С одержание Концепции компетентностно- ориентированного образования и меры по ее реализации.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
С одержание Концепции компетентностно- ориентированного образования и меры по ее реализации.
Advertisements

С одержание Концепции компетентностно- ориентированного образования и меры по ее реализации.
INTEGRATION FOR IMPACT Ключевые компетентности учащихся – новый результат образования Галина Голуб, Ирина Фишман Департамент образования и науки Администрации.
КОМПЕТЕНЦИЯ – готовность субъекта эффективно соорганизовывать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели. Знания не открывают двери…
Андреева И.Ю. МОУ СОШ 53 г.Томска Проектная деятельность.
Компетентностно- ориентированное образование. Универсальные учебные действия (УУД) Теория и методика обучения физике Общие вопросы.
ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ МОУАрхиповскаяСОШ.
«Когда людей станут учить не тому, Что они должны думать, А тому, как они должны думать, То тогда исчезнут всякие недоразумения» Г.Лихтенберг.
Формирование ключевых компетентностей обучающихся через проектную деятельность Н.В. Шинкевич, директор МОУ лицей г.
ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ.
Составила: Никитина Э.С., учитель начальных классов первой квалификационной категории МБОУ « СОШ 6»
Занковские чтения Саратов 2009 г. Метод проектов – один из вариантов формирования ключевых компетентностей младших школьников. Гуркина Светлана Анатольевна.
Окружной конкурс педагогических проектов. Цель окружного конкурса педагогических проектов Выявление творчески работающих педагогов и педагогических коллективов.
Результат образования Технология получения результата УРОК: знание о…, транслируемое учителем КЛАСС: ранжирование, система освоения ЗУН, заданная логикой.
Отчёт о работе группы г. «СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ (РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ)» Руководитель группы – Миркес М.М. («институт проблем.
Роль ШНОУ в реализации проекта «Создание и апробация модели муниципального межведомственного центра профориентации «От знаний к делу» Первушина Наталья.
Компетентностно- ориентированный подход в образовании.
ВЫСТУПЛЕНИЕ ЗА. ДИРЕКТОРА ПО УВР ОРЛОВОЙ Т.Ю. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ.
КОМПЕТЕНЦИИ И КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧЕНИКА учитель : Дудина Е.Ю.
Компетентностный подход в образовании – путь повышения его качества Расширенное заседание методического совета 29 ноября 2010 года.
Транксрипт:

С одержание Концепции компетентностно- ориентированного образования и меры по ее реализации

Знания не открывают двери… Глобализация Постиндустриальная цивилизация Переход от командно-административной экономики к либеральной Переход от тоталитарного государства к гражданскому обществу Переход к информационному обществу -ресурс социально-экономического развития территории, -ресурс профессионального и социального продвижения личности Образование:

Компетентнции : политические и социальные, касающиеся жизни в поликультурном обществе, связанные с устной и письменной коммуникацией, обусловленные возникновением информационного общества, способность учиться всю жизнь. Совет Европы

Компетентнции : Работа с числом, Коммуникация, Информационные технологии, Самообучение и самопрезентация, Работа в группе, Решение проблем. Великобритания

Готовность к разрешению проблем, то есть готовность анализировать нестандартные ситуации, ставить цели и соотносить их с устремлениями других людей, планировать результат своей деятельности и разрабатывать алгоритм его достижения, оценивать результаты своей деятельности, - позволяет принять ответственное решение в той или иной ситуации и обеспечить своими действиями его воплощение в жизнь.

Технологическая компетенция, то есть готовность к пониманию инструкции, описания технологии, алгоритма деятельности, к четкому соблюдению технологии деятельности, - позволяет осваивать и грамотно применять новые технологии технологически мыслить в тех или иных жизненных ситуациях.

Готовность к самообразованию, то есть способность выявлять пробелы в своих знаниях и умениях при решении новой задачи, оценивать необходимость той или иной информации для своей деятельности, осуществлять информационный поиск и извлекать информацию из различных источников на любых носителях, - позволяет гибко изменять свою профессиональную квалификацию, самостоятельно осваивать знания и умения, необходимые для решения поставленной задачи.

Готовность к использованию информационных ресурсов, то есть способность делать аргументированные выводы, использовать информацию для планирования и осуществления своей деятельности, - позволяет человеку принимать осознанные решения на основе критически осмысленной информации.

Готовность к социальному взаимодействию, то есть способность соотносить свои устремления с интересами других людей и социальных групп, продуктивно взаимодействовать с членами группы (команды), решающей общую задачу, - позволяет использовать ресурсы других людей и социальных институтов для решения задач.

Коммуникативная компетенция, то есть готовность получать в диалоге необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям (религиозным, этническим, профессиональным, личностным и т.п.) других людей, - позволяет использовать ресурс коммуникации для решения задач.

Органам управления системой образования…, руководителям образовательных учреждений следует обеспечить использование положений настоящей Концепции в ориентации региональной системы образования и деятельности образовательных учреждений на формирование ключевых компетенций. готовность к разрешению проблем технологическая компетенция, готовность к самообразованию, готовность к использованию информационных ресурсов, готовность к социальному взаимодействию, коммуникативная компетенция. Компетенция в решении проблем Информационная компетенция Коммуникативная компетенция

Внешние ресурсы Внутренние ресурсы: знания, умения, навыки, надпредметные умения, компетенции (способы деятельности) Психологические особенности, Ценности и т.д. Опыт постановки цели и соорганизации ресурсов Компетентность субъектность самоуправление Компетенции (освоенные способы деятельности) Знания, умения (действия), навыки (действия) Компетенность- готовность субъекта эффективно соорганизовывать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели в выбранной области деятельности.

Результат образования Технология достижения результата УРОК: знания о…, транслируемые учителем. КЛАСС: ранжирование, система освоения ЗУНов, заданная логикой предмета. ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ, НАВЫКИ [приобретенные через присвоение информации и воспроизведение действий] КОМПЕТЕНЦИИ [способы деятельности, приобретенные через проживание ситуа- ций, рефлексию опыта] 1. МЕТОД ПРОЕКТОВ: набор моделируемых ситуаций 2. Реорганизация предметных областей (практико-ориентиро- ванные ситуативные задачи)

МЕТОД ПРОЕКТОВ – технология моделирования и организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, и технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося. Проектная деятельность – среда, в которой ключевые компетенции формируются и могут быть оценены ПРОЕКТ – специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой для учащегося проблемы, завершающихся созданием продукта.

Для организации проектной работы с учащимися специально выделены часы учебного времени по программам: Выделенный объем учебного времени на проектную деятельность распределяется на работу с проектом: в рамках учебного дня или в рамках проектного дня (или) в рамках проектной сессии. Рабочий график консультаций по проектной деятельности включен в общее расписание занятий школы. Фонд надбавок к заработной плате предусматривает оплату за сложность и напряженность работы педагогам, обеспечивающим руководство проектами. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОУ ПО ВВЕДЕНИЮ МЕТОДА ПРОЕКТОВ

УЧЕБНЫЙ ПЛАН : НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА: 68 – 85 ЧАСОВ ОСНОВНАЯ ШКОЛА: ЧАСА ДЛЯ УЧАЩЕГОСЯ:НЕ МЕНЕЕ 2 ПРОЕКТОВ В ГОД НЕ БОЛЕЕ 4 ПРОЕКТОВ В ГОД

УЧЕБНЫЙ ПЛАН : 1.ШКОЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ 2. БАЗОВЫЙ КОМПОНЕНТ - Часы по предметам указываются из расчета годовых часов за вычетом часов, отводимых на проектную деятельность. - В рамках каждой предметной области появляется строка «проектная деятельность» с указанием годовых часов - Часы по предметам указываются единой цифрой для урочных часов и часов на проектную деятельность. - Знаком * отмечается та графа, откуда берется определенное количество часов (указанное в примечаниях) на проектную деятельность. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА! указание на тот факт, что МП – технология, а не содержание, указание на то, что учащиеся работают над проектами, в которых интегрировано содержание предметных областей.

ТАРИФИКАЦИЯ: МОДЕЛЬ «СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГОВ»: Часы, отведенные на проектную деятельность, тарифицируются педагогам, которые будут работать в качестве руководителей проектов. Экспертные консультации оплачиваются за счет надбавок, экономии, или проводятся на добровольной основе. МОДЕЛЬ «УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ»: Часы, отведенные на проектную деятельность, показываются в вакансии, тарификация, сдаваемая в органы управления образованием, сопровождаются письмом, разъясняющим, какие вакансии требуется закрыть, а какие являются резервом для организации проектной деятельности. Руководители проекта и консультанты назначаются приказом по мере определения проектных групп (обычно 2 раза в год). НО: Технологию МП должны знать все учителя, т.к. они проводят на уроках работу по проблематизации, участвуют в презентации, могут давать экспертные консультации, корректировать содержание уроков Учитель не может быть тарифицирован меньше, чем на 1 ставку. Учитель не может быть тарифицирован на меньшее число часов, чем указано в комплектовании. Учитель должен быть ознакомлен и должен поставить подпись в том случае, если при сокращении уроков по предмету и отсутствии ясности по числу его часов как руководителя проекта, снижается формально зафиксированный объем его нагрузки.

ДРУГАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ: ПОЛОЖЕНИЕ О ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕШЕНИЕ СОВЕТА ШКОЛЫ (ИЛИ ДРУГОГО ОРГАНА ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ) РЕШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА РЕШЕНИЕ СОВЕТА ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ -Утверждается директором школы -Учитель имеет право корректировать 20% содержания без изменения статуса программы

Содержание консультаций, организуемых по методу проектов, фиксируется в персональных журналах педагогов или в журналах для индивидуально-групповых консультаций. Существуют документы, предназначенные для отчетности учащегося и руководителя проекта о содержании деятельности. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОУ ПО ВВЕДЕНИЮ МЕТОДА ПРОЕКТОВ

ОТЧЕТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ УЧИТЕЛЯ: ОЦЕНОЧНЫЕ БЛАНКИ; ПЛАНЫ КОНСУЛЬТАЦИИ И Т.П. ЗАПИСЬ В ЖУРНАЛЕЗАПИСЬ В ЖУРНАЛЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ КОНСУЛЬТАЦИЙ НО: Должна выполнять какую-либо функцию, кроме отчетной

ОТЧЕТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ УЧАЩЕГОСЯ: ПРОДУКТ ПРОЕКТА РАБОЧИЕ ЛИСТЫ / \ ОТЧЕТ Должна выполнять дидактические функции Не может быть отчета ради отчета, олимпиады, конференции и т.п.! ! ФАКТ НАЛИЧИЯ ! НЕ ВСЕ ЛИСТЫ ! ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШК.

ОЦЕНКА УЧАЩЕГОСЯ: ОЦЕНКА НА ОСНОВАНИИ ТРЕБОВАНИЙ И КРИТЕРИЕВ ОЦЕНКИ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТ- НОСТЕЙ ЧЕРЕЗ ОЦЕНКУ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ; ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ КРИТЕРИИ НЕ ДОЛЖНЫ ВСТУПАТЬ С НИМИ В ПРОТИВОРЕЧИЕ; ОСНОВАНИЕ ДЛЯ НАЧАЛА ОЦЕНОЧНОЙ ПРОЦЕДУРЫ – НАЧАЛО РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ; ОТМЕТКА ФИКСИРУЕТ ПРИРАЩЕНИЕ В УРОВНЕ СФОРМИРО- ВАННОСТИ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ И МОЖЕТ БЫТЬ ВЫСТАВЛЕНА ТОЛЬКО ПОСЛЕ ЗАВЕРШЕНИЯ ПРОЕКТА. МЕТОД ПРОЕКТОВ – ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ КРИТЕРИИ И ОБЪЕКТ ОЦЕНКИ ЗАРАНЕЕ ИЗВЕСТНЫ УЧЕНИКУ

РЕЗУЛЬТАТ (в ученике) ПРОДУКТ (произведенный учеником) ТребованияРАБОЧИЕ ЛИСТЫ (побочный продукт проектной деятельности) НАБЛЮДЕНИЕ (за деятельностью ученика: - РАБОТА В ГРУППЕ, - ПРЕЗЕНТАЦИЯ, - КОНСУЛЬТАЦИЯ)

Решение проблем Ученик подтвердил понимание проблемы, сформулированной учителем. Ученик описал ситуацию и указал свои намерения. Ученик сформулировал проблему и привел анализ причин ее существования. Ученик указал некоторые последствия существования проблемы. Ученик проанализировал ситуацию и назвал противо- речие между идеальной и реальной ситуацией. Ученик объяснил причины, по которым он приступил к решению проблемы, сформулированной учителем. Ученик назвал некоторые причины существования проблемы, сформулированной с помощью учителя. Ученик обосновал идеальную (желаемую) ситуацию.

Работа с информацией Ученик изложил полученную информацию. Ученик назвал несовпадения в сведениях, содержащихся в источниках информации, предложенных учителем. Ученик предложил способ разрешения противоречия или проверки достоверности информации. Ученик реализовал предложенный учителем способ разрешения противоречия или проверки достоверности информации. Ученик указал на выходящие из общего ряда или противоречащие друг другу сведения. Ученик изложил те фрагменты полученной информации, которые оказались новыми для него, или задал вопросы на понимание. Ученик привел объяснение, касающееся данных (сведений), выходящих из общего ряда, или обнаруженных противоречий. Ученик интерпретировал полученную информацию в контексте содержания проекта.

Коммуникация Ученики высказывали идеи, возникшие непосредственно в ходе обсуждения, или свое отношение к идеям других членов группы, если их к этому стимулировал учитель. Ученики разъяснили свою идею, предлагая ее, или аргументировали свое отношение к идеям других членов группы. Ученики согласовали критерии и дали сравнительную оценку предложений. Ученики называли области совпадения и расхождения позиций, выявляя суть разногласий. Ученики высказывали собственные идеи в связи с идеями, высказанными другими участниками. Ученики самостоятельно высказывали идеи, подготовленные заранее. Ученики сопоставляли свои идеи с идеями других членов группы, развивали и уточняли идеи друг друга. Ученики задавали вопросы на уточнение и понимание идей друг друга.

Методическое сопровождение образовательного процесса направлено на реализацию метода проектов Организация проектной деятельности учащихся является функциональной обязанностью конкретного администратора 100% от общего числа педагогического коллектива прошли повышение квалификации Спланирован и установлен регламент доступа к ресурсам для работы над проектами. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОУ ПО ВВЕДЕНИЮ МЕТОДА ПРОЕКТОВ

Компетентностно-ориентированный подход к образованию. Метод проектов. Технологии оценки уровня сформированности ключевых компетентностей учащихся (оценка проектной деятельности). Технологии оценки уровня сформированности ключевых компетентностей учащихся (внешняя оценка). Консультирование в практике работы учителя по методу проектов. Технологии компетентностно-ориентированного образования. Технология «Портфолио». Технологии компетентностно-ориентированного образования. Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо». Технологии компетентностно-ориентированного образования. Технология «Дебаты». Подготовка педагогов

Внешняя оценкаВнутренняя оценка Оценка компетентностно- ориентированного теста Оценка проектной деятельности Позволяет: оценить уровень сформиро- ванности тех компетенций, которые было трудно проследить в ходе выполнения проектов; зафиксировать уровень сфор- мированности ключевых компе- тенций у группы учащихся (класс, школа) для принятия управленческих решений. Позволяет: оценить уровень сформиро- ванности компетенции в «естественной среде»; зафиксировать индиви- дуальное продвижение ученика. Ограничения: не позволяет оценить компе- тенцию в решении проблем и некоторых аспектов коммуника- тивной компетенции. Ограничения: не позволяет оценить некото- рые элементы информационной и коммуникативной компетенций; непосредственное влияние учителя.

Два источника, простых, содержащих прямую избыточную информацию по двум темам. Ученик извлекает и систематизирует информацию по двум заданным основаниям. Ученик воспроизводит в виде связного текста важную, на его взгляд, информацию. Один источник, простой, содержащий информацию, касающуюся только заданной темы Ученик извлекает информацию по одному заданному основанию Ученик излагает информацию, касающуюся вопроса задания 1. Один источник, сложный, содержащий прямую информацию, касающуюся только заданной темы Ученик извлекает информацию по задан-ным основаниям, кото-рых может быть два и более, и располагает эти основания по степени важности Ученик воспроизводит в виде связного текста важную, на его взгляд, информацию. 2. Объект деятельности (источник информации) Деятельность по из-влечению и первич-ной систематизации информации Деятельность по обработке информации Тип проектируемого задания Два и более источник а информации различного объема, простых и сложных, содержат прямую и косвенную информацию по двум и более темам, при этом одна информация исключает другую. Ученик извлекает информацию по самостоятельно сформулированным основаниям, исходя из собственного понимания целей выполняемой работы, систематизирует информацию в рамках самостоятельно избранной сложной структуры, аргументируя сделанный выбор. Ученик подтвердил вывод собственной аргументацией или данными, полученными в результате обработки полученной информации. 4.

Технологии компетентностно- ориентированного образования ПОРТФОЛИО представляет собой одновременно форму, процесс организации и технологию работы с продуктами учебно- познавательной деятельности учащихся, предназначенных для демонстрации, технологию анализа и оценки, технологию развития рефлексии, осознания и оценки результатов деятельности, осознания собственной субъектной позиции.

Технологии компетентностно- ориентированного образования РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО Технология позволяет добиваться таких образовательных результатов, как: - умение работать с постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; - умение выражать свои мысли (устно и письменно); - умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; - способность самостоятельно заниматься своим обучением; - умение сотрудничать и работать в группе, выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.

Технологии компетентностно- ориентированного образования ДЕБАТЫ Технология позволяет добиваться таких образовательных результатов, как: - умение пользоваться различными способами интегрирования информации; - умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу; - умение критически осмысливать полученную информацию; - умение аргументировать точку зрения и представлять ее; учитывать точки зрения других, толерантно относиться к чужому мнению; - умение работать в команде, участвовать в совместном принятии решения; - способность брать на себя ответственность и принимать решения.

Технологии компетентностно- ориентированного образования ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЕ Перед началом работы ученик получает информацию об ожидаемых результатах и критериях их оценки. На первом этапе изучения нового материала учитель с помощью системы заданий организует самостоятельную работу по обработке новой для них информации. На втором этапе изучения нового материала учитель организует обсуждение результатов самостоятельной работы: обмен информацией между учащимися.

Региональный компонент БУПа «Основы проектной деятельности» Региональный компонент государственного стандарта общего образования – обязательная составляющая БУП ОУ, вместе с федеральным компонентом является инвариантом (базовым компонентом). Задача РК - обеспечение реализации основных направлений образовательной политики субъекта РФ. Содержание курса «Основы проектной деятельности» - способы деятельности и технологии, освоение которых необходимо для проектной деятельности учащихся, - ресурсы для формирования ключевых компетенцийучащихся.

КОМПЕТЕНЦИЯ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ «От проблемы - к цели» (тренинг прогрессивных преобразований), «Основы логики: проведение анализа», «Основы логики: аргументация», «Расчет стоимости проекта», «Анализ ресурсов», «Продвижение продукта на рынке», «Сам себе эксперт».

«Работа с каталогами», «Работа со справочной литературой», «Способы первичной обработки информации», «Наблюдение и эксперимент», «Методы сбора данных: анкетный опрос и интервью». основы информационных технологий «Работа с операционной системой WINDOWS», «Работа с текстовым процессором MS WORD», «Работа с электронными таблицами MS EXCEL», «Работа с программой подготовки презентаций Power Point», «Графический редактор Paint», «Технология использования ресурсов сети Интернет», «Моделирование объектов и процессов». ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

«Как работать вместе», «Как работать в команде», «Ведение дискуссии», «Регулирование конфликтов», «Устная коммуникация на иностранном языке», «Письмо как продуктивный вид речевой деятельности», «Функциональная стилистика и коммуникация», «Практика деловой коммуникации», «Основы риторики и публичное выступление», «Публичное выступление», «Презентация продукта». КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ