Изучение физиологических механизмов эмоций, оцениваемых на разных уровнях субъективного отражения и новые основания для их классификации. Горбунов И.А.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ИССЛЕДОВАНИЕ ЗОНЫ БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В ОБЛАСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ. Е.В. Вишневетская,
Advertisements

ЭМОЦИИ – это сложный комплекс изменений, включающих физиологический уровень активации, субъективные переживания, познавательные процессы и поведенческие.
Психофизиология Эмоций.. Вопросы: 1)Эмоции, их классификации и функции 2) структурная основа эмоций 3) Эмоции и индивидуальные различия.
Эмоции, чувства, настроения Рассадина Ольга. Эмоция Эмоции (в переводе - волную, потрясаю) – это психологический процесс субъективного отражения наиболее.
Кафедра «Бухгалтерский учет и аудит» Ослопова М.В. ТЕМА 8. СТАТИСТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ.
1 Психология эмоционально- потребностной сферы психической деятельности.
ЭМОЦИЯ непосредственное, временное эмоциональное переживание какого-либо отношения человека к различным внешним или внутренним событиям. душевное волнение.
непосредственное, временное эмоциональное переживание какого - либо отношения человека к различным внешним или внутренним событиям. душевное волнение.
ЭМОЦИИ ЭМОЦИЯ непосредственное, временное эмоциональное переживание какого - либо отношения человека к различным внешним или внутренним событиям. непосредственное,
Активирующие системы мозга, работа систем активации и регуляции тонуса и ее измерение Заведующий лабораторией психофизиологии Горбунов Иван Анатольевич.
Теория статистики Корреляционно-регрессионный анализ: статистическое моделирование зависимостей Часть 1. 1.
Лекция 7 Постникова Ольга Алексеевна1 Тема. Элементы теории корреляции
Элементы теории корреляции. План: I. Понятие корреляционной зависимости: 1) Коэффициент корелляции 2) Проверка гипотезы о значимости выборочного коэффициента.
Чувства Сущность и классификация. Чувства это переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности. Это самая развитая.
О ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДОВ КОМПЛЕКСНОЙ СРАВНИТЕЛЬНОЙ ОЦЕНКИ ДЛЯ АНАЛИЗА СИСТЕМЫ ЗАЩИТЫ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ ШИРОКОВ Е.В. Омский государственный технический.
Курсовая работа «Восприятия веб-сайтов разработчиками и конечными пользователями: сходства и различия» Выполнил: Студент 4 курса д/о Зверев И. С. Научный.
СТАТИСТИКА Громова Т.В. ст. преподаватель Кафедра менеджмента ИСГТ НТБ.
Учим детей мыслить родительский практикум. Цель: оценить значимость развития мышления как механизма решения проблем.
Психология эмоций.. Общая характеристика эмоций. emoveо - волновать, потрясать emoveо - волновать, потрясать Эмоция – это психическое отражение в форме.
Тема 7 Лекция 4 Психологическая регуляция поведения и деятельности – Эмоциональные явления.
Транксрипт:

Изучение физиологических механизмов эмоций, оцениваемых на разных уровнях субъективного отражения и новые основания для их классификации. Горбунов И.А. Меклер А.А. СПбГУ, Санкт-Петербург

Процедура эксперимента Предъявление испытуемым (30 человек) видеороликов эмоциогенного содержания; Предъявление испытуемым (30 человек) видеороликов эмоциогенного содержания; Во время просмотра: Регистрация ЭЭГ; Регистрация ЭЭГ; Съёмка лица испытуемого на видеокамеру. Съёмка лица испытуемого на видеокамеру. После просмотра: Субъективная оценка собственного эмоционального состояния во время просмотра каждого из роликов (по методике Изарда); Субъективная оценка собственного эмоционального состояния во время просмотра каждого из роликов (по методике Изарда); Субъективная оценка различий собственного эмоционального состояния при просмотре роликов. Субъективная оценка различий собственного эмоционального состояния при просмотре роликов. Экспертная оценка эмоционального состояния испытуемого по его мимике. Экспертная оценка эмоционального состояния испытуемого по его мимике.

Анализ данных Факторный анализ субъективных и экспертных оценок переживаемых эмоций по шкалам Изарда; Применение метода многомерного шкалирования для выявления основных осей, необходимых испытуемым для оценки различий между собственными эмоциональными состояниями; Вычисление мощности ЭЭГ в диапазонах Δ, Θ, α, β 1, β 2 ; Вычисление корреляционной связи между величинами полученных факторов и вычисленными мощностями ЭЭГ; Вычисление корреляционной связи между субъективными оценками по шкалам Изарда и вычисленными мощностями ЭЭГ Вычисление корреляционной связи между координатами каждого ролика по осям субъективной оценки эмоционального состояния и спектральными мощностями в вышеуказанных диапазонах

Факторы, обобщающие субъективные оценки эмоционального состояния, и экспертные оценки по шкалам К. Изарда 1. Фактор отрицательных эмоций 2. Фактор положительных эмоций 3. Фактор дистанцирования (отвращение и презрение по субъективной оценке, стыд по мимике) 4. Стыд и вина по мимике (вытесняемые) 5. Осознанные стыд и вина 6. Положительные эмоции отраженные только в мимике (вытесненные)

Влияние фактора отрицательных эмоций β1β1 β2β2 Значимость и направление связи между мощностью ЭЭГ в соответствующем диапазоне и показателями фактора

Влияние фактора положительных эмоций Δ Θ α β1β1 β2β2 Значимость и направление связи между мощностью ЭЭГ в соответствующем диапазоне и показателями фактора

Оси субъективных эмоциональных расстояний между роликами с помощью метода многомерного шкалирования. 1. «Витальность» эмоции (неудовлетворение основных жизненно-важных потребностей), угроза жизни. 2. Наличие в эмоциональном состоянии признаков этического конфликта. 3. Степень неопределенности будущего (тревога).

Корреляции координат роликов по осям субъективной оценки расстояний между эмоциями и параметрами ЭЭГ

Изменения мощности ЭЭГ в различных диапазонах и отведениях, возникающие при просмотре эмоциогенных роликов, стимулирующих эмоции высших уровней, по отношению к нейтральным. Стрелка вверх указывает на увеличение мощности; чем больше и темнее стрелка, тем выше значимость различий; градации уровней: p

Значения, усреднённые по всем каналам и испытуемым (Mekler, 2007, 2008).

Выводы Традиционная классификация эмоций по полярности (положительные - отрицательные) нуждается в коррекции. Вероятнее всего существуют две слабо коррелирующие между собой оси: «положительность» эмоции и «отрицательность». Традиционная классификация эмоций по полярности (положительные - отрицательные) нуждается в коррекции. Вероятнее всего существуют две слабо коррелирующие между собой оси: «положительность» эмоции и «отрицательность». Объединяющим эти оси явлением, которое обеспечивает их отрицательную корреляцию, может являться степень «сложности» функционального состояния мозга, при котором наблюдается ЭЭГ обладающая большей фрактальной размерностью которую можно выявить через анализ убывания мощности ЭЭГ в более высокочастотных участках спектра. Обычно положительные эмоции сопровождаются более высокочастотными спектральными характеристиками, чем отрицательные. Объединяющим эти оси явлением, которое обеспечивает их отрицательную корреляцию, может являться степень «сложности» функционального состояния мозга, при котором наблюдается ЭЭГ обладающая большей фрактальной размерностью которую можно выявить через анализ убывания мощности ЭЭГ в более высокочастотных участках спектра. Обычно положительные эмоции сопровождаются более высокочастотными спектральными характеристиками, чем отрицательные. Возможно, степень отрицательности эмоции характеризует в большой мере угроза неудовлетворения какой либо из базовых потребностей, и, чем больше степень этого неудовлетворения, тем отрицательнее эмоция. Возможно, степень отрицательности эмоции характеризует в большой мере угроза неудовлетворения какой либо из базовых потребностей, и, чем больше степень этого неудовлетворения, тем отрицательнее эмоция. Степень положительности эмоции характеризует информированность о ситуации, в которой возникает данная эмоция. Попросту говоря положительность эмоции это увеличение информированности о будущем. Степень положительности эмоции характеризует информированность о ситуации, в которой возникает данная эмоция. Попросту говоря положительность эмоции это увеличение информированности о будущем.

Выводы Кроме этих двух осей выделяется как минимум еще один класс эмоций – отличающихся степенью сложности соотношений со средой, в момент ее возникновения. Такие эмоции часто возникают в ситуации этического конфликта. Кроме этих двух осей выделяется как минимум еще один класс эмоций – отличающихся степенью сложности соотношений со средой, в момент ее возникновения. Такие эмоции часто возникают в ситуации этического конфликта. Интересно, что при переживании таких «сложных» эмоций функциональное состояние коры головного мозга характеризуется более сильными изменениями в блоке приема и переработки поступающей информации (в терминологии А.Р. Лурии). Таким образом, эти эмоции существенно отличаются тем, что в них больше когнитивная переработка информации. Интересно, что при переживании таких «сложных» эмоций функциональное состояние коры головного мозга характеризуется более сильными изменениями в блоке приема и переработки поступающей информации (в терминологии А.Р. Лурии). Таким образом, эти эмоции существенно отличаются тем, что в них больше когнитивная переработка информации. Можно также выделить такие вектора изменения эмоций как дистанцирование от ситуации и степень неопределенности будущих изменений, осознанность. Можно также выделить такие вектора изменения эмоций как дистанцирование от ситуации и степень неопределенности будущих изменений, осознанность.