январь 2009) на 17% Сокращение заработных плат (январь 2008 –январь 2009) на 23% Пессимизм: -протестные акции (декабрь 2008 г., машиностроение, торговля), уровень протестного настроения возрос на 1,5% по сравнению с концом 1990-х гг. -возросло число тех ( ), кто считает, что забастовками ничего нельзя добиться (в шесть раз) -инфляция -наиболее пострадали 13 регионов страны, в т.ч. в Приволжском фед.округе (25% заняты в «кризисных» отраслях – металлургия, добыча и переработка нефти, машиностроение, химическая, текстильная промышленность)

Динамика величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации, в расчете на душу населения Все населе ние В том числе трудоспо собное население пенсио неры дети 2008г. I квартал II квартал

Размеры основных социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации, в соотношении с величиной прожиточного минимума (II квартал 2008, в %): Минимальный размер оплаты труда рублей в месяц2300 в % к величине прожиточного минимума для трудоспособного населения45,8 Размер базовой части трудовой пенсии: по старости рублей в месяц1560 в % к величине прожиточного минимума для пенсионеров42,2 по инвалидности (III степени) рублей в месяц3120 в % к величине прожиточного минимума для пенсионеров84,5 Минимальный размер стипендии студентам (учащимся): государственных, муниципальных ВУЗов рублей в месяц900 в % к величине прожиточного минимума для трудоспособного населения17,9 Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет по уходу за первым ребенком рублей в месяц1657,6 в % к величине прожиточного минимума для детей37,3

Данные опросов Левада-центр, ФОМ Население ожидает резкого ухудшения положения на рынке труда Высокий уровень тревожности в связи с возможными сокращениями, невыплатами зарплаты, задержками или ее снижением, ростом цен Страхи относительно роста цен и обнищания сократились в январе 2009 г. по сравнению с июлем 2008 г. на 7-8%, но остаются по-прежнему высокими 61% опрошенных заявили о необходимости экономии (продукты питания, одежда, обувь и пр.)

Как Вы считаете, Ваше материальное положение за последние 2-3 месяца улучшилось, ухудшилось или практически не изменилось? (Фонд общественного мнения, февраль 2009 г.) Как Вы считаете, Ваше материальное положение за последние 2-3 месяца улучшилось, ухудшилось или практически не изменилось?