Томский государственный университет Филологический факультет презентация Образовательные технологии.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Понятие цели в педагогике Педагогическая цель – это предвидение педагогом и воспитанниками (учащимися) результатов их взаимодействия в форме обобщенных.
Advertisements

Технология конструирования целей обучения Технология конструирования целей обучения.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 15 г. Балашова Саратовской области» Моделирование урока когнитивного типа.
Голубева Людмила Матвеевна – зав. Центром мониторинга качества образования КК ИПКиППРО Презентация в помощь педагогам, развивающим профессиональную компетентность.
Целеполагание в обучающей деятельности учителя Подготовила: зам.директора Гулина Н.Ю.
Цели обучения условно разделяют на три группы (триединая дидактическая цель): - образовательные (обучающие), - развивающие, - воспитательные.
Цель: участники семинара умеют формулировать цели урока в зависимости от его типа. Участники: педагоги. Регламент: 1 час. Форма проведения: презентация.
Основные возможности использования IKT в когнитивной таксономии.
Педагогические технологии Доклад подготовлен Малон Л.В.
Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая.
Целеполагание один из этапов урока. Цели школьной географии Цели обучения - это система ценностей, общий ориентир для конструирования содержания предмета.
ПРОГРАММА КУРСА «МИР ГЕОМЕТРИИ» Автор: О.Б.Шамсудинова Prezentacii.com Автор презентации: Лейман М.А.
Технологии в образовании Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. Толковый словарь.
Проектирование современного урока Пастухова Н. С. МАОУ «Лицей 3»
Элементы педагогического процесса. Технология прогнозирования и проектирование педагогического процесса. Постановка педагогического диагноза из выступления.
Технология достижения планируемых результатов Презентация Оксимец О.А. МОУ «СОШ 10» г. Нефтеюганска на основе материалов ФГОС.
Педагогический проект Новосибирский учебно-методический и консультационный центр Learn & Teach.
Окружной конкурс педагогических проектов. Цель окружного конкурса педагогических проектов Выявление творчески работающих педагогов и педагогических коллективов.
Чертушкина Елена Викторовна, учитель физики первой квалификационной категории.
Конструирование урока информатики в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Транксрипт:

Томский государственный университет Филологический факультет презентация Образовательные технологии

Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология на науке. С искусства все начинается, технологией - заканчивается, чтобы затем все началось сначала.

Введение До 1950-х годов доминировало представление о педагогической технологии как об обучении с помощью технических средств. С «технизацией» обучения связывались немалые надежды на преобразование практики массового обучения. От «волшебного фонаря» начала столетия и до микрокомпьютеров наших дней в педагогике неизменно присутствует течение, которое ориентируется на все расширяющиеся возможности ТСО. черты педагогической технологии. предварительное проектирование учебно-воспитательного процесса и последующее воспроизведение проекта в классе. педагогическая технология предлагает проект учебно-воспитательного процесса, определяющий структуру и содержание учебно-познавательной деятельности учащегося важный принцип педагогической технологии – принцип целостности, структурной и содержательной, всего учебно-воспитательного процесса( при разработке проекта будущей педагогической системы необходимо достичь гармоничного взаимодействия всех элементов ПС). процесс целеобразования. Это центральная проблема, рассматриваемая в двух аспектах:диагностичного целеобразования и объективного контроля качества усвоения учащимися учебного материала;развития личности в целом.

От педагогических программ – к конкретным педагогическим целям. Основные направления конкретизации целей: Характеристика образовательных условий: каким образом воздействовать и какие условия обеспечить для учащихся. Характеристика внутренних, процессуальных параметров – способностей и возможностей учащихся: какие способности и возможности следует формировать. Характеристика образовательных результатов: какие результаты достигаются учащимися в образовательном процессе.

Постановка и конкретизация целей обучения. 1.Определение целей через изучаемое содержание. 2.Определение целей через деятельность преподавателя. 3.Постановка целей через внутренние процессы интеллектуального, эмоционального, личностного и т.п. развития ученика. 4.Постановка целей через учебную деятельность учащихся.

Таксономия педагогических целей. Познавательная область. Сюда входят цели от запоминания и воспроизведения изученного материала до решения проблем, в ходе которого необходимо переосмысливать имеющиеся знания, строить их новые сочетания с предварительно изученными идеями, методами. Сюда относится также большинство целей обучения, выдвигаемые в программах, учебниках, в повседневной практике учителей. Аффективная (эмоционально- ценностная) область. Сюда относятся цели формирования эмоционально- личностного отношения к явлениям окружающего мира. В эту сферу попадают такие цели как формирование интересов и склонностей, переживание тех или иных чувств, формирование отношения, проявление его в деятельности. Психомоторная область. К ней относятся цели, связанные с формированием тех или иных видов двигательной (моторной), манипулятивной деятельности, нервно- мышечной координации. Сюда относятся навыки письма, речевые навыки; цели, выдвигаемые в рамках физического воспитания, трудового обучения.

Учебные цели на языке «наблюдаемых действий». общий результат обучения равен простой сумме частных учебных результатов (целое равно сумме частных) учебная деятельность тождественна совокупности наблюдаемых учебных действий, совершаемых в ходе учебного процесса.

Учебные цели на языке «наблюдаемых действий». Общая образовательная цель, сформулированная как долгосрочный результат обучения Образовательная цель, сформулированная как желаемый результат данного периода обучения (например, цель данного учебного курса) Цель обучения, сформулированная в общих терминах Идентифицируемая цель обучения. Рисунок 2. – Схема конкретизации целей обучения М.В. Кларин, 1999

Ученик использует навыки критического мышления при чтении: проводит различия между фактическими сведениями и оценочными суждениями; проводит различия между фактами и суждениями; выделяет причинно-следственные связи; выделяет ошибки в рассуждениях; отличает существенные доводы от неотносящихся к делу; формулирует на основе текста обоснованные заключения; указывает на предпосылки, обосновывающие справедливость выводов.

Перечни глаголов для конкретизации учебных целей. Глаголы для обозначения целей общего характера: анализировать, вычислять, высказывать, демонстрировать, знать, интерпретировать, использовать, оценивать, понимать, преобразовывать, применять, создавать и т.д. Глаголы для обозначения целей «творческого» типа: варьировать, видоизменять, модифицировать, перегруппировать, перестроить, подсказать, реорганизовать, синтезировать, упростить и т.д. Глаголы для обозначения целей в области устной и письменной речи: выделить, выразить в словесной форме, записать, обозначить, подвести итог, подчеркнуть, продекламировать, произнести, прочитать, рассказать и т.д.

Способ описания эталонного результата. характеристика внешних условий; ожидаемые учебные результаты; их эталонные признаки (критерии). метод оценки (измерения).

Системное дидактическое проектирование (СДП). СДП охватывает все построение учебного процесса, включая следующие вопросы: анализ того, чему обучают/учатся; определение того, как должно строиться преподавание, обучение; проверки и пересмотр намеченных способов обучения; оценка того, произошло ли запланированное обучение.

Определить Выявить задачу Оценить потребности. Установить приоритеты. Поставить задачу. Проанали- зировать обстановку Контингент Условия Ресурсы Организо-вать управление Задачи Ответствен-ность Сроки Разработать Устано-вить цели Конечные Промежуточ-ные Опреде-лить методы Учение Преподава-ние ТСО Сконструи- ровать прототипы Учебные материалы Оценочные материалы Оценить Тестиро-вать прототипы Провести проверку Собрать данные для оценки Проанали- зировать результаты Цели Методы Способы оценки Осущест-вить или пересмо- треть Пересмотреть Принять решение Осуществить Рисунок 3. - Модель института планирования обучения «Модель института планирования обучения»

Теория усвоения – бихевиоризм. Общая формула усвоения в бихевиоризме: S R P где S – стимул, побудительная причина действия, в качестве стимула может выступать условие задачи, вопрос и т.д. R – реакция на стимул, т.е. само действие, которое вызывается стимулом, в качестве реакции может выступать ответ на вопрос, решение задачи и т.д.; P – подкрепление, т.е. сигнал подтверждения о правильном выполнении действия, правильной реакции (R) на стимул (S), в качестве подкрепления может выступать и материальное, и моральное поощрение. P – важнейший компонент формулы усвоения.

Методика исследования эффективности педагогического процесса Четкая х арактеристика с ущества н аучного п оиска – п роблемы, степени е е и сследованности в п едагогической н ауке и т ех н овых научных з адач, к оторые п редполагается р ешить в и сследовании. Выбор и обоснование диагностичных параметров соответственно каждой исследовательской задаче и объективных методов контроля степени их изменения в ходе исследовательской работы. Четкое и воспроизводимое в эксперименте описание исследуемого дидактического процесса и тех процессов, которые являются контрольными в исследовании. Для такого описания был приведен выше анализ компонентов дидактического процесса (мотивационного этапа, алгоритма функционирования (АФ) и алгоритма управления (АУ), т.е. дидактической системы). Адекватная статистическая обработка и содержательная интерпретация результатов исследования. Различные измерительные процедуры и используемые шкалы для упорядочивания результатов измерения допускают различного рода статистические методики обработки и интерпретации данных.

Еще Я.А. Коменский писал: «… подобно тому, как на чистой доске сведущий в своем деле писатель мог бы написать, а живописец – нарисовать что угодно, так и в человеческом уме одинаково легко начертить все тому, кто хорошо знает искусство обучения. Если этого не происходит, то вернее верного, что вина не в доске (если только она иногда не бывает шероховата), но в умении пишущего или рисующего». /4/ Это было гениальное предвидение первого в дидактике закона, смысл которого состоит в следующем: каждый дидактический процесс обладает вполне определенными принципиальными возможностями по качеству формирования у учащихся знаний, умений, навыков за заданное время. Этот закон можно условно назвать законом сохранения в дидактике. Действительно, выбор дидактического процесса, неадекватного поставленным целям обучения, ведет к безуспешной растрате сил педагога и учащихся, их энергии и времени.

Шубина Галина, гр В.П. Беспалько Слагаемые педагогической технологии, М., - «Педагогика», Н.П. Капуслен Педагогические технологии адаптивной школы, М., М.В. Кларин Технология обучения, Рига – А.С. Границкая Научить думать и действовать, М. – Просвещение, Карпенко М. Будущему образованию – технологию будущего // Обозреватель – Слободчиков В. Новое образование – путь к новому сообществу // Народное образование

Т о м с к