Российская академия образования Семинар «Методологические основы оценки качества образования» Дорожная карта работ в области оценки и управления качеством.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«…мы…разработаем и введем новые требования к качеству образования… введем мониторинг и комплексную оценку академических достижений ученика, его компетенций.
Advertisements

ВЕБИНАР Исследовательские аспекты построения общероссийской системы оценки качества образования: задачи в зоне ближайшего развития 3 февраля 2012 года.
Группа «Разработка и апробация системы оценки планируемых результатов освоения программы начального образования» Руководитель – Ковалева Г.С. Проект «Разработка.
Москва, РАО, 2 февраля 2010 года Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального образования Г.С.
Начальник Управления надзора и контроля за деятельностью органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации Рособрнадзор Начальник Управления.
Система оценки планируемых результатов освоения программы основного образования в контексте ФГОС Районный семинар
1 Результаты государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений в новой форме в 2011 году, проведение предпрофильной.
О ЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Выполнила: Полякова Анна 31гр. ПНК.
Федеральный государственный образовательный стандарт (второго поколения)
Современные подходы к оценке качества образования В.А. Болотов вице-президент РАО, академик РАО, д.п.н.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального образования Морокова Наталья Владимировна Ст.
Модель школьной системы оценки качества образования МБОУ «СОШ 2» г. Назарово.
Региональный экзамен как инструмент оценивания образовательных достижений обучающихся в рамках подготовки к государственной (итоговой) аттестации в новой.
Группа «Система оценки планируемых результатов освоения программы начального общего образования» Руководитель – Ковалева Г.С. Проект «Разработка и апробация.
Концептуальные и методологические основы ФГОС тема 4.
С ИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС НОО З АМЕСТИТЕЛЬ.
Современная система оценки качества образования, открытость и доступность.
1 Примерная основная образовательная программа НОО - основа основной образовательной программы НОО образовательного учреждения.
Некоторые формы и процедуры оценивания результатов освоения ООП НОО В.Ф. Красноперова, старший преподаватель кафедры начального образования.
1 Основная образовательная программа - основа образовательной программы образовательного учреждения.
Транксрипт:

Российская академия образования Семинар «Методологические основы оценки качества образования» Дорожная карта работ в области оценки и управления качеством образования Виктор Александрович Болотов, доктор педагогических наук, вице-президент Российской академии образования

Основные направления работ Внешняя оценка индивидуальных достижений школьников Оценка эффективности деятельности образовательных систем Оценка эффективности деятельности образовательных учреждений

1. Внешняя оценка индивидуальных достижений школьников Государственная (итоговая) аттестация выпускников основной и средней школы

Масштабы и объём ЕГЭ в 2009 году 83 субъекта Российской Федерации; 52 иностранных государства (для школ при посольствах, военных частях России и т.д.); чел. – общее количество участников (апрель-июнь); чел./экзаменов (апрель – июнь); 470 вариантов экзаменационных работ по 14 учебным предметам; по 6 учебным предметам экзаменационные материалы ЕГЭ переведены на шрифт Брайля (для слепых детей)

Динамика участия субъектов Российской Федерации в апробации ГИА-9 Год Количество субъектов – участников апробации Количество предметов Количество выпускников – участников апробации от общего числа выпускников (чел.-экз.)

1. Внешняя оценка индивидуальных достижений школьников 1.1. Основные направления исследований для совершенствования государственной итоговой аттестации (единый государственный экзамен по завершению школы (ЕГЭ), экзамены по завершению основной школы (ГИА-9)) Введение в экзаменационные материалы заданий, проверяющие функциональную грамотность школьников Анализ заданий в ЕГЭ и ГИА-9 на возможную дискриминацию выпускников по половому и национальному признакам.

1. Внешняя оценка индивидуальных достижений школьников 1.1. Основные направления исследований для совершенствования государственной итоговой аттестации (единый государственный экзамен по завершению школы (ЕГЭ), экзамены по завершению основной школы (ГИА-9)) Введение в ЕГЭ по математике и русскому языку двух уровней оценки учебных достижений. Для математики: первый уровень – проверка функциональной грамотности; второй - проверка не только функциональной грамотности, но и владения математическими понятиями и способами рассуждений в объеме, необходимом для обучения на инженерных и естественнонаучных направлениях подготовки в высшей школе. Для русского языка: первый уровень – проверка владения русским как государственным языком; второй – владения языковыми компетенциями, необходимыми для обучения на гуманитарных направлениях подготовки в высшей школе.

1. Внешняя оценка индивидуальных достижений школьников 1.1. Основные направления исследований для совершенствования государственной итоговой аттестации (единый государственный экзамен по завершению школы (ЕГЭ), экзамены по завершению основной школы (ГИА-9)) Проработка вопросов преемственности требований, предъявляемых к выпускникам основной и старшей школы, в частности, вопросов, связанных с освоением тех или иных коммуникативных компетенций в языковых предметах. Использование результатов ГИА-9 для выстраивания индивидуальных образовательных траекторий учеников в старшей школе Сопоставление результатов сдачи экзаменов в рамках ГИА-9 и ЕГЭ, в том числе одной и той же когортой школьников, для оценки эффективности деятельности старшей ступени общеобразовательной школы.

1. Внешняя оценка индивидуальных достижений школьников 1.2. Основные направления исследований в начальной школе Стартовая диагностика умений детей, необходимых для успешного обучения в начальной школе Диагностика освоения «учебной грамотности», необходимой для успешного обучения в основной школе. Оба направления необходимы прежде всего не для квалификации (дисквалификации) детей, а для выстраивания индивидуальных траекторий обучения детей в начальной и, соответственно, основной школах.

2. Оценка эффективности деятельности образовательных систем 2.1. Анализ результатов различных мониторингов Международные исследования качества общего образования

Дополнительные страновые и региональные исследования Исследования по результатам исследования PISA: вторичный анализ выполнения отдельных заданий теста или вопросов анкет, применение новых методов для анализа данных, введение новых переменных для анализа тенденций изменения и др. Исследования в ходе проведения исследования PISA: включение дополнительных выборок учащихся (например, отдельно 9 и 10 классы, отдельные регионы), использование дополнительного инструментария (анкеты для учителей, национальные тесты для учащихся и др.); Исследования для проведения нового цикла исследования PISA: включение новой области для оценки (например, социальной компетенции), использование новых подходов (компьютерное тестирование, оценка практических умений).

2. Оценка эффективности деятельности образовательных систем 2.1. Анализ результатов различных мониторингов Использование результатов ЕГЭ и ГИА-9 как базы для оценки эффективности деятельности региональных и муниципальных образовательных систем Использование результатов, полученных в ходе государственной аккредитации школ, как базы для оценки эффективности деятельности региональных и муниципальных образовательных систем

2. Оценка эффективности деятельности образовательных систем 2.2. Использование результатов других баз данных для оценки эффективности деятельности образовательных систем (помимо оценки результатов учебных достижений), в том числе информации, полученной от системы здравоохранения, органов внутренних дел 2.3. Разработка моделей ежегодной публичной отчетности региональных и муниципальных систем образования о результатах своей деятельности, включающей в том числе информацию о доступности качественного образования для различных категорий детей и подростков, данные о состоянии воспитательной работы 2.4. Общественная оценка эффективности работы образовательных систем

3. Оценка эффективности деятельности образовательных учреждений 3.1. Разработка новых показателей государственной аккредитации образовательных учреждений, включающих, помимо оценки учебных достижений, вопросы, связанные со здоровьем школьников, деятельностью школы по социализации и воспитанию учеников 3.2. Разработка моделей ежегодной публичной отчетности общеобразовательных учреждений 3.3 Разработка моделей внутришкольного оценивания учебных и внеучебных достижений школьников. Портфолио. Измерение индивидуального прогресса учеников с выработкой рекомендаций для учителей и учеников.

Введение государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения 1998 базисный учебный план обязательный минимум содержания общего образования 2004 базисный учебный план обязательный минимум содержания общего образования требования к уровню подготовки выпускников школы 2010 требования к общеобразовательным программам требования к результатам образования (предметные, метапредметные и личностные) требования к условиям обучения

Введение государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения распределение ответственности за обеспечение качества образования (на федеральном, региональном уровнях, на уровне образовательного учреждения) сочетание внутренней и внешней оценки сочетание внутренней и внешней оценки комплексная оценка предметных, метапредметных и личностных результатов; комплексная оценка предметных, метапредметных и личностных результатов; накопительная система оценки индивидуальных достижений (портфель учебных достижений); накопительная система оценки индивидуальных достижений (портфель учебных достижений); использование стандартизированных и нестандартизированных методов (устных и письменных, индивидуальных и групповых, само- и взаимооценки и др.) использование стандартизированных и нестандартизированных методов (устных и письменных, индивидуальных и групповых, само- и взаимооценки и др.) интерпретация результатов на основе контекстной информации и др. интерпретация результатов на основе контекстной информации и др.

Оценка в целях поддержки учебного процесса, учащихся, учителя и школы Мониторинг учебно-предметных компетенций учащихся начальной школы: оценка математической грамотности; оценка естественнонаучной грамотности; оценка языковой грамотности; оценка грамотности чтения (художественные и информационные тексты); оценка учебной грамотности; анкетирование учащихся, их родителей, учителей и администрации школы. Образовательный процесс как «культурное развитие» (теория Л.С.Выготского) Мониторинг присвоения культурных средств, способов мышления и действия

Оценка информационных компетенций школьников Информационная компетентность как способность находить, понимать, оценивать и применять информацию в различных формах для решения личных, социальных или глобальных проблем Инструментарий будет включать в себя: средства для проведения автоматизированного измерения ИКТ компетенций учащихся, банк заданий, руководства по организации и проведению тестирования, материалы и рекомендации для учителя.

Оценка эффективности деятельности образовательных систем Цель проекта – разработка инструментария управления качеством образования в территориальных системах на основе статистики Основные характеристики инструментария: ориентирован не столько на индивидуальные учебные достижения, сколько на качество образования определённой территории; учитывает не только учебные достижения, но и социальные эффекты; учитывает специфику условий функционирования образовательных систем; разрабатывается как средство выработки рекомендаций по образовательной политике на национальном, суб-национальном и местном уровнях.

Спасибо за внимание! Вопросы, комментарии Виктор Александрович Болотов, доктор педагогических наук, профессор, вице-президент Российской академии образования