«РОСИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ» АЛЕКСЕЕВА ВАЛЕРИЯ ВАЛЕРИЕВНА ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИНИЦИАТИВНОСТИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ Специальность: – общая психология, психология личности, история психологии Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук Научный руководитель: доктор психологических наук, профессор А.И. Крупнов Москва 2011
Цель исследования – обосновать инициативность как системное свойство личности и провести сравнительный анализ специфики психологических проявлений инициативности личности у старших школьников и студентов. Объект исследования – инициативность старших школьников и студентов как системное свойство личности. Предмет исследования – психологические особенности инициативности личности и специфика ее психологической структуры у старших школьников и студентов.
Методы и методика исследования. В диссертации применялась методика, разработанная А.И. Крупновым (бланковый тест). Для обработки и интерпретации экспериментального материала применялись методы статистической обработки данных (корреляционный, факторный и подгрупповой анализ с использованием t-критерия Стьюдента). Для изучения инициативности как системного образования использовалась методика, позволяющая диагностировать поведенческие (энергичность-аэнергичность), установочно-целевые (общественно и личностно значимые цели), регуляторные (интернальность-эксернальность), эмоциональные (стеничность- астеничность), мотивационные (социоцентричность- эгоцентричнсоть), продуктивные (предметность-субъектность) и рефлексивно-оценочные (операциональные и личностные трудности) составляющие каждого из свойств личности. В исследовании приняли участие 52 старших школьника и 50 студентов.
Интеркорреляции содержательно-смысловых переменных инициативности у старших школьников и студентов Переменные Старшие школьникиСтуденты Общественно значимые цели 67 xxx 32 x 45 xxx 40 xx 2033 x 2555 xxx 38 xx 32 x Личностно значимые цели 50 xxx 59 xxx x xx Социоцентричность 39 xx 40 xx 2265 xxx 37 xx Эгоцентричность x 5 Осмысленность 49 xxx 57 xxx 62 xxx 2547 xxx 43 xx 6 Осведомленность 33 x 48 xxx Предметность 61 xxx 49 xxx 8 Субъектность Примечание: Нули и запятые опущены, значимые корреляции выделены – 5%- х ;1% - хх ;0,1% - ххх
Переменные Старшие школьникиСтуденты Энергичность x -33 x xxx 31 x -46 xxx 32 x xxx -44 xx 1 10 Аэнергичность xxx 1546 xxx 44 xx 41 xx 65 xxx xxx 71 xxx 57 xxx 1 11 Стеничность Астеничность 1740 xx 53 xxx 51 xxx xxx 69 xxx 55 xxx 1 13 Интернальность Экстернальность 53 xxx 34 x 50 xxx 37 xx 1 15 Операциональные трудности 71 xxx 80 xxx 1 16 Личностные трудности Примечание: Нули и запятые опущены, значимые корреляции выделены – 5%- х ;1% - хх ;0,1% - ххх Интеркорреляции регуляторно-динамических переменных инициативности у старших школьников и студентов
Кросскорреляции регуляторно-динамических и мотивационно-смысловых переменных инициативности у старших школьников и студентов Переменные Старшие школьникиСтуденты Энергичность 0430 x 42 xx 27 x 29 x 0737 xx xx 1334 x xxx 51 xxx 1 10 Аэнергичность x Стеничность x 1628 x 0329 x xxx Астеничность Интернальность 30 x x 50 xxx 2642 xx 39 xx 1 14 Экстернальность x xx Операциональные трудности x x Личностные трудности x
Переменные инициативности Старшие школьники Студентыt-критерийВероятность Общественно значимые цели34,3336,32-1,620,109 Личностно значимые цели36,9840,23-2,440,016 Социоцентричность30,5431,96-0,960,340 Эгоцентричность31,5630,340,670,503 Осмысленность26,2327,57-0,960,338 Осведомленность20,2315,892,550,012 Предметность30,3131,21-0,540,593 Субъектность31,4833,04-0,970,336 Энергичность27,9627,720,130,899 Аэнергичность19,0217,430,760,448 Стеничность30,6727,771,820,072 Астеничность21,1717,430,690,491 Интернальность27,8728,51-0,400,692 Экстернальность24,1525,28-0,610,541 Операциональные трудности18,2118,74 -0,280,782 Личностные трудности18,8716,06 1,460,147 Примечание: достоверные значения выделены. Индивидуальные различия инициативности старших школьников и студентов
Задачи, которые были решены в ходе диссертационного исследования: - осуществлен теоретический анализ работ по исследованию инициативности; - рассмотрена инициативность как системное качество личности, дана количественная и качественная характеристика основных ее компонентов; - осуществлен сравнительный анализ инициативности у старших школьников и студентов, выявлены особенности психологической структуры инициативности у старших школьников и студентов.
- определено общее и особенное в психологическом содержании и структуре инициативности у старших школьников и студентов; - разработаны индивидуальные рекомендации для коррекции проявления инициативности у старших школьников и студентов.
Благодарю Вас за внимание