Психология манипуляции. Представление о том, что такое манипуляции можно составить на основании примера: ПРИМЕР Внучка просит бабушку показать, как выкроить.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Психология манипуляции. Внучка просит бабушку показать, как выкроить фартук кукле (задание на уроках труда). Бабушка объяснила, но через пять минут снова.
Advertisements

« Вызывающее поведение подростков: как реагировать?»
Для общения можно выделить три основные цели: - Поддержка ребенка (формирование в ребенке уверенности в себе, мотивирующий фактор учения и основа конструктивного.
ЛИЧНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ «Образовать человека – значит помочь ему стать субъектом культуры, научить жизнетворчеству, что предполагает.
Влияние и противостояние влиянию. Убеждение Прямой способ влияния на другого человека Мы открыто заявляем о своих намерениях, формулируем требования,
Чернякина Екатерина Богдановна, МОУ Павловская ООШ.
«В борьбе добра со злом воспитание должно помочь добру застигнуть человека еще в детском возрасте и охранять его от зла в последующие годы». Н.И. Ильминский.
Как «слушать» и «слышать» подростка Практическое руководство для заинтересованных родителей.
Школа успешного педагога 1.В каком случае работа будет приносить нам удовольствие? 2.Что вы считаете самым важным для сохранения и развития хороших отношений.
Учебная деятельность как универсальный метод обучения Цель. Передача опыта работы по проблеме «Учебная деятельность как универсальный метод обучения» Задачи.1)Познакомить.
Возрастные особенности подросткового возраста. Техники эффективного общения с подростками Психолог:Баянова А.В.
Я подросток !. ДОРОГИЕ МАМА И ПАПА, Я подвергаюсь воздействию могучих сил, как бы распирающих меня изнутри, в каком-то смысле, даже разрывающих меня на.
Влияние семьи на формирования мотивации к учебной деятельности у учащегося. Подготовила педагог-психолог: Палаткина Н.Я.
Цели: Виды конфликтов. Формула конфликта. Какие существуют модели поведения в конфликте? Из-за чего возникают конфликты? Роль эмоций в конфликтах. Что.
Тренинговые игры и упражнения, направленные на гармонизацию детско – родительских взаимоотношений. Тренинговые игры и упражнения, направленные на гармонизацию.
Психологические особенности старшего школьного возраста Задача возраста – формирование идентичности Ведущая деятельность – учебно-профессиональная Ориентация.
Подготовила: школьный психолог Красногорской средней школы 1 Машина Вероника Юрьевна.
Преодоление психологических барьеров © Киселева Т.Г. Как сделать конфликт союзником.
Ролевая игра «Конфликт с подростком и способы его преодоления» Подготовила: Дубинина Л.А.,классный Подготовила: Дубинина Л.А.,классный руководитель8 «а»кл.
Родительское собрание «Результаты исследования уровня учебной мотивации среди учащихся 8-х классов» подготовила педагог-психолог Вахнина А.Е.
Транксрипт:

Психология манипуляции

Представление о том, что такое манипуляции можно составить на основании примера: ПРИМЕР Внучка просит бабушку показать, как выкроить фартук кукле (задание на уроках труда). Бабушка объяснила, но через пять минут снова вопрос, затем еще и еще. Наконец, наивный консультант не выдерживает, берет и заканчивает работу самостоятельно. Внучка внутренне торжествует.

Манипуляция это вид психологического воздействия, при которо мастерство манипулятора используется для скрытого внедрения в пси­хику адресата целей, желаний, намерений, отношений или установок не совпадающих с теми, которые имеются у адресата-в данный момент.

В практических целях иногда удобнее пользоваться непосредственно метафорой: манипуляция это действия, направленные на «прибирание к рукам» другого человека, помыкание им, производимые настолько искусно, что у того создается впечатление, будто он самостоятельно управляет своим поведением.

Три важнейших признака манипуляци: идея прибирания к рукам обязательное условие сохранения иллюзии самостоятельности решений и действий адресата воздействия, искусность манипулятора в выполнении приемов воздействия.

Три источника информации о существовании манипуляции: 1.Позиция манипулятора. Каждый человек многократно побывал в ней: то как ребенок, вьющий веревки из взрослых, то как родитель, загоняющий ребенка в позицию виноватого, то как поклонник, добивающийся внимания к себе со стороны объекта обожания, то как покупатель, ищущий благосклонности продавца, то как подчиненный, избегающий ответственности за упущения в работе.

2. Позиция жертвы манипуляции. Достаточно поменять отмеченные выше ролевые пары и мы готовы вспомнить ситуации, когда вскрывалась неискренность наших партнеров, когда мы чувствовали досаду за то, что попались на чью-то удочку 3. Позиция внешнего наблюдателя. Человеку, не вовлеченному в манипулятивное взаимодействие, приходится заниматься реконструкцией его деталей и характера: восстанавливать недостающие звенья, домысливать за участников.

Манипулятор обычно хочет: -получить то,что хочется, но при этом выглядеть хорошо с точки зрения социальных норм; -Получить то, что хочется, и одновременно по возмржности избежать гнева со стороны своего партнера.

Силы позволяющие манипулятору «осилить» партнера: 1.Статусные:ролевая позиция, должность, возраст; 2.Деловые: квалификация, способности, знания; 3.Представительская поддержка – опора на силу конкретных лиц или достаточно определенных третьих лиц;

4. Динамические силы: темп, паузы, инициатива; 5. Конвенциональные преимущества – опора на силу обобщенных «других», на всеобщие требования: нормы поведения, традиции, ценности, мораль; 6. Позиционные преимущества – зксплуатация эмоционального тона прежних или нынешних отношений: опора на хорошие отношения, обыгрывание вражды, недоверия, восхищения;

Список манипулятивных фраз Я впервые встречаю такого человека, как ты! Дай я тебе помогу! Да не слушай ты их, ты такая хорошая! Мне с тобой так легко и просто! Все будет так, как ты захочешь! Я тебя так понимаю! Ты самая, самая… Я такой слабый, а ты такая сильная.

Средства манипулятивного воздействия : 1. Определение вектора воздействия, исходя из подзадач. Например, отвлечение внимания адресата от некоторой области, ограничение внимания на требуемом содержании, снижение критичности адресата, повышение собственного ранга в его глазах, внедрение в сознание адресата требуемого желания, намерения, устремления, изоляция от влияния со стороны других людей, контроль других возможных помех и т. п.

2. Подбор вида силы (оружия воздействия) для оказания давления.Например, перехват инициативы, введение своей темы, сокращение времени для принятия решения, приведение в состояние (или выбор момента), когда критичность адресата снижена, рекламирование себя или намек на широкие связи и возможности, демонстрация (или имитация) собственной квалификации, апелляция к присутствующим, создание мифического большинства и т. п.

3. Поиск мотива, через который можно проникнуть в психическую сферу, «влезть в душу». Совсем не обязательно это будет стремление к успеху, деньгам, славе. «Струнами души» может оказаться любой значимый мотив: переживания из-за невысокого роста (полноты, болезней, размера обуви), гордость, что он интеллигент в четвертом поколении (старший сын, донской казак), хобби, любопытство, нетерпимость к какому-то типу людей и т. д.

4. Постепенное наращивание давления по различным линиям (если требуется): - повышение плотности (ряд близких по содержанию или форме воздействий), - тотальность воздействия его разноплановость, разнообразие каналов и мишеней воздействия, - постоянство настойчивость, доходящая до назойливости, - интенсивность повышение силы влияния.

Как же можно нейтрализовать действие манипуляции, если в ваши планы не входит «вестись» на нее? Первое. Понять, увидеть, осознать скрытый мотив общения в вашем партнере. Это возможно, если вы внимательны, имеете психологический опыт и доверяете своей интуиции. По микродвижениям глаз, минимальной мимике лица, интонациям голоса, жестам и малоуловимым движениям тела психологически

компетентный человек может догадаться о наличии фальши в действиях и речи человека. По-простому говоря, лукавит он или нет. Если догадываетесь, что, может быть, не все чисто, то следующий шаг: понять, что же он действительно хочет. Для этого поставьте себя на его место чтобы вы сами делали, как бы себя вели, какие идеи попытались бы реализовать? Дело в том, что мы все очень похожи (как ни хочется верить в собственную уникальность) и то, что вы придумаете, скорее всего, придумал и он.

Второе. Если манипуляция предполагает наличие скрытого мотива и это и есть ее основное оружие, то нейтрализацией оружия будет освещение, прояснение скрытого мотива в вашем общении. Образно говоря, «высвечивание фонарем» лишает манипуляцию скрытого смысла. Того, что ее и делает манипуляцией.