Диалог с Пушкиным и о Пушкине вели писатели и поэты XIX века: Лермонтов и Гоголь, Гончаров и Островский, Тютчев и Тургенев, Фет и Толстой. XX век…Дороги.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Пушкинская тема в творчестве А.Ахматовой. Кто такая Анна Ахматова? Анна Андреевна Ахматова - одна из крупнейших русских поэтов XX века, писатель, литературовед,
Advertisements

Пушкин - наше все Презентацию приготовила: Парыгина Анна.
Глубина поэтического мира Есенина
«Но чей же праздник сегодня? Кто идёт на Пушкинские торжества, кто их устраивает? Празднуют хранилища и рассадники русского просвещения – все, от Академии.
«Чувства добрые я лирой пробуждал…» Цель урока – выстроить жизненный путь и биографию Пушкина, связать этапы его жизни с лирикой поэта.
А.С. Пушкин ЛИРИКА Работу выполнила Корочкова Юлия.
Выбор профессии - это жизненный выбор. И все выборы в жизни ­часть единого Пути, который называется Предназначением. В древности считали, что все частички.
«я помню чудное мгновенье...» «я помню чудное мгновенье...» Гриневич Л.А., учитель физики МОУ СОШ 1 г. Богданович.
Указом Президента РФ Б.Н. Ельцина от 30 января 1998 года учрежден российский праздник – День Матери. Этот праздник отмечается в последнее воскресенье.
Презентация к уроку литературы Зачётная работа выполнена слушателем компьютерных курсов Ламоновой Натальей Яковлевной город Волхов город Волхов.
Мир природы в русской литературе Подготовила ученица 6 «А» класса Бойко Светлана.
А.С. ПУШКИН Биография, отношение к истории и историческая тема в литературе
Мысли русских литературных деятелей веков о патриотизме.
А.С.Пушкин Детские и лицейские годы Выполнил учитель русского языка и литературы: РусаковаГ.Г.
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 9 КЛАССЕ по теме «ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО ПО ТВОРЧЕСТВУ А.С. ПУШКИНА» Выполнила: Пахова Е.В. Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ.
Анна Андреевна Ахматова (Горенко) Составила учитель начальных классов МОУ СОШ 21 Холоднюк Анастасия Александровна.
Александр Сергеевич Пушкин БИОГРАФИЯ. А.С.Пушкин Годы жизни:
России первая любовь… Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет. Ф. И. Тютчев.
Урок-презентация по литературе в 9 классе. Учитель: Мукучаева С.Р. Тема: М.Ю. Лермонтов: личность, судьба, эпоха. Два поэтических мира (Лермонтов и Пушкин).
Маршак-переводчик. Цель: познакомить учащихся с переводческой деятельностью Самуила Яковлевича Маршака.
Транксрипт:

Диалог с Пушкиным и о Пушкине вели писатели и поэты XIX века: Лермонтов и Гоголь, Гончаров и Островский, Тютчев и Тургенев, Фет и Толстой. XX век…Дороги к Пушкину не миновали поэты Блок и Есенин, Маяковский и Цветаева, Ахматова и Пастернак. Каким будет движение к Пушкину в веке XXI? По мнению В.Г. Маранцмана, «взрыв интереса к Пушкину стал общественно значимой чертой нашего времени. В чём причина этого магнетизма? Прозрачная ясность Пушкина кажется глотком чистого воздуха в эпоху смятений и экологического кризиса не только природы, но и души. Пушкин. Худ. Ю.Т. Звирбулис

Пушкин, которому ведомы все страдания и страсти человека, притягателен светлой способностью к преодолению трагедии, надеждой на гармонию человека и мира, которая почти разрушена XX веком. Мы любим Пушкина по контрасту с собственным состоянием именно потому, что «он весь – дитя добра и света, он весь – свободы торжество» (А.Блок). Пушкин в парке. Худ. В.А. Серов

Кто даёт вам право спрашивать – Нужен Пушкин или нет? (М.Петровых.1935г.) (М.Петровых.1935г.) М. Петровых. Худ. Б.Н. Ребрикова

Цель: Выбрать из Пушкинианы наиболее интересные стихотворения и прозаические отрывки, созданные в разные исторические эпохи, и определить, в чём, по мнению поэтов, писателей и философов непреходящее значение А.С. Пушкина. Пушкин в Царском Селе. Худ. Н.В. Ильин

Задачи: 1) Определить, почему в XIX веке Пушкина назвали «русским национальным поэтом». 2) Выяснить, что в потоке в революционных потрясений XX века особенно чтили в Пушкине. 3) «Что в имени тебе моём?» Узнать, как девятиклассники 2007 года относятся к Пушкину. Осенние дожди. Худ. В.Е. Попков

XIX век В нём русская природа, русская душа, русский язык, русский характер… Н.В. Гоголь Н.В. Гоголь Н.В. Гоголь. Худ. Ф.А. Моллер

Величие Пушкина, как руководящего гения, состояло именно в том, что он так скоро, и окружённый почти совсем не понимавшими его людьми, нашёл твёрдую дорогу, нашёл великий и вожделенный исход для нас, русских, и указал на него. Этот исход был – народность, преклонение перед правдой народа русского… Не понимать русскому Пушкина значит не иметь права называться русским. (Ф.М. Достоевский) Ф.М. Достоевский. Худ. В.Г.Перов.

29 января 1837 Из чьей руки свинец смертельный Поэту сердце растерзал? Кто сей божественный фиал Разрушил, как сосуд скудельный? Будь прав или виновен он Пред нашей правдою земною, Навек он высшею рукою В «цареубийцы» заклеймён. Но ты, в безвременную тьму Вдруг поглощённая со света, Мир, мир тебе, о тень поэта, Мир светлый праху твоему!.. Назло людскому суесловью Велик и свят был жребий твой!.. Ты был богов орган живой, Но с кровью в жилах… знойной кровью. кровью. И сею кровью благородной Ты жажду чести утолил – И осенённый опочил Хоругвью горести народной. Вражду твою пусть Тот рассудит, Кто слышит пролитую кровь… Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет!.. Ф.И.Тютчев.

А.А. Дельвиг. Пушкин! Он и в лесах не укроется; укроется; Лира выдаст его громким пением, И от смертных восхитит бессмертного Аполлон на Олимп торжествующий. А.А. Дельвиг

Ты имеешь не дарование, а гений… ты рождён быть великим поэтом: будь же этого достоин… Плыви, силач!.. По данному мне полномочию предлагаю тебе первое место на русском Парнасе. В.А. Жуковский В.А. Жуковский.

Пуля, поразившая Пушкина, нанесла интеллектуальной России ужасный удар. Ни одной стране не дано дважды рождать человека со столь выдающимися и столь разнообразными способностями. (А. Мицкевич) А.Мицкевич. Худ. В.Ванькович.

XX век Читатель – спутник, И в его висок Без отдыха стучится жилка Пушкина… Б.Слуцкий Б.Слуцкий Б.Слуцкий. Фотография.

России первая любовь Н. Доризо Всё в нём Россия обрела- Свой древний гений человечий, Живую прелесть русской речи, Что с детских лет нам так мила,- Всё в нём Россия обрела. Мороз и солнце…строчка – ода. Как ярко белый снег горит! Доныне русская природа Его стихами говорит. Всё в нём Россия обрела – Своей красы любую малость. И в нём увидела себя, И в нём собой залюбовалась. И вечность и короткий миг, И радость жизни и страданье… Гармония – суть мирозданья, Лишь он один её постиг! Н. Доризо

С юным Пушкиным всё в полной ясности И не существует опасности, Что припишут ему неприязнь К мятежу или богобоязнь. Поздний Пушкин даёт основания И для кривотолкования. Кое в чём – изменился действительно. Кое в чём – только дал предлог. Так что даже не удивительно, Что втираются царь и бог И что вежливые златоусты Норовят понавешать икон В том углу. Где было так пусто, Где стоял лишь один Аполлон. Б.Слуцкий Б.Слуцкий «…Окончен мой труд многолетний». Худ. Л.Нецветаев

И.А. Ильин Пушкин не идеализировал русский строй и русский быт. Но, имея русскую душу, он из самой глубины её начал вслушиваться в душу русского народа и узнавать её глубину в себе, а свою глубину в ней. Для этого он имел две возможности: непосредственное общение с народом и изучение русской истории… Этот основоположник русского слова и русского характера был дарован нам для того, чтоб стать солнечным центром нашей истории. (И.А. Ильин)

А.А. Ахматова. Худ. Н.И. Альтман. *** Смуглый отрок бродил по аллеям, У озёрных грустил берегов, И столетие мы лелеем Еле слышный шелест шагов. Иглы сосен густо и колко, Устилают низкие пни… Здесь лежала его треуголка И растрёпанный том Парни.

«Что в имени тебе моём?» Пушкин в кабинете. Худ. Н.П. Ульянов Что в имени тебе моём? Оно умрёт, как шум печальный Волны, плеснувшей в берег дальний, Как звук ночной в лесу глухом.

XXI век Девятиклассники 2007 года о Пушкине Имя Пушкина – это имя великого писателя, прославившего нашу страну своими стихами, поэмами, трагедиями, романами…Мне кажется, если бы не было Пушкина, то не было бы и настоящей, полноценной России. (Богомолов Антон) Когда я слышу имя Пушкина, я вспоминаю о том, как будущий великий поэт учился в Лицее. Вспоминаю ту картину, на которой изображён Пушкин на экзамене в Царскосельском Лицее. Он читает перед аудиторией свои стихи. Все были поражены. (Котельников Саша)

Для меня имя Пушкина многое значит. Читая его стихотворения, я нахожу в них отклик своим чувствам, переживаниям, эмоциям. Меня очаровывает музыкальность его поэтических строк, недаром на стихи Пушкина написаны многочисленные романсы. (Стрюк Рита) Стихи Пушкина, как живопись и музыка, сопровождают меня с самого детства, и каждый раз, перечитывая их, я нахожу что-то новое, неизведанное. По-моему, поэзия Пушкина – это неисчерпаемый источник, который даёт напиться всем жаждущим. (Ульянова Юля) Стихи Пушкина говорящие, живые. Некоторые из них «говорят» о его грусти, другие – о его радости, но он не выражает в своих стихах никакой агрессии. (Громыко Настя)

Для меня Пушкин не просто поэт XIX века, а что-то большее. Временами берёшь сборник его стихотворений и читаешь, читаешь обо всём: о любви, о верной дружбе, о необыкновенной осени, которую Пушкин так потрясающе описывает. Есть в творениях Александра Сергеевича какая-то притягательная сила. Его произведения можно читать и когда тебе грустно, и когда тебя переполняет счастье.(Липская Юля) Пушкин у меня ассоциируется с ранним детством, домашним теплом и уютом. «Руслан и Людмила», «Сказка о рыбаке и рыбке»...Затем я вспоминаю о таких произведениях, как «Евгений Онегин», «Капитанская дочка», «Повести Белкина», «Дубровский». Их я читала уже в школе, но сразу после первого прочтения они стали мне родными. Пушкин входит в нашу жизнь с рождения и остаётся с нами навсегда. (Диденко Вероника)

Я в жизни своей никогда не встречал Того, кто Пушкинской книги ни разу Того, кто Пушкинской книги ни разу не читал. Не знает наш мир человека выше его. Не знает наш мир человека выше его. Он пленник, он раб труда своего… Он пленник, он раб труда своего… Он в зале своей под светом огнива Он в зале своей под светом огнива Писал поэму «Руслан и Людмила». Писал поэму «Руслан и Людмила». И хоть он из жизни ушёл так рано, И хоть он из жизни ушёл так рано, Творений своих он оставил немало. Творений своих он оставил немало. (Потапенко Лёша) (Потапенко Лёша) Читая произведения Пушкина, слышишь его голос. Он говорит с читателем «на равных», как принято между близкими людьми, поэтому его слова очень легко воспринимаются. Пушкин всегда таков, каким он нужен новому поколению, но поэт не исчерпывается этим, остаётся большим, загадочным и зовущим. (Фисюк Аня)

Под влиянием пушкинской поэзии в нас пробуждаются самые светлые, добрые и благородные чувства. Он входит в наше сознание с детства. Воображение каждого ребёнка захватывают чудесные сказки. В школьные годы Пушкин пробуждает желание посвятить отчизне «души прекрасные порывы». Трагическая судьба Онегина и Татьяны приковывает к себе внимание подростков, заставляет думать, искать ответы, спорить. (Максименко Лариса) Для меня Пушкин никогда не будет застывшим классиком. Все потому, что более полутора веков назад поэт писал о том, что сегодня воспринимается как очень личное, свое, жизненно важное, современное. Мы не перестаем удивляться: как поэт, живший в первой половине XIX века, мог знать, о чем мы будем думать в начале XXI века? (Савченко Евгения)

Русская душа, русский характер Русская природа Русский язык, русская речь Первое место на русском Парнасе Радость жизни и страданье Гармония «Богов орган живой» Народность Гений, великий поэт Выдающиеся способности «Солнечный центр нашей истории»

Что сделало Пушкина национальным поэтом России? 1) В творчестве Пушкина получил завершение процесс создания русского литературного языка. 2) Пушкин наметил в своём творчестве ходы, приёмы, стили, буквально вобравшие в себя будущие направления русской литературы. 3) Победительная сила творчества Пушкина в необычайной гармонии, соразмерности. 4) Когда в новой русской поэзии всходит звезда первой величины, появляется подлинный поэт, оказывается, что Пушкин для него – высочайший авторитет, мэтр, кумир, эталон. 5) Для каждого человека Пушкин – живой собеседник. 6) По словам В. Непомнящего, «Пушкин – это Россия, выраженная в слове».

Заключение Пушкин… Пушкинская поэзия… Пушкинское время… Неисчерпаемые темы. Уже 170 лет Россия, по словам С.Л. Абрамович, «оглядывается на Пушкина, ибо он дал ей тот эталон художественности и нравственности, с которым теперь соизмеряются все достижения русской культуры». В венок Пушкину вплетаются всё новые и новые романы, стихотворения, романсы, фильмы, сочинения. Дорога к Пушкину бесконечна… Пушкин. Худ. В.В. Матэ

… е с т ь п а м я т ь о б о м н е, Е с т ь в м и р е с е р д ц е, г д е ж и в у я … А. С. П у ш к и н

Информационные ресурсы 1)Доризо Н.К. Пока деревья есть на свете. - М.: Сов. Россия, – 304 стр. 2)Кошелев В.А. Статья «Пушкин без ретуши». – Журнал «Звезда», 1999, 6. 3)Маранцман В.Г. Изучение творчества А.С. Пушкина в школе: в 2-х частях. – М.: ВЛАДОС, 1999 – 576 стр. 4)Петровых М.С. Домолчаться до стихов. – М.: ЭКСМО- Пресс, – 402 стр. 5)Писатели о писателях. Литературные портреты. – М.: Дрофа, – 512 стр. 6)Пушкин А.С. Сочинения в 3-х томах. – С-Пб: Золотой век, )Слуцкий Б.А. Стихотворения. – М.: Художественная литература, – 478 стр. В проекте использованы романс Н.С. Титова на стихи А.С. Пушкина «Что в имени тебе моём» (исполняет В.Коршунов); стихотворение Б.Окуджавы «Не представляю Пушкина без падающего снега…» в авторском исполнении.