Уильям Шекспир. Презентация Дубиновской Марии, 7 «Б» класс.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Презентация на тему Уильям Шекспир Уильям Шекспир Работу выполнила ученица 8а класса Завьялова Света.
Advertisements

Уильям Шекспир Друг, ради Господа, не рой Останков, взятых сей землёй; Нетронувший блажен в веках, И проклят тронувший мой прах.
. Вильям Шекспир
Уильям Шекспир Выполнила ученица 7 «В» класса Макарова Мария.
Уильям Шекспир (1564 – 1616) Созданные три с лишним века назад трагедии, исторические хроники и комедии Шекспира живут до сих пор. О жизни великого драматурга.
William Shakespeare Уильям Шекспир. Уильям Шекспир родился 23 апреля 1564 года в английском городке Стрэдфорд-на-Эйвэн.
Проектная работа. Тема: «В.Шекспир- художественный гений драматических произведений разных жанров» Тема: «В.Шекспир- художественный гений драматических.
Уильям Шекспир (1564 – 1616) Английский драматург и поэт, один из самых знаменитых драматургов мира, автор по крайней мере 17 комедий, 11 трагедий, 5 поэм.
Презентацию готовила ученица 9 в класса Стародубцева Ксения.
Работу выполнила Иванова Светлана, ученица 9 класса МКОУ СОШ 11.
Выполнили студенты группы 1а, 2-ого курса: Богданова М. Смирнова А.
Уильям Шекспир – гений пера Работа Спицыной Марины ученицы 8-А класса ДСФМШ 17 Учитель литературы Романец В.Н. Учитель информатики Марковская Н.В. 2008г.
Уильям Шекспир Выполнила ученица 8Б Никитина Ирина.
Уильям Шекспир Даты жизни: 1564 г. –1616 г.. Уильям Шекспир.
«Шекспировский вопрос» Автор: Муллаева И.А. – МОУ СОШ п.Уруша (учитель английского языка)
«Первый период творчества Шекспира: комедии и хроники» Презентацию подготовили: Родько Екатерина и Баленко Елена (группа 1А)
Выполнена учеником 10А класса МБОУ СОШ 26 г. Пензы Журкиным Дмитрием При содействии учителей МБОУ СОШ 26 г. Пензы: Английского языка: Труниной М.В. Литературы:
William Shakespeare – Твои стихи текут, волнуя чувства, И в памяти у нас из книг твоих Оттиснут навсегда дельфийский стих. Воображенье.
Выполнила: Гаранина Анастасия, ученица 10 класса Руководитель: Дудченко Людмила Николаевна Учитель I категории.
Транксрипт:

Уильям Шекспир. Презентация Дубиновской Марии, 7 «Б» класс.

Уильям Шекспир - английский драматург и поэт, один из самых знаменитых драматургов мира, автор по крайней мере 17 комедий, 10 хроник, 11 трагедий, 5 поэм и цикла из 154 сонетов.

Уильям Шекспир родился в городке Стратфорд-на-Эйвоне (графство Уорикшир) в 1564 году, по преданию, 23 апреля. Фамилия «Шекспир» может быть переведена с английского как «потрясающий копьём». Его отец, Джон Шекспир, был состоятельным ремесленником (перчаточником) и ростовщиком, часто избирался на различные общественные должности, один раз был избран мэром города. Он не посещал церковные богослужения, за что платил большие денежные штрафы (возможно, что он был тайным католиком). Его мать, урождённая Арден, принадлежала к одной из старейших английских фамилий. Считается, что Шекспир учился в стратфордской «грамматической школе», где получил серьёзное образование: стратфордский учитель латинского языка и словесности писал стихи на латыни. Некоторые учёные утверждают, что Шекспир посещал школу короля Эдуарда VI в Стратфорде-на-Эйвоне, где изучал творчество таких поэтов, как Овидий и Плавт, однако школьные журналы не сохранились, и теперь ничего нельзя сказать наверняка. В 1582 году он женился на Анне Хатауэй, дочери местного помещика, бывшей на 8 лет его старше; в 1583 у них родилась дочь Сюзанна, в 1585 двойняшки: сын Хемнет, умерший в детстве (1596), и дочь Джудит. Около 1587 года Шекспир покинул Стратфорд и переехал в Лондон. В 1592 году Шекспир становится членом лондонской актёрской труппы Бёрбеджа, а с 1599 года также одним из пайщиков предприятия. При Якове I труппа Шекспира получила статус королевской (1603), а сам Шекспир вместе с другими старыми членами труппы звание камердинера. В течение многих лет Шекспир занимался ростовщичеством, а в 1605 году стал откупщиком церковной десятины. В 1612 году Шекспир вышел по неизвестным причинам в отставку и вернулся в родной Стратфорд, где жили его жена и дочери. Завещание Шекспира от 15 марта 1616-го года было подписано неразборчивым почерком, на основании чего некоторые исследователи полагают, что он был в то время серьёзно болен. 23 апреля 1616 года Шекспир скончался.

Автограф Шекспира на его завещании.

Спустя три дня тело Шекспира было захоронено в стратфордской церкви св. Троицы. На его надгробии написана эпитафия: Good frend for Iesvs sake forbeare, To digg the dvst encloased heare. Blest be ye man yt spares thes stones, And cvrst be he yt moves my bones. Друг, ради Господа, не рой Останков, взятых сей землёй; Нетронувший блажен в веках, И проклят тронувший мой прах. (Перевод А. Величанского)

Вопрос периодизации. Исследователи творчества Шекспира (датский литературовед Г. Брандес, издатель русского полного собрания сочинений Шекспира С. А. Венгеров) в конце XIX начале XX вв., опираясь на хронологию произведений, представили его духовную эволюцию от «бодрого настроения», веры в торжество справедливости, гуманистические идеалы в начале пути до разочарования и уничтожения всяких иллюзий в конце. Однако в последние годы появилось мнение, что заключение о личности автора по его произведениям есть ошибка. В 1930 году шекспировед Э. К. Чемберс предложил хронологию творчества Шекспира по жанровым признакам, позднее она была скорректирована Дж. Макмануэем. Выделялись четыре периода: первый ( гг.) ранние: хроники, ренессансные комедии, «трагедия ужаса» («Тит Андроник»), две поэмы; второй ( гг.) ренессансные комедии, первая зрелая трагедия («Ромео и Джульетта»), хроники с элементами трагедии, хроники с элементами комедии, античная трагедия («Юлий Цезарь»), сонеты; третий ( гг.) великие трагедии, античные трагедии, «мрачные комедии»; четвёртый ( гг.) драмы-сказки с трагическим зачином и счастливым финалом.

Первый период ( ). По литературным приёмам его можно назвать периодом подражательности: Шекспир ещё весь во власти своих предшественников. По настроению этот период сторонники биографического подхода к исследованию творчества Шекспира определяли как период идеалистической веры в лучшие стороны жизни: «С увлечением наказывает молодой Шекспир порок в своих исторических трагедиях и с восторгом воспевает высокие и поэтические чувства дружбу, самопожертвование и в особенности любовь» (Венгеров). В трагедии «Тит Андроник » Шекспир в полной мере отдал дань традиции современных ему драматургов удерживать внимание зрителей нагнетанием страстей, жестокостью и натурализмом. Комические ужасы «Тита Андроника» прямое и непосредственное отражение ужасов пьес Кида и Марло. Вероятно, первыми пьесами Шекспира были три части «Генриха VI». Источником для этой и последующих исторических хроник служили «Хроники» Холиншеда. Тема, объединяющая все шекспировские хроники, смена череды слабых и неспособных правителей, приведших страну к междоусобицам и гражданской войне и восстановление порядка с воцарением династии Тюдоров. Подобно Марло в «Эдуарде II» Шекспир не просто описывает исторические события, а исследует мотивы, скрывающиеся за поступками героев.

«Комедия ошибок» ранняя, «ученическая» комедия, комедия положений. По обычаю того времени, переделка пьесы современного английского автора, источником для которой стала итальянская версия комедии Плавта «Менехмы», описывающая приключения братьев- близнецов. Действие происходит в Эфесе, мало похожем на древнегреческий город: автор переносит приметы современной ему Англии в античную обстановку. Шекспир добавляет сюжетную линию двойников-слуг, тем самым запутывая действие ещё больше. Характерно, что уже в этом произведении присутствует обыкновенное для Шекспира смешение комического и трагического: старику Эгеону, невольно нарушившему эфесский закон, грозит казнь, и только через цепь невероятных совпадений, нелепых ошибок, в финале к нему приходит спасение. Перебивка трагического сюжета комической сценой даже в самых мрачных произведениях Шекспира это уходящее корнями в средневековую традицию напоминание о близости смерти и, в то же время, непрекращающемся течении жизни и постоянном её обновлении. На грубоватых комических приёмах построена пьеса «Укрощение строптивой», созданная в традициях фарсовой комедии. Это вариация популярного в лондонских театрах в 1590-х годах сюжета об усмирении жены мужем. В увлекательном поединке сходятся две незаурядные личности и женщина терпит поражение. Автор провозглашает незыблемость установленного порядка, где главой семьи является мужчина. В последующих пьесах Шекспир отходит от внешних комедийных приёмов. «Бесплодные усилия любви» комедия, созданная под влиянием пьес Лили, которые тот писал для постановки в театре масок при королевском дворе и в аристократических домах. При довольно простой фабуле пьеса представляет собой непрерывный турнир, состязание персонажей в остроумных диалогах, сложной словесной игре, сочинении стихов и сонетов (к этому времени Шекспир уже владел непростой стихотворной формой). Язык «Бесплодных усилий любви» вычурный, цветистый, так называемый эвфуизм, это язык английской аристократической верхушки того времени, ставший популярным после выхода в свет романа Лили «Эвфуэс, или Анатомия остроумия».

Второй период ( ). Около 1595 года Шекспир создаёт одну из самых известных своих трагедий «Ромео и Джульетту», историю развития человеческой личности в борьбе с внешними обстоятельствами за право на любовь. Сюжет, известный по итальянским новеллам (Мазуччо, Банделло), был положен Артуром Бруком в основу одноимённой поэмы (1562). Вероятно, произведение Брука и послужило источником для Шекспира. Он усилил лиризм и драматизм действия, переосмыслил и обогатил характеры персонажей, создал поэтические монологи, раскрывающие внутренние переживания главных героев, таким образом преобразив ординарное произведение в ренессансную поэму о любви. Это трагедия особого типа, лирическая, оптимистичная, несмотря на гибель главных героев в финале. Их имена стали нарицательным обозначением высшей поэзии страсти. Приблизительно 1596 годом датируется ещё одно из знаменитейших произведений Шекспира «Венецианский купец». Шейлок так же, как и ещё один знаменитый еврей елизаветинской драмы Варавва («Мальтийский еврей» Марло), жаждет отмщения. Но, в отличие от Вараввы, Шейлок, остающийся отрицательным персонажем, гораздо сложнее. С одной стороны это жадный, хитрый, даже жестокий ростовщик, с другой оскорблённый человек, обида которого вызывает сочувствие. Знаменитый монолог Шейлока о тождестве еврея и любого другого человека «Да разве у жида нет глаз?..» (акт III, сцена 1) признаётся некоторыми критиками лучшей речью в защиту равноправия евреев во всей литературе. В пьесе противопоставляются власть денег над человеком и культ дружбы неотъемлемой составляющей жизненной гармонии. Несмотря на «проблемность» пьесы и драматизм сюжетной линии Антонио и Шейлока, по своей атмосфере «Венецианский купец» приближён к пьесам-сказкам, подобным «Сну в летнюю ночь» (1596). Волшебная пьеса была написана вероятно для торжеств по случаю свадьбы одного из елизаветинских вельмож. Впервые в литературе Шекспир наделяет фантастические существа людскими слабостями и противоречиями, создавая характеры. Как всегда, он переслаивает драматические сцены комическими: афинские мастеровые, весьма похожие на английских рабочих, старательно и неумело готовят к свадьбе Тезея и Ипполиты пьесу «Пирам и Фисба», представляющую собой историю несчастной любви, рассказанную в пародийной форме. Исследователей удивлял выбор сюжета для «свадебной» пьесы: её внешняя фабула недоразумения между двумя парами влюблённых, разрешаемые лишь благодаря доброй воле Оберона и волшебству, насмешка над женскими причудами (внезапная страсть Титании к Основе), выражает крайне скептический взгляд на любовь. Однако это «одно из самых поэтичных произведений» имеет серьёзный подтекст возвеличивание искреннего чувства, имеющего под собой нравственную основу[11].

С. А. Венгеров видел переход ко второму периоду «в отсутствии той поэзии молодости, которая так характерна для первого периода. Герои ещё молоды, но уже порядочно пожили и главное для них в жизни наслаждение. Порция пикантна, бойка, но уже нежной прелести девушек Двух веронцев, а тем более Джульетты в ней совсем нет». В это же время Шекспир создаёт бессмертный и интереснейший тип, которому до сих пор не было аналогов в мировой литературе сэра Джона Фальстафа. Успех обеих частей «Генриха IV» не в последнюю очередь и заслуга этого самого яркого действующего лица хроники, сразу ставшего популярным. Персонаж несомненно отрицательный, но со сложным характером. Материалист, эгоист, человек без идеалов: честь для него ничто, наблюдательный и проницательный скептик. Он отрицает почести, власть и богатство: деньги нужны ему лишь как средство получить еду, вино и женщин. Но сущность комизма, зерно образа Фальстафа не только его остроумие, но и весёлый смех над самим собой и окружающим миром. Его сила в знании человеческой природы, ему противно всё, что связывает человека, он олицетворение свободы духа и беспринципности. Человек уходящей эпохи, он не нужен там, где государство могущественно. Понимая, что такой персонаж неуместен в драме об идеальном правителе, в «Генрихе V» Шекспир убирает его: зрителям просто сообщают о смерти Фальстафа. По традиции принято считать, что по просьбе королевы Елизаветы, желавшей увидеть Фальстафа на сцене ещё раз, Шекспир воскресил его в «Виндзорских насмешницах». Но это лишь бледная копия прежнего Фальстафа. Он растерял своё знание окружающего мира, нет более здоровой иронии, смеха над самим собой. Остался лишь самодовольный пройдоха. Гораздо удачнее попытка снова вернуться к фальстафовскому типу в заключительной пьесе второго периода «Двенадцатой ночи». Здесь мы в лице сэра Тоби и его антуража имеем как бы второе издание сэра Джона, правда, без его искрящегося остроумия, но с тем же заражающим добродушным жуирством. Отлично также вкладывается в рамки «фальстафовского» по преимуществу периода грубоватая насмешка над женщинами в «Укрощении строптивой».

Ромео и Джульетта.

Фальстаф с большим кувшином вина и кубком. Картина Э. фон Грюцнера (1896)

Третий период ( ). Третий период его художественной деятельности, приблизительно охватывающий годы, сторонники субъективистского биографического подхода к творчеству Шекспира называют периодом «глубокого душевного мрака», считая признаком изменившегося мироощущения появление персонажа-меланхолика Жака в комедии «Как вам это понравится» и называя его чуть ли не предшественником Гамлета. Однако некоторые исследователи считают, что Шекспир в образе Жака всего лишь осмеивал меланхолию, а период якобы жизненных разочарований (по версии сторонников биографического метода) на самом деле не подтверждается фактами биографии Шекспира. Время создания драматургом величайших трагедий совпадает с расцветом его творческих сил, решением материальных затруднений и достижением высокого положения в обществе. Около 1600 года Шекспир создаёт «Гамлета», по мнению многих критиков, самое глубокое своё произведение. Шекспир сохранил сюжет известной трагедии мести, но всё внимание перенёс на духовный разлад, внутреннюю драму главного героя. В традиционную драму мести был введён герой нового типа. Шекспир опередил своё время Гамлет не привычный трагический герой, осуществляющий мщение ради Божественной справедливости. Приходя к выводу, что одним ударом невозможно восстановить гармонию, он переживает трагедию отчуждения от мира и обрекает себя на одиночество. По определению Л. Е. Пинского, Гамлет первый «рефлектирующий» герой мировой литературы.

Герои «великих трагедий» Шекспира люди выдающиеся, в которых перемешано добро и зло. Сталкиваясь с дисгармонией окружающего мира, они совершают нелёгкий выбор как существовать в нём, они сами творят свою судьбу и несут всю полноту ответственности за это. В это же время Шекспир создаёт драму «Мера за меру». Несмотря на то, что в Первом фолио 1623 года она отнесена к комедиям, комического в этом серьёзном произведении о неправедном судье почти нет. Её название отсылает к поучению Христа о милосердии, по ходу действия одному из героев угрожает смертельная опасность, а финал можно считать условно счастливым. Это проблемное произведение не укладывается в определённый жанр, а существует на грани жанров: восходя к моралите оно устремлено к трагикомедии. Настоящая мизантропия проступает только в «Тимоне Афинском» истории щедрого и доброго человека, разорённого теми, кому он оказывал помощь и ставшего человеконенавистником. Пьеса оставляет тягостное впечатление, несмотря на то, что неблагодарные Афины после смерти Тимона постигает кара. По мнению исследователей, Шекспира постигла неудача: пьеса написана неровным языком и наряду с достоинствами обладает ещё большими недостатками. Не исключается возможность того, что над ней работал не один Шекспир. Характер же самого Тимона не удался, иногда он производит впечатление карикатуры, другие персонажи просто бледны [18]. Переходом к новой полосе шекспировского творчества можно считать «Антония и Клеопатру». В «Антонии и Клеопатре» талантливый, но лишённый всяких нравственных устоев хищник из «Юлия Цезаря» окружён истинно-поэтическим ореолом, а полупредательница Клеопатра геройской смертью в значительной степени искупает свои прегрешения.

Гамлет и Горацио на кладбище. Картина Э. Делакруа (1839). Корделия. Картина Вильяма Ф. Йеменса (1888).

Четвёртый период ( ). Четвёртый период, если не считать пьесу «Генрих VIII» (большинство исследователей сходятся в том, что она почти вся написана Джоном Флетчером), обнимает всего только три-четыре года и четыре пьесы так называемые «романтические драмы» или трагикомедии[19]. В пьесах последнего периода тяжёлые испытания подчёркивают радость избавления от бедствий. Клевета уличается, невинность оправдывает себя, верность получает награду, безумие ревности не имеет трагических последствий, любящие соединяются в счастливом браке. Оптимизм этих произведений критиками воспринимается как знак примирённости их автора. «Перикл», пьеса существенно отличающаяся от всего ранее написанного, знаменует появление новых произведений. Наивность, граничащая с примитивностью, отсутствие сложных характеров и проблем, возврат к построению действия, характерному для ранней английской ренессансной драмы, всё указывает на то, что Шекспир находился в поиске новой формы. «Зимняя сказка» причудливая фантазия, рассказ «о невероятном, где всё вероятно». История о ревнивце, поддавшемся злу, терпящем душевные муки и заслужившем своим раскаянием прощение. В финале добро побеждает зло, по мнению одних исследователей, утверждая веру в гуманистические идеалы, по мнению других торжество христианской морали. «Буря» самая удачная из последних пьес и, в некотором смысле, финал творчества Шекспира. Вместо борьбы здесь царит дух гуманности, всепрощения. Поэтические девушки, созданные теперь Марина из «Перикла», Утрата из «Зимней сказки», Миранда из «Бури» это образы прекрасных в своей добродетели дочерей. Исследователи склонны видеть в заключительной сцене «Бури», где Просперо отрекается от своего волшебства и уходит на покой, прощание Шекспира с миром театра.

Просперо и Ариэль. Картина Уильяма Гамильтона (1797)

Поэмы. Поэма «Венера и Адонис» была напечатана в 1593 году, когда Шекспир уже был известен как драматург, но сам автор называет её своим литературным первенцем, и потому весьма возможно, что она или задумана, или частью даже написана ещё в Стретфорде. Существует также предположение, что Шекспир, считал поэму (в отличие от пьес для общедоступного театра) жанром, достойным внимания знатного покровителя и произведением высокого искусства[20]. Отзвуки родины явственно дают себя знать. В ландшафте живо чувствуется местный среднеанглийский колорит, в нём нет ничего южного, как требуется по сюжету, перед духовным взором поэта, несомненно, были родные картины мирных полей Уорикшира с их мягкими тонами и спокойной красотой. Чувствуется также в поэме превосходный знаток лошадей и отличный охотник. Сюжет в значительной степени взят из «Метаморфоз» Овидия; кроме того, много заимствовано из «Scillaes Metamorphosis» Лоджа. Разработана поэма со всей бесцеремонностью Ренессанса, но всё-таки и без всякой фривольности. И в этом-то и сказался, главным образом, талант молодого автора, помимо того, что поэма написана звучными и живописными стихами. Если старания Венеры разжечь желания в Адонисе поражают позднейшего читателя своей откровенностью, то вместе с тем они не производят впечатления чего-то циничного и не достойного художественного описания. Перед нами страсть, настоящая, бешеная, помрачающая рассудок и потому поэтически законная, как все, что ярко и сильно.

Гораздо манернее вторая поэма «Лукреция», вышедшая в следующем (1594) году и посвящённая, как и первая, графу Саутгемптону. В новой поэме уже не только нет ничего разнузданного, а, напротив того, всё, как и в античной легенде, вертится на самом изысканном понимании вполне условного понятия о женской чести. Оскорблённая Секстом Тарквинием Лукреция не считает возможным жить после похищения её супружеской чести и в длиннейших монологах излагает свои чувства. Блестящие, но в достаточной степени натянутые метафоры, аллегории и антитезы лишают эти монологи настоящих чувств и придают всей поэме риторичность. Однако такого рода выспренность во время написания стихов очень нравилась публике, и «Лукреция» имела такой же успех, как «Венера и Адонис». Торговцы книгами, которые одни в то время извлекали пользу из литературного успеха, так как литературной собственности для авторов тогда не существовало, печатали издание за изданием. При жизни Шекспира «Венера и Адонис» выдержала 7 изданий, «Лукреция» 5. Шекспиру приписываются ещё два небольших слабых манерных произведения, одно из которых, «Жалоба влюблённой», может быть, и написана Шекспиром в юности. Поэма «Страстный пилигрим» была опубликована в 1599 году, когда Шекспир был уже известен. Его авторство подвергается сомнению: возможно, что тринадцать из девятнадцати стихов написаны не Шекспиром. В 1601 году в сборнике Честера «Joves Martyr of Rosalind» было напечатано слабое аллегорическое стихотворение Шекспира «Феникс и Голубь».

Сонеты. Сонет стихотворение из 14 строк. В английской традиции, в основе которой лежат, в первую очередь, сонеты Шекспира, принята следующая рифмовка: abab cdcd efef gg, то есть три катрена на перекрестные рифмы, и одно двустишие (тип, введённый поэтом графом Сурреем, казнённым при Генрихе VIII). Всего Шекспиром было написано 154 сонета, и большая их часть была создана в годах. Впервые они были напечатаны без ведома автора в 1609 году. Два из них были напечатаны ещё в 1599 году в сборнике «Страстный пилигрим». Это сонеты 138 и 144. Весь цикл сонетов распадается на отдельные тематические группы: Сонеты, посвящённые другу: 1126 Воспевание друга: 126 Испытания дружбы: 2799 Горечь разлуки: 2732 Первое разочарование в друге: 3342 Тоска и опасения: 4355 Растущее отчуждение и меланхолия: 5675 Соперничество и ревность к другим поэтам: 7696 «Зима» разлуки: 9799 Торжество возобновлённой дружбы: Сонеты, посвящённые смуглой возлюбленной: Заключение радость и красота любви:

Пьесы, обычно считающиеся шекспировскими. Комедия ошибок (1623 г. первое издание, 1591 вероятный год первой постановки) Тит Андроник (1594 г. первое издание, авторство спорно) Ромео и Джульетта (1597 г. первое издание, 1595 вероятный год написания) Сон в летнюю ночь (1600 г. первое издание, гг. период написания) Венецианский купец (1600 г. первое издание, 1596 вероятный год написания) Король Ричард III (1597 г. первое издание) Мера за меру (1623 г. первое издание, 26 декабря 1604 г. первая постановка) Король Иоанн (1623 г. первое издание подлинного текста) Генрих VI (1594 г. первое издание) Ричард II (написание не позднее 1595 г.) Генрих IV (1598 г. первое издание) Бесплодные усилия любви (1598 г. первое издание) Как вам это понравится (написание гг., 1623 г. первое издание) Двенадцатая ночь (написание не позже 1599, 1623 г. первое издание) Юлий Цезарь (написание 1599, 1623 г. первое издание) Генрих V (1600 г. первое издание)

Много шума из ничего (1600 г. первое издание) Виндзорские проказницы (1602 г. первое издание) Гамлет, принц датский (1603 г. первое издание, 1623 г. второе издание) Всё хорошо, что хорошо кончается (написание гг., 1623 г. первое издание) Отелло (создание не позже 1605 г., первое издание 1622 г.) Король Лир (26 декабря 1606 г. первая постановка, 1608 г. первое издание) Макбет (создание около 1606 г., первое издание 1623 г.) Антоний и Клеопатра (создание 1607 г., первое издание 1623 г.) Кориолан (1608 г. год написания) Перикл (1609 г. первое издание) Троил и Крессида (1609 г. первая публикация) Буря (1 ноября 1609 г. первая постановка, 1623 г. первое издание) Цимбелин (написание 1609 г., 1623 г. первое издание) Зимняя сказка (1623 г. единственное сохранившееся издание) Укрощение строптивой (1623 г. первая публикация) Два веронца (1623 г. первая публикация) Генрих VIII (1623 г. первая публикация) Тимон Афинский (1623 г. первая публикация)

«Шекспировский вопрос». Жизнь Шекспира мало известна, он разделяет судьбу подавляющего большинства других английских драматургов эпохи, личной жизнью которых современники мало интересовались. Существует точка зрения, так называемое «антистратфордианство» или «нестратфордианство», сторонники которой отрицают авторство Шекспира (Шакспера) из Стратфорда и считают, что «Уильям Шекспир» это псевдоним, под которым скрывалось иное лицо или группа лиц. Сомнения в верности традиционной точки зрения известны уже начиная как минимум с 1848 года (а некоторые антистратфордианцы видят намёки на это и в более ранней литературе). Вместе с тем, среди нестратфордианцев нет единства относительно того, кто именно был настоящим автором шекспировских произведений. Число вероятных кандидатур, предложенных различными исследователями, к настоящему времени насчитывает несколько десятков. «Антистратфордианская» точка зрения на авторство Шекспира подавляющим большинством учёных отвергается, однако она получила большую известность в культуре.

Экранизации Антоний и Клеопатра / Antony and Cleopatra (немой фильм реж. Дж. Стюарт Блэктон и Чарльз Кент) 1908 Укрощение строптивой / The Taming of the Shrew (немой фильм реж. Дэвид Гриффит) 1910 Король Лир / Re Leir (короткометражный немой фильм Джероламо Ло Савьо) 1910 Клеопатра / Cleopatra (немой, реж. Анри Андреани и Фердинан Зекка) 1911 Сон в летнюю ночь (немой, фирма Пате) 1921 Гамлет / Hamlet 1924 Антоний и Клеопатра / Antony and Cleopatra (немой, реж. Брайн Фой) 1935 Сон в летнюю ночь (мультфильм, СССР, реж. А. Бергенгрин, Эрих Вильгельм Штейгер) 1936 Ромео и Джульетта / Romeo and Juliet (реж. Джордж Кьюкор) 1948 Гамлет / Hamlet (реж. Лоуренс Оливье) 1948 Макбет / Macbeth (реж. Орсон Уэллс) 1955 Ромео и Джульетта / Romeo and Juliet (реж. Ренатто Кастелани) 1955 Ромео и Джульетта (реж. Лев Арнштам) 1955 Отелло (реж. Сергей Юткевич) 1955 Двенадцатая ночь (реж. Ян Фрид) 1957 Трон в крови (реж. Акира Куросава) 1961 Укрощение строптивой (реж. Сергей Колосов) 1963 Антоний и Клеопатра / Antony and Cleopatra (телефильм, реж. Райнер Вольфхардт) 1964 Гамлет (реж. Григорий Козинцев) 1966 Ромео и Джульетта / Romeo and Juliet (реж. Паул Циннер) 1967 Укрощение строптивой / The Taming Of The Shrew (реж. Франко Дзеффирелли) 1968 Ромео и Джульетта / Romeo and Juliet (реж. Ф. Дзеффирелли) 1971 Макбет / Macbeth (реж. Роман Полански)

1971 Король Лир (реж. Григорий Козинцев, 2 серии) 1972 Антоний и Клеопатра / Antony and Cleopatra (реж. Чарльтон Хестон) 1973 Много шума из ничего (реж. Самсон Самсонов) 1974 Антоний и Клеопатра / Antony and Cleopatra (реж. Джон Скофилд по постановке Королевского Шеспировского театра) 1977 Комедия ошибок (реж. Вадим Гаузнер) 1979 Макбет / Macbeth (реж. Филипп Кассон) 1981 Антоний и Клеопатра / Antony and Cleopatra (реж. Джонатан Миллер) 1983 Король Лир 1983 Антоний и Клеопатра / Antony and Cleopatra (реж. Лоуренс Карра) 1986 Отелло / Otello (реж. Франко Дзеффирелли) 1990 Гамлет / Hamlet (реж. Франко Дзеффирелли) 1993 «Много шума из ничего» 1993 года, Великобритания, США, режиссёр Кеннет Брана, жанр комедия Ромео + Джульетта / Romeo + Juliet (реж. Баз Лурманн) 1996 Гамлет / Hamlet 1999 Сон в летнюю ночь/A Midsummer Nights Dream(реж. Майкл Хоффман) 2000 Титус / Titus 2000 Гамлет / Hamlet 2003 Ромео & Джульетта / «Romeo & Juliet» (реж. Лилия Абаджиева) 2004 Венецианский купец / The Merchant of Venice 2007 Ромео х Джульетта / Romeo х Juliet (реж. Ойсаки Фумитоси) 2008 Ричард III (телеверсия спектакля театра Сатирикон, реж. Юрий Бутусов) 2009 Гамлет / «Hamlet» (постановка Royal Shakespeare Company)

Музыкальный театр «Отелло» (опера), композитор Дж. Россини 1830 «Капулетти и Монтекки» (опера), композитор В. Беллини 1836 «Запрет любви, или Послушница из Палермо» (опера), композитор Р. Вагнер 1847 «Макбет» (опера), композитор Дж. Верди 1849 «Виндзорские проказницы» (опера), композитор О.Николаи 1850 «Сон в летнюю ночь» (опера), композитор А. Тома 1856 «Фальстаф» (опера), композитор А. Адан 1862 «Беатриче и Бенедикт» (опера), композитор Г.Берлиоз 1867 «Ромео и Джульетта» (опера), композитор Ш. Гуно 1868 «Гамлет» (опера), композитор А. Тома 1887 «Отелло» (опера), композитор Дж. Верди 1889 «Буря» (балет), композитор А. Тома 1893 «Фальстаф» (опера), композитор Дж. Верди 1895 «Буря» (опера), композитор З.Фибих 1910 «Макбет» (опера), композитор Э.Блох 1924 «Влюблённый сэр Джон» (опера), композитор Р.Воан-Уильямс 1938 «Ромео и Джульетта» (балет), композитор С.Прокофьев 1957 «Укрощение строптивой» (опера), композитор В. Шебалин 1960 «Сон в летнюю ночь» (опера), композитор Б.Бриттен 1967 «Гамлет» (опера), композитор А. Д. Мачавариани 1978 «Лир» (опера), композитор А. Райманн 1991 «Гамлет» (опера), композитор С.Слонимский 2001 «Король Лир» (опера), композитор С.Слонимский

Маттиа Баттистини в роли Гамлета в опере Тома, 1911 год.

Критика и отрицание Шекспира и его культа. Русский писатель Лев Николаевич Толстой в своём критическом очерке «О Шекспире и о драме»на основании детального разбора некоторых наиболее популярных произведений Шекспира, в частности: «Король Лир», «Отелло», «Фальстаф», «Гамлет» и др. подверг резкой критике способности Шекспира как драматурга. Бернард Шоу критиковал романтический культ Шекспира в XIX веке, пустив в ход слово «бардопоклонство». Почтовая марка СССР, посвящённая У. Шекспиру.