ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Введение Модуль1. Теоретические основы процесса формирования коммуникативной.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ Изучение иностранного языка в основной школе направлено на достижение следующих.
Advertisements

МОУ «ДУБРОВСКАЯ СОШ» ФЕВРАЛЬ 2009 ГОДА. «ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ДОЛЖНА ФОРМИРОВАТЬ ЦЕЛОСТНУЮ СИСТЕМУ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ, А ТАКЖЕ.
Цель программы - Развитие у ребёнка интереса к познанию своей страны и её духовного величия, её значимости в мировых масштабах. Задачи: создание условий.
Сравнительный анализ программ по русскому языку 4-5 классов. Учитель начальных классов ДМФМШ 17 Билан З.М.
Учитель английского языка ГОУ школы 340 Невского района Санкт-Петербурга Илюшкина Алевтина Викторовна.
Формирование коммуникативной компетенции у учащихся на уроках английского языка Аверьянова Ю.Н.
Чернова Т.В. Бузаевская СОШ. Ученик Цели свободное владение языком, умение общаться с различными людьми в различных ситуациях, испытывая при этом чувство.
«ВНЕДРЕНИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ» Качество образования – это процесс постоянного совершенствования.
Проектная деятельность учащихся на уроке В педагогический процесс широко внедряются методы и приемы, формирующие у школьников навыки самостоятельного приобретения.
Обобщенный педагогический опыт педагога муниципального образовательного учреждения основной общеобразовательной школы 3 Тема: Применение ИКТ на уроках.
УЧЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ: «РУССКИЙ ЯЗЫК», «ЛИТЕРАТУРА» Новые образовательные стандарты второго поколения.
УМК О. В. Афанасьевой, И. В. Михеевой « Новый курс английского языка для российских школ » ( из опыта работы )
Т РЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Кузьмин Сергей Александрович, учитель английского языка МБОУ «Елизаветинская СОШ»
Современные цели обучения иностранным языкам в начальной школе и их реализация в УМК по английскому языку Данилина Анжела Викторовна, Учитель английского.
Особенности деятельности учителя начальных классов в условиях ФГОС.
МОУ Лицей 109 г. Екатеринбурга Программа «Мониторинг качества образования»
Основные характеристики нового стандарта Команда МОУ Нижнекужебарскоая СОШ.
Стандарты нового поколения Реализация ФГОС НОО и ООО на занятиях по английскому языку Ибятова Л.З.
Английский язык как инструмент формирования предметной компетенции учителя в условиях билингвального обучения Образовательная программа 72 часа Кафедра.
Диагностика – основа качества образования Ястребова О.Н. Из выступления на педагогическом Совет Лицей 1581.
Транксрипт:

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Введение Модуль1. Теоретические основы процесса формирования коммуникативной компетентности учащихся 1.1. Сущность коммуникативной компетентности учащихся 1.2. Обоснование средств формирования коммуникативной компетентности учащихся (на уроках иностранного языка) Модуль 2. Практическая реализация средств формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках иностранного языка 2.1. Составляющие коммуникативной компетности как результата обучения иностранным языкам 2.2.Уровни коммуникативной компетенции 2.3. Ассиметрия в уровне развития речевых умений (говорении, аудировании, письме,чтении) 2.4.Принципы организации образовательного процесса Заключение Приложение 1 Модель образовательного процесса, направленного на формирование коммуникативной компетентности на уроках иностранного языка Приложение 2 Методические приемы, обеспечивающие речевое взаимодействие учащихся на иностранном языке. Приложение 3 Ролевые игры на уроках иностранного языка в виде тренинга Приложение 4 Диагностика уровня сформированности речевых умений учащихся Приложение 5 Диагностика качества образования учащихся Приложение 6 Диагностика уровня мотивации учащихся

Актуальность. Социально- цивилизационные изменения: информационное общество, глобализация, гражданское общество и т.д., ведут к переосмыслению задач образования, что нашло своё отражение в концепции модернизации Российского образования. В документах, материалах ЮНЕСКО также очерчивается круг основных глобальных компетенций, которыми должна обладать современная личность и которые должны рассматриваться всеми как желаемый результат образования. Эти компетенции представляют собой «четыре столпа», на которых должно основываться образование: «Научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить». Следовательно, общеобразовательная школа должна формировать ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. «Одной из важнейших ключевых компетенций является коммуникативная, так как она важна в работе и общественной жизни до такой степени, что тем, кто ею не обладает грозит исключение из общества»

При формировании коммуникативной компетентности иностранный язык обладает наибольшими преимуществами, он выступает как средство её формирования. Новые задачи предполагают изменения в требованиях к уровню владения иностранным языком, определение новых подходов к отбору содержания и организации образовательного процесса. К сожалению, нельзя сказать, что уже познаны все пути, позволяющие эффективно обучать речевой деятельности, но одно можно утверждать с уверенностью: основой методического содержания современного урока должна быть коммуникативность. Актуальность данной проблемы и обусловила выбор темы моего исследования

Объект исследования: дидактический процесс на уроке иностранного языка. Предмет исследования: процесс формирования коммуникативной компетентности учащихся (на уроке иностранного языка). Цель исследования: разработка модели образовательного процесса, направленного на формирования коммуникативной компетентности учащихся на уроках иностранного языка Задачи исследования: уточнить сущность коммуникативной компетентности учащихся; обосновать возможности уроков иностранного языка при формировании коммуникативной компетентности учащихся; обобщить свой практический опыта с позиции формирования коммуникативной компетентности

Модуль 1. Теоретические основы процесса формирования коммуникативной компетентности учащихся Сущность коммуникативной компетентности. В словаре русского языка С.И. Ожегова «коммуникация» растолковывается как сообщение, общение, а как известно общение становится важнейшим фактором развития личности, что является основной целью системы образования В последнее время, как в зарубежной, так и в отечественной литературе по педагогике и психологии, достижения человека в сфере отношений с другими людьми все чаще отражаются в понятии «коммуникативная компетентность» Коммуникативная компетентность – коммуникативные навыки, позволяющие человеку адекватно выполнять нормы и правила жизни в обществе.

1.2. Обоснование средств формирования коммуникативной компетентности учащихся (на уроках иностранного языка) В истории обучения иностранным языкам фактически были проверены два основных пути обучения иностранному языку: а) изучение языка на основе грамматических правил при использовании сокращенной коммуникации; Согласно этой методике, обучение строилось на изучении грамматических правил и лексики с последующим переходом к конструированию,чтению и пониманию устной речи. Многолетний опыт показал, что этот путь малоэффективен. б) освоение языковых явлений главным образом на основе коммуникации. Второй путь изучения языка (через коммуникацию) оказался более эффективным, хотя такое обучение также содержало много недостатков. Недооценка осознания механизмов языка, сформулированных в виде правил, снижала качество владения иноязычной речью, увеличивала сроки изучения иностранного языка. В итоге, как в зарубежной, так и в отечественной литературе наметилось сближение этих двух путей обучения языку. Разработкой коммуникативного направления в той или иной мере занимались многие научные коллективы и методисты. К ним в нашей стране, прежде всего, следует отнести Институт русского языка им. А.С. Пушкина (А.А. Леонтьев, В.Г. Костомаров,О.Д. Митрофанова и др.), методистов и психологов Э.П. Шубина, И.Л.Бим, Г.В. Рогову, В.Л. Скалкина,Пасов С.С. и др.; среди зарубежных коллег – это Пифо – в ФРГ, Р. Олрайт, Г.Уидсон, У. Литлвуд – в Англии, С. Савиньон – в США и многие другие. По мере того, как продолжались научные исследования и практические поиски учителей, стало ясно, что речь идет об использование коммуникативной методики

Модуль 2. Практическая реализация средств формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках иностранного языка (коммуникативная методика) Обратившись к стандарту, я выявила цель обучения иностранному языку в рамках базового курса -это овладение учащимися основами иноязычного общения, т.е. предполагает достижение школьниками минимально достаточного уровня коммуникативной компетенции - способности и готовности осуществлять иноязычное общение в определенных Госстандартом пределах

2.1. Составляющие коммуникативной компетности как результата обучения Коммуникативная компетенция (как методическое понятие), выступающая как искомый результат образования, явление сложное, многокомпонентное Взаимосвязанное формирование всех составляющих коммуникативной компетенции обеспечивает: Развитие коммуникативных умений (наряду с развитием языковых знаний и навыков) Развитие общеучебных и специальных учебных умений (умения учиться – работать с книгой, учебником, справочной литературой, использовать перевод). Развитие компенсаторных умений Воспитание школьников, осуществляемое через развитие личностных отношений к постигаемой культуре и процессу овладения этой культурой Развитие учащихся Образование средствами иностранного языка,

2.2.Уровни коммуникативной компетенции В настоящее время достаточно широкое распространение в методической литературе получил уровневый подход к рассмотрению коммуникативной компетенции Одни исследователи выделяют 10 уровней, другие 5-6. I. Начальный уровень в овладении аудированием, говорением, чтением, письмом Уровень начинающего. Для него характерно развитие исходных умений в основных видах иноязычной речевой деятельности (аудировании, говорении, чтении, письме) на основе начальных языковых и страноведческих знаний и навыков. II. Средний уровень. Уровень элементарной коммуникативной компетенции Он предполагает развитие способности и готовности устно объясниться с носителем языка в ограниченном числе стандартных ситуаций общения, добиваясь в целом взаимопонимания, а также извлечь информацию из облегченного устного и письменного текста, написать письмо. III. Продвинутый уровень. Уровень продвинутой коммуникативной компетенции Он позволяет практически использовать иностранный язык в относительно естественных условиях общения без значительных ограничений (имеющих место на предыдущем этапе), например, читать несложные аутентичные тексты, уметь объясниться с носителем языка в нестандартных ситуациях общения. IV. Высокий уровень (в рамках общего среднего образования) V. Профессионально достаточный уровень VI. Высокий уровень, приближающийся к коммуникативной компетенции образованного носителя языка.

КЛАССУЧАЩИЕСЯГОВОРЕНИЕАУДИРОВАНИЕПИСЬМОЧТЕНИЕ 7 БПевнева А.2 УР. 2 УР.,2 УР., 2 УР., 3 УР., Сидоров М.1 УР., 1 УР., 2 УР., Смолянинов Ал.1 УР., 1 УР., 2 УР., Ни Н.1 УР., 2 УР.,2 УР., 3 УР.,2 УР., 3 УР., Сычев М.1 УР., 1 УР., 2 УР., Шемякин Р.1 УР., 1 УР., 2 УР., Шишов А.2 УР., 2 УР., 3 УР., 8 БЗимарина Ю.1 УР., 2 УР., Журавлев Н.1 УР., 1 УР., 2 УР., Кронберг И.1 УР., Никулина Ол.1 УР., 2 УР., Соколова Т.1 УР., 2 УР., Чернякова К.2 УР., 3 УР.,2 УР., 2 УР., 3 УР.,3 УР., Владимирова М.1 УР., 9В Исламов М.1 УР., Охотников Д.1 УР., 2 УР., 2 УР., 3 УР., Сивкова Е.1 УР., 2 УР., 1 УР. 2 УР.,2 УР., 3 УР., Угарова Н.1 УР., 2 УР., 2 УР., 3 УР., Фомин А.1 УР., 11БКаледин В.1 УР., 2 УР., Луканин А.1 УР., Мотышева В.1 УР., 2 УР., Мониторинг речевых умений учащихся , гг.

2.4. Принципы организации образовательного процесса Анализ критериев коммуникативной компетентности делает необходимым организовать по новому процесс обучения и придерживаться следующих принципов: 1. Формирование коммуникативной компетентности - возможно только в условиях деятельностного подхода. А) Он реализуются с помощью методических упражнений,в которых обеспечивается предъявление, научение, закрепление, подкрепление, повторение, расширение, объединение знаний и представлений, навыков и умений школьников. Б) Деятельностные задания для коммуникативно- ориентированного обучения иностранным языкам строятся на основе игрового, имитационного и свободного общения. В) Коммуникативные задания нередко выполняются в условиях повышенной речевой и физической активности, оживления учащихся, свободного их передвижения по классу и непроизвольного усвоения ими учебного материала.

2. Коммуникативно- ориентированное обучение иностранным языкам реализуется в условиях гуманистического подхода к обучению. При таком подходе создаются положительные условия для активного и свободного развития личности в деятельности. В общем виде эти условия сводятся к следующему: учащиеся получают возможность свободного выражения своих мыслей и чувств в процессе общения; самовыражение личности становится важнее демонстрации языковых знаний; поощряется пусть противоречивые, парадоксальные, даже «неправильные» суждения, но свидетельствующие о самостоятельности учащихся, об их активной позиции; участник общения чувствуют себя в безопасности от критики, преследования за ошибки и наказания; отношения строятся на безоценочности, не критичности и «эмпатийности» (сопереживании и понимании переживаний других); учебной нормой считаются отдельные нарушения языковых правил и случайные ошибки. Хочу сделать упор на том, что речевые ошибки в условиях коммуникации не только возможны, но и нормальны. Разговорная грамматика допускает определенные отклонения от грамматики письменной речи.

3.Формирование коммуникативной компетентности возможно только в условиях использования приближенных к реальной жизни материалов и ситуаций, что обеспечивает безболезненную социализацию учащихся Такие ситуации создаются при использовании педагогом комплекса приёмов и заданий: Задания речевого взаимодействия Задания, предполагающие «информационное неравенство» участников. Проблемные речемыслительные задания Применение организованного ролевого общения.

ЦЕЛИ ОП Не «обучение», а образование»: познавательный развивающий воспитательный учебный аспекты мотивированность любого действия учащегося речемыслительная активность постоянная вариативность всех упражнений, материалов и условий ПРИНЦИПЫ ОП Деятельностный подход Гуманистический подход Реалистичность Проблематизация СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ Определяется Государственными стандартами МЕТОДЫ РЕЗУЛЬТАТ ОБРАЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ Проектный метод Технология сотрудничества Методика интенсивного обучения ПРИЁМЫ речевого взаимодействия предполагающие «информационное неравенство» участников. проблемные речемыслительные организованного ролевого общения. Коммуникативная методика Уровень коммуникативной компетентности личности

Предмет (иностранный язык) КлассКол-во обучающихся Относительная успеваемость Качественная успеваемость Немецкий7 Б8100%57% Немецкий8Б6100%50% Немецкий8 В КЛАСС КРО10100%10% Немецкий9 В5100%60% Немецкий9 Г КЛАСС КРО8100%47% Немецкий5 В КЛАСС КРО12100%58% Английский5 А10100%70% Английский5 Б10100%80% Английский9 А12100%75% Английский9 Б9100%45% Немецкий11Б3100%66% ВСЕГО90100%54% Диагностика качества образования учащихся 1 полугодие учебного года

Диагностика уровня мотивации учащихся учебный год