Предметные недели как традиционная часть внеучебной деятельности достаточно привычны для любой общеобразовательной школы. Увеличение учебной нагрузки на уроках заставляет задуматься над тем, как поддерживать интерес младших школьников к учению. Мощным оружием в формировании нового отношения к познанию является проведение предметных недель. Немаловажная роль здесь отводится дидактическим играм – современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями. В проведении Предметной Недели используется и метод проектов, который помогает активизировать учащихся, формировать умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности, реализовывать принцип связи обучения с жизнью.
Задачи предметной Недели: Воспитание познавательного интереса (формирование у учащихся устойчивого познавательного интереса ради самого процесса познания, закрепление отношения к познанию как к форме получения интеллектуального удовольствия). Переориентация восприятия учебных дисциплин (задача организаторов не легка – сломать стандарт восприятия, показать детям известные учебные предметы с неизвестной стороны: не в виде набора правил, а как нечто живое, постоянно развивающееся.) Неформальное общение преподавателей и учащихся (формы неформального учебного взаимодействия помогают изменить психолого-педагогические роли учителя и ученика, расписанные классно-урочной системой).
Принципы проведения Недели: каждый ребенок является активным участником всех событий Недели. Он может попробовать себя в разных ролях, попробовать свои силы в различных видах деятельности. Мастерить, фантазировать, выдвигать идеи, реализовывать их, рисовать. Участвовать в театральных постановках, загадывать (придумывать) и разгадывать свои и уже существующие задачи и загадки, готовить и выступать с докладами на уроках.
В школе имеется опыт проведения предметных недель, которые позволяют как учащимся, так и учителям дополнительно раскрыть свой творческий потенциал, самореализовать себя. Для этого используются разнообразные формы работы с учащимися: олимпиады; творческие конкурсы: сочинений, сказок, поделок, моделей, кроссвордов; игры - КВНы, «Поле чудес», творческие отчёты; посещение музея; открытые уроки. Все проводимые мероприятия пользовались популярностью и привлекали достаточно большое число участников.
Победителям различных творческих конкурсов, олимпиад, выставок вручены грамоты, благодарственные письма и призы. Многие учителя в ходе предметной недели проявили хорошие организаторские способности, такая форма работы создаёт праздничную творческую атмосферу.
Учащиеся показали хорошие знания по предметам, умения применять знания в различных ситуациях, взаимовыручку, нестандартные решения трудных вопросов.
Интересные, разнообразные и нетрадиционные формы проведения предметной недели вызвали большой интерес учащихся, значительно увеличив мотивацию к изучению предметов.
Особое внимание в работе методического объединения уделяется совершенствованию форм и методов организации урока. Основными направлениями посещений уроков были: - владение преподавателями организацией учебных занятий в соответствии с современными требованиями; - владение программным материалом и методикой обучения различных категорий учащихся; - использование разнообразных структур урока в соответствии с его целями и задачами; - работа над формированием навыка самостоятельной работы учащихся на уроке и во внеурочное время; - формирование общеучебных и специальных умений и навыков; - использование на уроке учебной и дополнительной литературы; - здоровьесберегающие технологии на уроке.
Уроки с элементами игры и занимательности проводят: Морозова Г.А.., Деменок Н.А., Лях М.В. Уроки-экскурсии в своей практической деятельности используют: Нерубенко М.Г., Ланина Е.И. Осваивают метод проектов : Яровая Е.Г. Василенко И.В., Аполонина В.Е... Свободно владеют технологией уроков по уровневой дифференциации с учетом индивидуальных особенностей учащихся : Сиряченко Я.А.,Сергиенко Е.В. Уроки, развивающие творческое воображение у учащихся на предметах изобразительного искусства: Арутюнянц А. С., Колабухова И А, Дохоян А.А. Проблемно-поисковые уроки отмечаются у преподавателей Болдыревой Н.А., Коваль Н.П., Шереховой Н.Н.
В рамках работы методического объединения и проведения предметной недели было дано 9 открытых уроков и внеклассных мероприятий, которые посетили учителя и методисты детских садов города. Все уроки и мероприятия давались в соответствии с выбранными методическими темами, показавших владение преподавателями современными методиками и технологиями обучения. На уроках прослеживались методы и приёмы, связанные так же и с темами самообразования учителей.
Краснодарский край Муниципальное образование г. Армавир Муниципальное образовательное учреждение – Средняя образовательная школа 23 Городской семинар для учителей начальных классов и методистов детских садов « Организация досуга в образовательных учреждениях » 2 марта 2011г.
Вершины покоряются не сразу, Мастерство приходит постепенно. Программа семинара регистрация участников семинара – открытие городского семинара « Организация досуга в образовательных учреждениях » : Выступление специалиста ЦРО – Ткаченко И.Г. Выступление зам. директора по УМР - Гроцкой И.В. Выступление методиста МДОУ 25 – Тыртышниковой Н.А. и СоколовойГ.В., воспитателя 1 категории – Участие в проведении уроков : – « Широкая масленица », изо, 1 класс, Морозова Галина Алексеевна, учитель высшей категории МОУ- СОШ 23; –« Кубанская масленица », кубановедение, 1 класс, Нерубенко Марина Григорьевна, учитель 2 категории МОУ – СОШ 23; –« Путешествие по материкам и океанам », окружающий мир, 2 класс, Лях Марина Викторовна, учитель высшей категории МОУ-СОШ 23 ; –« Обобщение по теме : « Имя прилагательное », русский язык, 3 класс, Ланина Елена Ивановна, учитель высшей категории МОУ – СОШ 23 ;
– Пьеса – драматическое произведение С. Маршака « Сказка про козла », литературное чтение, 3 класс, Деменок Наталья Анатольевна, учитель 1 категории МОУ- СОШ 23 и Сергиенко Елена Васильевна, учитель 1 категории МОУ – СОШ 23; – « Проводы зимы, встреча весны », музыка, 1 класс, Дохоян Аревик Арзумановна, учитель МОУ- СОШ – 11.оо« Солнышко красно, гори, гори, ясно », внеклассное мероприятие, 1 класс, Арутюнянц Ася Сергеевна, учитель 2 категории и Колабухова Ирина Анатольевна, учитель МОУ-СОШ 23 Егиян М.Б., муз. руководитель МДОУ чайная пауза – – выступление отца Андрея Свято- Троицкого храма – « Круглый стол », обсуждение результатов семинара, заполнение отзывов, беседа со специалистом ЦРО, интервью журналистам телевидения РЕН- ТВ « Армавир» От души вас поздравляем И сердечно приглашаем: Все заботы бросьте, Приходите в гости, Прямо к нашему крыльцу К нам на Масленицу. Убедитесь сами: Угостим блинами, На сметане пышками, Пирогами пышными, Февралю помашем, Марту «здравствуй» скажем.
Неделя начальной школы прошла организованно, в соответствии с целью и задачами, поставленными перед началом её проведения. Каждый день этой недели максимально заинтересовывал учащихся и вводил в активную работу, создавая условия для нравственного, интеллектуального и эмоционального самовыражения школьника. Школьники смогли раскрыться и реализовать свои творческие возможности и умение сотрудничать со сверстниками. Руководитель МО начальных классов Сергиенко Е. В.