ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ И ОЦЕНКИ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ [τiм 25-26] 24 марта 2011, Шмаков В. МАОУ Гимназия 11, г. Новосибирск.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЕ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ» ОБЛАСТНОЙ КОНКУРС «ПЕДАГОГ ГОДА.
Advertisements

Мультимедийные презентации Методические рекомендации для магистрантов РГПУ подготовлены доцентом кафедры педагогики,кандидатом педагогических наук Гладченковой.
Технология проектного обучения возникла в начале прошлого столетия в США. Первоначально она была известна под названием «метод проектов» и (или) «метод.
МЕТОД ПРОЕКТОВ. Основные цели современной системы образования Интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование критического и творческого.
Метод проектов Возник более 100 лет назад в США (гуманистическое направления в философии и образовании, разработанное американским философом и педагогом.
ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ. Основные цели современной системы образования Интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование критического и творческого.
Метод проектов Козачок Светлана Александровна. МЕТОД ПРОЕКТОВ Совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения.
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: теоретические основы Автор презентации: Семенова Н.И., ст.методист ГБОУ СОШ 16.
Проект – это план, замысел, в результате которого автор должен получить что – то новое: продукт, отношение, программу, книгу, фильм, модель, сценарий…
Метод проектов – образовательная технология, нацеленная на приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с реальной жизнью, формирование у них специальных.
СТАРОСТИНА С.Н. Использование проектной и исследовательской деятельности для формирования учебно-познавательных компетенций учащихся.
Учебный проект - метод учебной деятельности, основанный на постановке социально значимой цели и ее практическом достижении. ( по пособию Н.А. Краля Метод.
Костенко Н.В., заместитель директора по информационно- коммуникационным технологиям МОУ ДПО ЦИМПО.
Технология организации проектной деятельности учащихся при изучении курса «Основы здоровья»
Использование метода проектов при обучении математики Проектная работа.
Реферат. Научно - исследовательская работа. Проект.
Аспекты организации проектной деятельности. Требования ФГОС 2-го поколения к результатам освоения учащимися программы основного общего образования: освоение.
Организация и содержание проектной деятельности младших школьников Заместитель директора по УВР начальных классов Понамарёва Наталья Алексеевна Муниципальное.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ.
Типология проектов Презентация к уроку «Метод проектов» Учитель технологии МОУ « СОШ 13 с УИОП» Забегина Елена Леонидовна.
Транксрипт:

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ И ОЦЕНКИ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ [τiм 25-26] 24 марта 2011, Шмаков В. МАОУ Гимназия 11, г. Новосибирск

You can never teach an old dog new tricks. [ Вы никогда не можете научить старую собаку новым трюкам ]. VS Nulla aetas ad discendum sera. [Нет возраста позднего для учения. Учиться никогда не поздно!]

Задачи по модернизации нашей страны… - через инновации; но возможно и через использование опыта более развитых стран… Именно оттуда и пришли к нам такие понятия как инновации, компетенции, проектная деятельность. И глубоко проникли в сферу модернизируемого образования.

Использование этих понятий для имитации бурной деятельности и причастности к модернизации (мода!!!) часто: -без глубокого понимания их сущности, -с чрезмерным расширением объёма понятия, -часто иноязычное название давно известного (экология– наука о связях организмов со средой; решение ситуационных задач кейс-метод; любая групповая работа мозговой штурм; всё, что ни делается проект!)

КОМПЕТЕНЦИИ Ключевые компетенции- надпредметные, универсальные умения для успешной жизни. Компетенция – способность человека быть успешным в любой жизненной ситуации (самому отвечать, действовать, искать, принимать решения…). Ключевые компетенции (Совет Европы, Оксфорд и Кембридж)

КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ (Европа): 1.Политические и социальные; 2.Мультикультурное общение: - работа с людьми; - разрешение проблем; 3.Коммуникация (устная и письменная); 4.Оперировать числами; 4. Информатизационные; 5. Учиться всю жизнь.

Наша страна (государство и общество) определяет КлКо (пока нет списка!) В гимназии были: 1.Организационные. 2.Учебно-познавательные (+креативные). 3. Информационные. 4. Коммуникативные. 5. Общекультурные. 6. Социально-трудовые. 7. Ценностно-смысловые. 8. Личностного самосовершенствования. С учебного года модернизация этого списка: -возрастная, -содержательная, -экспертная, -и пр. в старшем звене выделяется ПРОЕКТНАЯ КОМПТЕНЦИЯ как интегрирующая

¡¡¡ ПРОБЛЕМЫ: -разное понимание проектной деятельности; -необходимость обучения методу проекта; -нужны единые критерии оценки проектов. ЦЕЛЬ: изучение метода учебных проектов как способа развития и оценки компетенций учащихся.

МЕТОД ПРОЕКТА Проект ( лат. proiectus брошенный вперед, выступающий, выдающийся вперёд) это: 1)уникальная деятельность 2)по разрешению проблемы, 3) имеющая временные рамки, 4) по достижению определённого результата / цели, 5) создание уникального продукта или услуги, 6) при заданных ограничениях по ресурсам и срокам, 7) а также требованиям к качеству и допустимому уровню риска.

ПРИЗНАКИ НЕПРОЕКТА: 1.Не было проблемы. 2.Нет конкретной достижимой цели. 3.Нет временных и других рамок. 4.Результат не уникален. 5.Нет конечного продукта (услуги). В школе метод проектов с начала ХХ века: Джон Дьюи, J. Dewey, 1890-е годы Уильям Херд Килпатрик, W. H. Kilpatrick,1918

William Heard Kilpatrick, John Dewey,

УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ ПРОБЛЕМА: - реальная, конкретная, - знакомая, - значимая для ученика, ( личный интерес!!!) «Найти потребность и удовлетворить её». ПРОЕКТ ПРОБЛЕМАПРОДУКТ

ОТЛИЧИЕ ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ ОТ ПРОЕКТА: ЗАДАНИЕ (БЕЗ ПРОБЛЕМЫ!) ПРОДУКТ (РЕЗУЛЬТАТ) РЕФЕРАТ ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА

ОТЛИЧИЕ ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ ОТ ПРОЕКТА ¡¡¡ ОСОБЕННО ЧАСТО ПУТАЮТ РЕФЕРАТ И ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ !!! ИНФОРМ. ПРОЕКТ: -проблема; -исследование; -продукт; -анализ; -коррекция; -рефлексия РЕФЕРАТ: -конспект (а часто просто «скачивание» из сети); -пересказ чужих мыслей! VS

ЦЕЛЬ УЧЕБНОГО ПРОЕКТА: продукт значимый для самого ученика (редко для группы или общества), развитие компетенций через проект. УЧИТЕЛЬ в роли консультанта! Сам проект – цель деятельности, проектная деятельность – средство по развитию компетенций… ПРОЕКТ: метод + технология + продукт!

ТИПОЛОГИЯ ПРОЕКТОВ: ПО ЧИСЛУ УЧАСТНИКОВ: индивидуальные, парные, групповые; ПО ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ: краткосрочные (1 неделя), среднесрочные (до 1 мес.), долгосрочные (свыше 1 мес.); ПО ХАРАКТЕРУ КООРДИНАЦИИ: непосредственная (учитель руководит), скрытая (учитель сотрудничает); ПО ХАРАКТЕРУ КОНТАКТОВ: внутришкольный, межшкольный, региональный, международный… ПО ОСНОВНОМУ МЕТОДУ:

КЛАССИФИКАЦИЯ ТВОРЧЕСТВА: - Научное, - Техническое, - Художественное, - Спортивное. КЛАССИКАЦИЯ ПРОЕКТОВ ПО МЕТОДУ: - Исследовательский, - Практико-ориентированный (прикладной), - Творческий, - Информационный, - Приключенческий (игровой, ролевой).

ЯВНАЯ КОРРЕЛЯЦИЯ ТИПОЛОГИИ ТВОРЧЕСТВА И ПРОЕКТОВ! Используемые методы творчества и генерации идей – отдельная обширная тема… ТВОРЧЕСТВО: НАУЧНОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СПОРТИВНОЕ ПРОЕКТЫ: ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТ. ТВОРЧЕСКИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ? ПРИКЛЮЧЕНЧЕСКИЕ ?

ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТОВ: ТИП ПРОЕКТА РЕЗУЛЬТАТ (ПРОДУКТ) СТРУКТУРАПРОДУКТ исследова- тельский не известенчёткаянаучно-иссл. раб. творчес- кий точно известен развиваетсяиздание, фильм, спектакль, праздник... информа- ционный известенчёткая с коррекцией статья, web, доклад, фильм… практико- ориентиров. точно известен чёткая с коррекцией нагл.пособие программа… игровой (ролевой) ? ? ?

СУТЬ ПРОЕКТА: ПРОБЛЕМА ПЛАН («проект проекта») ИССЛЕДОВАНИЕ (поиск информации) ПРОДУКТ (результат, выход) ПРЕЗЕНТАЦИЯ (представление, защита) РЕФЛЕКСИЯ В ПОРТФОЛИО

СУТЬ ПРОЕКТА: 6П 1. ПРОБЛЕМА. 2. ПЛАНИРОВАНИЕ. 3. ПОИСК. 4. ПРОДУКТ. 5. ПРЕЗЕНТАЦИЯ. 6. ПОРТФОЛИО. ПРОЕКТ

ПЛЮСЫ МЕТОДА УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ: 1.Развитие компетенций: - информационной, - коммуникативной, - организационной, … и пр. 2. Деятельностный подход. 3. Практико-ориентированное обучение. 4. Проблемное обучение. 5.Развитие критического мышления. 6.Возможность реализации гендерного аспекта: партнёрство и дополнение.

ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ (ЭТАПЫ) ПРОЕКТА: 1. Выявление проблемы (её актуальности). Постановка цели (конечный результат). 2.Планирование проекта: - задачи (графики, диаграммы), - временные рамки, - средства и условия. 3. Создание материального продукта (исследование, поиск, реализация цели). 4. Контроль, коррекция, апробация, испытание, оформление, презентация, рефлексия.

ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ (ЭТАПЫ, ФАЗЫ) ПРОЕКТА 1. Проблема цель. 2. Планирование проекта: а) древовидная диаграмма задач:

ПОСТРОИТЬ ДОМ СДЕЛАТЬ КРЫШУ СДЕЛАТЬ СТЕНЫ СДЕЛАТЬ ФУНДАМЕНТ ВБИТЬ СВАИ ВЫКОПАТЬ ЯМУ НУЖЕН ЭКСКАВАТОР

б) диаграмма действий [график, диаграмма Гант(т)а, 1910], Показывает и время реализации проекта, но надо х1,3-2…)

0. ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ (СЛАЙД), не нумеруется - название проекта (без кавычек), - предметная область, - фамилия, имя, отчество авторов, - их классы, - полное название базового учреждения, - год и месяц исполнения, - простота и ясность дизайна! [цветовой круг!!!] СТРУКТУРА ОФОРМЛЕНИЯ ПРОЕКТА

1.АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА (ПРОБЛЕМА, её значимость для личности / общества): - несколько строк. 2.ЦЕЛЬ ПРОЕКТА (планируемый результат): - с им. существительного! - название проекта соответствует цели! - цель одна, одно предложение! [3. ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОЕКТА] - древовидная диаграмма, - диаграмма Гантта…

4. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ (этапы достижения цели, реализации проекта): - начинается с глагола! - оформляется столбиком. - соответствует следующим этапам проекта 5. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕСУРСОВ: - временные рамки, - ресурсы (оборудование, источники, средства, условия, контингент…) 6. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МЕТОДЫ (краткое описание)

7. КРАТКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ О ПРОБЛЕМЕ (ТЕЗИСЫ): - с цифровыми сносками к списку литературы. 8. ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОЕКТА И ЕГО РЕЗУЛЬТАТ (ПРОДУКТ, УСЛУГА…) - содержание и продукт соответствуют целям и задачам, - иллюстрации, графика… - дизайн оформления. 9. ВЫВОДЫ, (УМО)ЗАКЛЮЧЕНИЕ (цели!!!) 10. РЕКОМЕНДАЦИИ (если есть)… 11. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, САЙТОВ (одно-два слова после домена).

[12. ТЕЗИСЫ]. [13. РЕЗЮМЕ]. [14. АННОТАЦИЯ]. [15. РЕЦЕНЗИЯ].

ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ : 1.ОФОРМЛЕНИЕ СЛАЙДОВ: - единый стиль, не отвлекать от содержания ненужными картинками! - фон: пастельные холодные цвета или белый. - цвет: не более 3-х цветов на слайде! контрастные текст и фон (цветовой круг!) - min анимации (не злоупотреблять!)

2. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ: - содержание: короткие слова и предложения; - min предлогов, наречий и прилагательных! (только если они в названии…); - заголовки выделять; - горизонтальный текст; - подписи под картинками; - иконки подписывать (как титульный слайд!);

- шрифты без засечек (рубленые); не злоупотреблять прописными; выделять жирным, подчёркиванием, курсивом. - выделять рамками, заливкой, цветом шрифта; - объём информации: не более 3-х фактов (предложений, выводов, определений на слайде!); - ключевые пункты на отдельных слайдах! - иллюстрировать! (рис., фото, схемы…)

- текст, таблицы и диаграммы НЕ совмещать на одном слайде! ДРУГИЕ ФОРМЫ ПРЕЗЕНТАЦИИ: = web-страничка, = video, = публикация (в интернете, печать): газета, брошюра, журнал, путеводитель, визитка, листовка, плакат, комикс, календарь…

ЗАЩИТА ПРОЕКТА (ПРЕЗЕНТАЦИЯ): - выступление: группа – до 10´, индивид – 5 - 7´ - обсуждение: ´ рекомендуется «чёрно-белое» позитивное оппонирование; выступающий отмечает * 3 сильные стороны, * 2 момента для доработки, * предложения по усовершенствованию, * итог (вывод), * оценка.

ОБРАЩАТЬ ВНИМАНИЕ: 1. Правила цитирования: автор- название- издание-место- дата- объём (то же и для сайтов, CD). 2. При подготовке презентации использовать схему слайдов ( сценарий презентации, черновик…):

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УЧЕБНОГО ПРОЕКТА I.ОЦЕНКА ПОДГОТОВКИ ПРОЕКТА: 1.Выбор темы (проблема, актуальность). 2.Есть цель и задачи. 3.Полнота раскрытия темы. 4.Самостоятельность работы. 5.Собственная исследовательская, творческая работа. 6. Структурированность. 7. Новизна. 8. Цитаты и ссылки.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УЧЕБНОГО ПРОЕКТА II. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТА ПРОЕКТА (ПРОДУКТА): 1.Практическая направленность (продукт). 2.Оригинальность и новизна. 3.Качество отчёта: - эстетичность оформления, - структурированность информации, - соответствие стандартным требованиям. 3. Анализ проделанной работы, наличие независимой рецензии.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УЧЕБНОГО ПРОЕКТА III. ОЦЕНКА ПРЕЗЕНТАЦИИ ПРОЕКТА: 1.Соответствие презентации проблеме. 2.Качество подачи материала (полнота раскрытия темы, самостоятельность, аргументированность). 3.Степень осмысленности владения информационными технологиями (соответствие выбранных технологий поставленным задачам по проекту, дизайну, форме подачи материала).

4. Соответствие презентации проблеме. 5. Качество подачи материала (полнота раскрытия темы, самостоятельность, аргументированность). 6. Степень осмысленности владения информационными технологиями (соответствие выбранных технологий поставленным задачам по проекту, дизайну, форме подачи материала). 7. Уровень владения проблемой, темой (ответы на вопросы). 8. Степень доступности восприятия материала аудиторией.

10. Ссылки на источники информации, интернет-ресурсы. 11. Соблюдение регламента.