КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА КАК ОСНОВА СТАНОВЛЕНИЯ НОВОГО КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Колесникова Валентина Ивановна, директор МОУ гимназии 2 города Минеральные.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Квалификационные характеристики работников образования.
Advertisements

1. Требования, предъявляемые ЕКС к работникам образования, направлены на повышение результативности их труда, трудовой активности, деловой инициативы.
КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДОЛЖНОСТЕЙ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ / Приложение к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской.
Оценка качества образования в процессе аттестации кадров.
Современное представление Квалификационные категории.
Основные составляющие компетентности педагогических работников Выполнила учитель математики высшей категории МОУ Коченевская СОШ 13 Скидан Светлана Васильевна.
Методический семинар г. ФГОС ООО Кадровые условия реализации основной образовательной программы.
Методическая работа Мастерство учителя- это специальность, которой надо учиться А.С. Макаренко.
Единая методическая тема РМК : «Компетенции педагога как основа становления нового качества образования»
Коммуникативная компетентность – важная профессиональная ценность современного педагога.
Правовые основы деятельности учителя Закон РФ «Об образовании» Типовое положение об образовательном учреждении Приказ Минздравсоцразвития РФ "Об утверждении.
«Формирование ключевых компетенций на уроках географии как условие повышения качества образования обучающихся» Яковлева М.Г. МБОУ «Зиминский лицей», учитель.
«Повышение профессиональной компетентности педагогов – необходимое условие развития современной школы»
систематически отслеживать психолого- педагогический статус ребенка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения формировать.
Методическая работа в школе в связи с переходом на ФГОС ООО.
Балашов 2009 Выступление на районном методическом объединении учителей истории 15 января 2009 года.
Дискуссия: Современные требования к профессионализму учителя.
Заседание методического объединения учителей математики, физики и информатики г.Череповец МОУ «СОШ 14»
«МБУ КИМЦ – системный оператор по реализации стратегии развития муниципальной системы образования на основе эффективного обеспечения деятельности образовательных.
Работа над единой методической темой. Работа над единой методической темой - Одна из форм методической работы в образовательном учреждении.
Транксрипт:

КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА КАК ОСНОВА СТАНОВЛЕНИЯ НОВОГО КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Колесникова Валентина Ивановна, директор МОУ гимназии 2 города Минеральные Воды. Кандидат педагогических наук, руководитель высшей категории

ПОНЯТИЕ «КОМПЕТЕНЦИЯ» знания - это набор фактов, требуемых для выполнения работы. Знания - более широкое понятие, чем навыки. Знания представляют интеллектуальный контекст, в котором работает человек; знания - это набор фактов, требуемых для выполнения работы. Знания - более широкое понятие, чем навыки. Знания представляют интеллектуальный контекст, в котором работает человек; навыки - это владение средствами и методами выполнения определенной задачи. Навыки проявляются в широком диапазоне; от физической силы и сноровки до специализированного обучения. Общим для навыков является их конкретность. навыки - это владение средствами и методами выполнения определенной задачи. Навыки проявляются в широком диапазоне; от физической силы и сноровки до специализированного обучения. Общим для навыков является их конкретность. способность - врожденная предрасположенность выполнять определенную задачу. Способность также является приблизительным синонимом одаренности. способность - врожденная предрасположенность выполнять определенную задачу. Способность также является приблизительным синонимом одаренности.

ПОНЯТИЕ « КОМПЕТЕНЦИЯ » стереотипы поведения - означает видимые формы действий, предпринимаемых для выполнения задачи; усилия - это сознательное приложение в определенном направлении ментальных и физических ресурсов.

ВИДЫ КОМПЕТЕНЦИЙ Ключевые - необходимые для жизнедеятельности человека и связанные с его успехом в профессиональной деятельности в быстроизменяющемся обществе. Ключевые - необходимые для жизнедеятельности человека и связанные с его успехом в профессиональной деятельности в быстроизменяющемся обществе. Базовые – отражающие специфику определенной профессиональной деятельности. Базовые – отражающие специфику определенной профессиональной деятельности. Функциональные – представляют собой совокупность характеристик конкретной деятельности и отражают набор функций, характерных для данного рабочего места. Функциональные – представляют собой совокупность характеристик конкретной деятельности и отражают набор функций, характерных для данного рабочего места.

КК, ОПРЕДЕЛЕННЫЕ СОВЕТОМ ЕВРОПЫ политические и социальные компетенции, такие как способность брать ответственность на себя, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путем, участвовать в функционировании и улучшении демократических общественных институтов; политические и социальные компетенции, такие как способность брать ответственность на себя, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путем, участвовать в функционировании и улучшении демократических общественных институтов; компетенции, касающиеся жизни в много культурном обществе, такие как понимание различий, уважение друг другу, способность жить с людьми других культур, языков, религий, убеждений; компетенции, касающиеся жизни в много культурном обществе, такие как понимание различий, уважение друг другу, способность жить с людьми других культур, языков, религий, убеждений; компетенция в области коммуникации, таких, как владение устным и письменным общением, несколькими языками и др.; компетенция в области коммуникации, таких, как владение устным и письменным общением, несколькими языками и др.; компетенции, связанные с обществом информации, такие как владение информационными технологиями, понимание возможности их применения, силы и слабости, способность критического отношения к распространяемой СМИ информации и рекламе и др.; компетенции, связанные с обществом информации, такие как владение информационными технологиями, понимание возможности их применения, силы и слабости, способность критического отношения к распространяемой СМИ информации и рекламе и др.; компетенции, связанные с формированием способности постоянного самообразования, как основы непрерывной подготовки в профессиональном плане, достижения успеха в личной и общественной жизни. компетенции, связанные с формированием способности постоянного самообразования, как основы непрерывной подготовки в профессиональном плане, достижения успеха в личной и общественной жизни.

ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ работа над развитием ключевых компетенций в образовательном процессе - на занятиях по общетеоретической и специальной подготовки; работа над развитием ключевых компетенций в образовательном процессе - на занятиях по общетеоретической и специальной подготовки; подготовка инженерно-педагогических работников к работе по становлению ключевых компетенций у учащихся; подготовка инженерно-педагогических работников к работе по становлению ключевых компетенций у учащихся; разработка экспертизы образовательного процесса с позиций компетентностного подхода. разработка экспертизы образовательного процесса с позиций компетентностного подхода.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ качество действий работника, обеспечивающих эффективное решение профессионально-педагогических проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием жизненного опыта, имеющейся квалификации, общепризнанных ценностей. качество действий работника, обеспечивающих эффективное решение профессионально-педагогических проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием жизненного опыта, имеющейся квалификации, общепризнанных ценностей.

КРИТЕРИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ знание основ общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно- управленческих задач; знание педагогики, психологии, возрастной физиологии, школьной гигиены; знание основ общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно- управленческих задач; знание педагогики, психологии, возрастной физиологии, школьной гигиены; знание методики преподавания предмета, программ и учебников по преподаваемому предмету; знание методики воспитательной работы, требований к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений к ним, средств обучения и их дидактические возможности; знание методики преподавания предмета, программ и учебников по преподаваемому предмету; знание методики воспитательной работы, требований к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений к ним, средств обучения и их дидактические возможности; знание основ научной организации труда; знание основ научной организации труда; знание современных педагогических технологий продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения; знание современных педагогических технологий продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения; знание основ экологии, экономики, социологии; знание основ экологии, экономики, социологии; владение современными образовательными технологиями, технологиями педагогической диагностики (опросов, индивидуальных и групповых интервью), психолого-педагогической коррекции, снятия стрессов и т.п., методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование; владение современными образовательными технологиями, технологиями педагогической диагностики (опросов, индивидуальных и групповых интервью), психолого-педагогической коррекции, снятия стрессов и т.п., методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование; использование методических идей, новой литературы и иных источников информации в области компетенции и методик преподавания для построения современных занятий с обучающимися (воспитанниками, детьми), осуществление оценочно-ценностной рефлексии. использование методических идей, новой литературы и иных источников информации в области компетенции и методик преподавания для построения современных занятий с обучающимися (воспитанниками, детьми), осуществление оценочно-ценностной рефлексии.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ качество действий работника, обеспечивающих эффективный поиск, структурирование информации, ее адаптацию к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям, формулировку учебной проблемы различными информационно- коммуникативными способами, квалифицированную работу с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программно-методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач, использование автоматизированных рабочих мест учителя в образовательном процессе. качество действий работника, обеспечивающих эффективный поиск, структурирование информации, ее адаптацию к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям, формулировку учебной проблемы различными информационно- коммуникативными способами, квалифицированную работу с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программно-методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач, использование автоматизированных рабочих мест учителя в образовательном процессе.

КРИТЕРИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ умение работать с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; умение работать с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; умение вести школьную документацию на электронных носителях; умение вести школьную документацию на электронных носителях; ведение регулярной самостоятельной познавательной деятельности; ведение регулярной самостоятельной познавательной деятельности; готовность к ведению дистанционной образовательной деятельности; готовность к ведению дистанционной образовательной деятельности; использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе. использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе.

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ качество действий работника, обеспечивающих эффективное конструирование прямой и обратной связи с другим человеком; установление контакта с обучающимися (воспитанниками, детьми) разного возраста, родителями (лицами, их замещающими), коллегами по работе. качество действий работника, обеспечивающих эффективное конструирование прямой и обратной связи с другим человеком; установление контакта с обучающимися (воспитанниками, детьми) разного возраста, родителями (лицами, их замещающими), коллегами по работе.

КРИТЕРИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ умение вести вербальный и невербальный обмен информацией, а также проводить диагностирование личных свойств и качеств собеседника; умение вести вербальный и невербальный обмен информацией, а также проводить диагностирование личных свойств и качеств собеседника; умение убеждать, аргументировать свою позицию; умение убеждать, аргументировать свою позицию; владение ораторским искусством, грамотностью устной и письменной речи, публичным представлением результатов своей работы, отбором адекватных форм и методов презентации; владение ораторским искусством, грамотностью устной и письменной речи, публичным представлением результатов своей работы, отбором адекватных форм и методов презентации; умение вырабатывать стратегию, тактику и технику, взаимодействие с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей; умение вырабатывать стратегию, тактику и технику, взаимодействие с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей; умение идентифицировать себя с собеседником, понимать, как он сам воспринимается партнером по общению и эмпатийно относится к нему. умение идентифицировать себя с собеседником, понимать, как он сам воспринимается партнером по общению и эмпатийно относится к нему. готовность к проявлению компетентности (т.е. мотивационный аспект); готовность к проявлению компетентности (т.е. мотивационный аспект);

КРИТЕРИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ владение знанием содержания компетентности (т.е. когнитивный аспект); владение знанием содержания компетентности (т.е. когнитивный аспект); опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях (т.е. поведенческий аспект); опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях (т.е. поведенческий аспект); отношение к содержанию компетентности и объекту ее приложения (ценностно-смысловой аспект); отношение к содержанию компетентности и объекту ее приложения (ценностно-смысловой аспект); эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления компетентности. владение эффективными техниками общения, способность быстро и правильно ориентироваться в социальном контексте; эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления компетентности. владение эффективными техниками общения, способность быстро и правильно ориентироваться в социальном контексте; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; потребности и ценностные ориентации, перцептивные (стойкие) убеждения; потребности и ценностные ориентации, перцептивные (стойкие) убеждения; готовность воспринимать новое во внешней среде. готовность воспринимать новое во внешней среде.

ПРАВОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ качество действий работника, обеспечивающих эффективное использование в профессиональной деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти для решения соответствующих профессиональных задач. качество действий работника, обеспечивающих эффективное использование в профессиональной деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти для решения соответствующих профессиональных задач.

КРИТЕРИИ ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТЬ знание приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации; законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность; Конвенции о правах ребенка; трудового законодательства, правил внутреннего распорядка образовательного учреждения, правил по охране труда и пожарной безопасности нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи. знание приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации; законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность; Конвенции о правах ребенка; трудового законодательства, правил внутреннего распорядка образовательного учреждения, правил по охране труда и пожарной безопасности нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи.

ЕМТ «Ключевые компетенции педагога как основа становления нового качества образования» 1 этап (соответствует 1 году работы над темой) – организационный, теоретический. На первом этапе осуществляется большая организационная работа: изучение и анализ научно-педагогической, методической литературы; изучение и анализ научно-педагогической, методической литературы; выбор тематики работы методических объединений учителей, академического совета, педагогических советов; выбор тематики работы методических объединений учителей, академического совета, педагогических советов; выявление основных проблем данной темы, определение состава проблемных и творческих групп; выявление основных проблем данной темы, определение состава проблемных и творческих групп; определение содержания деятельности структурных подразделений методической службы школы и отдельных учителей; определение содержания деятельности структурных подразделений методической службы школы и отдельных учителей; определение тематики психолого-педагогических семинаров; определение тематики психолого-педагогических семинаров; пропаганда материалов и разъяснение преимуществ новых подходов и методов; пропаганда материалов и разъяснение преимуществ новых подходов и методов; разработка индивидуальных тем самообразования. разработка индивидуальных тем самообразования.

ЕМТ «Ключевые компетенции педагога как основа становления нового качества образования» 2 этап (соответствует второму году работы над темой) – обучающе-практический. На втором этапе осуществляется оказание помощи по внедрению новых идей: практическое обучение использованию рекомендаций; практическое обучение использованию рекомендаций; апробация новых методов и приемов (членами проблемных групп); апробация новых методов и приемов (членами проблемных групп); организация специальных занятий: консультаций для учителей, методических совещаний, психолого- педагогических семинаров; организация специальных занятий: консультаций для учителей, методических совещаний, психолого- педагогических семинаров; новые формы повышения квалификации (круглые столы, моделирование дел, мозговой штурм, коллективные обсуждения докладов, выступлений и другие). новые формы повышения квалификации (круглые столы, моделирование дел, мозговой штурм, коллективные обсуждения докладов, выступлений и другие).

ЕМТ «Ключевые компетенции педагога как основа становления нового качества образования» 3 этап (соответствует третьему году работы над темой) – практический, сбор и обработка полученной информации: сбор обработанной информации (руководителями МО, проблемной группы, членами администрации); сбор обработанной информации (руководителями МО, проблемной группы, членами администрации); принятие конкретных решений и разработка рекомендаций на основе полученной информации; принятие конкретных решений и разработка рекомендаций на основе полученной информации; внедрение в практику достижений науки; внедрение в практику достижений науки; реализация плана контрольных мероприятий (открытые уроки, внеклассные мероприятия, отчеты); реализация плана контрольных мероприятий (открытые уроки, внеклассные мероприятия, отчеты); проведение опросов, анкетирования, диагностирования педагогов. проведение опросов, анкетирования, диагностирования педагогов. изучение мнений участников образовательного процесса. изучение мнений участников образовательного процесса.

ЕМТ «Ключевые компетенции педагога как основа становления нового качества образования» 4 этап – обобщающий, оценка результатов опыта: проведение единых методических дней по проблеме; проведение единых методических дней по проблеме; творческие отчеты микрогрупп, творческих групп; творческие отчеты микрогрупп, творческих групп; обобщение опыта, рецензирование его руководителями школы, коллегами; обобщение опыта, рецензирование его руководителями школы, коллегами; индивидуальная работа (тематические консультации, школы ППО и другие). индивидуальная работа (тематические консультации, школы ППО и другие).

ЕМТ «Ключевые компетенции педагога как основа становления нового качества образования» 5 этап – отчетно-обобщающий: анализ работы педагогического коллектива над методической темой (заседания педсовета, академического совета, методических объединений, проблемных групп, научно- практическая конференция); анализ работы педагогического коллектива над методической темой (заседания педсовета, академического совета, методических объединений, проблемных групп, научно- практическая конференция); организация тематических выставок; организация тематических выставок; сбор и накопление материалов из опыта работы по теме, конспекты-разработки открытых мероприятий, библиографические списки по проблемам и другие; сбор и накопление материалов из опыта работы по теме, конспекты-разработки открытых мероприятий, библиографические списки по проблемам и другие; определение перспективных направлений работы. определение перспективных направлений работы.

ЕМТ «Ключевые компетенции педагога как основа становления нового качества образования» ПОДТЕМЫ : 1 этап – Компетентностный подход в образовании: поиск решений. 1 этап – Компетентностный подход в образовании: поиск решений. 2 этап – Развитие диагностико-дидактической базы – одно из направлений формирования ключевых компетенций педагога. 2 этап – Развитие диагностико-дидактической базы – одно из направлений формирования ключевых компетенций педагога. 3 этап – Внедрение компетентностно-деятельностного подхода в свете модернизации российского образования. 3 этап – Внедрение компетентностно-деятельностного подхода в свете модернизации российского образования. 4 этап – Развитие диагностико-психологической и оценочной базы как одно из направлений работы по становлению нового качества образования. 4 этап – Развитие диагностико-психологической и оценочной базы как одно из направлений работы по становлению нового качества образования. 5 этап – Компетентностный подход в образовании: опыт и проблемы. 5 этап – Компетентностный подход в образовании: опыт и проблемы.

ВЫВОДЫ нацеленность на становление ключевых компетенций является перспективным направлением в науке и практике образования; нацеленность на становление ключевых компетенций является перспективным направлением в науке и практике образования; идея о развитии компетенций наиболее интенсивно развивается в системе профессионального образования; идея о развитии компетенций наиболее интенсивно развивается в системе профессионального образования; компетентностный подход предполагает конструирование содержания сверху вниз, а способов его освоения снизу вверх, т.е. сначала четко определяется модель нового педагога, а затем под эту модель подбирается содержание по развитию ключевых компетенций; компетентностный подход предполагает конструирование содержания сверху вниз, а способов его освоения снизу вверх, т.е. сначала четко определяется модель нового педагога, а затем под эту модель подбирается содержание по развитию ключевых компетенций; основные ресурсы должны быть направлены на подготовку кадров. основные ресурсы должны быть направлены на подготовку кадров.