Системно-деятельностный подход как методологическая основа ФГОС Лыба А.А., зав.кафедрой сопровождения инноваций в образовании ТОИПКРО.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
"Реализация требований ФГОС ООО на уроках истории "
Advertisements

Программа по предмету в соответствии с требованиями ФГОС ООО ГМО учителей технологии.
МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. Стратегические программные документы развития образования Концепция демографической политики Российской.
Проектно – дифференцированное обучение – направление реализации ФГОС основного и среднего образования.
Психологические феномены стандарта. личностные характеристики выпускника (портрет выпускника НОО, ООО, СОО) Федеральный государственный образовательный.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: Образовательная программа школы 81 Июнь 2011 г.
ФГОС: основное общее образование Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ 12 г. Бердска Пичурина Т.В.
«Содержание и технология введения ФГОС» Родительское собрание г.
Требования нового государственного стандарта: 1. К результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; 2. К структуре.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования Кузнецова И.Н. руководитель ШМО учителей математики МОБУ гимназии 1.
Психологические особенности подросткового возраста.
ФГОС 1. Переход на новые образовательные стандарт 2. Развитие системы поддержки талантливых детей 3. Совершенствование учительского корпуса 4. Изменение.
Федеральные государственные образовательные стандарты. Основная образовательная программа школы.
Деловая игра : «Стандарты второго поколения». ДЕВИЗ ПЕДСОВЕТА: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому.
О преемственности между ФГОС НОО и ФГОС ООО. 2 Федеральный Закон «Об образовании» определяет задачи и структуру стандартов Образовательные стандарты должны.
Основная образовательная программа начального общего образования образовательного учреждения Медникова Л.А., к.п.н., доцент кафедры теории и методики обучения.
Новые стандарты образования. Миссия методической работы: «Создание условий для безболезненного и грамотного перехода к работе по новым стандартам, выполнению.
Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
Тест-опросник к ФГОС НОО 1. Сайт МБОУ ДПОС ЦОРО educoroang.ru 2.
Опыт обучения математике в группах сменного состава. ГБОУ СОШ 554 Учителя математики Максимчик Е. Н. Жичина Е. А. Мещерина М. Е.
Транксрипт:

Системно-деятельностный подход как методологическая основа ФГОС Лыба А.А., зав.кафедрой сопровождения инноваций в образовании ТОИПКРО

ФГОС 2004 года: «Настоящий стандарт – стандарт первого поколения. Он выстроен, минуя крайности, с опорой на реальное понимание состояния школьного дела, с учетом сложного сочетания двух противоборствующих факторов («ножниц») – возможностей сегодняшнего образования (материально- технических, учебно-методических, кадровых и пр.) и потребностей завтрашнего дня в развитии образования и страны. В этом плане данный стандарт является переходным. Очевидно, что вектор этого перехода направлен в завтра».

Проблемы современного общества Морально-нравственная дезинтеграция общества Низкий уровень доверия и социальной солидарности Нарушение преемственности поколений, социальных механизмов трансляции национальных духовных традиций и культурного опыта Недостаток гражданского, патриотического самосознания и конструктивного общественного поведения

Проблемы современного общества Рост национализма, ксенофобии, усиление центробежных социальных тенденций Снижение ценности производительного труда, науки, творчества и образования Усиление миграционных процессов Недостаточный уровень воспроизводства населения Снижение физического, социального и психического здоровья населения

Актуальность темы Необходимость повышения социально-экономического потенциала общества Возросший уровень требований к результатам обучения Но! Невозможность самореализации личности в рамках традиционной классно-урочной системы

«Наша новая школа»: Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь гражданам важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни.

77 Образование Важнейшая социальная деятельность общества Важнейшая социальная деятельность общества Системообразующий ресурс социально-экономического и политического развития государства, социокультурной модернизации российского гражданского общества Системообразующий ресурс социально-экономического и политического развития государства, социокультурной модернизации российского гражданского общества 7

Стандарт признаёт ценностно- нравственное и системообразующее значение образования в социокультурной модернизации современного российского общества; удовлетворении актуальных и перспективных потребностей личности и общества; развитии государства, укреплении его обороны и безопасности; развитии отечественной науки, культуры, экономики и социальной сферы.

НОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ключевые задачи формирования универсальных видов учебной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС к результатам образования система ведущих научных теорий, основных понятий и методов в областях знаний, представленных в общем образовании обобщенные требования к результатам запросы семьи, общества и государства Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, фундаментальное ядро содержания общего образования, системно-деятельностный подход Формирование содержания образования 9

Ключевое отличие нового образовательного стандарта от предшествующих разработок: переход от минимизационного подхода к конструированию образовательного пространства на основе принципа фундаментальности образования («Фундаментальное ядро содержания общего образования»)

Основные направления деятельностный характер образования получение учащимися опыта деятельности системно- деятельностный (компетентностный) подход функциональный базис для непрерывного самообразования и профессиональной деятельности

Основные направления формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности общекультурное и личностное развитие учащихся, в том числе за счет реализации программы формирования универсальных учебных действий

Основные направления формирование ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач обучение учащихся самостоятельному конструированию своего знания, необходимого для решения возникающих перед ними задач, способности объединять различные элементы знаний в нужные знаниевые комбинации, а затем и новое знание

В основу Стандарта положен системно-деятельностный подход: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;

В основу Стандарта положен системно-деятельностный подход: переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

В основу Стандарта положен системно-деятельностный подход: ориентация на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;

В основу Стандарта положен системно-деятельностный подход: признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;

В основу Стандарта положен системно-деятельностный подход: учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения; обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;

В основу Стандарта положен системно-деятельностный подход: разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Система требований: к структуре основной образовательной программы начального общего образования; к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Ст. 9 п.1 Закона РФ «Об образовании» (309-ФЗ от ) Единственным официальным нормативным документом в ОУ, определяющим содержание образования определенного уровня и направленности, является основная образовательная программа (ООП) ступени образования (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования)

Какие образовательные программы могут быть в образовательном учреждении? 1. Образовательная программа ОУ как общественный договор – принимается высшим органом управления ОУ. Разрабатывается совместно с общественным (управляющим) советом. 2. Основная образовательная программа ступени – программа совместных действий всех участников ОП в соответствии с возрастными возможностями школьников. Разрабатывается МО, ВТКП совместно с учащимися и их родителями и утверждается на уровне научно-методического совета ОУ. 3. Рабочая учебно-образовательная программа курса, модуля и т.п. – программа действий учителя для достижения учебно-предметных результатов 4. Индивидуальная образовательная программа учащегося – персональный путь реализации личностного потенциала ученика в образовании 5. Программа развития ОУ – документ, усиливающий прежде всего конкурентные позиции конкретного образовательного учреждения на рынке образовательных услуг, определяет вектор движения ОУ.

Образовательные программы ОУ ОП ОУ ООП С(П)ОО ООП ООО ООП НОО Программы дополнительного образования Программа развития ОУ ИОП

Ст. 9 п.6 Закона РФ «Об образовании» ООП должны включать в себя учебный план; рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей); другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся.

ЛИЧНОСТНЫЕМЕТАПРЕДМЕТНЫЕПРЕДМЕТНЫЕ Требования к результатам освоения ООП Результаты образования Развитие «компетентности к обновлению компетенций» 25

Личностные результаты готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению; сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности; социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы; способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.

Предметные результаты освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области; виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях; формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений; владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Метапредметные результаты освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные); способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике; самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками; построение индивидуальной образовательной траектории.

Требования к условиям реализации ООП НОО система требований к кадровым, финансовым, материально- техническим и иным условиям реализации ООП НОО и достижения планируемых результатов начального общего образования.

уч.год уч.год - обязательное введение ФГОС - введение ФГОС по мере готовности 1 МОНИТОРИНГИОТЧЕТНОСТЬ уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год продолжение обучения по ФГОС, введенного по мере готовности Введение федерального государственного образовательного стандарта общего образования

Требования к условиям реализации ООП НОО Кадровые: укомплектованность образовательного учреждения педагогическими, руководящими и иными работниками; уровень квалификации педагогических и иных работников образовательного учреждения; непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения.

Кадровые условия: В системе образования должны быть созданы условия для комплексного взаимодействия ОУ, обеспечивающие возможность восполнения недостающих кадровых ресурсов, ведения постоянной методической поддержки, получения оперативных консультаций по вопросам реализации ООП НОО, использования инновационного опыта других ОУ, проведения комплексных мониторинговых исследований результатов образовательного процесса и эффективности инноваций.

Состав учителей, работающих в школе Всего: 1 млн. 383 тыс. Молодые учителя со стажем до 5 лет: 7 – 12% Со стажем более 20 лет: 49% Учителя пенсионного возраста: 17% Не имеют высшего образования: В начальной школе – 40% В средней школе – 6%

Требования к условиям реализации ООП НОО Финансовые: возможность исполнения требований Стандарта; реализация обязательной части ООП НОО и части, формируемой участниками образовательного процесса; структура и объем расходов, необходимых для реализации ООП НОО и достижения планируемых результатов, а также механизм их формирования.

Требования к условиям реализации ООП НОО Материально-технические должны соответствовать строительным нормам и правилам, санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья обучающихся и охраны труда работников образовательных учреждений

NB! Образовательные учреждения самостоятельно за счет выделяемых бюджетных средств и привлеченных в установленном порядке дополнительных финансовых средств должны обеспечивать оснащение образовательного процесса на ступени начального общего образования.

Требования к условиям реализации ООП НОО Иные условия: информационно-образовательная среда ОУ; учебно-методическое и информационное обеспечение реализации ООП НОО.

Преимущества Для ребёнка – индивидуальная траектория (через новую систему оценки); Для ОУ – самостоятельность; Для социума – конкурентоспособные граждане, интегрированные в среду.

Использованы материалы Закон РФ «Об образовании» Презентации: Любови Николаевны Феденко, координатора проекта введения ФГОС (РАО); Александра Михайловича Кондакова,научного руководителя коллектива разработчиков Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения Материалы серии «Стандарты второго поколения»: ФГОС ООО; Фундаментальное ядро содержания общего образования; Примерная ООП ОУ (основная школа). Пояснительная записка к проекту ФГОС С(П)ОО

Спасибо за внимание! Лыба А.А., зав.кафедрой сопровождения инноваций в образовании

Успехов в новом учебном году!