Метод проектов и особенности деятельности учителя по его реализации Алексеенко Наталья Алексеевна, доцент кафедры ЕНД.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
М ЕТОД ПРОЕКТОВ В ГЕОГРАФИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ Автор проекта: Астахова М.Ю.
Advertisements

Метод проектов в обучении. Метод проектов – это способ организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определённого результата Учебный.
Метод проектов Возник более 100 лет назад в США (гуманистическое направления в философии и образовании, разработанное американским философом и педагогом.
«Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе» Захарова Анна Модестовна учитель начальных классов МОУ «Руэмская средняя общеобразовательная.
Основные требования к использованию метода проектов:
Технология проектного обучения возникла в начале прошлого столетия в США. Первоначально она была известна под названием «метод проектов» и (или) «метод.
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ О.Н. Хижнякова доцент, зав. кафедрой начального образования СКИПКРО.
Подготовила презентацию : Бердюгина Анастасия 2001 группа, факультет Истории и права
«Проект есть всякое действие индивидуальное или групповое, совершаемое от всего сердца» Уильям Херд Килпатрик Учитель информатики и ИКТ МОУ СОШ 11, г.
Проектная деятельность в начальной школе. Метод проектов зародился во второй половине XIX века в сельскохозяйственных школах США и основывался на теоретических.
Учебный проект. Цели: создать условия, при которых учащиеся Самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; Учатся пользоваться.
Проектная деятельность на уроках информатики Учитель информатики Сморчкова Н.Я.
Метод проектов в начальной школе.. Что такое «метод проектов»? Педагогическая технология. Педагогическая технология. Метод обучения, основанный на постановке.
«Проект как средство формирования образовательного пространства, способствующего повышению географической культуры» Выполнила Хагина А. Е Выполнила Хагина.
Технология проектной деятельности Метод проектов возник в начале ХХ века в США. Автор идеи – американский педагог Джон Дьюи.
Консультация для участников конкурса «Педагог года – 2012»
Организация проектной деятельности в ДОУ как интегрированный метод обучения и воспитания.
Проектная деятельность как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся начальных классов. И.В. Музалевская Учитель начальных классов МОУ «Червовская.
Метод проектов зародился во второй половине XIX века в сельскохозяйственных школах США и основывался на теоретических концепциях «прагматической педагогики»,
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ Подготовила Шевелькова И. Ю.
Транксрипт:

Метод проектов и особенности деятельности учителя по его реализации Алексеенко Наталья Алексеевна, доцент кафедры ЕНД

XIX в., вторая половина, сельскохозяйственные школы США; XIX в., вторая половина, сельскохозяйственные школы США; теоретическая концепция – прагматическая педагогика; теоретическая концепция – прагматическая педагогика; основоположник – философ-идеалист Джон Дьюи ( ) основоположник – философ-идеалист Джон Дьюи ( ) гг. – идеи Дьюи широко реализовывались его учениками. - Вильям Килпатрик: учебный процесс должен строиться, исходя только из интересов ребенка История возникновения и развития метода проектов

Основные положения теории Дж. Дьюи усвоение знаний есть спонтанный, неуправляемый процесс усвоение знаний есть спонтанный, неуправляемый процесс любознательности ребенка вполне достаточно для полноценного интеллектуального развития и образования любознательности ребенка вполне достаточно для полноценного интеллектуального развития и образования опыт и знания ребенок должен приобретать путем «делания», в ходе исследования проблемной обучающей среды опыт и знания ребенок должен приобретать путем «делания», в ходе исследования проблемной обучающей среды обучение должно проходить как преимущественно трудовая и игровая деятельность обучение должно проходить как преимущественно трудовая и игровая деятельность педагог должен помогать в познании только того, что спонтанно заинтересовало ребенка, а не предлагать для изучения что-либо сверх того педагог должен помогать в познании только того, что спонтанно заинтересовало ребенка, а не предлагать для изучения что-либо сверх того

XX в., 20-е годы: метод проектов активно используется в учебном процессе во многих странах мира: США, Великобритании, Италии и т.д., в т.ч. В России (С.Т. Шацкий, В.Н. Сорока-Росинский, А.С. Макаренко). Утвержденные в 1930 г. Наркомпросом программы для начальной школы и для школ ФЗС были построены на основе комплексов-проектов («Поможем фабрике или заводу выполнить промфинплан», «Научимся разводить кур»). Работая по комплексно-проектным программам, школа не смогла обеспечить учащимся необходимого объема систематических знаний.

Актуальность: Цель использования метода проектов – самостоятельное постижение проблем, имеющих жизненный смысл для учащихся. Дидактической единицей в методе проектов является взятая из реальной жизни и лично значимая для учащихся проблема. В проектную деятельность вовлечены чувства, отношения, мысли и действия школьников.

Метод проектов обеспечивает: актуализацию знаний и приобретение новых; приобретение личного опыта практического применения знаний (а опыт самостоятельного применения знаний – это неотъемлемая часть любой компетенции); формирование опыта творческой деятельности; становление опыта эмоционально-ценностного отношения к миру, друг другу, самому себе.

ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ - наличие значимой проблемы, требующей решения путем исследовательского поиска и применения интегрированного знания; - значимость предполагаемых результатов (практическая, теоретическая, познавательная); - применение исследовательских методов при проектировании; - структурирование этапов выполнения проекта; - самостоятельная деятельность учащихся в ситуации выбора.

КритерииТипы проектов СодержаниеЭкологические, физико-географические, социально-экономические, комплексные, краеведческие, историко-географические Уровень интеграции Монопредметные (выполняются на материале одного предмета) Межпредметные (учитывающие содержание нескольких предметов по смежной тематике) Надпредметные (выполняются на основе сведений, не входящих в школьную программу) Продолжител ьность выполнения проекта Мини-проект (несколько недель) Средней продолжительности (несколько месяцев) Долгосрочные (в течение года)

Количество участников проекта Индивидуальные, групповые, коллективные Способ преобладающ ей деятельности Познавательные, творческие, игровые, практико-ориентированные, исследовательские Использован ие средств обучения Классические традиционные средства обучения (печатные, наглядные, технические) Информационные и коммуникативные (компьютерные) средства Включенност ь проектов в тематический план Текущие (на проектную деятельность выносится часть содержания). Итоговые (по результатам выполнения проекта оценивается освоение учащимися определенного учебного материала)

ЭтапыДеятельность учителяДеятельность учащихся I. Ценностно- ориентирован -ный Мотивация проектной деятельности: организация учащихся по созданию проекта, раскрытие его значимости Осознание мотива деятельности, значимости предстоящей проектной работы II. Конструк- тивный Объединение учащихся в группы; консультация учащихся; стимулирование поисковой деятельности учащихся; подготовка памяток и алгоритмов по организации самостоятельной работы Включение в проектную деятельность в группе или индивидуально; составление плана работы; сбор материалов, поиск литературы; выбор формы реализации проекта Проектный цикл – отрезок времени, в который осуществляется совместная деятельность учащихся от постановки проблемы, конкретной цели до фиксированного проявления запланированных результатов в виде конкретного продукта и личностных качеств, связанных с реализацией проекта и ценностно-смысловой деятельности.

III. Оценочно- рефлексивны й Стимулирование и консультирование учащихся Самооценка своей деятельности. Оформление проекта в выбранной форме IV. Презента- тивный Подготовка экспертов. Проектирование формы презентации; организация дискуссии по обсуждению проекта; организация самооценки учащихся Защита проекта в индивидуальной или коллективной форме; включение в дискуссию; отстаивание своей позиции. Самооценка собственной деятельности

Умения специальные (проектные) предметные надпредметные * проблематизация (общеучебные) * целеполагание * планирование * самоанализ и рефлексия Умения специальные (проектные) предметные надпредметные * проблематизация (общеучебные) * целеполагание * планирование * самоанализ и рефлексия

Экспертная оценка проекта Экспертная оценка проекта Мотивационный аспект отражает заинтересованность школьников проектом и их умением заинтересовать класс с помощью эмоциональной речи, яркого оформления, полученных результатов. Ценностный аспект проявляется в собственной системе ценностей, ориентированной на благо других людей, окружающей среды. Познавательный аспект проектной технологии отражает умение оперировать научным содержанием, осуществлять междисциплинарный перенос, проявлением творчества при решении проблемы. Коммуникативный аспект диагностируется по умению учащихся отстаивать свой взгляд, проявлять эмпатию, осуществлять обмен ценностями во время дискуссии, оказывать помощь товарищам. Организационный аспект проявляется в четкости работы по плану, в согласовании деятельности всех участников в группе, результативности в выборе.

КРИТЕРИИ ВЫПОЛНЕНИЯ И ЗАЩИТЫ Достиг нутый резуль- тат (из 15 бал-лов) Офор мле- ние (из 15 бал- лов) ЗащитаПроцесс проектирования Предс- тавление (из 15 баллов) Ответы на вопросы (из 15 баллов) Интел- лектуаль- ная актив- ность (из 10 бал- лов) Творче ство (из 10 бал- лов) Прак- тичес- кая дея- тель- ность (из 10 бал- лов) Умение работать в команде (из 10 баллов) Самооценка Педагог Коллеги по команде (классу)

Литература Николина В.В. Метод проектов в географическом образовании //География в школе. – Николина В.В. Метод проектов в географическом образовании //География в школе. – Новожилова М.М. и др. Как корректно провести учебное исследование: От замысла к открытию/ М.М. Новожилова, С.Г. Воровщиков, И.В.Таврель; Науч. ред. Т.И Шамова.- 2-е изд.- М.: 5 за знания, с. Новожилова М.М. и др. Как корректно провести учебное исследование: От замысла к открытию/ М.М. Новожилова, С.Г. Воровщиков, И.В.Таврель; Науч. ред. Т.И Шамова.- 2-е изд.- М.: 5 за знания, с. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. /Под редакцией Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. /Под редакцией Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», Пахомова Н.Ю. Проектное обучение – что это? //Методист. – Пахомова Н.Ю. Проектное обучение – что это? //Методист. – Пахомова Н.Ю.Проектная деятельность учащихся: с чего начать? //Школьные технологии с.117. Пахомова Н.Ю.Проектная деятельность учащихся: с чего начать? //Школьные технологии с.117. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя/ К.Н. Поливанова.- М.: Просвещение, с. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя/ К.Н. Поливанова.- М.: Просвещение, с. Чечель З.И. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов //Директор школы. – Чечель З.И. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов //Директор школы. –