Развитие мышления подростков как условие непрерывного образования Конференция учителей школ и преподавателей МГУ «Новые образовательные программы и школьное.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Изменение содержания обучения физике как необходимое условие развития мышления учащихся Всероссийский Съезд учителей физики. Секция 5 «Физика и общее развитие.
Advertisements

"Реализация требований ФГОС ООО на уроках истории "
Современный урок в начальной школе с учётом требований ФГОС.
Повестка дня: «Системно-деятельностный подход – основа ФГОС нового поколения» - директор школы Григорьева Н.А. 1. «Проблемно-диалогическая технология обучения.
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Построение образовательного процесса на второй ступени школьного образования при реализации ФГОС.
Ставит главной задачей – раскрытие способности каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном,
Системно- деятельностный подход в обучении и образовании.
Даниил Эльконин- советский психолог, автор оригинального направления в детской и педагогической психологии. В 1929 работал с Л. Выготским. В 1937 работал.
Особенности ФГОС основного общего образования. От терминологии к определению сущности ФГОС ООО. Проблемы и перспективы внедрения. Методический семинар.
Учитель истории Черкашина Ирина Павловна Системно-деятельностный подход в обучении на уроках истории и обществознания.
Личностно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса в начальной школе Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Дай.
Деятельностный подход в образовании. Стандарт: ориентация на результаты образования Основной результат– освоение обобщенных способов действий, достижение.
1.Понятия «концепция», «парадигма», «педагогическая парадигма». Стратегии развития современной начальной школы. Цели и задачи развития современной начальной.
Теория периодизации детского развития Д.Б. Эльконина Выполнил: Зорихин И.Л.
«Новый образовательный стандарт – новое качество образования».
Совершенствование и вариативность системы воспитания и дополнительного образования учреждения, работающего над повышением качества образования.
Развивающее обучение: что это такое?. Мой ребенок идет в школу !?! СтрахиОжидания Успешность ребенкаТрудности в обучении.
Системно - деятельностный подход как методологическая основа ФГОС второго поколения Системно - деятельностный подход как методологическая основа ФГОС второго.
Развивающее обучение: что это такое? Тема родительского собрания: г. Шумерля, МОУ гимназия 8 учитель начальных классов Башкирова И.М.
Учебная ситуация как способ формирования способностей.
Транксрипт:

Развитие мышления подростков как условие непрерывного образования Конференция учителей школ и преподавателей МГУ «Новые образовательные программы и школьное образование». Секция «Профессиональная ориентация и развитие школьников» Директор Центра образовательного консалтинга и аудита, Проректор Открытого института «Развивающее образование», кандидат психологических наук Владимир Александрович Львовский г. Москва 10 декабря 2011 года

Концепция модернизации Основная цель (миссия) общего среднего образования – … Человек, сознающий образование как универсальную ценность и готовый к его продолжению в течение всей жизни

Новый стандарт В основе системно-деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Противоречия непрерывного образования 50-е годы XX в. – проблемы перехода к всеобщему основному образованию (7-8 классов) Экспериментальные образцы, затем - системы развивающего обучения в начальной школе, ФГОС Начало XXI в. – проблемы перехода к всеобщему высшему образованию (проблема непрерывности) ? Два противоположных подхода: учить всех или отбирать некоторых

Проблема в основной школе! Переход на новые стандарты в основной школе требует серьезных исследований, длительного формирующего эксперимента с четким контролем результатов и созданием современных учебно-методических комплексов. Необходим государственный заказ, подобный тому, который получила от Министерства образования в 70-е годы лаборатория В.В. Давыдова и благодаря которому наша страна имеет образец современной системы начального развивающего образования. Без такого заказа, без создания серьезной команды специалистов (в том числе, психологов), включающих представителей школы Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, мы через несколько лет получим учебники для основной школы, отличающиеся от существующих только рекламным слоганом «Стандарты второго поколения».

освоение знаковых средствосвоение смыслов Периодизация культурного развития по Д. Б. Эльконину 7 лет 10 лет 15 лет

Как строить ступени IIIIII 11 классов1 – 5 кл6 – 8 кл9 – 11 кл (+ 1 курс) 12 классов1 – 5(6) кл6(7) – 9 кл10 – 12 кл (+ 1 курс) 5(6) (+ 1 курс) Необходимо учитывать возраст учащихся

Житейская и научная картины мира

«Полумудрец, полуневежда…» или что бывает, когда Научное не отличает себя от житейского Диалог превращается в дружескую беседу Позиция (точка зрения) превращается в мнение Иллюстрация (пример) превращается в доказательство «Мыслимое» выдается за «видимое», а явление – за сущность Обучение превращается в информирование, наука в комиксы Учение превращается в заучивание ответов к чужим задачам Появляется, формируется, закрепляется нечувствительность (безразличие) к противоречию

Бритва Оккама в дидактике Non sunt entia multiplicanda praeter necessitatem Не нужно множить сущности без необходимости Феноменология Модель Теория Эксперимент Примеры из физики: Тепловые явления Молекулярные представления Теплотехника Электрические явления Электрическое поле Законы тока

Сергей Шпилькин «Мышление нужно не только на уроках» (из ненаписанного учебника ОБЖ)

Псевдокультурное действие ЗАДАЧА СРЕДСТВО «Натуральное» действие Проблематизация «Культурное» действие

Как строить проблематизацию Что будет, если убрать нос? Организовать встречу внешнего, натурального, житейского, оче-видного И реального или мысленного эксперимента Зафиксировать и обострить противоречие (довести до антиномии) Преодолеть натуральное в культурном

Проблематизация КПД=25% КПД=50% КПД=150% «Чтобы корова меньше ела и больше давала молока, ее надо меньше кормить и больше доить»

Лирическое отступление и продолжение

Психологическая база деятельностного подхода Культурно-историческая теория Л.С. Выготского Теория деятельности А.Н. Леонтьева Возрастная периодизация Д.Б. Эльконина Теория учебной деятельности и учебного предмета В.В. Давыдова

«… знание всегда деятельность, война человечества за обладание природой » « Наглядность, создавая наиболее легкий и удобный путь для усвоения знаний, вместе с тем в корне парализует привычку к самостоятельному мышлению » Лев Семенович Выготский (1896 – 1934) Алексей Николаевич Леонтьев (1903 – 1979) Не в способностях к науке – условие ее усвоения, а наоборот : условие формирования научных способностей – в усвоении достижений науки

« И ум с самого начала нужно воспитывать так, чтобы противоречие служило для него не поводом для истерики, а толчком к самостоятельной работе, к самостоятельному рассмотрению самой вещи » Эвальд Васильевич Ильенков (1924 – 1979) Феликс Трофимович Михайлов (1930 – 2006) Классно - урочная система и атрибутивный для нее беспроблемный внеисторизм содержания, так же как авторитарность методов обучения, входят в противоречие с изменяющимся характером человеческой деятельности

« Мы нашли ключ к проблеме развивающего обучения в младшем школьном возрасте. Этот ключ содержание обучения. Если мы хотим, чтобы обучение в начальной школе было развивающим, то мы должны позаботиться прежде всего о научности содержания... » Даниил Борисович Эльконин (1904 – 1984) «Каждый учебный предмет – это своеобразная проекция той или иной «высокой» формы общественного сознания (науки, искусства, нравственности, права) в плоскость усвоения. Такое проецирование имеет свои закономерности, определяемые целями образования, особенностями самого процесса усвоения, характером и возможностями психического развития школьников и другими факторами» Василий Васильевич Давыдов (1930 – 1998)

Не пора ли вернуть науку в школу? Облегчая жизнь ученикам, сообщая им сведения вместо создания серьезных учебных предметов, не фиксируя сложности и проблемы реального познания, оберегая подростков от противоречий, основная школа одновременно препятствует их нормальному умственному развитию и создает предпосылки будущих учебных неудач в институтах и университетах.