Реформа межбюджетных отношений в Российской Федерации Красноярский край 11 марта 2005 г. О.В. Воронцова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Социальный аспект реформы межбюджетных отношений в Российской Федерации г. Москва 8 декабря 2005 г. О.В. Воронцова.
Advertisements

Г.Г. Покатович, Старший консультант направления межбюджетных отношений Центра фискальной политики Реализация реформы местного самоуправления в сфере межбюджетных.
А. Н. Дерюгин Выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований: проблемы реализации нового законодательства Москва 21 декабря 2004 г.
Голованова Н.В. Разграничение полномочий: нерешенные вопросы Москва 22 декабря 2004 г.
Г. В. Курляндская Межбюджетное регулирование на региональном уровне в условиях реформы местного самоуправления г. Кисловодск 30 июля 2004 г.
А. Н. Дерюгин Обеспечение вертикальной сбалансированности при межбюджетном регулировании Нижний Новгород 24 августа 2004 г.
Н.В.Голованова Разграничение полномочий между органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.
Межрегиональный научно-практический семинар «Бюджетная реформа и развитие межбюджетных отношений на региональном и муниципальном уровнях» 30 сентября –
"Бюджет для граждан" – один из инструментов реализации проекта "Открытое Правительство", который призван повысить открытость органов власти в отношении.
"Бюджет для граждан" – один из инструментов реализации проекта "Открытое Правительство", который призван повысить открытость органов власти в отношении.
А. Чекунов Методические рекомендации субъектам Российской Федерации по регулированию межбюджетных отношений: вертикальная сбалансированность бюджетов;
Переходные положения ФЗ-131. Что не устраивает или об основных причинах разработки и принятия нового федерального закона Отсутствие в прежнем законодательстве.
Методические рекомендации субъектам Российской Федерации по регулированию межбюджетных отношений Региональный Фонд софинансирования социальных расходов.
А. Н. Дерюгин О методических рекомендациях субъектам Российской Федерации по организации межбюджетных отношений Сочи 4 июня 2004 г.
А. Н. Дерюгин Инструменты межбюджетного регулирования в субъектах Российской Федерации г. Москва 20 апреля 2004 г.
О межбюджетных отношениях с местными бюджетами в 2010 – 2013 годах О межбюджетных отношениях с местными бюджетами в 2010 – 2013 годах.
Сухих В.Н. Начальник Бюджетного управления Коллегия Министерства финансов Удмуртской Республики 30 июля 2013 года Основные подходы к формированию проекта.
Афанасьев Р.С. Информационное обеспечение межбюджетных отношений на региональном и местном уровне Звенигород июля 2004 г.
Голованова Н.В. Разграничение полномочий в сфере социальной защиты населения Москва 24 марта 2005 г.
ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА НА 2006 ГОД.
Транксрипт:

Реформа межбюджетных отношений в Российской Федерации Красноярский край 11 марта 2005 г. О.В. Воронцова

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Система межбюджетных отношений Общая характеристика бюджетной системы Распределение налоговых доходов по уровням бюджетной системы Разграничение расходных обязательств по уровням бюджетной системы Система трансфертов

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Основные направления реформы унификация системы организации МСУ обязательное формирование местного самоуправления на двух территориальных уровнях четкое разграничение полномочий между уровнями публичной власти самостоятельность в проведении финансово- экономической политики

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Правовая основа проведения реформы ФЗ от «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» ФЗ от «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ФЗ от «О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений» ФЗ от «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации "»

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Общая характеристика бюджетной системы

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Проблемы бюджетной системы РФ Статус автономных округов (Важно для Красноярского края)! Статус ЗАТО Местное самоуправление – одно или двухуровневое Справка: Бюджетная система РФ представлена: федеральным бюджетом 89 региональными бюджетами (49 областных, 21 республиканских, 6 краевых, 2 городов федерального значения, 11 автономных округов) одним или двумя уровнями местных бюджетов (районы, поселения, около 12000)

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Территориальное устройство МСУ: действующий закон IIIIII 50 субъектов РФ23 субъекта РФ13 субъектов РФ Региональные (государственные) органы власти Местное самоуправление в границах районов и городов регионального значения Территориальные подразделения или самостоятельные органы гос.власти Региональные (государственные) органы власти Местное самоуправление в границах поселений Региональные (государственные) органы власти Территориальные подразделения районных и городских МО Местное самоуправление в границах поселений

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Территориальное устройство МСУ: новый закон Органы МСУ (поселения) Органы МСУ (муниципальные районы) Органы власти субъектов РФ Органы МСУ (городские округа)

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Российская Федерация: административно- территориальное деление. Районы

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095)

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Доходы

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Основные проблемы доходной части Нестабильность распределения доходных источников по уровням бюджетной системы Отсутствие значимых региональных и местных налогов Отсутствие существенных налоговых полномочий у региональных и местных органов власти Неразвитость налоговой базы

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Структура налоговых доходов консолид. бюджета РФ

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Структура налоговых доходов субфедеральных бюджетов РФ и Красноярского края Российская ФедерацияКрасноярский край

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Доля налогов разного уровня в субфедеральных бюджетах РФ Федеральные налоги Региональные налоги Местные налоги

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Нормативы закрепления налоговых доходов с годов (1) Вид налога КБСФМБв т.ч. ГОМРП Налог на прибыль (по ставке)17,5---- Налог на игорный бизнес100 Акцизы на спирт этил., спиртосодержащую продукцию Акцизы на бензин, диз.топливо Акцизы на алкогольную продукцию, на пиво НДПИ (углеводороды, за искл. газа горючего)5---- НДПИ (общераспространенные) НДПИ (прочие) Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов Сбор за пользование объектами жив. мира

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Нормативы закрепления налоговых доходов с годов (2) Вид налога КБСФМБв т.ч. ГОМРП Транспортный налог Налог на имущество организаций Налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения Налог на имущество физических лиц100 - Налог на доходы физических лиц Земельный налог100 0 Единый налог на вмененный доход90 - Единый налог (по упрощенной системе) Единый сельскохозяйственный налог

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Потери налоговых доходов субфедеральных бюджетов СФО (1) в % к реальным налоговым доходам 2004 ВСЕГО Налог на прибыль НДПИ Водный налог Налог на рекламу Российская Федерация -7,0%-2,5%-3,2%-0,7%-0,3% Республика Алтай-2,6%-2,1%--0,1% Республика Бурятия-3,8%-1,6%--2,0%0,0% Республика Тыва-0,4%-0,2%- 0,0% Республика Хакасия-10,1%-1,2%--8,3%0,0% Алтайский край-0,9% --0,7%-0,1% Красноярский край-6,4%-3,7% 0,0% -1,3%-0,1% Иркутская область-4,8%-2,0%0,0%-2,5%-0,1% Кемеровская область-4,5%-2,4%--1,1%-0,1% Новосибирская область-3,1%-1,5%-0,4%-0,7%-0,4%

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Потери налоговых доходов субфедеральных бюджетов СФО (2) в % к реальным налоговым доходам 2004 ВСЕГО Налог на прибыль НДПИ Водный налог Налог на рекламу Омская область-4,1%-3,8%-0,2% -0,1% Томская область-14,3%-1,3%-11,6%-0,9%-0,1% Читинская область-3,0%-1,3%--0,9%-0,1% Агинский-Бурятский а.о. -6,6%-6,2%--0,1%0,0% Таймырский (Долгано- Ненецкий) а.о. -9,1%-3,4%0,0%-2,5%-3,1% Усть-Ордынский Бурятский а.о. -1,1%-0,8%-0,0% Эвенкийский а.о.-7,6%-7,4%-0,1%0,0%

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Расходы

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Основные проблемы расходной части Нечеткость разграничения полномочий по предметам совместного ведения между федерацией и субъектами федерации Неоднозначность содержания вопросов местного значения Необеспеченные федеральные мандаты Неэффективное и нецелевое использование бюджетных средств Несбалансированность разграничения расходов и доходов

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Структура расходов консолидированного бюджета РФ

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Структура расходов субфедеральных бюджетов РФ и Красноярского края Российская ФедерацияКрасноярский край

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Состав полномочий в сфере расходов Полномочия Нормативное правовое регулирование Установление: общие цели, принципы и механизмы Регламентация: объем, структура, порядок исполнения Финансовое обеспечение Исполнение Предоставление бюджетных услуг, выплата трансфертов населению и т.п.

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Принципы разграничения полномочий предоставление бюджетных услуг закрепляется за тем уровнем власти, территория которого охватывает всех потребителей данных услуг (принцип территориального соответствия) предоставление бюджетных услуг закрепляется за тем уровнем власти, который может обеспечить эффективное производство этих услуг если предыдущие два принципа выполняются одновременно для двух уровней (субъект-район, район – поселение) то закрепление производится за более низким уровнем (принцип субсидиарности)

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Централизация расходных обязательств ФРМ Высшее образование (с 2006 г.) Переподготовка и повышение квалификации Воинский учет и призыв Льготы ветеранам войны Льготы чернобыльцам Льготы для военнослужащих и федеральных служащих

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Централизация расходных обязательств ФРМ Финансовое обеспечение школ- интернатов, детских домов, домов ребенка Школьное образование (финансовое обеспечение учебного процесса) Предоставление услуг образования в учреждениях социальной политики

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Децентрализация расходных обязательств Ф РМ Детские сады, школы, поликлиники, финансируемые федеральными министерствами Льготы инвалидам, ветеранам труда, труженикам тыла, репрессированным Пособия гражданам, имеющим детей Пособия на погребение Экологический контроль Дошкольное образование Школьное образование (за исключением финансового обеспечения учебного процесса)

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Прочее перераспределение расходных обязательств ФРМ Адресные жилищные субсидии Начальное и среднее профессионально- техническое образование Милиция (с 2006 г.) Первичная пожарная безопасность Субсидирование сельхозпроизводства Платежи за неработающее население в систему ОМС

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Расходные обязательства муниципальных образований* Вопросы местного значения МРП Муниципальная милиция + Охрана окружающей среды + Утилизация отходов+ Образование (дошкольное, общее без финансового обеспечения учебного процесса) + Здравоохранение (скорая и первичная неспециализированная медицинская помощь) + Опека и попечительство+ * Расходные обязательства городских округов включают расходные обязательства как муниципальных районов, так и поселений

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Расходные обязательства муниципальных образований Вопросы местного значения МРП Дороги и транспорт ++ Ритуальные услуги++ Гражданская оборона++ Обеспечение безопасности на водных объектах ++ Лечебно-оздоровительные местности и курорты ++ Жилищно-коммунальное хозяйство + Первичная пожарная безопасность (с 2006 г.) + Муниципальное строительство, обеспечение жильем + Сбор и вывоз отходов+ Культура+ Аварийно-спасательные службы+ Мобилизационная подг. учрежд. на терр. поселения+

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Социальная политика Ст ФЗ Социальная поддержка и социальное обслуживание: граждан пожилого возраста, инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), Социальная поддержка: ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан Ст. 15, ФЗ Опека и попечительство Осуществление в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Баланс доходов и расходов субфедеральных бюджетов СФО (1) РегионБаланс доходы-расходыв % к расходам до реформы после реформы до реформы после реформы Российская Федерация ,5%-5,2% Республика Алтай ,1%-55,5% Республика Бурятия ,9%-37,4% Республика Тыва ,5%-77,5% Республика Хакасия ,1%-24,8% Алтайский край ,3%-47,5% Красноярский край ,1%18,6% Иркутская область ,5%-10,5% Кемеровская область ,8%13,6% Новосибирская область ,3%-19,7%

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Баланс доходов и расходов субфедеральных бюджетов СФО (2) РегионБаланс доходы-расходыв % к расходам до реформы после реформы до реформы после реформы Омская область ,7%31,1% Томская область ,0%-20,4% Читинская область ,0%-46,2% Агинский-Бурятский а.о ,1%-47,7% Таймырский (Долгано- Ненецкий) а.о ,6%-82,3% Усть-Ордынский Бурятский а.о ,8%-72,0% Эвенкийский а.о ,8%-93,4%

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Основные положения реформирования системы льгот Отмена 41 закона Постепенный перевод льгот в денежную форму (проезд в общественном и пригородном транспорте, лекарства, ЖКХ) - монетизация Передача части полномочий по установлению льгот и пособий на региональный уровень (детские, ветераны труда, труженики тыла, репрессированные) Действие федеральных законов до момента принятия региональных (положение о неухудшении положения льготников) Отмена единой тарифной сетки

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Льготы и их монетизация в Красноярского края Нет монетизации Практически все льготы предоставляются без изменений В Эвенкийском а.о. нет монетизации В Таймырской (Долгано-Ненецком а.о.) монетизация всех льгот, кроме ЖКХ с выплатой 600 руб.

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Финансовая помощь

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Федеральная финансовая помощь (по основным фондам) 2005 год, млн.руб. Фонд финансовой поддержки (ФФФПР) Фонд софинансирования социальных расходов Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов 600 Дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности Фонд компенсаций Фонд регионального развития2 504

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Обеспечение финансовых возможностей ОМСУ (обеспечение вертикальной сбалансированности) Собственные доходы бюджета субъекта Доходы местных бюджетов Доходы Расходные обязательства Расходные обязательства субъекта Расходные обязательства ОМСУ Финансовая помощь

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Упорядочивание регионов по уровню бюджетной обеспеченности Трансферт получают все регионы ниже среднероссийского уровня БО

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Общая картина распределения трансфертов из ФФПР Красноярский край

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Фонд софинансирования социальных расходов на предоставление субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, в том числе гражданам, работающим и проживающим в сельской местности млн. рублей; на обеспечение мер социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц млн. рублей; на осуществление мер социальной поддержки ветеранов труда и тружеников тыла млн. рублей; на выплату государственных пособий гражданам, имеющим детей, млн. рублей.

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Обеспечение сбалансированности бюджетов субъектов РФ Дотации бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов Первая часть (14,5 млрд. руб.) – распределение утверждается в Законе о федеральном бюджете, Вторая часть (5 млрд. руб.) – распределяется по решению Правительства РФ исходя из исполнения бюджетов субъектов РФ

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Фонд компенсаций на оплату ЖКХ федеральным льготникам млн. рублей и бюджетам ЗАТО на оплату ЖКХ 473 млн. рублей субвенции на выполнение федеральных полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния в сумме млн. рублей; субвенции на реализацию Закона Российской Федерации "О донорстве крови и ее компонентов" в сумме млн. рублей

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Неравенство подушевой бюджетной обеспеченности субъектов РФ в гг.

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Методика распределения выравнивающих трансфертов С 2000 года ФФПР распределяется по методике, разрабатываемой Министерством финансов РФ Формула и размер ФФПР утверждаются ежегодно одновременно с принятием Федерального Закона о бюджете Формула основывается на официальных статистических данных Параметрами формулы являются: налоговый потенциал индекс бюджетных расходов Общий объем ФФПР никак не обосновывается

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Механизм распределения ФФПР: Определение бюджетной обеспеченности БО – бюджетная обеспеченность ВНР – валовые налоговые ресурсы (потенциальные налоговые доходы региона) ИБР – индекс бюджетных расходов i – номер региона

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Средства ФФФПР для Красноярского края в 2005 году ИНП = 1,659 (в 2004 году 1,798) ИБР = 1,473 (в 2004 году 1,490) Уровень бюджетной обеспеченности = 1,126 до и после выравнивания (место по бюджетной обеспеченности от богатого к бедному – 14) Дотации из ФФФПР Красноярский край не получает Получает млн.руб. для Таймырского и Эвенкийского а.о.

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Межбюджетные отношения в Красноярского края на региональном уровне в 2004 году Взаимоотношения с автономными округами! Местное самоуправление осуществляется на двух уровнях Есть 2 ЗАТО: Железногорск, Зеленогорск Дифференцированные нормативы отчислений только по налогу на прибыль для Красноярска и Норильска Объем дотаций на выравнивание млн.руб. (50 получателей городских округов и муниципальных районов). Выравнивание до 5825 руб. Объем субвенций из Фонда Компенсаций млн.руб. Объем субвенций из Фонда софинансирования млн.руб. Субвенции для а.о млн.руб. (за счет федерального бюджета) Справочно: объем доходов краевого бюджета = млн.руб. (без средств а.о.)

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Межбюджетные отношения на региональном уровне в 2006 году Параметры межбюджетного регулирования четкое разграничение полномочий в соответствии с законодательством осуществление отдельных государственных полномочий только за счет субвенций формализация всех элементов межбюджетного регулирования отказ от использования фактических и прогнозных данных по доходам и расходам отдельных муниципальных образований в методиках межбюджетного регулирования законодательное закрепление всех процедур межбюджетного регулирования Инструменты межбюджетного регулирования Установление нормативов отчислений от налогов в местные бюджеты Предоставление межбюджетных трансфертов

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Фонды в 2006 году Региональные Региональный фонд финансовой поддержки поселений Региональный фонд финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) Региональный фонд муниципального развития Региональный фонд софинансирования социальных расходов Прочие (в пределах 10% объема финансовой помощи) Региональный фонд компенсаций Районные Районные фонды финансовой поддержки поселений

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Общая схема предоставления финансовой помощи в 2006 году ПоселенияГОМР Региональный ФФПМР/ГО Региональный ФФПП Районные ФФПП (Отрицательный трансферт) Дотации