СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНИВАНИЮ УСПЕШНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАФЕДРА ОТКРЫТЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
УСПЕХ УСПЕШНОСТЬ достижение хороших результатов удача в достижении какой-либо цели; признание в обществе; достижение хороших результатов в работе или.
Advertisements

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНИВАНИЮ УСПЕШНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ Безрукова Т.В., заведующая организационно- методического сектора МБОУ ДПО.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной.
Диагностика УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Учитель начальных классов МОУ «Первомайская СОШ» Агафонова Татьяна Николаевна.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ - УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ.
Критерии и формы оценивания достижений учащихся в портфолио выполнила Ладо Н.А. учитель МОУ гимназии 9.
Учитель начальных классов Полищук Е.Н.. Целевые установки формирование основ гражданской идентичности личности; формирование психологических условий развития.
Системно- деятельностный подход в обучении и образовании.
Оценка достижения планируемых результатов. Требования ФГОС ФГОС К результатам освоения освоенияобразовательнойпрограммы К структуре основной основной.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ КАК ИНСТРУМЕНТАРИЙ ОТСЛЕЖИВАНИЯ И КОРРЕКЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, НАПРАВЛЕННЫЙ НА ПОВЫШЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ РАБОТЫ ШКОЛЫ,
Понятие «педагогическая диагностика» было предложено немецким исследователем К. Ингенкампом в 1968 году по аналогии с медицинской и психологической диагностикой.
Формирование готовности к проектной деятельности учащихся начальной школы Денисова Ирина Васильевна методист лаборатории информационной поддержки развития.
Особенности системы результатов при реализации ФГОС.
Организация современного урока.. Цель и результат каждого урока – формирование трех групп результатов (личностных,метапредметных, предметных).
Системно – деятельностный подход в реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
Рейтинговая система оценивания учебных достижений школьников. Учитель истории и обществознания СОШ 12 г.Обнинска, Петрова Н.Д.
Система оценки достижения планируемых результатов ООП в начальной школе МОУ «Средняя общеобразовательная школа 117» Состав группы: Дёмин А.В. Шеховцова.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Основные тенденции оценки качества образования. «Приоритет начального общего образования – формирование общих учебных умений и навыков, уровень освоения.
Подготовила преподаватель химии ААТК Плиева Э. П г.
Транксрипт:

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНИВАНИЮ УСПЕШНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАФЕДРА ОТКРЫТЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНИВАНИЮ УСПЕШНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ Мачехина О.Н. кандидат педагогических наук, доцент

Если ты классно умеешь надувать мыльные пузыри, но это никому не нужно, едва ли тебя будут считать успешным человеком… Навеяно жизнью…

индивидуального прогресса ПРИОРИТЕТНАЯ ЗАДАЧА Создание условий для индивидуального прогресса ученика в основных сферах личностного развития эмоциональной, познавательной, саморегуляции – ПРИОРИТЕТНАЯ ЗАДАЧА современной образовательной системы Российской Федерации. (ряд нормативно-правовых документов в сфере государственной образовательной политики)

УСПЕХ УСПЕШНОСТЬ достижение хороших результатов удача в достижении какой-либо цели; признание в обществе; достижение хороших результатов в работе или учёбе закономерность, деятельность, направленная на покорение. не случайность, а закономерность, многократно подтвержденный позитивный жизненный опыт, который формируется благодаря положительному образу мышления и оптимистичному способу жизни, сильным желаниям человека достичь определенных вершин и неуемная деятельность, направленная на их покорение. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ КЛЮЧЕВЫХ ПОНЯТИЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОГРЕСС динамика ПРОГРЕСС – комплексная положительная динамика личных ресурсов в мышлении, понимании и способах действий

Организуемая деятельность участием и результатом. Организуемая деятельность должна сопровождаться или венчаться ситуацией успеха, которую должен пережить каждый ребенок. Ситуация успеха это субъективное переживание достижений, внутренняя удовлетворенность ребенка самим участием в деятельности, собственными действиями и полученным результатом. (Пидкасистый П.И. Педагогика, М.,1998)

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ ШКОЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ Базовыми в понимании данной проблемы являются: - общепсихологическая теория деятельности (Б.Т. Ананьев, П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина, А.Н.Леонтьев, Л. Рубинштейн); - психолого-педагогическая теория деятельности (В.И. Загвязинский, Н.В.Кузьмина, А.К. Маркова, В.А.Сластенин, В.Д. Шадриков); - теория развития личности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В.Петровский); - теория личностного подхода в учебно-воспитательном процессе: Е.В. Бондаревская, В.В.Сериков, И.С.Якиманская. Проблему успеха и успешности глубоко осознавали классики педагогики Ф.Гербарт, Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский и др.; Её изучению посвятили свои работы С.И. Архангельский, А.П. Архипов, B.C. Мерлин, П.И. Пидкасистый, В.А. Сухомлинский, Г.И. Щукина и многие другие; Заслуживают внимания многочисленные и разносторонние работы по таким направлениям, как: учебно-творческая деятельность (В.И.Андреев, Т.В. Кудрявцев, И.Я. Лернер, П.И.Пидкасистый, В.Г.Разумовский, Ю.В. Сенько и др); творческие возможности мышления (A.M. Матюшкин, Н.В. Кузьмина и др.); проблемная ситуация (Ю.К.Бабанский, И.О. Кудрявцев, М.И. Махмутов; и др.); вопросы формирования обобщенных умений (О.А. Абдуллина, В.Е.Анисимов, А.В.Усова и др.

Успешность зависит от системно построенной деятельностью взрослых Успешность зависит от взаимосвязанной совокупности факторов, имеющих психологическую, социальную, педагогическую и управленческую природу. Успешность это целостная характеристика деятельности, общения и внутреннего состояния ребенка. Достижение ребенком успешности связано как с его собственной внутренней активностью (которую в нем нужно пробудить и научить поддерживать), так и с системно построенной деятельностью взрослых субъектов образовательного процесса. (Битянова М.Р., Глазунова О.И.)

МЕСТО СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ Система оценивания успешности образовательного процесса 1. Система оценивания - механизм осуществления контрольно-диагностической связи между учителем, учеником и родителями по поводу успешности образовательного процесса, а также понимание этой связи самим учащимся. механизмомобразовательного процесса 2. Cистема оценивания и самооценивания является естественным механизмом саморегуляции образовательного процесса, что и определяет его исключительную важность. развитии образовательной системы 3. Место системы оценивания в развитии образовательной системы уникально, так как именно она является наиболее очевидным интегрирующим фактором школьного образовательного пространства.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОЦЕНИВАНИЯ Теоретические основы проблемы педагогического оценивания в средней общеобразовательной школе получили освещение в трудах Б.Г.Ананьева, Ш.А. Амонашвили, Ю.К.Бабанского, Л.С.Выготского, И.П.Подласого, С.Л.Рубинштейна, В.П.Симонова, Л.М.Фридмана и др. Б.Г.Ананьева, Ш.А. Амонашвили, Ю.К.Бабанского, Л.С.Выготского, И.П.Подласого, С.Л.Рубинштейна, В.П.Симонова, Л.М.Фридмана и др.

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ оценивания учебных достижений Необходимо изменение системы оценивания учебных достижений обучающихся. сформированности различных компетенций индивидуального образовательного маршрута Система оценивания должна быть сориентирована на оценку сформированности различных компетенций у обучающихся и последующее составление индивидуального образовательного маршрута для каждого обучающегося. формирующим оцениванием. Система оценивания, основная задача которой, оценивание учебных достижений каждого обучающегося с целью выстраивания маршрута обучения и корректировки индивидуальных результатов может быть названа формирующим оцениванием.

ОЦЕНКА процесс « Оценка» - это процесс оценивания, выражающийся в развёрнутом оценочном суждении, выражается в вербальной форме. «Оценка» - это процесс соотнесения реальных результатов с планируемыми целями. «Оценка» может быть разнообразной, вариативной в зависимости от типа образовательного учреждения, его специфики и направленности. Главная задача оценки - установить глубину и объем индивидуальных знаний. предшествовать отметке. Оценка В НОРМЕ! - должна предшествовать отметке. ОТМЕТКА отражение «Отметка» - это цифровое отражение знаний учащихся, фиксирующее уровень их обученности, выражается в баллах. выводится из оценки Отметка В НОРМЕ! - выводится из оценки Учитель, ставя отметку, обычно ориентируется на ряд позиций, в результате чего каждый балл становится интегрированным показателем: уровня учащегося относительно определенного эталона, уровня учащегося относительно класса в целом, уровня учащегося относительно себя самого в предшествующий период. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ КЛЮЧЕВЫХ ПОНЯТИЙ

ОБЪЕКТЫ ОЦЕНИВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ способность способность принимать и сохранять учебную цель и задачу; умение умение преобразовывать практическую задачу в познавательную (самостоятельно, с помощью учителя или одноклассников); умение умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, действовать в соответствии с планом; умение умение контролировать и оценивать свои действия и вносить коррективы в их выполнение; способность способность проявлять самостоятельность и инициативу в обучении; готовность готовность выполнять логические операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии, обобщения, отнесения к известным понятиям; умение умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

ДИАГНОСТИ- РУЮЩАЯ оценка степени готовностиоценка степени готовности к освоению учебной программы + отслеживание качества знаний учащихся и измерение их уровня на различных этапах обучения. СТИМУЛИРУЮЩАЯ формирования притязанийвоздействие на аффективно-волевую сферу посредством переживания успеха или неуспеха, формирования притязаний и намерений, поступков и отношений. КОНТРОЛИ-РУЮЩАЯ качестве учебного процесса и качестве работы учителяинформация о качестве учебного процесса и качестве работы учителя с использованием различных форм контроля знаний: текущего, промежуточного, итогового, фронтального, индивидуального. Основные функции системы оценивания

СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ДОЛЖНА ПОЗВОЛЯТЬ: давать характеристику возможностям сравнивать и давать характеристику возможностям, способностям и достижениям каждого обучающегося в соответствии со стандартами, либо собственными целями; бытьинструментом быть диагностирующим инструментом в поддержке учебного процесса; способствовать самосовершенствованию личности. способствовать самооцениванию, развитию самопознания и самосовершенствованию личности.

ТЕСТОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ специально подготовленными образцами учебных заданий Учащиеся овладевают обобщенными способами учебных действий в процессе решения учебных задач со специально подготовленными образцами учебных заданий с различным сочетанием известной и неизвестной части в содержании каждого задания. Высокая степень объективности внешнего контроля оценки результатов учебной деятельности позволяет постепенно переводить его в самоконтроль и самооценку.

ПОРТФОЛИО УЧЕНИКА все его достижения всего периода учебной деятельности. Ученик составляет портфолио по одному или нескольким предметам школьной программы, где отражаются все его достижения, а также фиксируются цели различных видов деятельности и собственная оценка результативности процесса продвижения к ним. Портфолио может состоять из работ, собранных учащимися на протяжении всего периода учебной деятельности.

УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ формируются, развиваются и закрепляются важнейшие общеучебные умения и навыки, В ходе реализации проекта формируются, развиваются и закрепляются важнейшие общеучебные умения и навыки, приобретаемые, в том числе, и в результате совместной работы в триаде «ученик-учитель-родитель».

РЕЙТИНГОВАЯ ОЦЕНКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ информации об учебных достижениях работы школьников. Комплекс оценивающих механизмов, представленный шкалой «стоимости» различных видов учебной деятельности и представляемых результатов. Обеспечивает обработку информации об учебных достижениях как по количественным, так и по качественным показателям индивидуальной работы школьников.

МОНИТОРИНГ оперативной обратной связью об уровне усвоения учащимися учебного материала. Обеспечивает учителя оперативной обратной связью об уровне усвоения учащимися учебного материала. Мониторинг в системе «учитель-ученик» - это непрерывные контролирующие действия, позволяющие наблюдать (и корректировать по мере необходимости) продвижение ученика от незнания к знанию. Является эффективным средством выявления зон успешности учебной деятельности. Позволяет учителю проектировать и проводить педагогическое исследование.

Источники по оцениванию Список использованных источников Айсмонтас Б. Б. Педагогическая психология. Теория обучения. Схемы, тесты. – М., Бахмутский А.Е.. Школьная система оценки и качества образования.// Школьные технологии С Букатов В.М.. Школьная оценка.: М., Герасимова Н.. Оценка знаний должна воспитывать// Воспитание школьников Громова Т.. Не оценивать, а мотивировать// Управление школой ноября (22). - С Гузеев В.В. Оценка, рейтинг, тест//Школьные технологии, Ингенкамп К.Педагогическая диагностика/Пер. с нем. М.,1991. Камаева Е.В. Оценочная деятельность на уроке // Школьные технологии С Костылев Ф.В.. Учить по-новому: Нужны ли оценки-баллы: Ксензова Г.Ю.. Оценочная деятельность учителя.: М., Немов Р.С. Психология: Учебное пособие для студентов пед. Вузов. В 3 кн. Кн. 1 Общие основы психологии. – М., 2001; Кн.2. Психология образования. – М., 2001.

Источники по оцениванию О показателях качества образования.// Высшее образование в России С. 92 – 96. Оценка в современной школе.// Стандарты и мониторинг в образовании С. 14 – 20. Педагогика: в 3-х кн., кн. 2: Теория и технология обучения: учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлениям подгот. и специальностям в обл. «Образование и педагогика»/И.П. Подласый. – 2- е изд., испр. И доп. – М.: Гуманитар. Изд.центр ВЛАДОС, с.:ил. - (Педагогика и воспитание). Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., Симонов В.П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в области управления образовательным процессом. Учебное пособие. М., Стрюков Т.А. "Стандартизация уровня подготовки и оценивания знаний учащихся" // Педагогика Тряпицына А.П. Теория проектирования образовательных программ. // Петербургская школа: Теория и практика формирования многовариантных образовательных систем. – СПб, – С Формирование успешности учащихся средствами рейтингового контроля.// Школьные технологии С. 94 – 99. Хлебников В.А. Теория и методы оценки эффективности систем обучения коллективного использования.- Дисс. … доктора ф-м наук. – М., – 160 с. Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов: Учеб. пособие. – М.: Логос, – 432 с.

ТЕНДЕНЦИИ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ отбор содержания для контроля специальный отбор содержания образования для контроля; структурирование учебного материала; дифференцированных шкал оценивания использование более дифференцированных, по сравнению с пятибалльной, шкал оценивания; использование нестандартных форм и средств оценивания; родителей ознакомление с критериями оценивания и учеников и их родителей; совместная совместная с учащимися выработка критериев оценки; каждогодостижения оценивание каждого, даже самого незначительного достижения ученика; условий для самоконтроля и самооценки создание условий для самоконтроля и самооценки учащихся; полномочий делегирование ученикам полномочий в сфере контроля и оценки; привлечение учащихся к взаимоконтролю и взаимооценке; возможности выбора контроля предоставление учащимся возможности выбора уровня и характера заданий для контроля.

Учащиеся в более эффективных школах (по результатам исследований PISA и TIMSS) В ыявлено, что учащиеся имеют более высокие результаты, если: Они хорошо мотивированы, Не тревожны, Верят в собственные силы и способности, Владеют эффективными стратегиями обучения (включая постановку цели, выбор стратегий, самоконтроль и самооценку процесса обучения).

Спасибо за внимание! Мачехина Ольга Николаевна кандидат педагогических наук, доцент кафедры ООТ МИОО Мачехина Ольга Николаевна кандидат педагогических наук, доцент кафедры ООТ МИОО Контакты: ; 8(495) ;