Лекция 1. «Воскресная школа как форма религиозно-образовательной и просветительской деятельности на приходе» Курсы повышения квалификации для преподавателей.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Лекция 2. «Программно-методическое обеспечение обучения в воскресной школе» Курсы повышения квалификации для преподавателей воскресных школ Омской и Тарской.
Advertisements

Работа с родителями в условиях введения в образовательные учреждения ОРКиСЭ Полякова Н.А.
КУРС ПО ВЫБОРУ «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ» старший преподаватель кафедры педагогики, психологии и дисциплин начального образования ТГПУ им. Л.Н.Толстого.
2010 год Концепция гражданского образования в Нижегородской области на годы.
Нормативно-правовое обеспечение реализации государственной политики в области духовно- нравственного воспитания.
Система образования в России: структура и управление 1. Основные нормативные документы в области образования. 2. Структура и особенности современной системы.
Духовно-нравственный потенциал программы «Социокультурные истоки» в контексте ФГОС.
Образование (в законе) единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека,
ПРОЕКТ ТВОРЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ «Духовно-нравственное воспитание обучающихся и педагогическое образование родителей» Дубровина Ольга Николаевна МБОУ «Кузьминская.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России как методологическая основа разработки и реализации федерального государственного.
Формирование духовно – нравственной культуры личности учащихся : первый опыт и находки МОУ СОШ 1 гор. Гвардейска г.
Духовно-нравственное здоровье нации и будущее наших детей.
Духовно-нравственное здоровье нации и будущее наших детей.
Разработка и реализация программы духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на начальной ступени общего образования Педагог-организатор.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.
Роль школы в духовно - нравственном воспитании и развитии обучающихся Богомолова И. Н., директор ГБОУ СОШ 546.
ФОРМЫ МОЛОДЁЖНОГО СЛУЖЕНИЯ В ЦЕРКВИ. Нормативно-правовая основа Концепция молодежного служения Русской Православной Церкви Принята Священным Синодом Русской.
МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ НИЖЕГОРОДСКАЯ МИТРОПОЛИЯ ВЫКСУНСКАЯ ЕПАРХИЯ МЕСТНАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «ПРАВОСЛАВНЫЙ ПРИХОД СОБОРА В ЧЕСТЬ ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ.
1.6. Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся Духовно-нравственное.
Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Транксрипт:

Лекция 1. «Воскресная школа как форма религиозно-образовательной и просветительской деятельности на приходе» Курсы повышения квалификации для преподавателей воскресных школ Омской и Тарской епархии

Основные понятия миссия Церкви – свидетельство о Христе, провозглашение всему миру Благой вести. Миссионерская деятельность связана не только с передачей интеллектуальных убеждений и идеалов, но и с передачей опыта Богообщения, опыта церковной жизни. Миссия состоит в приближении к миру, его освящении и обновлении, вкладывании нового содержания в старый образ жизни, преобразуя непротиворечащие христианской вере формы культуры в средства спасения. Формы церковной миссии - информационная – широкое свидетельство через медийные средства, издательскую деятельность); - апологетическая – рациональная защита истинности христианского учения); - воспитательная (воцерковление) – включение крещеного человека в активную церковную жизнь, формирование православного уклада жизни); - внешняя миссия – свидетельство истины Православия среди нехристианских народов, живущих на канонический территории РПЦ.

катехизация - изучение членом Церкви или человеком, готовящимся стать членом Церкви, основ христианской веры и вероучения. С первохристианских времен катехизаторская деятельность понималась как вдохновение человека на жизнь по заповедям Божиим, содействие в сознательном и ответственном вхождении в жизнь Церкви, в обретении основ православного мировоззрения и православного образа жизни. Основные понятия Общие принципы катехизации - христоцентричность; - сосредоточенность жизни на Евангелии; - общинность, приобщение к церковной жизни как радостной полноте жизни во Христе; - активная открытость миру; - формирование понятий святости и греха, добра и зла; - воспитание правильного отношения к инославию; - каноничность.

- личностная направленность; - диалогичность; - любовь; - смирение; - добровольность; - ответственность; - своевременность; - компетентность; - последовательность; - системность; - вариативность форм катехизации. Педагогические принципы катехизации

Документы, регламентирующие миссионерскую, религиозно-образовательную и катехизаторскую деятельность Русской Православной Церкви «Устав Русской Православной Церкви», «Устав прихода Русской Православной Церкви» «Концепция возрождения миссионерской деятельности Русской Православной Церкви» (Утверждена на Заседании Священного Синода Русской Православной Церкви Московского Патриархата 6 октября 1995 года ) «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» (принята Освященным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 года) «Об организации катехизической деятельности Русской Православной Церкви» Рекомендации и инструкции ОРОИК (июнь 2010 года) «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви» Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (февраль 2011 года) «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви» (Документ утвержден Священным Синодом Русской Православной Церкви в декабре 2011 года)

Уровни просветительского служения Русской Православной Церкви - общецерковый; - епархиальный; - уровень благочиния; - уровень прихода.

Просветительская работа на общецерковном уровне - представление проектов нормативных документов, регламентирующих образовательную и катехизическую деятельность Русской Православной Церкви; - информационное сопровождение образовательной и катехизической деятельности; - экспертиза учебной, катехизической, научно-педагогической, методической литературы, аудио- и видеоматериалов; - организация и проведение образовательных конференций, чтений, конкурсов. Синодальный отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви

Просветительская работа на епархиальном уровне Правящий архиерей. Епархиальный отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви - курирование работы действующих и содействие созданию новых духовно-просветительских центров, катехизических курсов, воскресных школ для детей и взрослых, координация иных форм духовно-просветительской деятельности; - курирование и координация деятельности православных образовательных учреждений (детских садов, общеобразовательных школ, гимназий, лицеев); - проведение конференций, съездов, семинаров образовательной и катехизической тематики; - методическая поддержка всех форм и направлений образовательной и катехизической деятельности в епархии; - организация подготовки, переподготовки, повышения квалификации кадров для ведения образовательной и катехизической деятельности, а также проведение их аттестации.

Просветительская работа на уровне благочиния - взаимодействие с епархиальным отделом религиозного образования, участие в мероприятиях епархии; - взаимодействие с приходскими катехизаторами, директорами воскресных школ и координация их деятельности; - взаимодействие с директорами православных образовательных учреждений; - организация мероприятий в области образования и катехизации в масштабе благочиния. Благочинный. Сотрудник, ответственный за катехизическую работу в благочинии

Просветительская работа на приходском уровне - организация на приходе огласительных бесед перед Таинством Крещения со взрослыми, детьми сознательного возраста, родителями и восприемниками малолетних детей; - организация занятий в воскресной школе для детей и взрослых; - проведение библейских (евангельских) бесед, бесед по вопросам богослужения; - работа службы приходского консультирования по основам православного вероучения, церковной жизни, православной этики и правилам поведения в храме; - духовно-просветительская работа во время паломнических поездок, организованных приходом; - разработка и распространение катехизических листков к православным праздникам, воскресным дням, дням поминовения усопших, историческим храмовым датам. Настоятель. Приходской катехизатор. Директор воскресной школы

Церковно-приходские (воскресные) школы – основная форма православного духовно-нравственного воспитания и катехизации детей и подростков Деятельность церковно-приходских школ ориентирована на всестороннее воцерковление детей и юношества, на усвоение учащимися христианских нравственных норм и на активное включение их в церковную жизнь. Для достижения этой цели наряду с учебным процессом необходимо уделять значительное внимание организации внеучебной деятельности церковно-приходских школ: паломнических поездок, летних лагерей, участия в крестных ходах, подготовки рождественских и пасхальных спектаклей, хорового пения и художественного творчества, участия детей и подростков в социальном служении прихода.

В 2011 году Синодальным Отделом религиозного образования и катехизации разработаны проекты «Положения о деятельности воскресных школ (для детей Русской Православной Церкви) на территории Российской Федерации»; «Типового Устава частного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Воскресная школа местной религиозной организации православного прихода Храма епархии Русской Православной Церкви Московского Патриархата» « Стандарта учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации»

Из Проекта «Положения о деятельности воскресных школ (для детей Русской Православной Церкви) на территории Российской Федерации» Церковно-приходская воскресная школа является начальной формой религиозного образования, посредством которого у детей и взрослых пробуждается и воспитывается произволение ко спасению души, приводящее в итоге к преображению личности и воцерковлению, формируется православное мировоззрение. Воскресная школа – условное наименование учебных заведений, существующих при православных приходах и братствах. Целью воскресной школы является содействие семье и ребенку в воцерковлении. Основные задачи воскресной школы: приобщение к литургической жизни Церкви, религиозное обучение, создание социокультурной детско-юношеской и семейной православной среды. Приобщение к литургической жизни Церкви предполагает единство личной и общинной богослужебной жизни семьи и ребенка. Этому может содействовать, прежде всего, причастность к церковной общине. Если общинной жизни нет, то необходима регулярная организация общешкольных богослужений для детей, родителей и преподавателей. Религиозное обучение имеет своей целью передачу знаний, на основании которых учащийся сможет осмыслить свою веру по отношению к себе, своей жизни, к окружающему миру, к обществу, в котором он живет. Основное внимание следует уделять не тому, чтобы передать детям как можно больше информации, а тому, чтобы христианство могло быть прожито и пережито. Результатами обучения в воскресной школе можно считать приобретение учащимися базовых церковных знаний, вступление в литургическую жизнь, возможность иерархически выстроить свои взгляды, по существу сравнить то или иное религиозное течение, предлагаемое современным миром, и возможность учащихся на этой базе продолжить свое религиозное обучение. Можно полагать, что будущее за церковно-приходскими воскресными школами семейного типа, то есть такими, где учатся и трудятся дети вместе с родными и близкими.

Виды деятельности воскресной школы а) проведение занятий религиозной и духовно- нравственной направленности; б) проведение дополнительных личностно- и социально- ориентированных занятий (трудовая, творческая, игровая деятельность), направленных на воспитание активной и многогранной личности христианина; в) проведение методической работы, направленной на совершенствование учебно-воспитательного процесса, программ, форм и методов деятельности; г) организация и проведение массовых мероприятий, создающих необходимые условия для совместного труда, отдыха детей и родителей (лиц, их заменяющих); д) открытие в установленном порядке лагерей и туристических баз, создание различных объединений с постоянным или переменным составом детей в лагерях (загородных или с дневным пребыванием), на своей базе, а также по месту жительства детей; ж) организация и проведение выставок и концертов

Стандарт учебно-воспитательной деятельности воскресных школ (для детей) Русской Православной Церкви – нормативный документ, включающий в себя совокупность требований к учебно-воспитательной и организационной деятельности воскресных школ при реализации программ духовно- нравственного обучения и воспитания в воскресных школах для детей, учрежденных религиозными организациями Русской Православной Церкви.

Отечественный опыт преподавания вероучительных дисциплин

Священномученик Философ Орнатский «Каковы же плоды формальной постановки Закона Божия? Небогатые и довольно невкусные. Усвоенное одним умом, как и естественно, забывается, остается в голове очень немногое... и хорошо еще, если самое главное, а то большею частью какие-то жалкие и бессвязные отрывки! Источник христианского самоназидания – слово Божие – школьникам остается почти незнакомым; высота и глубина религиозно-нравственных истин не познаны; многие недоумения по религиозным вопросам не устранены; потребность религиозно- нравственного просвещения у меньшинства возбуждена, но не удовлетворена (отсюда и увлечение всяким ветром религиозно-философских учений: напр., взглядами гр. Толстого, Ницше и т.п.); у большинства же от долговременного неправильного удовлетворения эта потребность замерла...» (Церковный вестник )

Можно ли говорить о том, что в начале ХХ века Закон Божий и законоучители не выдержали столкновения с действительностью, с жизнью и окружающей обстановкой, с необратимыми изменениями в культуре, перестали подпитывать духовное состояние общества? - Нет, поскольку не религиозное вероучение и христианские нормы вступали в противоречие с действительностью, с преобладавшими настроениями в обществе, в котором все меньше было примеров христианского отношения к жизни, а наоборот, реальная историческая жизнь все более противоречила истинам Закона Божия.

Отечественный опыт развития церковно- приходского образования При общем безусловно положительном воздействии Закона Божия на ум и совесть учащихся о повсеместной успешности преподавания Закона Божия до 1917 г. говорить не приходится. Но явные недостатки и проблемы в преподавании Закона Божия (организационные, программные, методические) никаким образом не говорили о полной беспомощности этого учебно- воспитательного предмета или о необходимости его отмены. Отрицательно сказался на религиозном образовании формализм. Превращение Закона Божия в один из рядовых предметов школьного обучения, равнодушное и формальное его преподавание, с одной стороны, а с другой – усвоение изучаемого материала более умом, нежели сердцем, убивало живую веру. Общество и школа испытывали также влияние агрессивной светской культуры, противопоставляющей себя Церкви и христианской религии. Указанные причины сводили к минимуму усилия законоучителей дать полноценное религиозное образование. Представители Церкви, Министерства народного просвещения, известные методисты и сами законоучители имели ясное понимание больших и малых недостатков в преподавании Закона Божия, необходимости исправления и совершенствования системы религиозного образования в школе. В научном, педагогическом и законоучительском сообществе было осознание того, что многое зависело от законоучителей, их личной настроенности, пастырской и учительной позиции, образованности. Но никто из ответственных лиц не считал Закон Божий негодным, неполезным или вредным, а преподавание религии неподъемным для законоучителя делом. Церковные и светские периодические издания открыто и гласно обсуждали проблемы преподавания Закона Божия и законоучительской практики. Выводы о несостоятельности Закона Божия и законоучителей, отвечавших за религиозное обучение детей, суждения о полной утрате положительного воспитательного влияния на сознание детей, прозвучавшие сначала в советской историографии, а затем повторенные в ряде статей современных исследователей, не подтверждаются фактами. Большая часть духовенства, учившего детей в церковно-приходской, начальной и средней школе, пользовалось авторитетом и доверием у народа. Негативные примеры и исключения из общего правила не отменяли в целом положительного отношения простого народа к законоучителям, совершающим необходимую и трудную работу по духовно-нравственному воспитанию учащихся. Архивные документы в полной мере свидетельствуют о благополезной деятельности законоучителей по религиозному просвещению учащихся детей и взрослых.

Традиционный уклад жизни Обычаи Традиции Сердечные чувства и отношения Распорядок дня недели года Правила доброй и благочестив ой жизни

Духовно-нравственное воспитание Содействующее обретению единой системы ценностей; опыта со-бытия, совместной деятельности; опыта со-радости и сопереживания; общей ответственности, общности жизни и интересов. Возможность «сердце эгоистическое сделать сердцем всескорбящим».

Спасибо за внимание! Ольга Михайловна Потаповская, н.с. Института семьи и воспитания РАО, ст. преподаватель ПСТГУ