Основные риски реализации проекта информатизации здравоохранения в 2012 году и возможные пути их преодоления Директор по ИТ МИАЦ РАМН к.т.н., доцент НИУ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Информатизация учреждений здравоохранения Иркутской области. Построение регионального сегмента единой государственной информационной системы здравоохранения.
Advertisements

Информатизация здравоохранения: текущее состояние и ближайшие планы В.В. Дубинин Директор Департамента информатизации Минздравсоцразвития России.
Директор Департамента здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры А.В. Филимонов О ходе создания регионального сегмента единой государственной.
Особенности реализации программы модернизации здравоохранения в части внедрения информационных технологий на территории Омской области Министерство здравоохранения.
Информационные технологии в медицине Директор Департамента информатизации В.В.Дубинин.
3. Информи- рование 2. Оказание мед. помощи 1. Управление Цели и направления создания информационной системы в здравоохранении Цель создания Системы Плашка.
ИКТ- услуги в области медицины, здравоохранения и социального обеспечения Директор Департамента информатизации Минздравсоцразвития России О.В. Симаков.
БАРС.Web-Паспорт информатизации ЛПУ. Получение бланков документов (До 1 января 2011 г.) Информирование о гос.услугах (До 1 декабря 2010 г.) Подача документов.
О внедрении современных информационных и телекоммуникационных технологий в системе здравоохранения Ставропольского края Докладчик: Заместитель министра.
БАРС. Здравоохранение- ТФОМС. Медицинская информационная система Информатизация отрасли здравоохранения Дополнительное лекарственное обеспечение Электронный.
О переводе государственных услуг в сфере здравоохранения в электронный вид О.В.Симаков ИНСОР 2010.
О создании системы паспортизации медицинских учреждений и организаций РОССИЯ 2010.
Концепция информатизации здравоохранения Российской Федерации (проект) Д.Д.Венедиктов, В.К.Гасников, М.И.Дегтярева, Т.В.Зарубина, Б.А.Кобринский, А.П.Столбов,
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РОССИЯ 2010.
30 лет спустя практически дословно перекочевали в концепцию создания в России Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения. «Большая.
РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ Мартыненко Лариса Евгеньевна.
Модернизация здравоохранения Ярославской области Реализация мероприятий задачи внедрения современных информационных систем в здравоохранение Ярославской.
Нормативно-справочная информация, применяемая в сфере здравоохранения, социального развития и трудовых отношений РОССИЯ 2010.
Перевод муниципальных услуг в электронный вид: ключевые подходы Отдел организационной работы Управления делами администрации г. Саянск а.
КОСАРЕВ Сергей Николаевич Первый заместитель начальника управления образования и науки Липецкой области.
Транксрипт:

Основные риски реализации проекта информатизации здравоохранения в 2012 году и возможные пути их преодоления Директор по ИТ МИАЦ РАМН к.т.н., доцент НИУ ВШЭ О.В.Симаков Казань – 8 июня 2012 года

Федеральный закон от г. 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» Цель : Повышение качества и доступности медицинской помощи населению посредством создания конкурентной страховой модели Приоритеты: Создание системы управления качеством медицинской помощи, основанной на персонифицированном учете данных о застрахованных гражданах и оказанных им медицинских услугах Обеспечение равного доступа граждан к медицинской помощи на всей территории Российской Федерации Обеспечение информирования граждан о деятельности страховых медицинских организаций, медицинских организаций и врачей Инструмент: ПРОГРАММЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Информационная система в здравоохранении Повышение уровня информированности населения в вопросах: ведения здорового образа жизни, профилактики заболеваний и получения медицинской помощи, качества обслуживания организаций по вопросам осуществления деятельности в сфере здравоохранения на основе обеспечения возможностей электронного взаимодействия с соответствующими уполномоченными органами 3 Создание условий для обеспечения единых требований к осуществлению деятельности в сфере охраны здоровья граждан, а также для непрерывного повышения качества этой деятельности Включает: информационную систему, обеспечивающую учет деятельности в сфере охраны здоровья, в том числе перс.учет оказываемых услуг; систему оценки деятельности работников, участвующих в оказании услуг в сфере охраны здоровья систему контроля качества услуг в сфере охраны здоровья Управление качеством* Обеспечение открытости Цели создания Системы: Управление качеством в сфере организации охраны здоровья граждан Обеспечение открытости системы здравоохранения * Статьи 81, ФЗ от ОБ ОСНОВАХ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Основные работы выполняемые при реализации Концепции на федеральном и региональном уровнях Этап 1: «Базовая информатизация» г.г. Разработка разделов региональных программ модернизации Разработка стандартов информационного обмена в Системе, требований к прикладным компонентам Системы регионального уровня, требований к МИС, спецификаций и протоколов обмена между компонентами Системы Разработка проектно-конструкторской документации на Систему и ее компоненты всех уровней Создание временной площадки Федерального ЦОДа, разработка и размещение на ней централизованных общесистемных и федеральных прикладных компонентов Системы Подключение медицинских организаций к защищенному обмену данными на основе сети общего пользования Интернет Дооснащение медицинских организаций сетевым оборудованием, рабочими местами, объединение их в локальные сети, обеспеченные средствами информационной безопасности Создание прикладных региональных компонентов Системы Разработка правового, методического, нормативно- справочного и информационного обеспечения Системы Подготовка и реализация программ стимулирования внедрения ИКТ в деятельность медицинских организаций, включая обучение персонала ПСИ «Тираж и развитие» г.г. Этап 2: Совершенствование нормативного и информационного обеспечения Системы (доработка и развитие стандартов медицинской информатики). Полномасштабное развитие Федерального ЦОДа, запуск его в постоянную эксплуатацию, балансировка нагрузки при обеспечении вероятностно- временных и надежностных характеристик на всем объеме централизованных и федеральных компонентов. Завершение работ по подключению медицинских организаций к сети обмена данными. Продолжение реализации программ стимулирования внедрения ИКТ в здравоохранении.

создание единой системы идентификации, аутентификации и авторизации пользователей единой государственной информационной системы в здравоохранении, в целях обеспечения достоверности и непротиворечивости данных, а также сервиса защищенного обмена почтовыми сообщениями; создание первой очереди интегрированной электронной медицинской карты и сервисов доступа к ней с использованием сервисно-ориентированных и облачных технологий; создание первой очереди системы ведения расписания приемов специалистов, проведения консультаций, в том числе телемедицинских, и загрузки мощностей медицинской организации, а также электронной записи на прием к врачу, с учетом возможности интеграции с внешними информационными системами с использованием облачных технологий; создание первой очереди системы, обеспечивающей управленческий учет административно-хозяйственной деятельности медицинских организаций, в том числе автоматизирующей функции взаимодействия со страховыми медицинскими организациями в части формирования и оплаты счетов за оказанную медицинскую помощь, и управленческий кадровый учет в медицинских организациях, на основе существующих федеральных управленческих систем с использованием облачных технологий; развитие информационно-аналитической системы Минздравсоцразвития России в части поддержки принятия управленческих решений на основе данных мониторинга, регистровых данных и данных первичного учета в здравоохранении. Первая очередь федеральных сервисов включает:

Реестр НСИ базовый сервис для разработки и интеграции информационных систем, используемых медицинскими организациями. Программный комплекс пред­на­зна­чен: для при­е­ма, учета, хра­не­ния и ак­ту­а­ли­за­ции НСИ, мо­ни­то­рин­га и управ­ле­ния ею, вклю­ чая ве­де­ние фонда НСИ и вер­си­он­ный учет из­ме­не­ний; для предо­став­ле­ния до­сту­па и ин­фор­ма­ци­он­ной под­держ­ки поль­зо­ва­те­лям; для ин­те­гра­ции ин­фор­ма­ци­он­ных си­стем в части при­ме­не­ния НСИ. Сервис ведения нормативно-справочной информации Консолидация и гармонизация НСИ Извлечение, загрузка и поиск дубликатов для справочников из различных федеральных сервисов и медицинских информационных систем Обеспечение мэппинга идентификаторов и выравнивание на уровне отрасли Реализация процессов согласования НСИ Процессы согласования в рамках создания и изменения НСИ на базе системы ведения НСИ Повышение качества данных Гарантия высокого качества данных с помощью возможностей системы ведения

Проблемы ведения нормативно-справочной информации Типичные недостатки контента НСИ неполнота, противоречивость, недостоверность или некорректность в наименованиях, описаниях и других атрибутах объектов; наличие устаревшей информации в справочниках; отсутствие унифицированности наименований объектов; наличие дублированных объектов в справочниках; отсутствие необходимых связей между элементами НСИ; ошибки в структуризации объектов; отсутствие классификаторов для больших справочников НСИ

Сервис НСИ значительно повышает качество данных, если контент есть!!! Мэппинг идентификаторов Обеспечивает кросс- системную идентификацию НСИ на уровне всего предприятия Очистка НСИ Проверки и присвоения Проверка на соответствие определенным критериям Обогащение данных Получение более полных и актуальных данных Потоки операций Использование механизмов workflow для управления процессом ведения и согласования НСИ Мэппинг и преобразования Нормализация и стандартизация информации Поиск дубликатов Вероятностная концепция поиска неявных дубликатов

Типовые проблемы возникающие при выполнении проектов Бюджет проекта Сроки выполнения проекта Функционал проекта Фактическое расходование бюджеты

Дорожная карта подхода к реализации программы в г.г. Этапный подход к созданию в 2011 году: 5 этапов – кванты по 1-2 месяца(?), итого 4 -7 месяцев – декабрь 2011г.(???) Уточнение текущего оснащения Корректировка Программы модернизации Подготовка документации и проведение процедур 94ФЗ Оснащение ЛПУ и их подключение Разработка и внедрение регионального ПО 1 очереди Этапный подход к созданию в 2012 году: 2 этапа – кванты по 5-7 месяцев, итого 7-12 месяцев – декабрь 2012г.(???). Дооснащение ЛПУ Переход к постоянной эксплуатации Разработка и полномасштабное внедрение МИСов на региональном уровне и в ЛПУ, подключение к региональному компоненту всех потребителей на уровне региона По состоянию на года объем израсходованных средств составил 10% в от запланированных на 2011 год По состоянию на года половина регионов передали на экспертизу ТЗ на разработку прикладных региональных компонентов

Основные проблемы проекта Минздравсоцразвития России сосредоточился на реализации пяти федеральных сервисов, а надо запускать все 15 сервисов; Отсутствие юридически значимых (утвержденных нормативными документами) элементов системы НСИ (классификаторов и словарей) Реальное выполнение работ по итогам 2011 года составило около 10% от плана, соответственно возникает риск выполнения работ не более 50% на конец 2012 года, может вызвать дальнейшее смещение сроков; Дискуссии экспертного сообщества отражают противоречивые взгляды на приоритеты и подходы к реализации мероприятий проекта и в частности федеральных сервисов, работ в регионах и в ЛПУ Работа по пилотным регионам застопорилась, информация о ходе выполнения мероприятий по внедрению ЕГИСЗ в пилотных субъектах РФ опубликованная 2 мая 2012 года вызывает больше вопросов, чем отражает статусы выполнения мероприятий типового плана внедрения и рейтинг выполнения этого плана субъектами.

Что первично? Определение путей движения 1. Первоочередные 5 сервисов планируется закончить в апреле, и приступить к их апробации, а всего таких сервисов 15 (4+1 сервиса сданы Заказчику, а еще 11? ) 2.Экспертное сообщество разделилось на две больших группы: разработчики МИС предлагают сначала внедрить их в ЛПУ, а затем приступать к федеральному звену (снизу-вверх); управленцы считают правильным альтернативный подход (сверху-вниз). 3. Регионы должны были приступить к проектам по выбору и внедрению МИС, но конкурсы не объявлены потому, что конкурсная документация не готова 4. Отсутствие федеральных компонент не позволяет проектировать интеграцию с ними (ИЭМК)

Чего надо опасаться? Риски проекта Риск потери темпа проекта; Риск нежизнеспособности решений; Риск незавершенности; Риск недостаточности финансирования; Риск недостаточности кадровых ресурсов и их мотивации

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ПРОЕКТА С ИТЕРАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ Тестирование Оценка Концептуальное проектирование Требования отрасли Утверждение концепции Определение требований Создание Проектирование Развертывание Анализ рисков Системные требования Логическое проектирование Первая модель Требования к модулям Вторая модель Окончательная модель Оценка Требования к подсистемам Физическое проектирование Окончательное проектирование Производство и поддержка

Выводы. Что делать? создать проектный офис управления проектом; ускорить экспертизу ТЗ региональных прикладных систем; ускорить работы по наполнению и утверждению нормативными документами контента НСИ (федеральные классификаторы и словари); сочетать создание федеральных компонент с опережающими работами по разработке унифицированных структур данных и стандартов взаимодействия региональных и федеральных компонент ЕГИСЗ в полном объеме (все 15 федеральных сервисов, а не только первоочередных 5); расширить практику использования «простых» решений как первого этапа перехода к усовершенствованным деловым процессам с использованием информационных технологий в здравоохранении; разработать и стартовать программу стимулирования внедрения МИС в ЛПУ