Нормативно-методическая база введения ФГОС СПО/НПО.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Общеобразовательная подготовка в учреждениях НПО, СПО в условиях введения ФГОС нового поколения Тренина М.Р., методист ОГБОУ ДПО «Костромской областной.
Advertisements

1 О задачах региональных органов управления образованием по внедрению Федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения.
О нормативно-правовой базе уровневого образования.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЛЕНИНГРАДСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ.
По материалам Министерства образования и науки РФ февраль 2011 НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ВВЕДЕНИЯ ФГОС НПО/СПО.
Информационные технологии в автоматизации планировании учебного процесса вуза Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных.
Введение нового поколения ФГОС НПО и СПО Зачесова Елена Васильевна.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ РАБОЧЕГО УЧЕБНОГО ПЛАНА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ВПО Зам. начальника Методического управления Рогалева Е.Н.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЧАСТИ ИЗМЕНЕНИЯ ПОНЯТИЯ И СТРУКТУРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО.
Научно-методический центр профессионального образования Института развития образования Республики Татарстан Чадаева Наталья Юрьевна директор НМЦ ПО ИРО.
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОПОП ФГОС СПО СТЖТ – филиал СамГУПС 15 февраля 2012 года.
Обеспечение перехода на новые ФГОС ВПО и уровневую подготовку В ВУЗЕ Попова Е.П.
Правовой статус образовательного стандарта Структура и задачи федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) определены федеральным законом.
Вопросы обеспечения образовательных организаций примерными основными профессиональными образовательными программами Олег Евгеньевич Пермяков, д.п.н., главный.
Нормативно-методическое обеспечение реализации ОПОП СПО в условиях внедрения ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Гампель В.Н. – главный специалист отдела контроля качества образования Кузбассобрназора Государственная Служба по надзору и контролю в сфере образования.
Подготовка образовательных учреждений профессионального образования к внедрению Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения.
Федеральный государственный образовательный стандарт профессионального образования: основные положения С.А. Ефимова, к.п.н., директор ЦПО Самарской области.
Содержание аккредитационной экспертизы. Основополагающие документы ПОЛОЖЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.
Шевченко Н.П., Зам. директора по НМР ГБОУ СПО РО «Новочеркасский колледж промышленных технологий и управления» О размещении информации об образовательной.
Транксрипт:

Нормативно-методическая база введения ФГОС СПО/НПО

Нормативно-методические документы, которыми необходимо руководствоваться при реализации ФГОС СПО/НПО Федеральный государственный образовательный стандарт по специальности (профессии) (сайт Министерства образования и науки Типовое положение об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2008 г. N 543 Типовое положение об образовательном учреждении начального профессионального образования, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 г. N 521 Положение об учебной и производственной практике студентов (курсантов), осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования, утвержденное приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября

Положение об учебной практике (производственном обучении) и производственной практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы начального профессионального образования, утвержденное приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября Базисный учебный план (при наличии)* Разъяснения по формированию учебного плана основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования / среднего профессионального образования (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от ) Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН Санитарно-эпидемиологические требования к организации учебно-производственного процесса в образовательных учреждениях начального профессионального образования. Утверждены Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26 января 2003 (с изменениями от 28 апреля 2007 г., 23 июля 2008 г., 30 сентября 2009)

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от года 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в редакции от г. 241, г. 889) Рекомендации по разработке учебного плана образовательного учреждения среднего профессионального образования по специальности среднего/профессии начального профессионального образования (для очной формы обучения (Утверждены директором ГОУ ДПО УМЦ ПО г, согласованы с начальником Управления профессионального образования ДОМ г.) Рекомендации по разработке рабочих программ профессиональных модулей по профессиям начального и специальностям среднего профессионального образования (Утверждены директором ГОУ ДПО УМЦ ПО г, согласованы с начальником Управления профессионального образования ДОМ г.) Рекомендации по разработке рабочих программ учебных дисциплин по профессиям начального и специальностям среднего профессионального образования (Утверждены директором ГОУ ДПО УМЦ ПО г, согласованы с начальником Управления профессионального образования ДОМ г.)

Федеральный государственный образовательный стандарт по специальности (профессии) Основания введения ФГОС ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» (ФЗ 309-Ф3 от ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О Московском государственном университете и Санкт- Петербургском государственном университете" (ФЗ 260 от )

1. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона и до 1 сентября 2010 года прием на обучение в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и (или) федеральными государственными требованиями в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях осуществляется по решению соответствующего образовательного учреждения. 2. Прием на обучение в соответствии с государственными образовательными стандартами в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях прекращается 31 августа 2010 года. 3. Обучение лиц, зачисленных до 1 сентября 2010 года в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения для обучения по основным образовательным программам в соответствии с государственными образовательными стандартами, осуществляется в соответствии с указанными стандартами до завершения обучения.

Сроки введения ФГОС Утверждение ФГОС НПО и СПО гг. (по мере готовности) Переход к обучению на основе ФГОС Возможен – с 1 сентября 2010 г. Обязателен – с 1 сентября 2011 г.

8 Особенности ФГОС Новая структура ФГОС: Требования к результатам освоения ОПОП Требования к структуре ОПОП Требования к условиям реализации ОПОП Вариативная часть ОПОП: не менее 30% - ФГОС СПО не менее 20% - ФГОС НПО Используется: на введение новых компетенций, модулей и междисциплинарных курсов, дисциплин на увеличение объема времени на дисциплины и модули обязательной части ФГОС Разработка основных профессиональных образовательных программ совместно с работодателями

Дисциплинарный подход - при освоении умений, знаний ОГСЭ, ЕН циклов, а также общепрофесиональных дисциплин Профессионального цикла Модульный подход - при освоении профессиональных компетенций по видам профессиональной деятельности при освоении вида профессиональной деятельности используется учебная и производственная практика Два направления оценки качества подготовки обучающихся и выпускников: Оценка уровня освоения дисциплин, междисциплинарных курсов, тем междисциплинарных курсов Аттестация по профессиональному модулю как освоение вида деятельности посредством оценки профессиональных компетенций обучающихся при ведущей роли работодателей

Требования ФГОС СПО к квалификации педагогических работников Реализация основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее профессиональное образование, соответствующего профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального цикла, эти преподаватели должны проходить стажировку в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.

Требования ФГОС НПО к квалификации педагогических работников Реализация основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующего профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Мастера производственного обучения должны иметь на 1-2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено образовательным стандартом для выпускников. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального цикла, эти преподаватели и мастера производственного обучения должны проходить стажировку в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.

Типовое положение об образовательном учреждении среднего профессионального образования Образовательные программы среднего профессионального образования включают в себя учебный план, рабочие программы учебных дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки студентов, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующих образовательных технологий.

Типовое положение об образовательном учреждении среднего профессионального образования (продолжение) Среднее специальное образовательное учреждение ежегодно обновляет образовательные программы (в части состава дисциплин (модулей), установленных средним специальным образовательным учреждением в учебном плане, и (или) содержания рабочих программ учебных дисциплин (модулей), программ учебной и производственной практики, а также методических материалов, обеспечивающих реализацию соответствующих образовательных технологий) с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.

Максимальный объем учебной нагрузки студента составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной нагрузки. В средних специальных учебных заведениях устанавливаются основные виды учебных занятий, такие, как урок, лекция, семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, контрольная работа, консультация, самостоятельная работа, учебная и производственная практики, выполнение курсовой работы (курсовое проектирование), а также могут проводиться другие виды учебных занятий. Для всех видов аудиторных занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут. Недельная нагрузка студентов обязательными учебными занятиями педагогического работника с обучающимися не должна превышать 36 академических часов.

Среднее специальное учебное заведение самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации студентов. Положение о текущем контроле знаний и промежуточной аттестации студентов утверждается средним специальным учебным заведением. Государственная (итоговая) аттестация выпускника среднего специального учебного заведения является обязательной и осуществляется после освоения образовательной программы в полном объеме. Знания и умения выпускников определяются оценками "отлично", "хорошо", "удовлетворительно" и "зачтено" ("зачет"), которые указываются в приложении к диплому о среднем профессиональном образовании.

Положение об учебной и производственной практике студентов Видами практики студентов, осваивающих ОПОП СПО, являются: учебная практика и производственная практика Практика имеет целью комплексное освоение студентами всех видов профессиональной деятельности по специальности СПО, формирование общих и профессиональных компетенций, а также приобретение необходимых умений и опыта практической работы студентами по специальности

Положение об учебной и производственной практике студентов Учебная практика направлена на формирование у студентов практических профессиональных умений, приобретение первоначального практического опыта, реализуется в рамках модулей ОПОП СПО по основным видам профессиональной деятельности для последующего освоения ими общих и профессиональных компетенций по избранной специальности. Учебная практика может быть направлена на освоение рабочей профессии, если это является одним из видов профессиональной деятельности в соответствии с ФГОС СПО по специальности. В этом случае студент может получить квалификацию по рабочей профессии.

Производственная практика включает в себя следующие этапы: практика по профилю специальности и преддипломная практика. Практика по профилю специальности направлена на формирование у студента общих и профессиональных компетенций, приобретение практического опыта и реализуется в рамках модулей ОПОП СПО по каждому из видов профессиональной деятельности, предусмотренных ФГОС СПО по специальности.

Преддипломная практика направлена на углубление студентом первоначального профессионального опыта, развитие общих и профессиональных компетенций, проверку его готовности к самостоятельной трудовой деятельности, а также на подготовку к выполнению выпускной квалификационной работы (дипломного проекта или дипломной работы) в организациях различных организационно- правовых форм Содержание практики определяется требованиями к результатам обучения по каждому из модулей ОПОП СПО в соответствии с ФГОС СПО, рабочими программами практик, разрабатываемыми и утверждаемыми образовательным учреждением, реализующим ОПОП СПО (далее - образовательное учреждение), самостоятельно

Положение об учебной практике (производственном обучении) и производственной практике обучающихся Видами практики обучающихся, осваивающих ОПОП НПО, являются: учебная практика (производственное обучение) и производственная практика Задачей учебной практики (производственного обучения) является формирование у обучающихся первоначальных практических профессиональных умений в рамках модулей ОПОП НПО по основным видам профессиональной деятельности для освоения рабочей профессии, обучение трудовым приемам, операциям и способам выполнения трудовых процессов, характерных для соответствующей профессии и необходимых для последующего освоения ими общих и профессиональных компетенций по избранной профессии. Задачей производственной практики является закрепление и совершенствование приобретенных в процессе обучения профессиональных умений обучающихся по изучаемой профессии, развитие общих и профессиональных компетенций, освоение современных производственных процессов, адаптация обучающихся к конкретным условиям деятельности организаций различных организационно-правовых форм (далее - организация).