Исследовательская работа «Мысль семейная» в древнерусской литературе. Фрагмент. Основная часть. «Мысль семейная» в русской литературе ДО ХУШ века. 1. Отголосок.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ВСЕ, ЧТО Я ПОЗНАЮ, Я ЗНАЮ, ДЛЯ ЧЕГО МНЕ ЭТО НАДО И ГДЕ И КАК Я МОГУ ЭТИ ЗНАНИЯ ПРИМЕНИТЬ»
Advertisements

Организация творческой исследовательской деятельности.
Проектно – исследовательская деятельность в начальной школе. Зам. директора по УВР I ступени ГОУ СОШ 851 Путятиной Т. А.
Организация исследовательской деятельности на средней и старшей ступени общего образования.
Особенности организации деятельности над исследовательской работы Блажен, кто вырваться на свет Надеется из лжи окружной. В том, что известно, пользы нет,
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Пособие для учащихся Как работать над проектом? Автор: Пародина О.А.
Организация исследовательской деятельности учащихся Блажен, кто вырваться на свет Надеется из лжи окружной. В том, что известно, пользы нет, Одно неведомое.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА.
ФОРМЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ: -ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ -ТВОРЧЕСКАЯ -ИНФОРМАЦИОННАЯ -ИГРОВАЯ.
Организация исследовательской деятельности младших школьников.
«Мысль семейная в русской литературе» Исследовательская работа учениц 9 класса «Б» ГОУ гимназия 1549 СЗАО г. Москвы Кожухарь Ольги и Скребковой Елены.
ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ.
Критерии оценивания исследовательских работ подготовила учитель математики МБОУ « Архангельская СОШ им. Героя Советского Союза Краснова В. М.» Одинцова.
Методические рекомендации по написанию школьного научного проекта «Нет ничего сильнее жажды познания, силы сомнения…. Это стремление есть основа всякой.
Формы организации исследовательской работы с учащимися.
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа 15 города Новоалтайска Алтайского края» Лекторий «Как написать введение к исследовательской работе»
МИСТИЧЕСКИЕ ПЕРСОНАЖИ ДРЕВНИХ СЛАВЯН Авторы: Нискова Диана, Страхова Алина, Цюпка Ольга. Школа: ГБОУ «Школа 1492» Класс: 4 Б Руководитель: Мордовцева Е.А.
« Кто испытал раз в жизни восторг научного творчества, тот никогда не забудет блаженного мгновения. Он будет жаждать повторения» П.А. Кропоткин.
Этапы работы над проектом Заместитель директора по УВР МОУ «Лицей 3» г. Старый Оскол МОУ «Лицей 3» г. Старый Оскол Зиновьева Лариса Петровна.
Умения и навыки исследовательского поиска: умение видеть проблемы; умение вырабатывать гипотезы; умение наблюдать; умение проводить эксперименты; умение.
Транксрипт:

Исследовательская работа «Мысль семейная» в древнерусской литературе. Фрагмент. Основная часть. «Мысль семейная» в русской литературе ДО ХУШ века. 1. Отголосок «мысли семейной» в «Слове о полку Игореве». Вообще XIX век по праву считается золотым веком русской литературы, где тема семьи звучала очень широко, была объёмной и многоликой. Но это не значит, что к ней не обращались литераторы, жившие и писавшие до XIX века. Вспомним «благоуханный цветок славянской письменности» (В.Г. Белинский) – «Слово о полку Игореве».

2. Пётр и Феврония Муромские как образец идеальных супругов 2. Пётр и Феврония Муромские как образец идеальных супругов. «Повести о Петре и Февронии Муромских» Ермолая- Еразма. Своеобразная модель идеальной семьи представлена в «Повести о Петре и Февронии Муромских» Ермолая- Еразма. Это памятник древнерусской литературы XV века в жанре жития, хотя и не совсем типичного, составленного на основе устной народной легенды. Пётр и Феврония, герои одноимённой повести, навсегда останутся образцом поистине гармоничной семьи, хотя их, по рождению принадлежащих к разным сословиям, разным социальным слоям: Пётр -князь, а Феврония – простая крестьянская девушка, пусть и умная, сметливая, обладающая талантом и знаниями врачевательницы, в супружеской жизни поджидает немало испытаний. Привязанность мужа и жены друг к другу настолько сильна, что они, выслушав требования бояр, недовольных тем, что ими правит простолюдинка: или развестись, или отправиться в изгнание, - согласны на последнее.

3. « -Долъго ли муки сея, протопоп, будет? -Марковна, до самыя до смерти. -Добро, Петровичь, ино ещё побредём». «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное», созданном в XVII веке жена Настасья Марковна Считаем, что обязательно нужно упомянуть о таком памятнике древнерусской литературы, как «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное», созданном в XVII веке. Перед читателями предстаёт многотрудный путь одного из церковных иерархов времён царствования Алексея Михайловича - Аввакума, неистово противящегося новизне в церковном и светском быту, вводимой патриархом Никоном, и поплатившегося за это ссылкой в суровую Сибирь, а затем и гибелью. Эту мучительную, долгую ссылку со священником в полной мере разделила его семья, и в первую очередь – жена Настасья Марковна.

Подсказка для работы над проектом или исследованиемПодсказка для работы над проектом или исследованием Этапы работыЭтапы работы Выбор темы и обоснование ее актуальности ИзВыбор темы и обоснование ее актуальности Из рассматриваемых тем я выбрал «...». Эта тема привлекла меня тем, что... Работа над этой темой позволит...Это все войдет во введение. Формулировка проблемыФормулировка проблемы Определи ключевой вопрос темы. ПроблемаПроблема - это противоречия между существующей ситуацией и твоим представлением об идеальной ситуации, которые нужно решить. Проблема обязательно должна быть взята из реальной жизни, знакома и значима для тебя. Её решение должно быть важно для тебя. Определение предмета и объекта исследованияОпределение предмета и объекта исследования Объект исследованияОбъект исследования - это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Предмет исследованияПредмет исследования - это то, что находится в границах объекта. Предмет исследования более узкое понятие, чем объект. Он является частью, элементом объекта. Выбор методов исследованияВыбор методов исследования Методы исследования: анализ литературы, поиск информации в Интернете, опросы (анкетирование, интервью), наблюдение, эксперимент Выдвижение гипотез - путей решения проблемы.Выдвижение гипотез - путей решения проблемы. Если мы сделаем это, то....Я предполагаю, что...В ходе работы надо подтвердить или опровергнуть гипотезу (мы сделали и получили то. что хотели или не то, что хотели; мы исследовали и поняли, что мы полагали верно или неверно) Определение цели и задач, значимости работыОпределение цели и задач, значимости работы Цель - это то. чего вы хотите достичь в результате совместных действий. Цель помотает ответить на вопрос «Зачем мы хотим выполнить эту работу?». Она звучит ёмко и отражает тему: написать, составить, сделать, выяснить, доказать, разработать. Задачи - это шаги, которые необходимо сделать, чтобы достичь поставленной цели: изучить, описать, установить, проанализировать, выявить, привлечь... Значимость - если я сделаю все, то я научусь, приобрету, получу...Люди получат, узнают, смогут использовать...

План работы Сбор и обработка информацииСбор и обработка информации Это войдет в 1 главу.Что ты знаешь об объекте своего исследования?Что было написано до тебя о предмете? Определи ключевые слова темы, изучи явления, связанные с ними. Какие книги ты прочитал, чтобы это узнать. Какие выводы можешь сделать? Это войдет в 1 главу. Если не писать ничего больше -это РЕФЕРАТЕсли не писать ничего больше -это РЕФЕРАТ КакиеКакие опыты ты провел, что нового по сравнению с предыдущим этапом ты узнал? Какие анкеты или исследования ты провел? Какие открытия сделал? Как ты проводил опыты и исследования? Как обрабатывал и подсчитывал результаты? Какие выводы можешь сделать?ИЛИ:Что ты построил, сделал, написал, создал. Как ты это строил, писал, создавал? Как к этому отнеслись люди? Работает ли это так, как ты планировал? Это станет 2главой. Это ИССЛЕДОВАНИЕПРОЕКТЭто станет 2главой. Это ИССЛЕДОВАНИЕ (ты что-то изучил)или: это ПРОЕКТ (ты создал какую то вещь.) Подведение промежуточного итогаПодведение промежуточного итога Достиг ли ты цели? Ты подтвердил или опроверг свою гипотезу? Что еще можно сделать в данном направлении (перспективы исследования?)Это заключение работы Оформление продукта.Оформление продукта. Узнай про требования конкретного конкурса. Оформляй правильно! Не забудь про грамотное оформление библиографии. Интернет - источники тоже указываются в библиографии в соответствии с ГОСТом. Создай презентацию (стендовую, компьютерную и т.д.) Сбор отзывов и рецензийСбор отзывов и рецензий Порадуйся похвалам и исправь замечания. Создание текста выступленияСоздание текста выступления За 3-5 минут выступления ты сможешь рассказать и показать только самое основное. Что и зачем ты исследовал? Чего достиг? Почему твое исследование заслуживает внимания? Защита работы и ее публикацияЗащита работы и ее публикация

Аннотация на работу учащейся 6 класса «Б» ГОУ гимназия 1549 Китаевой Алёны «Проявления Добра и Зла в древних мифах (на материале мифов Древней Греции)».«Проявления Добра и Зла в древних мифах (на материале мифов Древней Греции)». Цель исследования – внимательно прочитав и детально проанализировав большое количество древнегреческих мифов, выявить формы и способы проявления Добра и Зла в греческой мифологии (боги – герои - животные).Цель исследования – внимательно прочитав и детально проанализировав большое количество древнегреческих мифов, выявить формы и способы проявления Добра и Зла в греческой мифологии (боги – герои - животные). Задачи:Задачи: на основе внимательного прочтения текстов греческих мифов определить, можно ли выделить две статичные, вполне определённые группы персонажей - добрых и злых;на основе внимательного прочтения текстов греческих мифов определить, можно ли выделить две статичные, вполне определённые группы персонажей - добрых и злых; определить, какие проявления Добра и Зла характерны для богов и древнегреческих героев; понять причины их поступков;определить, какие проявления Добра и Зла характерны для богов и древнегреческих героев; понять причины их поступков; выявить, как «ведут себя» животные и предметы в мифах и можно ли однозначно ответить на вопрос, носителями Добра или Зла они являются;выявить, как «ведут себя» животные и предметы в мифах и можно ли однозначно ответить на вопрос, носителями Добра или Зла они являются; провести с помощью учителя литературы творческую работу для одноклассников по теме «Проявление Добра и Зла в характерах и поступках мифологических богов и героев»;провести с помощью учителя литературы творческую работу для одноклассников по теме «Проявление Добра и Зла в характерах и поступках мифологических богов и героев»; по текстам мифов ( с учетом материалов творческих работ) выявить, почему Добро и Зло в характерах и поступках героев выступают как категории изменчивые, нестабильные.по текстам мифов ( с учетом материалов творческих работ) выявить, почему Добро и Зло в характерах и поступках героев выступают как категории изменчивые, нестабильные. Выявить, одинаковы ли представления о Добре и Зле и проявлении их в характерах и поступках богов и героев греков времен Античности и современного читателя (меняет ли время, государственный строй, общественно-политическая ситуация представления людей о добре и зле).Выявить, одинаковы ли представления о Добре и Зле и проявлении их в характерах и поступках богов и героев греков времен Античности и современного читателя (меняет ли время, государственный строй, общественно-политическая ситуация представления людей о добре и зле). Ход исследования.Ход исследования. - Определение целей и задач работы;- Определение целей и задач работы; - аналитическое прочтение мифов Древней Греции;- аналитическое прочтение мифов Древней Греции; - работа со словарями и справочниками, с учебной литературой;- работа со словарями и справочниками, с учебной литературой; - выявление особенностей характеров богов, героев и животных древнегреческих мифов;- выявление особенностей характеров богов, героев и животных древнегреческих мифов; - обоснование вывода.- обоснование вывода.

Аннотация на работу учащейся 6 класса «Б» ГОУ гимназия 1549 Китаевой Алёны (продолжение). Вывод.Вывод. Мифы открывают перед нами целую сокровищницу представлений людей о жизни и её проявлениях. Мы черпаем из этих фольклорных источников знания, которые помогают нам стать не только умнее, но и, возможно, духовнее.Мифы открывают перед нами целую сокровищницу представлений людей о жизни и её проявлениях. Мы черпаем из этих фольклорных источников знания, которые помогают нам стать не только умнее, но и, возможно, духовнее. Древнегреческие мифы знакомят нас со многими героями и богами и не ограничивают наше представление о них только как о положительных или отрицательных персонажах, не дают нам, в отличие, например от русского фольклора: сказок и былин, - готовых ответов на вопрос: что несет с собой тот или иной бог, герой – Добро либо Зло. Мифы в течение многих веков приглашают нас к размышлению о том, что представляет собой герой, каковы его взаимоотношения с окружающим миром и можно ли однозначно какого-либо бога или героя назвать добрым или злым. Как воспринимать персонажей мифов, каждый читатель решает для себя самостоятельно, а стало быть, миф даёт ему возможность думать, сравнивать, анализировать. Я полагаю, что сегодня, в период почти полной утраты интереса к настоящей литературе, глубокое «погружение» в мир письменной литературы и фольклора нам просто необходимо.Древнегреческие мифы знакомят нас со многими героями и богами и не ограничивают наше представление о них только как о положительных или отрицательных персонажах, не дают нам, в отличие, например от русского фольклора: сказок и былин, - готовых ответов на вопрос: что несет с собой тот или иной бог, герой – Добро либо Зло. Мифы в течение многих веков приглашают нас к размышлению о том, что представляет собой герой, каковы его взаимоотношения с окружающим миром и можно ли однозначно какого-либо бога или героя назвать добрым или злым. Как воспринимать персонажей мифов, каждый читатель решает для себя самостоятельно, а стало быть, миф даёт ему возможность думать, сравнивать, анализировать. Я полагаю, что сегодня, в период почти полной утраты интереса к настоящей литературе, глубокое «погружение» в мир письменной литературы и фольклора нам просто необходимо. В течение веков менялось многое, в том числе и конкретные представления о Добре и Зле. И сегодня нельзя сказать, что персонажи мифов – это статичные фигуры, олицетворяющие собой какую-то одну сторону жизни. Есть, конечно, исключения (Прометей, Атэ), но их совсем немного. Именно многоликость богов и героев, многогранность их характеров заставляет нас ещё внимательнее вчитываться в мифы и искать в этих давным – давно созданных произведениях устного народного творчества ответы те вопросы, которые волнуют нас сегодня.В течение веков менялось многое, в том числе и конкретные представления о Добре и Зле. И сегодня нельзя сказать, что персонажи мифов – это статичные фигуры, олицетворяющие собой какую-то одну сторону жизни. Есть, конечно, исключения (Прометей, Атэ), но их совсем немного. Именно многоликость богов и героев, многогранность их характеров заставляет нас ещё внимательнее вчитываться в мифы и искать в этих давным – давно созданных произведениях устного народного творчества ответы те вопросы, которые волнуют нас сегодня. Прикладное значение исследования.Прикладное значение исследования. Работа может быть использована и на уроках литературы, посвященных мифологии, и на на занятиях литературного кружка, и на факультативе, так как в ней представлен достаточно обширныРабота может быть использована и на уроках литературы, посвященных мифологии, и на на занятиях литературного кружка, и на факультативе, так как в ней представлен достаточно обширны

Рецензия на исследовательскую работу. Образец. Рецензия на исследовательскую работу учащихся ГОУ гимназия 1549 СЗАО г. Москвы Кожухарь Ольги и Скребковой Елены «Мысль семейная в русской литературе». В исследовании учащихся 9 класса «Б» Кожухарь Ольги и Скребковой Елены разрабатывается, и достаточно глубоко для девятиклассниц, не связывающих в настоящее время свою основную учебную деятельность с филологией и литературоведением, интересная и познавательная тема «Мысль семейная в русской литературе».В исследовании учащихся 9 класса «Б» Кожухарь Ольги и Скребковой Елены разрабатывается, и достаточно глубоко для девятиклассниц, не связывающих в настоящее время свою основную учебную деятельность с филологией и литературоведением, интересная и познавательная тема «Мысль семейная в русской литературе». Любопытен аспект раскрытия темы: ученицы обращают внимание не на широко известные произведения отечественных писателей Х1Х века, признанного «золотым веком» русской литературы, где тема семьи была одной из ведущих, а русский роман этого периода был назван литературоведами семейным романом, но предлагают читателю и слушателю исследования поразмышлять вместе с ними о произведениях более раннего периода, начиная со «Слова о полку Игореве» (конец ХП века). Любопытен аспект раскрытия темы: ученицы обращают внимание не на широко известные произведения отечественных писателей Х1Х века, признанного «золотым веком» русской литературы, где тема семьи была одной из ведущих, а русский роман этого периода был назван литературоведами семейным романом, но предлагают читателю и слушателю исследования поразмышлять вместе с ними о произведениях более раннего периода, начиная со «Слова о полку Игореве» (конец ХП века). Размышления же самих девятиклассниц основаны на внимательном прочтении и глубоком анализе таких произедений, как уже отмеченная повесть «о походе Игоревом», «Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное», а также комедий Д.И. Фонвизина и А.С. Грибоедова. Конечно, «Недоросль» и «Горе от ума» нельзя отнести к малоизвестным произведениям, но учащиеся исследуют их не как общественно-политические пьесы, как это чаще всего делается, а как произведения, где отчётливо и многогранно раскрывается тема семьи. А сами драматурги воспринимаются как предшественники русских писателей более позднего времени, посвятивших свои произведения этой теме. Размышления же самих девятиклассниц основаны на внимательном прочтении и глубоком анализе таких произедений, как уже отмеченная повесть «о походе Игоревом», «Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное», а также комедий Д.И. Фонвизина и А.С. Грибоедова. Конечно, «Недоросль» и «Горе от ума» нельзя отнести к малоизвестным произведениям, но учащиеся исследуют их не как общественно-политические пьесы, как это чаще всего делается, а как произведения, где отчётливо и многогранно раскрывается тема семьи. А сами драматурги воспринимаются как предшественники русских писателей более позднего времени, посвятивших свои произведения этой теме. Авторы работы четко и грамотно определяют цель исследования, правильно формулируют его задачи, составляют подробный план, которого строго придерживаются в исследовании. Авторы работы четко и грамотно определяют цель исследования, правильно формулируют его задачи, составляют подробный план, которого строго придерживаются в исследовании. Работа отличается грамотным литературным языком (что, как руководитель исследования, считаю очень важным), логической стройностью, единством стиля. На основе проделанного труда учащиеся делают чёткий, вполне обоснованный вывод. Работа отличается грамотным литературным языком (что, как руководитель исследования, считаю очень важным), логической стройностью, единством стиля. На основе проделанного труда учащиеся делают чёткий, вполне обоснованный вывод. На мой взгляд, исследование Ольги Кожухарь и Елены Скребковой вполне может быть представлено как на школьном, так и на окружном конкурсе защиты исследовательских и проектных работ. На мой взгляд, исследование Ольги Кожухарь и Елены Скребковой вполне может быть представлено как на школьном, так и на окружном конкурсе защиты исследовательских и проектных работ. Руководитель исследования, учитель ГОУ гимназия 1549,Руководитель исследования, учитель ГОУ гимназия 1549, Заслуженный учитель РФ, канд. филологических наук,Заслуженный учитель РФ, канд. филологических наук, Торопчина Лариса ВТоропчина Лариса Васильевна.

Как хочется надеяться на чудо, Заветные слова о том шепча, Что снова буду счастлив я, покуда В душе не меркнет свет, пока горит свеча. УСПЕХОВ МОИМ КОЛЛЕГАМ И СВЕТА В ИХ ДУШАХ…