ДЕловой РЕйтинг Высшего Образования Брусникин Николай Юрьевич Член Генерального совета «Деловой России», Первый заместитель Председателя Правления ОАО.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Деловой рейтинг высшего образования Порядок реализации проекта Руководитель проекта – Брусникин Николай Юрьевич Член Генерального совета «Деловой России»
Advertisements

Оценка эффективности и рейтингование вузов, исходя из текущих потребностей и перспектив развития российской индустрии информационных технологий Ассоциация.
Профессионально-общественная аккредитация образовательных организаций Материалы программы повышения квалификации «Методология профессионально - общественной.
1. Развитие системы качества в ГОУ СПО МК 4 Стандарты серии ИСО 9000 предлагают элементарную модель обеспечения качества и рассматривают качество как соответствие.
Центр по аккредитации и гарантии качества «EdNet».
1 Президентская программа повышения квалификации инженерных кадров на гг.
Модель профессионально- общественной аккредитации образовательных программ С.Ю.Рощин, НИУ ВШЭ Наблюдательный совет АВВЭМ,
II этап проекта «Проведение сравнительной оценки показателей эффективности региональных систем образования в субъектах Российской Федерации» Государственный.
Основные направления работы центра «Мост» Аналитическая деятельность Ежегодный анализ материалов по трудоустройству выпускников Герценовского университета.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРАКТ «РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ, ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ.
Файзулина Ирина Эдуардовна, начальник отдела профессионального образования и науки управления образования и науки Тамбовской области Тамбов
Новый формат рабочих программ дисциплин Л.Е. Егорова Пленум Совета УМО вузов России по образованию в области энергетики и электротехники, Москва
Основные задачи инновационной образовательной программы МГУ им. М.В. Ломоносова Создание Объединенного инновационного научно- образовательного центра (ОИНОЦ)
Афанасьев Г.Э. Экспертный клуб промышленности и энергетики Уничтожение медицинских отходов Москва, 2008.
Лебедева Е.А. заместитель директора по учебно-производственной работе ОГБОУ СПО «Костромской торгово-экономический колледж»
О работе методического совета в учебном году Уровневая подготовка в КГТУ Задачи по разработке основных образовательных программ по ФГОС ВПО.
Конкурсные механизмы эффективной оценки и отбора НПР Татьяна Владимировна Климова, начальник управления развития персонала ТГУ Заседание рабочей группы.
1 Проект ID «Академия фармацевтической и биотехнологической промышленности» Проект соответствует качественным и количественным критериям отбора.
КАЗАХСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ТУРАРА РЫСКУЛОВА ТУРАРА РЫСКУЛОВА КАЗАХСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ТУРАРА РЫСКУЛОВА ТУРАРА РЫСКУЛОВА.
Основные направления деятельности Центра развития профессионального образования Республики Татарстан (ЦРПО РТ) 2015 год А.В. Сидоренко, заведующий ЦРПО.
Транксрипт:

ДЕловой РЕйтинг Высшего Образования Брусникин Николай Юрьевич Член Генерального совета «Деловой России», Первый заместитель Председателя Правления ОАО «Российские коммунальные системы» Москва, декабрь 2005

Содержание 1.Анализ существующей ситуации. 2.Построение системы ДЕРЕВО. 3.Анализ международного и российского опыт рейтингования вузов. 4.Разработка методики системы ДЕРЕВО. 5.План мероприятий на 2006г.

Рост количественных показателей деятельности вузов Общая численность студентов на 2003/04 уч.г. Общая численность студентов на 2003/04 уч.г. в 2,3 раза превышает уровень 1995/96 уч.г. Численность студентов на 10 тыс. населения в 2003/04 уч.г. в 2,2 раза больше, чем в 1995 г. Численность студентов на 10 тыс. населения в 2003/04 уч.г. в 2,2 раза больше, чем в 1995 г. Общее число вузов на 2003/04 уч.г. в 1,7 раз больше, чем в 1993 г. Общее число вузов на 2003/04 уч.г. в 1,7 раз больше, чем в 1993 г.

Слабо выражена связь между получаемыми квалификациями и рынком труда через 3 года после окончания вуза менее 20% студентов вузов работают в областях, связанных с полученной специальностью. через 3 года после окончания вуза менее 20% студентов вузов работают в областях, связанных с полученной специальностью. (Модернизация образования: достижения и уроки. Доклад Всемирного банка. Сентябрь, 2004 г.)

Свидетельства неудовлетворенности качеством вузовской подготовки Со стороны образовательного сообщества Со стороны образовательного сообщества большое число публикаций о проблемах большое число публикаций о проблемах популярная тема круглых столов и т.п. мероприятий популярная тема круглых столов и т.п. мероприятий обозначена как политическая проблема обозначена как политическая проблема Со стороны домохозяйств Со стороны домохозяйств дискуссии, в т.ч. в СМИ дискуссии, в т.ч. в СМИ работа в период обучения в вузе – компенсация низкого качества подготовки работа в период обучения в вузе – компенсация низкого качества подготовки Со стороны работодателей Со стороны работодателей проблемы с подбором квалифицированных молодых специалистов проблемы с подбором квалифицированных молодых специалистов

Действия работодателей: Развитие внутрикорпоративных систем обучения, систем обучения на рабочем месте. Развитие внутрикорпоративных систем обучения, систем обучения на рабочем месте. Организация летних и т.п. стажировок. Организация летних и т.п. стажировок. Проведение семинаров, тренингов и деловых игр со студентами. Проведение семинаров, тренингов и деловых игр со студентами. Введение специальных программ отбора выпускников и пр. Введение специальных программ отбора выпускников и пр.НО Усилия слабо скоординированы, нет системности. Усилия слабо скоординированы, нет системности. Зачастую ориентация на случайно отобранные вузы. Зачастую ориентация на случайно отобранные вузы. (Проект «Разработка предложений по совершенствованию профессионального образования с участием работодателей». Министерство образования и науки РФ, «Деловая Россия», 2005)

Цель – разработать рейтинг вузов, отражающий предпочтения и запросы работодателей

Содержание 1.Анализ существующей ситуации. 2.Построение системы ДЕРЕВО. 3.Анализ международного и российского опыта рейтингования вузов. 4.Разработка методики системы ДЕРЕВО. 5.План мероприятий на 2006г.

Этапы разработки и внедрения системы ДЕРЕВО Этап / сроки Анализ опыта рейтингования вузов 2. Разработка методики 3. Обсуждение методики 4. Разработка инструментария 5. Сбор данных 6. Анализ результатов 7. Презентация итогов

ПРОДЕЛАННАЯ РАБОТА (ноябрь – декабрь 2005 г.) 1 и 2 этапы. Ноябрь - декабрь Анализ опыта рейтингования вузов и Разработка методики 1)Проведен анализ зарубежного и российского опыта. 2) Определена теоретическая схема. 3) Сформулированы необходимые информационные запросы. 4)Подготовлен план сбора требуемых данных. 5) Разработана методика построения рейтинга.

Содержание 1.Анализ существующей ситуации. 2.Построение системы ДЕРЕВО. 3.Анализ международного и российского опыт рейтингования вузов. 4.Разработка методики системы ДЕРЕВО. 5.План мероприятий на 2006г.

Рейтинг 50 лучших бизнес-школ, подготовленный U.S. News and World Report (США) Год создания – 1983г. Пример используемых показателей: Академическая репутация. Академическая репутация. Репутация у работодателей. Репутация у работодателей. Начальная зарплата выпускников. Начальная зарплата выпускников. % выпускников, нашедших работу к моменту окончания. % выпускников, нашедших работу к моменту окончания. % выпускников, нашедших работу не позднее 3 месяцев с момента окончания. % выпускников, нашедших работу не позднее 3 месяцев с момента окончания. Средний балл GMAT (международный тест на математические и аналитические способности для желающих поступить на аспирантские программы бизнес-школ). Средний балл GMAT (международный тест на математические и аналитические способности для желающих поступить на аспирантские программы бизнес-школ). Средний балл при поступлении. Средний балл при поступлении. Процент принятых студентов. Процент принятых студентов. Международный опыт рейтингования вузов (1)

Международный рейтинг Приложения к газете Таймс (Великобритания). Год создания – 1993г. Пример используемых показателей: Международная известность преподавателей. Международная известность преподавателей. количество иностранных преподавателей и студентов. количество иностранных преподавателей и студентов. Отношение числа студентов к численности преподавателей. Отношение числа студентов к численности преподавателей. Индекс цитирования научных работ. Индекс цитирования научных работ. Международный опыт рейтингования вузов (2)

Всемирный рейтинг Шанхайского университета (КНДР) лучших университетов мира Год создания – 2003г. Пример используемых показателей: Лауреаты Нобелевской премии или медалей Филдса среди выпускников. Лауреаты Нобелевской премии или медалей Филдса среди выпускников. Лауреаты Нобелевской премии или медалей Филдса среди работников. Лауреаты Нобелевской премии или медалей Филдса среди работников. Часто цитируемые ученые, работающие в 21 предметной области. Часто цитируемые ученые, работающие в 21 предметной области. Статьи, опубликованные в журналах Nature и Science. Статьи, опубликованные в журналах Nature и Science. Статьи, вошедшие в индексы научной цитируемости. Статьи, вошедшие в индексы научной цитируемости. Академические достижения относительно размера института. Академические достижения относительно размера института. В 2005 году в рейтинг вошли два российских вуза: В 2005 году в рейтинг вошли два российских вуза: МГУ им. Ломоносова (66 место) и Санкт-Петербургский государственный университет (343 место). Международный опыт рейтингования вузов (3)

Министерство образования и науки Российской Федерации Министерство образования и науки Российской Федерации Год создания – 2001г. Год создания – 2001г. Пример используемых показателей: Квалификация профессорско-преподавательского состава. Квалификация профессорско-преподавательского состава. Обеспеченность учебно-лабораторной базой. Обеспеченность учебно-лабораторной базой. Обеспеченность местами в общежитии. Обеспеченность местами в общежитии. Число защищенных в советах вуза диссертаций. Число защищенных в советах вуза диссертаций. Объем госбюджетных научных работ. Объем госбюджетных научных работ. Российский опыт рейтингования вузов (1)

Профессиональные ассоциации и общественные организации Профессиональные ассоциации и общественные организации Пример используемых показателей: интеллектуальный и личностный потенциал студентов (Фонд В.Потанина) интеллектуальный и личностный потенциал студентов (Фонд В.Потанина) профессиональный уровень молодых преподавателей (Фонд В.Потанина) профессиональный уровень молодых преподавателей (Фонд В.Потанина) удовлетворенность государства (РейтОР) удовлетворенность государства (РейтОР) Примеры: фонд В.Потанина, Ассоциации Технических Университетов, Ассоциации Инженерного образования, РейтОР и др. Примеры: фонд В.Потанина, Ассоциации Технических Университетов, Ассоциации Инженерного образования, РейтОР и др. Российский опыт рейтингования вузов (2)

СМИ СМИ Пример используемых показателей: характеристика контингента студентов характеристика контингента студентов характеристика профессорско-преподавательского характеристика профессорско-преподавательского состава состава характеристика программ и условий обучения характеристика программ и условий обучения Примеры: журнал «Карьера» и другие издания. Примеры: журнал «Карьера» и другие издания. Российский опыт рейтингования вузов (3)

Содержание 1.Анализ существующей ситуации. 2.Построение системы ДЕРЕВО. 3.Анализ международного и российского опыта рейтингования вузов. 4.Разработка методики системы ДЕРЕВО. 5.План мероприятий на 2006г.

Что характеризуют показатели, используемые для оценки образования: Ресурсы «на входе» Процесс Результаты Разработка методики системы ДЕРЕВО (1)

Теоретическая схема: выделение «результатов» Обучение в вузе дает выпускнику: Знания и навыки Знания и навыки Общие – например, умение грамотно формулировать предлагаемые решения Общие – например, умение грамотно формулировать предлагаемые решения Специальные, относящиеся непосредственно к области полученной профессиональной подготовки Специальные, относящиеся непосредственно к области полученной профессиональной подготовки Социальные связи Социальные связи Разработка методики системы ДЕРЕВО (2)

Информационные запросы Выделены следующие блоки показателей: Положение и продвижение выпускников вуза на рынке труда. Положение и продвижение выпускников вуза на рынке труда. Оплата труда выпускников вуза. Оплата труда выпускников вуза. Востребованность выпускников вуза у работодателей. Востребованность выпускников вуза у работодателей. Оценка результатов подготовки. Оценка результатов подготовки. Усилия вуза по обеспечению качества подготовки. Усилия вуза по обеспечению качества подготовки. Разработка методики системы ДЕРЕВО (3)

Методика построения рейтинга Определение места вуза по каждому из показателей. Определение места вуза по каждому из показателей. Подготовка промежуточных рейтингов. Подготовка промежуточных рейтингов. Рейтинг оценки выпускников вуза на рынке труда – рассчитывается по показателям: Рейтинг оценки выпускников вуза на рынке труда – рассчитывается по показателям: Положение и продвижение выпускников вуза на рынке труда Положение и продвижение выпускников вуза на рынке труда Оплата труда выпускников вуза Оплата труда выпускников вуза Рейтинг оценки качества подготовки выпускников вуза – рассчитывается по показателям: Рейтинг оценки качества подготовки выпускников вуза – рассчитывается по показателям: Востребованность выпускников вуза у работодателей Востребованность выпускников вуза у работодателей Оценка результатов подготовки Оценка результатов подготовки Расчет интегральных позиций вузов по всем рассматриваемым показателям. Расчет интегральных позиций вузов по всем рассматриваемым показателям. Разработка методики системы ДЕРЕВО (4)

Сбор данных 1. Опрос молодых специалистов и сотрудников кадровых служб 400 ведущих российских компаний (рейтинг «Эксперта»). 2. Анализ данных кадровых агентств. 3. Анализ данных вузов. Разработка методики системы ДЕРЕВО (5)

1 БЛОК. Старт выпускников на рынке труда. Когда устроился на первое место работы Когда устроился на первое место работы Как устроился на первое место работы (каналы трудоустройства) Как устроился на первое место работы (каналы трудоустройства) Характеристики первого места работы Характеристики первого места работы Размер компании Размер компании Тип позиции Тип позиции Продолжительность работы на первом месте работы. Продолжительность работы на первом месте работы. 2 БЛОК. Положение и продвижение на рынке труда. Когда устроился на текущее место работы Когда устроился на текущее место работы Как устроился на текущее место работы (каналы продвижения) Как устроился на текущее место работы (каналы продвижения) Характеристики текущего места работы Характеристики текущего места работы Тип позиции Тип позиции Характер обязанностей Характер обязанностей Наличие подчиненных и их характеристики. Наличие подчиненных и их характеристики. СБОР ДАННЫХ. Опрос молодых специалистов (1)

3 БЛОК. Наличие связей с вузом, который окончил. 4 БЛОК. Динамика оплаты труда. Размер оплаты труда на первом месте работы. Размер оплаты труда на первом месте работы. Размер оплаты труда в настоящее время. Размер оплаты труда в настоящее время. Оценка средних темпов изменения размеров оплаты труда с момента окончания вуза. Оценка средних темпов изменения размеров оплаты труда с момента окончания вуза. Наличие дополнительных условий на рабочем месте (бонусы, страховки, компенсация расходов на связь, служебный автомобиль и пр.) Наличие дополнительных условий на рабочем месте (бонусы, страховки, компенсация расходов на связь, служебный автомобиль и пр.) СБОР ДАННЫХ. Опрос молодых специалистов (2)

Частота посещения работодателями студентов вуза – организация презентаций компании и «ярмарок вакансий». Частота посещения работодателями студентов вуза – организация презентаций компании и «ярмарок вакансий». Тип и общая доля стажировок, предложенных студентам вуза для прохождения. Тип и общая доля стажировок, предложенных студентам вуза для прохождения. Наличие и характеристики договоров о сотрудничестве между компанией и вузами. Наличие и характеристики договоров о сотрудничестве между компанией и вузами. Наличие совместной работы студентов с работодателями (составление бизнес-планов, организация мастер-классов и т.п.). Наличие совместной работы студентов с работодателями (составление бизнес-планов, организация мастер-классов и т.п.). Участие студентов в конкурсах, организованных работодателями. Участие студентов в конкурсах, организованных работодателями. Наличие предпочтений относительно вузов. Наличие предпочтений относительно вузов. СБОР ДАННЫХ. Опрос кадровых служб

Размер оплаты труда, предлагаемой молодым специалистам. Размер оплаты труда, предлагаемой молодым специалистам. Наличие на рынке труда запросов о выпускниках конкретного вуза. Наличие на рынке труда запросов о выпускниках конкретного вуза. Тип востребованных компетенций. Тип востребованных компетенций. СБОР ДАННЫХ. Анализ данных кадровых агентств

1. Востребованность выпускников вуза у работодателей Тип и общая доля стажировок, предложенных студентам вуза для прохождения Тип и общая доля стажировок, предложенных студентам вуза для прохождения Частота посещения работодателями студентов вуза – организация презентаций компании и «ярмарок вакансий Частота посещения работодателями студентов вуза – организация презентаций компании и «ярмарок вакансий Наличие договоров о сотрудничестве между вузом и работодателями Наличие договоров о сотрудничестве между вузом и работодателями Объем финансирования работодателями вуза Объем финансирования работодателями вуза Наличие совместной работы студентов с работодателями (составление бизнес-планов, организация мастер-классов и т.п.) Наличие совместной работы студентов с работодателями (составление бизнес-планов, организация мастер-классов и т.п.) доля частично занятых студентов доля частично занятых студентов доля временно (2-3 мес. ) занятых студентов доля временно (2-3 мес. ) занятых студентов участие студентов в конкурсах, организованных работодателями участие студентов в конкурсах, организованных работодателями СБОР ДАННЫХ. Анализ данных вузов (1)

2. Оценка результатов обучения в вузе Знания: Знания: Доля выпускников, трудоустроившихся по специальности Доля выпускников, трудоустроившихся по специальности Связи: Связи: Наличие обращений за молодыми специалистами со стороны бывших выпускников Наличие обращений за молодыми специалистами со стороны бывших выпускников Наличие «клуба» выпускников Наличие «клуба» выпускников СБОР ДАННЫХ. Анализ данных вузов (2)

3. Усилия вуза по обеспечению качества подготовки Вступительные стандарты Вступительные стандарты Академические достижения сотрудников вуза Академические достижения сотрудников вуза Развитие образовательных программ, ориентированных на рынок Развитие образовательных программ, ориентированных на рынок Средние затраты на образование одного студента Средние затраты на образование одного студента СБОР ДАННЫХ. Анализ данных вузов (3)

Дополнительно: независимое обследование вузов Оценка результатов подготовки Оценка результатов подготовки Выявление востребованных на рынке труда общих и специальных компетенции Выявление востребованных на рынке труда общих и специальных компетенции Усилия вуза по обеспечению качества подготовки Усилия вуза по обеспечению качества подготовки Академические достижения сотрудников вуза Академические достижения сотрудников вуза Вступительные стандарты Вступительные стандарты Развитие образовательных программ, ориентированных на рынок Развитие образовательных программ, ориентированных на рынок СБОР ДАННЫХ. Анализ данных вузов (4)

Отличия системы ДЕРЕВО от существующих аналогов Фокусировка на основном «продукте» системы высшего образования – востребованных в наиболее крупных и влиятельных компаниях молодых специалистах. Фокусировка на основном «продукте» системы высшего образования – востребованных в наиболее крупных и влиятельных компаниях молодых специалистах. Акцент на результатах процесса вузовского обучения. Акцент на результатах процесса вузовского обучения. Позволяет выявить и учесть лучшие практики организации подготовки молодых специалистов. Позволяет выявить и учесть лучшие практики организации подготовки молодых специалистов. Разработка методики системы ДЕРЕВО (6)

Условия легитимности методики Обоснованность используемых показателей Обоснованность используемых показателей Анализ опыта Анализ опыта Адекватность используемых гипотез (т.е. теоретических подходов, из которых они следуют) Адекватность используемых гипотез (т.е. теоретических подходов, из которых они следуют) Широкое обсуждение, расширение числа привлеченных к дискуссии представителей заинтересованных сторон Широкое обсуждение, расширение числа привлеченных к дискуссии представителей заинтересованных сторон Качество реализации методики Качество реализации методики Разработка методики системы ДЕРЕВО (7)

Содержание 1.Анализ существующей ситуации. 2.Построение системы ДЕРЕВО. 3.Анализ международного и российского опыта рейтингования вузов. 4.Разработка методики системы ДЕРЕВО. 5.План мероприятий на 2006г.

3 этап. Декабрь 2005-февраль Обсуждение методики. создание Наблюдательного совета; создание Наблюдательного совета; общественное обсуждение методики; общественное обсуждение методики; создание сайта для обсуждения методики; создание сайта для обсуждения методики; оценка методики рейтингования представителями Министерства образования и науки РФ, экспертного сообщества, СМИ и др. заинтересованными сторонами; оценка методики рейтингования представителями Министерства образования и науки РФ, экспертного сообщества, СМИ и др. заинтересованными сторонами; корректировка методики; корректировка методики; презентация окончательной методики рейтингования. презентация окончательной методики рейтингования. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ НА 2006 г. (1)

Ближайшие шаги создание по эгидой «Деловой России» Наблюдательного совета; создание по эгидой «Деловой России» Наблюдательного совета; организация общественного обсуждения методики в рамках Бизнес-педсовета «Деловой России»; организация общественного обсуждения методики в рамках Бизнес-педсовета «Деловой России»; создание сайта для обсуждения методики и, в дальнейшем, размещения рейтинга; создание сайта для обсуждения методики и, в дальнейшем, размещения рейтинга; формирование финансового пула из числа заинтересованных работодателей для реализации 3 – 7 этапов проекта. формирование финансового пула из числа заинтересованных работодателей для реализации 3 – 7 этапов проекта. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ НА 2006 г. (2)

4 этап. Январь -февраль Разработка инструментария. окончательное определение показателей и индикаторов; окончательное определение показателей и индикаторов; определение адекватных методов сбора данных: анализ баз данных, анкетный опрос, глубинное интервью; определение адекватных методов сбора данных: анализ баз данных, анкетный опрос, глубинное интервью; разработка методического инструментария. разработка методического инструментария. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ НА 2006 г. (3)

5 этап. Март - апрель Сбор данных. разработка сметы «полевого» этапа; разработка сметы «полевого» этапа; проведение открытого конкурса по определению организации-оператора; проведение открытого конкурса по определению организации-оператора; организация обследования; организация обследования; сбор данных для подготовки рейтинга. сбор данных для подготовки рейтинга. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ НА 2006 г. (4)

6 этап. Апрель - май Анализ результатов. интерпретация и анализ результатов обследования; интерпретация и анализ результатов обследования; экспертиза полученных результатов; экспертиза полученных результатов; подготовка итогового аналитического отчета. подготовка итогового аналитического отчета. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ НА 2006 г. (5)

7 этап. Май - июнь Презентация итогов. презентация и общественное обсуждение рейтинга; презентация и общественное обсуждение рейтинга; международная экспертиза; международная экспертиза; публикация итогов рейтингования; публикация итогов рейтингования; PR-поддрежка рейтинга; PR-поддрежка рейтинга; обсуждение с Министерством образования и науки РФ перспектив использования рейтинга в управлении системой профессионального образования; обсуждение с Министерством образования и науки РФ перспектив использования рейтинга в управлении системой профессионального образования; оценка успешности проекта; оценка успешности проекта; принятие решения о создании Рейтингового агентства работодателей в сфере образования. принятие решения о создании Рейтингового агентства работодателей в сфере образования. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ НА 2006 г. (6)

Группа разработчиков Брусникин Н.Ю., член ГенСовета «Деловой России», к.э.н. (Руководитель). Бондарик М.В., к.социол.н. Дымарская О.Я., к.социол.н. Творогова С.В., к.социол.н.