Зам. проректора по ОМДПетровская Т.С. О ХОДЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТПУ Учёный совет ТПУ (30 марта 2012 г.)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Учебно - методическое управление Март 2012 г. ФГБОУ ВПО « Марийский государственный университет »
Advertisements

ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет» Учебно-методическое управление 21 марта 2012 г.
Информационно-программные комплексы (ИПК) поддержки учебного процесса в ТПУ Директор Центра «Электронный университет» Кузнецов Д.Ю.
Содержание аккредитационной экспертизы. Основополагающие документы ПОЛОЖЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.
Собрание председателей комиссии факультетов ( институтов, филиалов ), зам. председателей комиссии, ответственных за ООП 27 сентября 2012 года Харитонова.
ФГОС III поколения ФГОС III поколения Основная образовательная программа.
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Гунявина Наталья Леонидовна, начальник Управления методического обеспечения.
Научно-методическое сопровождение введения ФГОС нового поколения Л.К. Фомичева, ректор Псковского областного института повышения квалификации работников.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ РАБОЧЕГО УЧЕБНОГО ПЛАНА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ВПО Зам. начальника Методического управления Рогалева Е.Н.
ПРОЦЕДУРА ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ УНИВЕРСИТЕТА (октябрь 2011 года)
РОЛЬ УЧЕБНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УМК В ВОЛГГМУ Начальник учебного управления ВолГМУ Кагитина И.В.
ПЕРЕЧЕНЬ КРИТЕРИЕВ показателей деятельности образовательного учреждения ВПО, необходимых для установления его государственного статуса Критерии показателей.
Критерии рейтинга УМД за 2014г Э.В. Цыбикова, начальник ОМО.
Методическое сопровождение внедрения ФГОС НПО/СПО третьего поколения Фейгина Э.Е., кафедра профессионального образования СПБ АППО, доцент 16 марта 2012.
Консультация для преподавателей Муниципальное образовательное учреждение высшего профессионального образования Южно-Уральский профессиональный.
Новый формат рабочих программ дисциплин Л.Е. Егорова Пленум Совета УМО вузов России по образованию в области энергетики и электротехники, Москва
Информационные технологии в автоматизации планировании учебного процесса вуза Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарский государственный экономический университет»
Презентация начальника УМУ К.Г. Тарасова ( заседание УМС ) О разработке ООП бакалавриата.
О КОРРЕКТИРОВКЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ПРИКАЗОМ МИНОБРНАУКИ РОССИИ ОТ О.О. Хроменкова,
Транксрипт:

Зам. проректора по ОМДПетровская Т.С. О ХОДЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТПУ Учёный совет ТПУ (30 марта 2012 г.)

2 Участники процесса Институты, факультеты, кафедры Учебно-методическое управление (Учебный отдел, Методический отдел, Отдел автоматизации управления учебным процессом, Отдел информатизации образования, Отдел элитного образования) Управление международной образовательной деятельности (Центр международной сертификации технического образования и инженерной профессии, Центр международных образовательных программ), Кафедра ИП Управление информатизации (Центр электронный университет) Центр социальной работы УСВР Управление магистратуры и докторантуры (Отдел магистратуры, Отдел аспирантуры) Управление коммуникационной политики (Отдел интернет коммуникаций) Управление кадровой политики МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТПУ

1.Итоги разработки ООП Разработка УМК ООП Согласование результатов ООП с работодателями Согласование результатов ООП со студентами Циклы проектирования ООП Аккредитация образовательных модулей Унификация образовательных модулей (дисциплин). Этап второй, 2011 г. Реализация концепции CDIO в ТПУ Разработка учебных планов приёма 2012 г. (особенности) 2. Условия реализации ООП Разработка нормативно-методического обеспечения внедрения ЛООС Организация контроля учебных достижений студентов Программа академической и социальной адаптации. Обратная связь Летняя школа Конференц-неделя Внедрение новых информационных технологий в организацию и реализацию образовательной деятельности 3.Готовность ППС к работе в ЛООС Модульная компетентностно-ориентированная программа ПК ППС Введение системы методических семинаров для ППС 3 План презентации

4 1. ИТОГИ РАЗРАБОТКИ ООП

Разработка УМК ООП 5 1. ИТОГИ РАЗРАБОТКИ ООП Приказом ректора 244 от г. утверждены руководители ООП для разработки УМК ООП в 2011 г. В соответствии с приказом ректора 5318 от г. организован процесс проектирования УМК ООП в соответствии с ФГОС и Стандартом ООП ТПУ – 102 ООП, в т.ч. 48 ООП бакалавриата (111 профилей), 8 ООП специалитета (8 специализаций), 46 ООП магистратуры (130 профилей). Содержание учебно-методического комплекса ООП : Общие положения ООП; Учебные планы; Рабочие программы дисциплин и практик; Протоколы согласования результатов обучения по ООП с работодателями; Рекламное описание ООП.

Разработка УМК ООП 6 1. ИТОГИ РАЗРАБОТКИ ООП Экспертиза УМК ООП впервые проведена on-line с помощью специального модуля ИПК «Фонд ООП» Материалы УМК ООП размещены в ИПК «Фонд ООП»

7 РЕШЕНИЕ НМС по вопросу «Об итогах экспертизы ООП в 2011 г.» от г. Рекомендовать: назначение сотрудника руководителем только одной ООП с возможным дополнительным поручением ответственности не более, чем по одному профилю/специализации проведение мероприятий для повышения уровня компетенций разработчиков и руководителей ООП введение в обязательную повестку Ученых советов подразделений вопросов по разработке и мониторингу ООП введение системы мотивации руководителей ООП разработать новые модули в ИПК «Фонд ООП», в которых будут реализованы новые возможности для проектирования ООП 1. ИТОГИ РАЗРАБОТКИ ООП Разработка УМК ООП Результаты экспертизы Уровень ООП ООП с набором в 2011 г.ООП без набора в 2011 г. Всего Прошли экспертизу Всего Прошли экспертизу Бакалавриат4843 (80%)-- Магистратура2926 (90%)177 (42%) Специалитет76 (85%)11 (100%)

8 Более 180 предприятий различного профиля подписали протоколы согласования целей и результатов обучения по ООП, в т.ч.: Томск:ООО «Томскнефтехим» ОАО «НПЦ «Полюс» ОАО «Манотомь» ОАО «ТЭМЗ» Компания ЭлеСи Россия: ОАО «Ачинский НПЗ» (г. Ачинск) ОАО «Бердский ЭМЗ» (г. Бердск) ОАО Холдинговая компания «НЭВЗ- Союз» (г. Новосибирск) Сахалин Энерджи Инвестмент Компани, Лтд (г. Южно-Сахалинск) ОАО «Атомредметзолото» (г. Москва) Казахстан: ТОО «Казцинк» (г.Усть-Каменогорск) 1. ИТОГИ РАЗРАБОТКИ ООП Согласование целей и результатов ООП с работодателями

Приказом ректора 283 от г. введена в действие Процедура согласования ООП со студентами университета: сформированы комиссии студентов по всем ООП (начали по ООП магистратуры) проходят семинары руководителей ООП с комиссиями до г. планируется подписать протоколы согласования ООП с комиссиями студентов Задача: Зав.кафедрами и руководителям ООП в срок до 30 мая обеспечить согласование ООП с комиссиями студентов (с подписанием протоколов)! 9 1. ИТОГИ РАЗРАБОТКИ ООП Согласование результатов ООП со студентами

Циклы проектирования ООП 10 Формулировка целей обучения по ООП Формулировка результатов обучения по ООП Согласование результатов обучения с предприятиями – работодателями Подписание протоколов согласования ООП со студентами г. Подписание протоколов согласования ООП со студентами г. Разработка ООП согласно целей и результатов обучения Разработка модулей, циклов ООП Разработка учебного плана по ООП Разработка рабочих программ дисциплин ИТОГИ РАЗРАБОТКИ ООП

11 Цель аккредитации – обеспечение качества унифицированных ОМ по циклам ЕНМ и ГСЭ (проведена в соответствии с приказом ректора 8231 от г.) Аккредитация образовательных модулей (ОМ) 1. ИТОГИ РАЗРАБОТКИ ООП На экспертизу представлен 61 ОМ: аккредитовано – 21 находятся на доработке – 40 (65 %) Решение ректората от г.: процедура аккредитации ОМ признана целесообразной и способствующей повышению качества образовательной деятельности университета поставлена задача завершения экспертизы заявленных ОМ и экспертизы всех унифицированных ОМ поставлена задача постоянной актуализации перечня унифицированных ОМ и оптимизации числа кластеров в каждой предметной области унификации

12 Унификация образовательных модулей (дисциплин) (этап второй, 2011 г.) 1. ИТОГИ РАЗРАБОТКИ ООП В 2011 году проведен второй этап унификации, сокращено количество кластеров в дисциплинах циклов: - Б1 и С1 (по 2-м дисциплинам) - Б2 и С2 (по 3-м дисциплинам) - Б3 и С3 (по 3-м дисциплинам) Подробный анализ ФГОС показал, что возможно проведение более глубокой унификации с целью повышения ресурсоэффективности образовательного процесса (в т.ч. для обеспечения возможности сохранения большего количества профилей ООП на старших курсах). В связи с этим поставлена задача в 2012 году провести третий этап унификации (для УП приёма 2013 г.).

13 1. ИТОГИ РАЗРАБОТКИ ООП Унификация образовательных модулей (дисциплин). Этап второй, 2011 г. Дисциплины циклов Количество кластеров для плана приема по годам Циклы Б.1, С.1 История Философия Экономика Правоведение ПИЯ / дисциплины по выбору Циклы Б.2, С.2 Математика Физика КСЕ 622 Информатика Экология 1321 Химия 9663 Циклы Б.3, С.3 НГГ Механика Метрология, стандартизация и сертификация 1432 Экономика предприятия 1077 БЖД 1122 Управление (менеджмент) 13742

14 1. ИТОГИ РАЗРАБОТКИ ООП Томский политехнический университет первым в России начал работу по применению стандартов CDIO при проектировании ООП. На базе университета проведён Международный семинар «Концепция CDIO по модернизации инженерного образования» (17-18 ноября 2011 г.) Conceiving Планирование Designing Проектирование Implementing Производство Operating Применение Реализация концепции CDIO в ТПУ

15 1. ИТОГИ РАЗРАБОТКИ ООП Реализация концепции CDIO в ТПУ На основании приказа ректора от г. созданы координационная рабочая группа и рабочие группы по трём направлениям подготовки бакалавров: Химическая технология (ИПР) Технологические машины и оборудование (ИФВТ) Электроэнергетика и электротехника (ЭНИН) Цели: оценка соответствия стандартам CDIO пилотных ООП и их модернизация организация рабочего пространства и материально- технического обеспечения инженерной деятельности развитие компетенций ППС

Для реализации возможности построения индивидуальных образовательных траекторий с многофакторными возможностями выбора дисциплин, использования различных схем оценивания учебных достижений студентов проведены: 1.Значительная унификация линейных графиков (2011 г. – 18, 2012 г. – 16, 2013 г. – 10) формирование периодов учебной деятельности и каникул, включающих полное целое количество недель (18 недель, всегда с понедельника по воскресенье) с последующим разделением семестра на одинаковые полусеместровые модули: 8 недель ТО + 1 КН установление единого времени для проведения университетских контролирующих мероприятий – КН по ООП всех уровней (исключая геологические направления из-за практики). 2.Изменение начала учебного года (с 2012 до 2020 гг. приёма) (Решение ректората от г. и др.) 1. ИТОГИ РАЗРАБОТКИ ООП Разработка учебных планов приёма 2012 г. (особенности) 16

17 Проведены: 3. Унификация итоговой ГА: Бакалавриат – 8 недель, 12 кредитов Специалитет – 14 недель, 21 кредит 4. Унификация четвертого семестра магистратуры: Практика – 6 недель, 9 кредитов Итоговая ГА – 16 недель, 24 кредита 5. Увеличение доли самостоятельной работы в ООП магистратуры (до 40 час. /нед.) 1. ИТОГИ РАЗРАБОТКИ ООП Разработка учебных планов приёма 2012 г. (особенности)

18 1. ИТОГИ РАЗРАБОТКИ ООП Разработка учебных планов приёма 2012 г. (особенности) 6. Введена модульная схема организации исследовательской и проектной деятельности студентов Семестр освоения Модули Кредитная стоимость (час.) 1 Дисциплина «Введение в инженерную (профессиональную) деятельность» 1 (36) 2-4 Творческий проект 3 (96) 5-8 Проекты в рамках учебно- исследовательской работы студентов 4 ( ) 3-8 Курсовые проекты и работы по дисциплинам профессионального цикла

19 1. ИТОГИ РАЗРАБОТКИ ООП Утверждена схема организации проектной деятельности студентов - для разработки соответствующего ИПК (решение ректората от г. ) Информационно-методический модуль База знаний: ООП Профиль, кафедра Направления научной деятельности Творческие проекты (Проекты УИРС, Проекты НИРС) Описания Организационный модуль Обеспечение выбора (в установленные сроки) направлений: научной деятельности, творческих проектов, тематики УИРС и НИРС Учебный модуль Обеспечения обмена информацией между преподавателями и студентами в течение проектной (УИ) работы в семестре (форум, доска объявлений и т.п.), хранение отчетов по реализации проектов и УИРС (НИРС), экспертиза проектной (УИ) деятельности на кафедре. Результат: обеспечение полноты и открытости информации по ООП, возможности самостоятельного выбора и организации проектной работы Разработка учебных планов приёма 2012 г. (особенности)

20 1. ИТОГИ РАЗРАБОТКИ ООП Разработка учебных планов приёма 2012 г. (особенности) Уровень ООП Разработано и утверждено УП по формам обучения (без учета ЮТИ и НФ) ОчнаяЗаочнаяОчно – заочная Бакалавриат Магистратура 2811 Специалитет 731 Для иностранных студентов 17-- Итого 98239

21 2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ООП

22 2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ООП Решением Ученого Совета ТПУ от г. утверждены: 1.Концепция формирования в университете личностно- ориентированной образовательной среды по трем образовательным траекториям : основная траектория освоения ООП по базовому учебному плану; траектория освоения ООП по учебному плану, соответствующему системе элитного технического образования ТПУ; траектория освоения ООП по адаптированному учебному плану. 2.Академические свободы студентов университета (право выбора) при освоении ООП ТПУ.

23 Разработка нормативно-методического обеспечения внедрения ЛООС 2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ООП Утвержденные документы 1.Руководящие материалы по текущему контролю и успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации студентов ТПУ 2.Методические рекомендации по формированию учебных планов 3.Процедура проведения экспертизы УМК ООП 4.Положение о внутренней аккредитации основных образовательных программ университета 5.Положение об аккредитации образовательных модулей основных образовательных программ университета 6.Положение о проведении конференц-недель в ТПУ 7.Методические рекомендации по организации конференц-недель 8.Положение об оценке компетенций научно-педагогических работников, участвующих в образовательной деятельности 9.Временная процедура открытия подготовки по новым образовательным программам, профилям и специализациям подготовки

24 Разработанные, но не утвержденные документы 1.Организация практик студентов в соответствии с требованиями Стандарта ООП 2.Содержание и требования к ВКР в соответствии с требованиями Стандарта ООП 3.Положение об организации самостоятельной работы студентов в условиях личностно-ориентированной образовательной среды 4.Методика формирования базового учебного плана по направлению / специальности 5.Положение о системе обучения иностранным языкам 6.Руководство по академическому консультированию. Инструкция куратора по академическому консультированию 2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ООП Разработка нормативно-методического обеспечения внедрения ЛООС

25 Планы по разработке на 2012 г. 1.Положение об организации проектного обучения 2.Порядок формирования каталога учебных дисциплин (модулей) ООП 3.Методические рекомендации по организации педагогической практики магистрантов 4.Пакет нормативной документации, регламентирующей учебную и методическую деятельность институтов / факультетов (положение об учебном отделе института, положение о методических комиссиях институтов и факультетов) 5.Пакет нормативной документации, регламентирующей разработку, издание и введение в образовательную практику учебно-методических изданий всех типов 6.Пакет нормативной документации по организации конкурсов ППС (конкурс педагогического мастерства, преподаватель глазами студентов и др.) 7.Положение об организации Летней школы 8.Руководство по проектированию рабочей программы дисциплины (учебного модуля) 2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ООП Разработка нормативно-методического обеспечения внедрения ЛООС

26 Для развития академической самостоятельности и ответственности студентов ТПУ необходима значительная активизация их деятельности. Механизмы развития академической самостоятельности и ответственности студентов: новая система контроля учебной деятельности студентов условия академической и социальной адаптации студентов введение конференц – недель введение летней школы увеличение объема и роли самостоятельной работы при освоении ООП внедрение новых информационных технологий в организацию и реализацию образовательной деятельности 2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ООП Организация контроля учебной деятельности студентов

27 Приказом ректора 29 ноября 2011 г. введены в действие Руководящие материалы по текущему контролю и успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации студентов ТПУ. 2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ООП Ключевые моменты Руководящих материалов: Введена балльно-рейтинговая система для организации контроля учебных достижений по всем дисциплинам и видам учебной деятельности, в т.ч. при оценке текущей работы в семестре и при проведении промежуточной аттестации Мероприятия контроля в форме конференц-недели Введена летняя школа Определены условия ликвидации академической задолженности и условия продолжения обучения при наличии академических задолженностей Введен расчет кредит-рейтинга студента и ООП Организация контроля учебной деятельности студентов

28 2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ООП Результаты зимней экзаменационной сессии 2011/2012 уч. года: абсолютная успеваемость снизилась на 3,5% по сравнению с 2010/11 уч. годом качество обучения снизилось на 0,8 % по сравнению с 2010/11 уч. годом на 13 марта 2012 г. 548 студентов (5% контингента) имели 3 и более задолженностей, а 2156 студентов (20% контингента) имели задолженности не более чем по 2-м экзаменам. Организация контроля учебной деятельности студентов

На основании анализа результатов зимней экзаменационной сессии 2011/2012 учебного года и предложений от подразделений университета определена необходимость поэтапного ввода в действие ряда позиций Положения о проведении текущего оценивания и промежуточной аттестации в ТПУ (Положение): 29 Анализ результатов зимней экзаменационной сессии 2011/2012 уч. года Учебным отделам институтов и деканатам факультетов предоставлена возможность до 12 мая 2012 г. давать разрешения на ликвидацию академических задолженностей студентам очной формы обучения по результатам зимней сессии 2011/2012 уч. года Заведующим кафедрами необходимо обеспечить условия для сдачи академических задолженностей студентами, имеющими соответствующие разрешения Центру управления контингентом студентов УМУ (Кадлубович Б.Е.) совместно с Центром социальной работы (Никифорова О.А.) поручено организовать работу кураторов (академических консультантов) среди студентов по разъяснению основных позиций Положения. 2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ООП Организация контроля учебной деятельности студентов

Программа адаптации утверждена приказом ректора 6643 от г. Сроки реализации: с первого дня учебного года до 1-й конференц-недели (подготовка студентов к первой конференц – неделе): 1)Навыки быстрого чтения и нахождения нужного в большом объёме информации 2)Навыки публичного выступления, подготовки докладов, техники речи 3)Знания для работы на ПК 4)Знания для использования web-ресурсов и работы на корпоративном портале 5)Психологические тренинги для позитивного микроклимата в студенческих группах Разработанные инструменты для быстрой ориентации в информационном пространстве ТПУ: 1)Справочник первокурсника 2)Сайт: 3)Видео-материалы по семинарам-тренингам в открытом доступе Результаты первой реализации программы рассмотрены и одобрены на ректорате г., поставлены задачи по развитию программы. 2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ООП Программа академической и социальной адаптации 30

31 Выборка 1016 человек = 40,6% студентов первого курса Достаточно ли семинаров-тренингов для Вашей успешной адаптации в университетской среде? 2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ООП Программа академической и социальной адаптации. Обратная связь %

Основная цель – повышения качества подготовки специалистов и сохранности контингента ООП Летняя школа - для студентов, не справляющихся с освоением дисциплин в течение семестра, а также тех, кто желает пройти дополнительное обучение Время проведения школы – июль-август Продолжительность школы по дисциплине – 2-3 недели Летняя школа оплачивается студентом дополнительно (на основании заявления и заключения соответствующего договора) Кураторы инициируют работу по организации летних школ, проводят работу со студентами до 30 апреля каждого учебного года и передают информацию об участниках летних школ в ЦУКС и учебный отдел института/факультета 2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ООП Летняя школа

33 2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ООП Конференц-неделя Формы проведения занятийЦели и результаты семинар коллоквиум мастер-класс диспут деловая игра проектная мастерская круглый стол конкурс (защита) отчетов, проектов учебная и научная конференция, в т.ч интернет- конференция 1.Развитие коммуникативных компетенций 2.Развитие личностных и межличностных умений 3.Проведение контроля междисциплинарные мероприятия с участием студентов младших и старших курсов, аспирантов, научных сотрудников и преподавателей университета Мероприятия конференц – недели

34 ИПК «Информационный центр дисциплины» Основные задачи ИПК: Синхронизация работы сотрудников УМУ, выпускающих и обеспечивающих подразделений, преподавателей и студентов в рамках Единой информационной среды – ЕИС ТПУ Организация долгосрочного хранения учебно-методических материалов Обеспечение возможности использования ресурсов ИЦД в других приложениях (личный кабинет студента, личный кабинет преподавателя, LMS и др.) Обеспечение своевременной актуализации материалов, формирование аналитических отчетов Оптимизация работы преподавателей по обеспечению дисциплины учебно-методическими материалами 2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ООП Внедрение новых информационных технологий в организацию и реализацию образовательной деятельности

35 ИПК «Информационный центр дисциплины» Аннотация дисциплиныКалендарный план выполнения курсового проекта (работы) Рабочая программаТематика индивидуальных заданий (рефератов) Календарный рейтинг-план изучения дисциплины Тематика курсовых проектов Список вопросов по входному контролю / текущему контролю Список вопросов для зачета Список вопросов по рубежному контролюСписок вопросов для экзамена Учебно-методические материалы Нормативные материалы дисциплины 2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ООП Внедрение новых информационных технологий в организацию и реализацию образовательной деятельности Контролирующие материалы

ИПК «Учет текущей и сессионной успеваемости и посещаемости студентов» Учет текущей успеваемости студентов по контрольным мероприятиям, проводимым в семестре Учет текущей посещаемости студентов по всем видам занятий в семестре Учет данных промежуточной аттестации студентов по дисциплинам Расчет кредит-рейтинга студентов на основе данных текущей аттестации (контрольные точки) Формирование различных отчетов по контингенту студентов по результатам текущей и сессионной аттестации. ИПК состоит из двух компонентов: Электронный журнал преподавателя Электронные ведомости УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ООП Внедрение новых информационных технологий в организацию и реализацию образовательной деятельности

37 «Электронный журнал преподавателя» и «Электронные ведомости» Преподаватель заполняет электронный журнал текущей успеваемости и посещаемости студентов по своей дисциплине. Данные журнала суммируются по каждой контрольной точке и автоматически передаются в ведомость. Ведомость может быть заполнена отдельно без ведения журнала. 2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ООП Внедрение новых информационных технологий в организацию и реализацию образовательной деятельности

38 ИПК «Личный кабинет студента» Данные журналов преподавателей и ведомости (электронная зачетная книжка) отображаются в личном кабинете студентов. Данный сервис запущен в тестовую эксплуатацию и доступен для входа студентам ТПУ. 2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ООП Внедрение новых информационных технологий в организацию и реализацию образовательной деятельности

39 Цель: организация СРС с использованием ДОТ, увеличение в 2012 году доли СРС на старших курсах до 60 – 70% 2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ООП Внедрение новых информационных технологий в организацию и реализацию образовательной деятельности Разработка модулей ИПК в 2012 г. МодульОжидаемые результаты «Рабочая программа дисциплин» - Унификация рабочих программ - Проектирование рабочей программы с привязкой к действующему учебному плану - Формирование связки дисциплины со знаниями, владениями и умениями студентов, изложенными в ООП - Интеграция рабочей программы в ИПК «Информационный центр дисциплины» «Календарный план изучения дисциплины» - Формирование календарного плана изучения дисциплины с автоматическим планированием учебных событий - Отображение запланированных контролирующих мероприятий (с баллами) в ИПК «Успеваемость»

40 МодульОжидаемые результаты «Организация проектной (УИ) деятельности студентов» - Обеспечение обмена информацией в течение семестра: форумы; система вебинаров (проведение консультаций, руководство выполнением курсовых работ и проектов, проведение практических и семинарских занятий); блоги; доска объявлений и др. - Проведение лабораторных работ удаленного доступа (виртуальных ЛР) - Обеспечение отправки / проверки / хранения студенческих отчётов и курсовых работ / проектов - Доступ студентов к ИПК «Информационный центр дисциплины») - Активное «введение» преподавателей ТПУ в электронную информационно-образовательную среду (разработка электронных образовательных ресурсов, в т.ч. формирование курсов в среде Moodle, использование в учебном процессе блогов, консультирование на форуме, рецензирование отчётов в режиме online и т.п.) и др. «Система электронного обучения» Внедрение новых информационных технологий в организацию и реализацию образовательной деятельности Разработка модулей ИПК в 2012 г. 2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ООП

41 Внедрение новых информационных технологий в организацию и реализацию образовательной деятельности Планируемые изменения в организации заочного обучения в ТПУ с 2012/2013 уч. года (внедрение ДОТ) 2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ООП 1)С целью повышения эффективности заочного обучения в «классическую» модель ЗО вводятся элементы ДОТ: проведение установочных лекций в формате on-line вебинаров проверка ИДЗ и КР в межсессионный период через LMS ИДО проведение семестровых консультаций через форум 1 курс по техническим направлениям 2)Расширение использования гибридной модели заочного обучения (часть дисциплин учебного изучается с применением ДОТ в полном объёме, часть – с элементами ДОТ) - 1, 2 курсы экономические направления, 1 курс гуманитарные направления

42 3.ГОТОВНОСТЬ ППС К РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ЛООС

43 Разработан Паспорт Преподавателя ТПУ, включающий 12 ведущих компетенций, определяющих готовность преподавателя к решению комплекса задач модернизации образовательной системы университета. На основе Паспорта разработана анкета, позволяющая преподавателям оценить уровень владения компетенциями. Для обеспечения требуемых компетенций ППС университета разработаны проблемно-ориентированные учебные модули (самостоятельные учебные единицы, ориентированные на развитие у слушателей определенных профессионально – педагогических компетенций). Сформирована программа повышения квалификации, учебный план которой, включает блок обязательных (30 часов) и элективных (42 часа) модулей. Утверждено новое Положение о порядке ПК НПР 3.ГОТОВНОСТЬ ППС К РАБОТЕ В ЛООС Модульная компетентностно – ориентированная программа ПК ППС

44 Структура программы: Базовый блок (5 модулей) Вариативный блок (11 модулей) Проектирование образовательных программ на основе планирования компетенций специалистов Организация учебного процесса на основе кредитно-рейтинговой системы Проектирование компетентностно– ориентированного учебного модуля (дисциплины) Разработка ФОС Организация обучения студентов по индивидуальным образовательным программам Проектирование образовательных программ на основе планирования компетенций специалистов Организация учебного процесса на основе кредитно-рейтинговой системы Проектирование компетентностно– ориентированного учебного модуля (дисциплины) Разработка ФОС Организация обучения студентов по индивидуальным образовательным программам Педагогическое проектирование Педагогическая толерантность в профессиональной культуре преподавателя университета Социально-психологические аспекты воспитания студентов Создание позитивной коммуникативной среды обучения; Электронный УМК – персональная образовательная среда преподавателя Технология создания и использования FLASH в учебном процессе и др. Педагогическое проектирование Педагогическая толерантность в профессиональной культуре преподавателя университета Социально-психологические аспекты воспитания студентов Создание позитивной коммуникативной среды обучения; Электронный УМК – персональная образовательная среда преподавателя Технология создания и использования FLASH в учебном процессе и др. 3.ГОТОВНОСТЬ ППС К РАБОТЕ В ЛООС Модульная компетентностно – ориентированная программа ПК ППС

45 Учебный процесс по модульной программе ПК начался в июне 2011 г., в настоящее время 19 преподавателей успешно окончили курс (7 чел. прослушали часть модулей, но не набрали положенного количества ауд. часов). 3.ГОТОВНОСТЬ ППС К РАБОТЕ В ЛООС ПодразделениеЗачислено Прошли программу % ГФ11100% ИДНО100% ИПР400% ИЭФ100% ФТИ (каф. ОФ)9444% ФФК251456% ИПР, ЭНИН, ИФВТ, ИК, ИНК 000% Итого411946% Результаты апробации программы Преподавателей по инженерным дисциплинам нет! Модульная компетентностно – ориентированная программа ПК ППС

46 3.ГОТОВНОСТЬ ППС К РАБОТЕ В ЛООС Достоинства программы Возможность систематически работать над развитием профессиональных педагогических компетенций в соответствии с требованиями Паспорта преподавателя ТПУ Индивидуальный подход в формировании образовательной траектории, учет профессиональных интересов Продуктивный характер образовательной деятельности Задачи на ближайший период Организация повышения квалификации НПР ТПУ Создание методическое пособия по программе с описанием содержания модулей Разработка и реализация системы мониторинга реализации программы Модульная компетентностно – ориентированная программа ПК ППС

Темы научно-методических семинаров на 2012 г. 1. Организация конференц-недель 2. Рейтинговое оценивание в ТПУ 3. Проектно-организованное обучение 4. Рабочая программа дисциплины: цели и результаты обучения по образовательному модулю (дисциплина, практика, проект и т.д.) 5. Разработка ФОС (фондов оценочных средств) 6. Разработка электронных образовательных ресурсов 7. Дидактические требования к учебным изданиям 8. Проблема общеязыковой грамотности студентов. Роль преподавателя в решении проблемы 47 3.ГОТОВНОСТЬ ППС К РАБОТЕ В ЛООС Введение системы методических семинаров для ППС

48 МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТПУ ЗАКЛЮЧЕНИЕ Последовательно реализуется решение Ученого Совета от г. «О модернизации образовательных программ и технологии их реализации в соответствии с ФГОС и международными стандартами» по следующим направлениям: разработка ООП создание условий для реализации ООП в условиях ЛООС создание условий для личностного развития студентов развитие компетенций преподавателей и научно- педагогических работников

Проблемы внедрения нововведений 1. Обеспечение общего одинакового понимания сути и порядка внедрения инноваций администрацией университета, администрациями институтов (факультетов), заведующими кафедрами, преподавателями, студентами 2. Исполнительская дисциплина при реализации соответствующих приказов, инструкций, рекомендаций (в т.ч. исключение неконструктивных дискуссий после принятия решений Ученым Советом университета, ректоратом ) 49 МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТПУ

1. Одобрить мероприятия по реализации основных принципов модернизации образовательной деятельности в университете по всем формам обучения (модернизация содержания, технологий реализации и контроля результатов обучения по ООП, внедрение информационных технологий при планировании и реализации учебного процесса и др.). 2. Продолжить работу по разработке необходимого нормативно- методического обеспечения образовательной деятельности (в т.ч. ввести в действие в 2012 г. новую редакцию Стандарта ООП ТПУ), по повышению эффективности использования ресурсов при реализации ООП (дальнейшая унификация дисциплин и содержания базовых циклов ООП, нормирование работы ППС и др.). 50 РЕШЕНИЕ УЧЕНОГО СОВЕТА

3. Обеспечить в 2012 г. введение в эксплуатацию элементы единой информационной системы, в т.ч. ИПК «Информационный центр дисциплины», «Рабочая программа дисциплины», «Календарный рейтинг-план дисциплины», «Индивидуальный план работы ППС», др. 4. Проректорам-директорам институтов, директорам институтов, заведующим кафедрами и руководителям ООП: в срок до 30 мая обеспечить согласование материалов ООП со студентами (с подписанием соответствующих протоколов) продолжить и активизировать работу по согласованию целей и результатов обучения по ООП с работодателями обеспечить повышение квалификации НПР в соответствии с современными требованиями в предметно-дисциплинарной области, в области развития педагогических компетенций и электронных образовательных технологий. 51 РЕШЕНИЕ УЧЕНОГО СОВЕТА

Спасибо за внимание!