Работа выполнена в рамках проекта: «Повышение квалификации различных категорий работников образования и формирование у них базовой педагогической ИКТ – компетентности» по программе: «Информационные технологии в деятельности учителя – предметника»
Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – сразу же приведи в порядок свою планету. Антуан де Сент-Экзюпери
Цель: Цель: экологическое воспитание учащихся на уроках русского языка Задачи: Способствовать воспитанию у учащихся экологической грамотности. Воспитание осознанного отношения ко всему сущему. Способствовать воспитанию у детей любознательного отношения к природе. Нравственное воспитание учащихся посредством знакомства с высказываниями учёных, поэтов, экологов.
Учебный предмет: русский язык Участники: учащиеся 6 класса общеобразовательной школы 1.Формирование умения высказывать своё отношение к поставленной проблеме. 2.Знакомство с понятием « экология». 3.Выполнение творческих заданий. Кто мы по отношению к природе: покорители или хозяева своей земли? Вопросы учебной темы:
Земля в беде, природа в опасности. Интересно, что в языке ирокезов, индейских народов США и Канады, нет слова «природа». Нет потому, что эти люди не отделяют себя от природы, ощущают неразрывность с ней.
Трудно представить себе космонавтов, летящих на корабле и сознательно портящих свой корабль.
Экология: по-гречески oikos означает «дом», «жилище», «местопребывание», logos - «понятие», «учение».
Биосфера (от греческого bios-жизнь, sphaira - шар) - пространство, среда, в которой мы живём, воздух, которым мы дышим, вода, которую мы пьём, реки и моря, леса и горы, поля и пустыни, весь мир животных и растений. И беречь нужно каждую былинку, каждую малую букашку, ибо потеря их - невосполнима.
Природа в таком обморочном состоянии, когда протестовать по поводу её загрязнения уже недостаточно. Нужны не бумаги, не заседания, а реальная помощь- озеленять, очищать, отмывать, спасать.
… во время чищенья кораблей и починки всякий сор должен вывозиться, дабы ничего на дно не упало, а кто из своих то учинит сам, ежели офицер, за всякую лопату сору первый раз лишается месяц жалованья, за второй - полгода, а за третий - будет оштрафован отнятием чина и записан в рядовые. А рядовых первый раз бить «кошками» один раз, за второй - по три дня, а третий - на несколько лет в каторжные работы.
Грязная поляна передо мной, Бутылки да склянки под моей ногой, Цветы на поляне сорваны лежат, И берёзы плачут: веточки болят. Не надо мусорить!
Зимою птичкам голодно, им трудно корм найти, И мальчики решили на помощь к ним прийти. Повесили кормушки, насыпали зерна, Теперь зима морозная тем птичкам не страшна.
Какой - то мальчишка поранил берёзу: Ножом перочинным порезал берёсту, Берёзка, не плачь, сейчас я приду, Глубокую рану тебе залеплю.
Текла Волга, текла многие годы, Построили на её берегах заводы, Которые сбрасывали в неё свои отходы. И шли по ней пароходы, И тоже сбрасывали свои отходы. Из-за этих проклятых отходов Скоро вымрет всё, кроме пароходов.
Заповедник - заповедный, неприкосновенный участок, где оберегается природа, растительный и животный мир.
Смотрю на глобус- шар земной. И вдруг вздохнул он, как живой. И шепчут мне материки: «Ты береги нас, береги». (Е. Шкловский) Чтобы себя и мир спасти, Нам нужно, не теряя годы, Забыть все культы и ввести Непогрешимый культ природы! (В.Фёдоров)
Земля уже нуждается в нашей помощи. Нам, людям, уже пора не только рубить, а и садить, нам уже не надо хвастаться тем, что мы - покорители природы, нам пора называться хозяевами своей земли.