Малинова О.Ю. Конструирование «общепринятого»: использование прошлого для легитимации политического курса (на примере анализа ежегодных посланий Федеральному.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПРИМЕЧАНИ Е. Чтобы изменить изображение на этом слайде, выделите рисунок и удалите его. Затем щелкните значок "Рисунки" в заполнителе и вставьте свое изображение.
Advertisements

По материалам пособия «Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (М.: Просвещение, 2009 г.)
Политология как наука. Современные политические теории. Занятие 1 Тема 1 Лекция Лекция.
О.Малинова Идеологическое измерение нового путинского срока: идеи и практики III Международная социологическая конференция «Продолжая Грушина» Москва,
1 Гнедаш Анна, к.п.н., доц. КубГУ 8 октября 2011, Анапа IX Всероссийский научный семинар Исследовательского комитета РАПН по сравнительной политологии.
Динамика электоральных настроений населения России Фрагменты презентации на семинаре в МАИБ 31/10/2011 Задорин И.В. 1.
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗОВ С РЕГИОНАМИ НА ПРИМЕРЕ ОПЫТА ФЕДЕРАЛЬНЫХ УНИВЕРСИТЕТОВ В РОССИИ Конференция «Формирование сети федеральных.
Основные направления экспериментальной деятельности кафедры ГМП и ГВ в рамках реализации государственной молодежной политики в учреждениях НПО и СПО Главная.
Культурное пространство Сибирского региона Направление «Регионоведение России» профиль подготовки «Сибирский регион в России и мире» Квалификация.
«СУВЕРЕНИТЕТ». Обсуждаем Выяснить, был ли распад СССР исторической неизбежностью? Обсуждаем Выяснить, был ли распад СССР исторической неизбежностью?
Исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности по истории и обществознанию. Выполнила: учитель истории МОУ Каменской сош Байкалова.
1 ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА 1. Объект и предмет, политологии. 2. Закономерности, категории и функции политологии.
Проблемное обучение как средство мотивации учебной деятельности учащихся на основе УМК «История России » Автор: учитель истории МОУ «СОШ 2» п.
Исследовательская работа на тему: «Военные реформы В.В. Путина и отношение к ним народа» Выполнили: Ученики 9 а класса МБОУ «СОШ 7» Штельман Максим Анатольевич,
Москва, 2012 Пенсионные настроения и пенсионная реформа в России.
опрос жителей Донецка старше 18 лет относительно социально-политической ситуации в регионе и Украине
1 14 октября 2015 года Диагностическая работа для 10 класса «История государства Российского» 14 октября 2015 года Работа проводится с целью определения.
Москва, 2011 Доверие аудитории российским СМИ сегодня.
Терепа Никита 421 группа. Содержание Введение 1. Особенности и основные черты больших пресс-конференций 2. Ежегодные послания Федеральному Собранию Заключение.
Тема: «Политология как наука. Сравнительная политология».
Транксрипт:

Малинова О.Ю. Конструирование «общепринятого»: использование прошлого для легитимации политического курса (на примере анализа ежегодных посланий Федеральному Собранию РФ) IX Всероссийского научного семинара Исследовательского комитета РАПН по сравнительной политологии «ЭКСТРАОРДИНАРНОСТЬ, СЛУЧАЙНОСТЬ И ПРОТЕСТ В ПОЛИТИКЕ: ТЕМАТИЧЕСКОЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ПОЛЕ СРАВНИТЕЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ» (6-9 октября 2011 г., Краснодар)

«Общепринятые» представления о прошлом как элемент коллективной идентичности Россия: проблема «непредсказуемого прошлого». Проблема прерывности отечественной истории (Н.А.Бердяев: «пять Россий») Ю.Лотман, Б.Успенский: концепция дуальности русской культуры как механизм, обусловливающий ее структурную преемственность несмотря на сознательные усилия порвать с прошлым Видимо Новому Российскому государству досталось не самое «удобное» прошлое Задача конструирования макрополитической идентичности требует работы с «общепринятыми» представлениями о коллективном прошлом

Государство и символическая политика Символическая политика = деятельность политических акторов, направленная на производство и продвижение/навязывание определенных способов интерпретации социальной реальности, их утверждение в качестве доминирующих ГОСУДАРСТВО ДР. АКТОРЫ располагает эксклюзивными ресурсами и возможностями НО Доминирование интерпретаций социальной реальности, поддерживаемых государством не предрешено Даже в авторитарных режимах у индивидов остается возможность «лукавого приспособления» и «двоемыслия» ПУБЛИЧНАЯ СФЕРА

Пилотный этап проекта «Политическое использование прошлого и проблема конструирования макрополитической идентичности в постсоветской России» Анализ 17 президентских посланий Федеральному Собранию РФ: репрезентация коллективного прошлого в контексте легитимации власти и обоснования текущего политического курса Контент-анализ фрагментов, в которых содержатся прямые или косвенные упоминания о событиях, явления, процессах или действующих лицах отечественной истории. Классифицирующие категории – исторические периоды. Оценка функции высказывания Дискурс-анализ: тема преемственности и прерывности отечественной истории

Структура «исторической» составляющей президентских посланий Общее количество упоминаний: 46 – Б.Н.Ельцин 22 – В.В.Путин 15 – ДА.Медведев

Основные выводы: Все три президента РФ апеллировали к давней и недавней истории с целью (1) «укоренить» свои действия в национальной традиции, (2) оправдать их «по контрасту», за счет критической оценки прежнего опыта НО: если объектами критики оказываются конкретные события, действия или явления преимущественно недавнего прошлого, то позитивно окрашенные ссылки на историю чаще всего имеют обобщенный характер (они относятся к «вековым народным устоям», «тысячелетней истории России», «нашей великой культуре» и т.п.) «проблемные» черты образа прошлого оказались представлены в президентских посланиях более выпукло и конкретно, нежели «то, чем мы вправе гордиться». Единственным устойчиво упоминаемый положительный символ – Великая Отечественная война.

Основные выводы: Очевидная скудость символического репертуара президентских посланий – результат несоответствия доминирующих представлений о прошлом задачам нациестроительства в новом контексте НО: политическая элита за прошедшие 20 лет мало что сделала для продвижения нового нарратива национальной истории, отличного от имперского (в двух его вариантов) (ср. данные опроса Института социологии РАН; сентябрь 2007 г.: при ответе на вопрос о событиях и героях прошлого, вызывающих чувство гордости, лишь четыре позиции получили поддержку более чем у половины респондентов, в т.ч. у 67% респондентов чувство гордости вызывает победа в Великой Отечественной войне, у 61% – послевоенное восстановление страны, у 56% – великие российские поэты, писатели и композиторы, у 54% – успехи советской космонавтики) Официальная символическая политика скорее следовала массовым оценкам значимого прошлого, нежели стремилась их трансформировать

Хотя в поводах для расширения «исторической» части символического репертуара не было недостатка в гг. праздновалось столетие первой русской революции и парламентаризма в России; в 1997 и 2007 гг. была возможность отметить юбилей не только Октябрьской, но и Февральской революции; в 1990-х гг. можно было последовательно вспоминать о 125-летии «великих реформ» конца 1860-х – начала 1870-х гг.; в 2007 г. исполнялось 150 лет с начала издания «Колокола»; в том же году можно было отметить 100 лет оформления Антанты; в 2005 г. праздновалось 250- летие Московского университета; в 2009 г. было 300 лет победы в Полтавской битвы; в 2006 г. истекало 50 лет после ХХ съезда КПСС, а в 2008 г. – 40 лет с момента ввода советских войск в Чехословакию и др.

Почему задача расширения символического репертуара «годного к употреблению» прошлого не ставилась при подготовке президентских посланий? Не была приоритетом: есть другие инструменты легитимации политического курса Очевидно стремление ограничиться событиями и явлениями отечественной истории, оценка которых не вызывает разногласий Критика прошлого носит более конкретный характер, чем демонстрация преемственности. В результате властвующая элита на практике воспроизводит старый культурный алгоритм «разрыва с традицией» – хотя на этот раз не по причине очередной ломки мировоззренческих принципов НО