Педагогический марафон. День учителя географии Беловолова Елена Александровна, кандидат пед.наук, доцент кафедры методики преподавания географии МПГУ;

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ГЕОГРАФИИ и НОВАЯ МОДЕЛЬ УЧЕНИЯ : ПОДХОДЫ, ПРИНЦИПЫ, НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ Беловолова Е. А., кандидат пед. наук, доцент кафедры методики.
Advertisements

Методическая разработка раздела образовательной или учебной программы.
Метапредметные результаты обучения русскому языку на современном этапе (по ФГОС ООО)
Поэтому в 5 классе мы должны научить: уметь работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную.
«Развитие исследовательской культуры учителя». Исследовательская культура учителя: Определенный способ и результат творческой самореализации учителя в.
Дополнительное образование в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов.
Структура поурочного планирования в рамках ФГОС Составил ГМИ.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и его реализация в УМК.
Программа по предмету в соответствии с требованиями ФГОС ООО ГМО учителей технологии.
Учебно-исследовательская деятельность школьников Теория, практика, перспективы 1 1.
Подходы к реализации междисциплинарных программ: условия достижения личностных и метапредметных результатов Индивидуальный образовательный проект как результат.
Урок в соответствии с требованиями ФГОС. Современный результат образования - это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их.
Формирование универсальных учебных действий основная задача введения ФГОС Формирование универсальных учебных действий основная задача введения ФГОС.
Методика преподавания Материалы конференций Информационно-образовательная среда как условие достижения планируемых результатов обучения.
Непрерывная подготовка учителя по формированию УУД учащихся на базе методической службы гимназии педсовет г.
Урок как форма обучения истории. Типы уроков Тип урока понятие, связанное с варьированием структуры урока, его содержательных элементов.
Требования к результатам образования Личностные (ценностные установки и ориентации) Метапредметные (универсальные способы учебных действий) Предметные.
Текст учебника как средство достижения предметных, метапредметных и личностных результатов.
Формирование ключевых компетентностей младших школьников.
1. Планирование и анализ новых образовательных результатов (личностных, предметных, метапредметных) 2. Подбор видов учебной деятельности, обеспечивающих.
Транксрипт:

Педагогический марафон. День учителя географии Беловолова Елена Александровна, кандидат пед.наук, доцент кафедры методики преподавания географии МПГУ; учитель географии Лицея 1580, г. Москва Семинар Методика формирования умений школьников в обучении (на примере курса «География России»)

О НОВЫХ ИНСТРУМЕНТАХ РАЗВИТИЯ В ОБРАЗОВАНИИ И НАУКЕ 2 Современный этап развития образования Педагогический марафон. День учителя географии. Семинар. Принципиальные преобразования в социокультурной среде Изменение «знаниевого» пространства Психолого-педагогические характеристики современных подростков Личностно-ориентированная парадигма образования

О НОВЫХ ИНСТРУМЕНТАХ РАЗВИТИЯ В ОБРАЗОВАНИИ И НАУКЕ 3 Школьное географическое образование – особая дидактическая конструкция научного знания Педагогический марафон. День учителя географии. Семинар ЗНАКОМИТ ШКОЛЬНИКОВ С МЕТОДАМИ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ НАУКИ, вооружает их соответствующими им познавательными и практическими умениями (наблюдать, создавать образ территории, воспринимать окружающий ландшафт и т.п.) РАЗВИВАЕТ УМЕНИЯ РАБОТАТЬ С РАЗЛИЧНЫМИ ИСТОЧНИКАМИ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ, ориентироваться в пространстве, вести наблюдения в географической среде, прогнозировать ее изменения; ФОРМИРУЕТ ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ «ОБРАЗ» СВОЕЙ СТРАНЫ, «МАЛОЙ РОДИНЫ», СПОСОБСТВУЕТ ОСОЗНАНИЮ СЕБЯ КАК ГРАЖДАНИНА РОССИИ; СПОСОБСТВУЕТ ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ, осуществляя тесную связь теории с практикой, с жизнью; ВНОСИТ ВКЛАД В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ, помогает сделать осознанный выбор в условиях социальных альтернатив, нести за него ответственность; РАЗВИВАЕТ ЛИЧНОСТНУЮ УСТАНОВКУ на творчески самостоятельную и ответственную деятельность

О НОВЫХ ИНСТРУМЕНТАХ РАЗВИТИЯ В ОБРАЗОВАНИИ И НАУКЕ 4 Методологические ориентиры (духовно-нравственное и личностное развитие учащихся) Приоритетные воспитательные задачи Закрепление деятельностного подхода (организация учебной деятельности средствами предмета, которая обеспечит целенаправленное формирование универсальных учебных действий и личностное развитие школьников) КОНЦЕПЦИЯ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Педагогический марафон. День учителя географии. Семинар ОСМЫСЛЕНИЕ НОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕЗУЛЬТАТА

О НОВЫХ ИНСТРУМЕНТАХ РАЗВИТИЯ В ОБРАЗОВАНИИ И НАУКЕ 5 Планируемые результаты школьного географического образования Педагогический марафон. День учителя географии. Семинар Фундаментальное ядро содержания Надпредметное содержание Предметные МетапредметныеЛичностные Освоенные умения и способы деятельности, применяемые в образовательном процессе и при решении реальных жизненных ситуаций Основополагающие знания (понятия, теории, закономерности науки) Ценностные установки, стимулы, эмоционально- ценностное отношение к миру, к деятельности, этическая самоидентефикация ПРЕДМЕТНЫЕ УМЕНИЯ ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

О НОВЫХ ИНСТРУМЕНТАХ РАЗВИТИЯ В ОБРАЗОВАНИИ И НАУКЕ 6 КОНЦЕПЦИЯ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НОВЫЕ ЗАДАЧИ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ УСИЛЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ Педагогический марафон. День учителя географии. Семинар СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ – ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРЕДМЕТНОЙ СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ С ВНУТРЕННЕЙ ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ? КАК РЕАЛИЗОВАТЬ НОВЫЕ ЗАДАЧИ В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ

О НОВЫХ ИНСТРУМЕНТАХ РАЗВИТИЯ В ОБРАЗОВАНИИ И НАУКЕ 7 УМЕНИЯ – ОПЕРАЦИОНАЛЬНАЯ СТОРОНА ЗНАНИЙ Умение Эмоционально- ценностное отношение Предметные знания Мыслительные операции, приемы и способы действий Знания о действиях, их алгоритме Педагогический марафон. День учителя географии. Семинар Знания становятся ориентировочной основой для организации учебной деятельности на уроке и во внеурочное время

О НОВЫХ ИНСТРУМЕНТАХ РАЗВИТИЯ В ОБРАЗОВАНИИ И НАУКЕ 8 Предметные (географические): ориентирования в пространстве (на местности) и во времени; читать и понимать топопланы и географические карты различного содержания; проведения съемки участка местности; проведения наблюдений в геосреде, выявление географических особенностей размещения объектов, процессов и явлений; использования статистических данных для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; составления географических характеристик территорий и географических объектов (процессов, явлений). Метапредметные (общеучебные) (ОУ): учебно-организационные; УЧЕБНО-ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ (УЧЕБНО-ЛОГИЧЕСКИЕ); учебно-информационные; учебно-коммуникативные. Умения, формируемые в обучении географии

О НОВЫХ ИНСТРУМЕНТАХ РАЗВИТИЯ В ОБРАЗОВАНИИ И НАУКЕ 9 Формирование умений – органическая часть образовательного процесса Педагогический марафон. День учителя географии. Семинар ОУ, СЛУЖАЩИЕ ОСНОВОЙДОМИНИРУЮЩИЕ ОУОУ, РАЗВИВАЮЩИЕСЯ НА БАЗЕ Чтение, слушание, формулирование предложений ВЫДЕЛЕНИЕ ГЛАВНОЙ МЫСЛИ Составление планов, таблиц, схем, конспектов, тезисов, форм-е выводов и др. Чтение, выделение главной мысли, формулирование предложений СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА Конспектирование, реферирование, описание, проведение наблюдений и др. Чтение, выделение существенных признаков, сравнение, составление плана УМЕНИЕ ОПИСЫВАТЬ Объяснение, реферирование и др. Выделение главной мысли, существенных признаков, составление плана УМЕНИЕ ОБЪЯСНЯТЬ Реферирование, работа со справочными источниками информации и др. Выделение главной мысли, формулирование вопросительных предложений УМЕНИЕ ФОРМУЛИРОВАТЬ ВОПРОСЫ Тезирование, классификация и организация информации, участвовать в дискуссии, беседе и др. Опр-е цели действия, анализ условий, отбор ср-в, опр-е последовательности ПЛАНИРОВАТЬ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ Выбирать наиболее рациональные сп-бы решения учебных задач, самоконтроля

О НОВЫХ ИНСТРУМЕНТАХ РАЗВИТИЯ В ОБРАЗОВАНИИ И НАУКЕ 10 Доминирующие ОУ* 6 класс7 класс8 класс 9 класс10 класс Описывать; выделять главную мысль; составлять простой план; формулирова ть вопросы Объяснять; работать со справочным и источниками информации ; составлять схемы; проводить сравнения Доказывать; тезировать; формулирова ть выводы; проводить отбор необходимых источников информации Оценивать выполнение задания; планировать учебные действия; составлять сложный план, классификацион ые схемы; исп- ть разные виды моделирования Оценивать собственную деятельность и ее результаты; конспектировать реферировать; составлять таблицы, опорные конспекты; участвовать в дискуссии, формулировать собственную позицию * Сайт лаборатории географии МИОО geo.metodist.ru Педагогический марафон. День учителя географии. Семинар

О НОВЫХ ИНСТРУМЕНТАХ РАЗВИТИЯ В ОБРАЗОВАНИИ И НАУКЕ 11 Учет особенностей в методике обучения курсу «География России» ОУ, освоенные в 6-7 классах Описывать Выделять главную мысль Пере сказывать Участвовать в диалоге Составлять рецензию на ответ одоклассникаа ОУ, развивающиеся в 8-9 классах Учебно- логические Учебно- коммуникативные Учебно- организационные Учебно- информационные Методические особенности построения обучения, направленного на совершенствование и развитие не только предметных, но и общеучебных умений и способов деятельности Педагогический марафон. День учителя географии. Семинар

О НОВЫХ ИНСТРУМЕНТАХ РАЗВИТИЯ В ОБРАЗОВАНИИ И НАУКЕ 12 Особенности методики обучения курсу «География России» Выделение в календарно-тематическом планировании учебных модулей (модуль ориентирован на отработку и соверш-е ОУ) Разработка системы уровневых заданий (три уровня сложности) Отбор и концентрация основного материала в модуле Разработка системы обобщающих уроков Включение новых видов уроков-исследовательских практикумов Планирование и подготовка: Технология обучения: Отработка умений на каждом уроке Четкая формулировка учебных задач Организация деятельности с компонентами УМК курса Привнесение новизны содержания в обобщающие уроки Педагогический марафон. День учителя географии. Семинар

О НОВЫХ ИНСТРУМЕНТАХ РАЗВИТИЯ В ОБРАЗОВАНИИ И НАУКЕ 13 Модульный подход к планированию учебного процесса МОДУЛЬ 1. ПРОСТРАНСТВА РОССИИ Темы уроковТИП УРОКАПрактически е работы Метапредметный практикум 1 География России – новый учебный курс. Новые источники знаний ВВОДНЫЙ УРОКВыявление особенностей нового УМК 2 Россия на карте мира ФОРМИР-Я НОВЫХ ЗУН Сравнение ГП РФ и Канады Опр-е плана и параметров сравнения 3 Границы России КОМБИНИРОВАНН ЫЙ Обозначение пограничных государств Составление схемы «Границы России» 4 Изменение времени на территории России ФОРМИР-Я НОВЫХ ЗУН Опр-е поясного времени Проведение сравнения карты часовых поясов с др.источниками знаний 5 Освоение и формирование территории КОНФЕРЕНЦИЯИсторико-картографическое моделирование 6 Географическое изучение территории УРОК- ПУТЕШЕСТВИЕ Составление «летописей» путешествий 7 Современное устройство и АТД России ПРАКТИКУМСоставление схем 8 Россия на карте: многообразие и контрастность территории ПРАКТИКУМСоставление опорного конспекта 9 Пространства России: как осваивать и изучать? ОБОБЩАЮЩИЙРабота со справочными источниками информации 10 Контроль по модулю 1 КОНТРОЛЯЗадания на самоконтроль Педагогический марафон. День учителя географии. Семинар

О НОВЫХ ИНСТРУМЕНТАХ РАЗВИТИЯ В ОБРАЗОВАНИИ И НАУКЕ 14 от 5-7 до мин на разных этапах урока система разноуровневых заданий, которые направлены развитие новых ОУ постановка учебной проблемы и выполнение заданий в логике учебного исследования МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПРАКТИКУМ М-1. ПРОСТРАНСТВА РОССИИ. МНОГООБРАЗИЕ И КОНТРАСТНОСТЬ ТЕРРИТОРИИ. Географическое положение России среди стран мира уникально. ПОЧЕМУ? УЧЕБНО- ИНФОРМАЦИОННЫЕ Используя текст п.1,2 и физ.карту РФ, заполните пропуски в тексте «Географическое положение России» Наблюдение и изучение факторов и явлений УЧЕБНО- КОММУНИКАТИВНЫЕ Работа в группах «Сравнение крайних точек государства (история названия, высоты, условия, другие объекты мира)». Формулирование проблемы УЧЕБНО- ЛОГИЧЕСКИЕ Составление схемы следствий «ГП России»Выдвижение гипотезы УЧЕБНО- ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ Территория гос-ва характеризуется его ГП (составление опорного конспекта «Структура территории России») Планирование действий, проверка гипотезы УЧЕБНО- ЛОГИЧЕСКИЕ Каковы последствия территории России для населения и его деятельности? Формулирование выводов Педагогический марафон. День учителя географии. Семинар

О НОВЫХ ИНСТРУМЕНТАХ РАЗВИТИЯ В ОБРАЗОВАНИИ И НАУКЕ 15 МЕТОДИЧЕСКИЙ АППАРАТ УЧЕБНИКА РАБОТА С АППАРАТОМ УЧЕБНИКА ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ОУ Методический аппарат учебника Примеры заданий Учебный текст Выделите в тексте ключевые слова; составьте простой и сложный план к тексту; выпишите названия географических объектов, обязательных для усвоения, обозначьте их на к/карте; составьте учебный текст «Административно-территориальное устройство РФ». Аппарат ориентировки Определите по вопросу перед параграфом проблему сегодняшнего урока (например, «Хорошо ли быть «чемпионом мира» по числу стран-соседей) Иллюстративный аппарат, приложения Используя рис. «Россия в северном полушарии», составьте схему «Факторы ГП на макроуровне» Аппарат организации усвоения Изобразите обобщенно контур России. Есть ли страны со схожей конфигурацией? Какие это имеет последствия? Составьте вопросы на творческое осмысление п. «Границы России» для одноклассников. Педагогический марафон. День учителя географии. Семинар

О НОВЫХ ИНСТРУМЕНТАХ РАЗВИТИЯ В ОБРАЗОВАНИИ И НАУКЕ 16 Формулирование учебной проблемы (разрыв связей в изученном содержании) ОБОБЩАЮЩИЕ УРОКИ Педагогический марафон. День учителя географии. Семинар Уникальность территории и ГП России размеры и протяженность границы ФГП, ЭГП часовые пояса Как осваивать и изучать пространства? Привнесение новизны в содержание (о российских путешественниках и исследователях сегодняшнего дня, какие задачи ставят сегодня перед географической наукой, деятельность РГО) Работа в малых группах (составление картотеки «Имена соотечественников на карте России»)

О НОВЫХ ИНСТРУМЕНТАХ РАЗВИТИЯ В ОБРАЗОВАНИИ И НАУКЕ 17 БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ! Педагогический марафон. День учителя географии. Семинар