1 ПОКАЗАТЕЛИ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ М.В.Петропавловский заместитель директора ФГУ «Росаккредагентство»,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
© Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки © Национальное аккредитационное агентство в сфере образования.
Advertisements

Национальное аккредитационное агентство в сфере образования © Национальное аккредитационное агентство в сфере образования О показателях и критериях деятельности.
1 3 Вхождение в международный рейтинг университетов Повышение конкурентоспособности с целью формирования исследовательского университета.
О перспективах и совершенствовании социально- воспитательной работы в ГОУ ВПО «Волгоградский государственный университет»
Состояние и перспективы научно-исследовательской работы Института транспорта.
Нормативное обеспечение и система организации процедуры государственной аккредитации федеральных образовательных учреждений и научных организаций Татаринова.
Стандарты аккредитации Паньшина Т.В.. СТАНДАРТ 4 «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ» Общие положения Стандарт должен обеспечивать уверенность студента и других.
Содержание аккредитационной экспертизы. Основополагающие документы ПОЛОЖЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.
Часть 2 Лепестковая диаграмма (эпюра) критериев показателей государственной аккредитации на фоне статистики критериев показателей для университетов 29.
1 Национальное аккредитационное агентство в сфере образования © Национальное аккредитационное агентство в сфере образования Организационно-техническое.
© Подходы к разработке модели АПИМ для оценки освоения требований ФГОС Капустин А.В., Масленников А. С., Петропавловский М.В. Национальное аккредитационное.
О ПОДГОТОВКЕ ВУЗА К АККРЕДИТАЦИИ Проректор по УР, проф. Никулина С. Ю. Ученый Совет, 18 апреля 2012г.
24 мая 2012 г. «Экспертиза данных, представленных НОУ ВПО «Институт профессиональных инноваций» при проведении государственной аккредитации» Член Аккредитационной.
© Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки © Национальное аккредитационное агентство в сфере образования Март 2009 Две модели новой системы.
О КОРРЕКТИРОВКЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ПРИКАЗОМ МИНОБРНАУКИ РОССИИ ОТ О.О. Хроменкова,
Петрозаводский государственный университет Заседание ректората О разработке комплексного плана- графика мероприятий по подготовке к аккредитации.
ИТОГИ КОНКУРСА ПО ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ТВЕРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА РЕКТОРАТ 26 сентября 2011 г. проректор по учебно-воспитательной.
Анализ выполнения аккредитационных показателей при подготовке по специальности – лечебное дело Заседание ученого Совета ВГМУ Декан лечебного.
Итоги самооценки деятельности вуза ( уч. год) Отчет заслушан на расширенном ректорате г. Отдел менеджмента качества образования.
Сибирский федеральный университет СЕМИНАР-СОВЕЩАНИЕ «АККРЕДИТАЦИЯ И ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ УНИВЕРСИТЕТА» 22 декабря 2011 г. ГОСУДАРСТВЕННАЯ АККРЕДИТАЦИЯ УНИВЕРСИТЕТА.
Транксрипт:

1 ПОКАЗАТЕЛИ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ М.В.Петропавловский заместитель директора ФГУ «Росаккредагентство», д.т.н., доц.

2 АККРЕДИТАЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ Признание типа высшее профессиональное образование среднее профессиональное образование Признание вида институт, академия, университет техникум, колледж

3 УНИВЕРСИТЕТ Наличие широкого спектра направлений подготовки (специальностей) Реализация программ дополнительного образования в различных областях знаний Наличие широкого спектра (фундаментальных и прикладных) научных исследований Активная научно-методическая деятельность в широком спектре областей своей деятельности

4 АКАДЕМИЯ Наличие программ послевузовского образования Реализация программ дополнительного образования на базе высшего образования Наличие фундаментальных и прикладных научных исследований Активная научно - методическая деятельность

5 ИНСТИТУТ Как правило, реализует образовательные программы послевузовского профессионального образования Реализует программы дополнительного образования на базе высшего образования в определенной области профессиональной деятельности Ведет научные исследования

6 Аспи- ран- тура Док- то- ран- тура Дис- сер- таци- он- ные сове- ты Обра- зова- тельные прог-мы, дополни- тельные к выс- шему Стои- мость ос- нов- ных фон- дов Струк- тура дохо- дов Струк- тура рас- ходов Основ. науч. нап- рав- ления и науч. школы вуза Фи- нанс- ие науч. ис- след- ий Мо- но- гра- фии Учеб- ники и уч. посо- бия (с гри- фом) Ко- ли- чес- тво ЭВМ Воз- мож- ность вы- хода в In- ter- net Пло- ща- ди зда- ний и со- ору- ний Обо- ру- до- ва- ние (уч. лаб., на- уч.) АККРЕДИТАЦИЯ Структура подготов- ки кадров по основ- ным обра- зователь- ным прог- раммам Возможность продолжения образования по ОПП Финан- совое состояние вуза Научно- исследо- вательск- ая работа Научно- методиче- ская работа Довузовская подготовка и отбор абитуриен- тов Уровень информа- тизации вуза Матери- ально- техниче- ская база вуза

7 ПРИЗНАНИЕ ТИПА Показатели государственной аккредитации, определяющие аккредитационный статус по типу «высшее учебное заведение»* 1.1. Содержание и уровень подготовки 1.2. Качество подготовки 1.3. Воспитательная деятельность образовательного учреждения * утверждены Приказом Рособрнадзора от г. 1938

СОДЕРЖАНИЕ И УРОВЕНЬ ПОДГОТОВКИ Соответствие учебных планов и программ учебных дисциплин требованиям государственных образовательных стандартов по уровню и содержанию. Анализ соответствия содержания рабочих учебных планов (РУП) требованиям ГОС проводится Информационно- методическим центром анализа (г.Шахты) и экспертами во время внешней экспертизы.

9 ПРИМЕР ОСНОВНЫХ ОТКЛОНЕНИЙ В РУП ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АНАЛИЗА ИМЦА отклонение от норматива общей нагрузки по циклам дисциплин более чем на 5%; отсутствие обязательной дисциплины федеральной компоненты ГОС в РУП; отсутствие альтернативных дисциплин в блоке по выбору

КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ Уровень требований, предъявляемых к абитуриентам Соответствие качества подготовки обучающихся и выпускников требованиям государственных образовательных стандартов Эффективность внутривузовской системы обеспечения качества образования Уровень организации научно -исследовательской работы студентов Востребованность выпускников

11 УРОВЕНЬ ТРЕБОВАНИЙ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫХ К АБИТУРИЕНТАМ Основные обозначения: пороговое значение по России пороговое значение по региону значение по вузу 61 3/4 студентов имеют результаты выше указанного значения баллов

12 СООТВЕТСТВИЕ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ И ВЫПУСКНИКОВ ТРЕБОВАНИЯМ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ 5026,7Философия +5056,9Управление персоналом +5053,2Маркетинг Менеджмент организации 5036,0Философия ,5Трудовое право +5051,5Теория государства и права 5034,2Конституционное (государственное) право России Юриспруденция -5035,2Философия -5041,7Психология развития и возрастная психология +5059,9Клиническая психология Психология Дисциплина Результат тести- рования (средний процент решен- ных заданий Пороговое значение Выполнение критерия

13 Экспертная оценка ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВНУТРИВУЗОВСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

14 УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ 34 Объем денежных средств, направленных на НИРС, тыс.р. 4508Без соавторов – сотрудников вуза 6193Всего Научные публикации 2100Численность студентов очной формы обучения, участвующих в НИР 19Конкурсы на лучшую НИР студентов, организованные вузом 10Открытые конкурсы на лучшую научную работу студентов, проводимые вузом по приказу Минобразования России Название показателя

15 Экспертная оценка, отзывы работодателей ВОСТРЕБОВАННОСТЬ ВЫПУСКНИКОВ

16 Наличие в образовательном учреждении условий для внеучебной работы с обучающимися: наличие концепции воспитательной работы в образовательном учреждении (программы, плана, локальных актов, регламентирующих воспитательную деятельность (отчеты ученого совета (совета) образовательного учреждения, факультетов, разработка инструкций, методических рекомендаций, семинаров и т.д.). наличие административной структуры, функционально ответственной за воспитательную работу в образовательном учреждении (управление, отдел, ответственный за воспитательную работу, институт кураторства). наличие органов студенческого самоуправления (профкома, клубов, объединений, службы занятости, студенческие строительные отряды, службы порядка и т.д.). наличие и эффективность использования материально-технической базы для внеучебной работы с обучающимися (актовых залов, репетиционных помещений, спортивных и тренажерных залов, помещений для клубов, студий, кружков и т.д.). финансовая обеспеченность внеучебной деятельности (целевое финансирование научной, творческой, спортивной деятельности обучающихся, наличие механизмов стимулирования). ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

17 Организация воспитательной работы с обучающимися и формирование стимулов развития личности использование в целях воспитания возможностей учебно-воспитательного процесса (наличие в рабочих учебных программах нравственных, психолого-педагогических аспектов профессиональной деятельности будущих специалистов, разработка специализированных курсов, наличие культурологического и регионального компонента). наличие в образовательном учреждении оценки состояния воспитательной работы с обучающимися (опросы обучающихся, преподавателей, отчеты). наличие элементов системы воспитательной работы: гражданского, патриотического, духовно-нравственного воспитания; научно-исследовательской и профориентационной работы в образовательном учреждении (студенческое научное общество, олимпиады, конкурсы, организация вторичной занятости, содействие в трудоустройстве); работы по формированию традиций образовательного учреждения (многотиражная газета, музей истории образовательного учреждения, проведение праздничных мероприятий и т.д.); культурно-массовой и творческой деятельности обучающихся (система творческих объединений, смотры, конкурсы, фестивали, выставки и т.д.); спортивно-оздоровительной работы, пропаганды и внедрения физической культуры и здорового образа жизни. организация психолого-консультационной и профилактической работы (адаптация первокурсников, проблемы молодой семьи, профилактика правонарушений, наркомании и ВИЧ-инфекций). формы поощрения за достижения в учебе и внеучебной деятельности обучающихся (грамоты, премии, именные стипендии, звания и т.д.). Данный показатель оценивается по десятибалльной шкале. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

18 МНОГОБАЛЛЬНАЯ КВАЛИМЕТРИЧЕСКАЯ ШКАЛА ОценкаОписание 0Информация не представлена 1Неудовлетворительное состояние. Работа не ведется 2Очень низкая оценка. Работа ведется недостаточно 3 Низкая оценка. Работа ведется на очень низком уровне. Очень много существенных недочетов 4Удовлетворительная оценка. Существенные недостатки в работе 5 Средняя оценка. Работа ведется на относительно приемлемом уровне. Имеются отдельные недостатки 6 Средняя оценка. Работа ведется на достаточно хорошем уровне. Недостатки не существенны 7 Хорошая оценка. Работа ведется на достаточно хорошем уровне. Недостатки малочисленны, несущественны и легко поправимы 8 Достаточно высокая. Практически полностью соответствует предъявляемым требованиям 9Высокая. Полностью соответствует предъявляемым требованиям 10 Высокая. Полностью соответствует предъявляемым требованиям. Рекомендуется использовать для распространения опыта

19 ПОКАЗАТЕЛИ ТИПА ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛИ ВИДА МЕТРИЧЕСКИЕ ШКАЛЫ (процентная, …)

20 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВИДА Показатели государственной аккредитации, используемые для определения вида высшего учебного заведения* 2.1. Спектр реализуемых основных образовательных программ 2.2. Возможность продолжения образования по образовательным программам послевузовского и дополнительного профессионального образования 2.3. Научная, научно-техническая деятельность и ее результативность 2.4. Методическая работа 2.5. Квалификация педагогических работников * утверждены Приказом Рособрнадзора от г. 1938

21 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗНАЧЕНИЙ КРИТЕРИЕВ ПОКАЗАТЕЛЙ Диаграмма ранжирования университетов по % докторов наук в числе ППС

22 КРИТЕРИИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ УСТАНОВЛЕНИИ ВИДА ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ* ПОКАЗАТЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ НАЗВАНИЕ КРИТЕРИЯ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ 2.1. Спектр реализуемых основных образователь- ных программ Число укрупненных групп специальностей (направлений подготовки) по реализуемым основным образовательным программам: для университетов не менее 7 * утверждены Приказом Рособрнадзора от г. 1938

Возможность продолжения образования по образовательным программам послевузовского и дополнительного профессионально го образования Число отраслей наук по специальностям аспирантуры: для университета не менее 5. Число аспирантов на 100 студентов контингента, приведенного к очной форме обучения: для университета не менее 4, для академии не менее 2. Процент аспирантов, защитивших диссертации не позднее чем через год после окончания аспирантуры (от числа поступивших): для университета – не менее 25; для академии – не менее 25. Для университета наличие докторантуры, диссертационных советов, реализация образовательных программ профессиональной переподготовки и (или) повышения квалификации руководящих работников и специалистов, научных и научно-педагогических работников. Для академии наличие докторантуры, диссертационных советов (информационный показатель), реализация образовательных программ профессиональной переподготовки и (или) повышения квалификации руководящих работников и специалистов для определенной области научно-педагогической деятельности ПОКАЗАТЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ НАЗВАНИЕ КРИТЕРИЯ

Возможность продолжения образования по образовательным программам послевузовского и дополнительного профессионально го образования (продолжение) Среднегодовой контингент обучающихся по образовательным программам профессиональной переподготовки и (или) повышения квалификации (чел.): для университета – не менее 50; для академии – не менее 20. ПОКАЗАТЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ НАЗВАНИЕ КРИТЕРИЯ

25 ПОКАЗАТЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ НАЗВАНИЕ КРИТЕРИЯ 2.3. Научная, научно- техническая деятельность и ее результативность Число отраслей науки, в рамках которых выполняются научные исследования: для университета не менее 5. Среднегодовой объем финансирования научных исследований за пять лет (тыс. руб.): для университета - не менее для академии - не менее для института - не менее Среднегодовой объем научных исследований на единицу научно-педагогического персонала за пять лет (тыс. руб.): для университета – не менее 18; для академии – не менее 12; для института – не менее 5 (и для филиалов) Среднегодовое количество монографий на 100 основных штатных педагогических работников с учеными степенями и (или) учеными званиями, изданных за пять лет: для университета– не менее 2,0; для академии – не менее 1,5; для института– не менее 1,2 (и для филиалов)

Методическая работа Процент учебных дисциплин основных образовательных программ, обеспеченных учебно- методическими комплексами - 100% Для университета - использование инновационных методов в образовательном процессе Для академии - использование инновационных методов в образовательном процессе ПОКАЗАТЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ НАЗВАНИЕ КРИТЕРИЯ

27 ПОКАЗАТЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ НАЗВАНИЕ КРИТЕРИЯ 2.5. Квалификация педагогических работников Процент профессорско-преподавательского состава с учеными степенями и (или) учеными званиями: для университетов не менее 60, для академий не менее 60, для институтов не менее 55 (и для филиалов) Процент докторов наук и (или) профессоров: для университетов не менее 10, для академий не менее 10, для институтов не менее 8,5 Процент профессорско-преподавательского состава, работающего в вузе на штатной основе: для вузов, существующих от трех до пяти лет – не менее 30; для вузов, существующих от пяти до девяти лет – не менее 40; для вузов, существующих более девяти лет – не менее 50 (и для филиалов) Среднегодовое число защит диссертаций на 100 человек научно-педагогического персонала за 5 лет: для университета – не менее 3; для академии – не менее 3; для института – не менее 1.

28 Группа вузов Значения показателей аккредитации Значение индекса соответствия критериям аккредитации A Все выше критериальных B Почти все показатели выше критериальных C Большинство показателей ниже критериальных 1 J 1 J 1 J

29

Коэффициент множественной корреляции 0.41 Количество отраслей наук, по которым проводится НИР X Количество отраслей наук по ОП послевузовского образования X Количество УГС основных ОП X Среднегодовой контингент по программам переподготовки, повышения квалификации X Объем финансирования на единицу ППС X Количество изданных монографий на 100 человек ППС X Суммарный объем НИР X Отношение числа аспирантов к 100 студентам приведенного контингента X Процент аспирантов, защитивших диссертации в срок X Количество защит диссертаций на 100 человек НПК в год X Процент ППС, работающих на штатной основе X Процент в ППС докторов наук, профессоров X Процент ППС с учеными степенями и званиями X1 f4f3f2f1 УниверситетыПоказатель наименование

31 ЛЕПЕСТКОВАЯ ДИАГРАММА КРИТЕРИЕВ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЛЯ УНИВЕРСИТЕТА Число УГС реализуемых основных ОП 7,0 Число отраслей наук по специальностям аспирантуры 11,4 5,0 Число аспирантов на 100 студентов приведенного контингента 31,5 4,0 % аспирантов, защитивших диссертации не позднее чем через год после окончания аспирантуры 215,4 Число отраслей наук, в рамках которых выполняются НИР 13 5,0 Среднегодовой объем НИР Количество монографий (на 100 человек ППС) 23,8 18,0 Процент дисциплин ооп, обеспеченных УМК 0,8 2,0 Процент ППС с учеными степенями и/или званиями 100,0 100 Процент штатных преподавателей 63,9 10,0 Количество защит диссертаций на 100 человек научных и научно- педагогических кадров 38,1 11,6 50,0 Индекс cоответствия критериям аккредитации J = 1,12 Основные обозначения значения показателей пороговые значения 54.0 Среднегодовой контингент по программам переподготовки и (или) повышения квалификации Объем НИР на единицу ППС Процент в ППС докторов наук, профессоров 50, 0 25, 0 60, 3,0 18, 13,6

32 Пример 1. Университет Круговая диаграмма структуры контингента студентов по укрупнённым группам специальностей Круговая диаграмма структуры контингента аспирантов по отраслям наук Лепестковая диаграмма (эпюра) критериев показателей университета

33 Пример 2. Академия Лепестковая диаграмма (эпюра) критериев показателей академии Не имеет: диссертационных советов докторантуры

34 Критерии на эпюре - число укрупненных групп специальностей по реализуемым ООП - число отраслей науки по специальностям научных работников (аспирантура) - число аспирантов на 100 студентов - % аспирантов защитившихся в срок - число обучающихся по программам ДПО - число отраслей науки в рамках которых выполняются научные исследования - среднегодовой объем финансирования НИР за 5 лет - среднегодовой объем НИР на 1 ППС за 5 лет - число монографий на 100 основных ППС с уч. степ., званиями (в среднем за 5 лет) - процент ППС с учеными степенями, званиями - процент докторов и/или профессоров - число защит диссертаций на 100 чел ППС (за 5 лет) - процент штатных ППС Критерии при дискриминантном анализе -число укрупненных групп специальностей по реализуемым ООП -приведенный контингент по каждой реализуемой УГС -число отраслей науки по специальностям научных работников (аспирантура) -число аспирантов по каждой реализуемой отрасли науки - число аспирантов на 100 студентов - % аспирантов защитившихся в срок - число обучающихся по программам ДПО - число отраслей науки в рамках которых выполняются научные исследования - среднегодовой объем финансирования НИР за 5 лет - среднегодовой объем НИР на 1 ППС за 5 лет - число монографий на 100 основных ППС с уч. степ., званиями (в среднем за 5 лет) - процент ППС с учеными степенями, званиями - процент докторов и/или профессоров - число защит диссертаций на 100 чел ППС (за 5 лет) -процент штатных ППС -наличие докторантуры (количество докторантов) -наличие диссертационных советов (количество советов, среднегодовое число защит диссертаций) Классификация вуза на плоскости дискриминантных функций, вероятность отнесения вуза к виду

35 Пример 1. Вероятность отнесения вуза к виду университет – 0.53 академия – 0.47 институт – 0.00 Пример 2. Вероятность отнесения вуза к виду университет – 0.01 академия – 0.37 институт – 0.62 Классификация вуза на плоскости дискриминантных функций, вероятность отнесения вуза к виду

36 ДИСКРИМИНАНТНЫЙ АНАЛИЗ Y1 Y2 ИнститутыАкадемииУниверситеты p=0,9 p=0,8 p=0,7 p=0,6 p=0,5 p=0,6 p=0,75 p=0,9 p=1 p=0,9 p=0,8 p=0,7 p=0,6 p=0,5 55 Томский ГУ Воронежский ГУ Тульский ГУ МГУ СП ГУ Ростовский ГУ Кубанский гос. аграрный ун-т Уральский ГТУ Тамбовский ГУ Саратовский ГУ Казанский ГУ Тверской ГУ Сыктывкарский ГУ СПБ ГУ аэрокосм. Росс. ун-т дружбы народов Российский ГПУ Пермский ГУ Новгородский ГУ Московский пед. ун-т Иркутский ГТУ Вятский ГТУ Чувашский ГПУ Калужский ГПУ Елецкий ГУ им.ИА.Бунина Вологодский ГТУ Владимирский ГПУ Белгородский ун-т потреб. кооперации СПБ ГУ культуры и искусств Пензенский ГПУ

37 Спасибо за внимание!