Стратегия развития системы открытого образования В ЦФО В.А. Сухомлин Проф. МГУ им. Ломоносова sukhomlin@mail.ru sukhomlin@mail.ru апрель 2006.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Процесс информатизации Казахстана. Проблемы и перспективы информатизации в Казахстане.
Advertisements

Информационное общество - этап развития общества, на котором научное знание и информация становятся определяющим фактором общественной жизни и производства.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» Обсуждение проекта © Патрина Е.А., 2009 г.
Концепция развития информационного общества в Тульской области (Основные тезисы)
Информационно- технологический потенциал Республики Беларусь Выполнила студентка группы ЭС-461 Игнатенко Евгения Геннадьевна.
Москва сентября 2012 Профессионально-общественные обсуждения «Результаты деятельности сети ФИП в 2012 году» Государственное бюджетное образовательное.
Возможность адаптации зарубежного опыта в области инновационной деятельности ВУЗа зам. проректора по науке и инновациям Кузьмина С.Н.
Ключевые приоритеты модернизации общего образования Апрель, 2011 год.
Реализация Концепции развития математического образования в РФ Алексей Львович Семенов, координатор разработки Концепции, ректор Московского педагогического.
РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 2009.
Комитет информатизации и связи Республики Коми Концепция информатизации образования в Республике Коми Сыктывкар 2013.
VALODIA Consortium Роль региональных органов власти в построении эффективной инновационной системы.
1 Докладчик: Валентина ПОПОВИЧ Заместитель начальника Управления развития информационного общества Министерство информационного развития Финансовые механизмы.
1 Ханты-Мансийский автономный округ – Югра Департамент образования и молодежной политики Заседание координационного совета по поддержке одаренных детей.
Информационное обеспечение развития образования Демкин В.П. – проректор по ТГУ 2010 КООРДИНАЦИОННЫЙ СОВЕТ ПО ПРОБЛЕМАМ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ.
Швей В. И. Директор института компьютерных технологий СОТРУДНИЧЕСТВО С РАБОТОДАТЕЛЯМ В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ ИТ - ОБРАЗОВАНИЯ В МЭСИ.
О программе развития электронного образования на годы Сентябрь 2013.
Федеральная целевая программа "Электронная Россия ( годы)" 29 марта 2002 г. г. Вена.
ДВГУПС ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ КАФЕДРА «МЕНЕДЖМЕНТ». ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ» ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КВАЛИФИКАЦИЯ:
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА ГОДЫ.
Транксрипт:

Стратегия развития системы открытого образования В ЦФО В.А. Сухомлин Проф. МГУ им. Ломоносова апрель 2006

«Развитие современного общества, создание экономики, основанной на знаниях, во все возрастающей степени зависят от уровня науки и образования…» Предисловие (МОСКОВСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ «О роли фундаментальной науки и образования в современном мире». Московский университет. 2005)

Международным сообществом созданы концепции информационного общества (ИО) и общества, основанного на знаниях (как наиболее гуманистической формы реализации процессов глобализации) Признание концепций ИО привело к созданию и планомерной реализации национальных стратегий построения ИО большинством стран Всемирный саммит по информационному обществу «Женева 2003 – Тунис 2005» - один из механизмов интеграции усилий, направленных на построение ИО Общество, основанное на знании, - цель всеобщего прогресса

Всеобщая цель – построение ориентированного на человека и его развитие ИО, где: -каждый может создавать, использовать и разделять информацию и знания, -обеспечивается возможность людям, сообществам и народам достигнуть полного потенциала в продвижении их устойчивого развития и улучшения качества жизни -Обеспечиваются цели и принципы Устава Организации Объединенных Наций, а также Универсальной Декларации Прав Человека Декларация принципов построения ИО: Geneva 2003 (Всемирный саммит по информационному обществу, Женева 2003 – Тунис Document WSIS-03/GENEVA/DOC/4-E12 December 2003 «Декларация принципов построения Информационного Общества: Глобальный вызов в новом тысячелетии»)

Наука имеет центральную роль в развитии ИО. Многие из стандартных блоков ИО - результат научно-технических достижений Образование, знание, информация и коммуникация находятся в ядре человеческого прогресса, развития и благосостояния ИКТ имеют огромное воздействие на все аспекты нашей жизни, открывают принципиально новые возможности для достижения более высокого уровня развития Общее видение информационного общества (WSIS-03/GENEVA/DOC/4-E12)

Место России на пути к информационному обществу В соответствии с Индексом готовности к сетевому миру (ИГС), разработанным Всемирным экономическим форумом, Россия из 75 наиболее развитых стран занимает : -38-е место по человеческому капиталу (уровень образования населения, специалисты в области ИКТ, навыки использования ИКТ, информированность и мотивация) - 66-е по ИКТ-инфраструктуре - 62-е по оснащению программно-аппаратным обеспечением (компьютеризация) - 71-е по использованию ИКТ в образовании (доступ учебных заведений к ИКТ, использование ИКТ в учебном процессе)

Место России на пути к информационному обществу По отношению к продвижению современного мира к ИО положение России, а также состояние ее ключевых отраслей, включая образование, является критическим и может быть оценено как состояние национального бедствия !

Открытое электронное образование –ключ прогресса В странах, добившихся прогресса в экономике и построении ИО, ключевым направлением прогресса является электронное образование Открытое электронное образование (e-learning), как комплекс технологий информатизации и поддержки образовательной деятельности, производства знаний и управления знаниями становится магистралью национального прогресса Важная роль e-learning-а подчеркивается в международных документах: - Хартии глобального ИО (принята главами большой восьмерки в 2000г., Окинава) - Женевской декларации «Построение информационного общества – глобальная задача в новом тысячелетии», 2003г. - документах инициативы «Электронная Европа», - принятом Советом Европы «Плане действий по программе eEurope2005» и др.

Национальные стратегии развитых стран Национальные стратегии США, Великобритании, Франции, Германии, Австралии, Финляндии, Южной Кореи и др. стран рассматривают e-learning как приоритет национального развития Первоочередные меры для развития: -предоставление образовательному сообществу бесплатного или почти бесплатного доступа к высокоскоростному Интернету -создание целостной системы общедоступных электронных образовательных ресурсов -государственное финансирование программ e-learning (США – 6 млрд. долларов в год, Великобритания – 3% ВВП …) В условиях глобализации и формирования общества, основанного на знаниях, решающим фактором прогресса является e-learning

E-learning - преимущества - образовательные программы осваиваются в 2-3 раза быстрее -контент актуализируется в реальном времени (учебники могут переиздаваться непрерывно) -адаптация выпускников к практической деятельности происходит в 3-4 раза быстрее - выпускники более востребованы - e-learning - наиболее эффективная технология для: -развития преподавателей - профилированного обучения - дополнительного образования и поддержки квалификации на протяжении всей жизни - поиска и развития талантов - интеграции и распространение национального достояния и т.д.

Состояние e-learning в России -автономная инициатива вузов, без координации на государственном уровне, отсутствие госстандартов - практически не используются международные стандарты цифрового контента и другие стандарты e-learning, что препятствует обмену цифровыми ресурсами, интеграции с мировым знанием - потеря образовательных рынков в СНГ - резкая потеря внутреннего образовательного рынка (в РФ действую порядка 400 иностранных учебных учреждений, оцениваемый вывоз капитала из РФ – 10 млрд. долл. в год) При вступлении РФ в ВТО потребности в образовательном контенте будут обеспечиваться за счет контента, созданного за рубежом, российские профессора будут не нужны

Стратегия развития российского образования Вывод: Необходима стратегия развития российского образования по пути его адаптации к условиям общества, основанного на знаниях, где e-learning и m- learning станут базовыми технологиями этой стратегии (технологиями управления национальными знаниями, обучения на протяжении жизни)

Модель открытой системы образования e-learning Концепция построения открытой системы образования ИО Традиционная система образования Высшее образование Среднее образование Среднее спец-е образование Система ИТ- образова- ния Система развития преподавания Вирт. Школа развития талантов ИКТ- грамот- ность Вирт. Нац. Универ.Вирт. Нац. Шк.Вирт. Институт ДО АИО АИО – ассоциация инновационного образования консорциумного типа

Решения 1. Создать комиссию по образованию и науки Общественного Совета ЦФО 2. Создать ассоциацию инновационного образования, объединяющих учебные учреждения ЦФО для интеграции усилий, направленных на ускоренное внедрение инновационных образовательных программ и технологий 3. Учитывая учебно-научный потенциал и наработки ведущих вузов ЦФО (МГУ им. Ломоносова, МГТУ им. Баумана, МЭСИ и др.), определить за ЦФО статус экспериментальной площадки по отработке и внедрению инновационных образовательных программ и технологий в интересах построения общества, основанного на знаниях

План мероприятий комиссии на 2006 г. 1). Международная конференция по теме «Адаптации российского образования к условиям общества, основанного на знаниях» (на базе МЭСИ), 9 июня 2006 г. 2). Международная конференция по развитию системы ИТ- образования (на базе МГУ им. Ломоносова и МГТУ им. Баумана), декабря 2006 г. 3). Учредительная сессия ассоциации инновационного образования ЦФО (октябрь) 4). Семинар-конференция по теме медийной грамотности населения - торжественная церемония награждения лауреатов Международного Интернет-конкурса для школьников «Web-страница семейной славы», 4 мая 2006г., концертный зал ЦДЖ, научно-практический семинар на тему «Организация воспитательно- образовательной работы с молодежью в сети Интернет», 5 мая, 11.00, второй учебный корпус МГУ им. Ломоносова, ауд. П-12

Список основных направлений и тем работы комиссии 1.Концепция и принципы адаптации системы образования к условиям общества, основанного на знаниях 2.Создание системы открытого электронного образования, включая: внедрение технологий электронного обучения, развитие фонда электронных учебно-методических материалов, формирование сетевых образовательных услуг (наставнических, технических, консалтинговых учебно-педагогических) 3.Нормативно-законодательная база для поддержки открытого образования 4.Создание национальной системы ИТ-образования, включая систему образовательных стандартов, механизмов функционирования и взаимосвязи с работодателями 5.Медийная грамотность и владение средствами ИТ в повседневной жизни как часть общего образования 6.Национальная система развития преподавательских кадров и педагогических технологий 7.Создание национальной виртуальной школы для разных групп учащихся

Список основных направлений и тем работы комиссии 8.Создание национальной школы поиска и развития талантов 9.Создание национального виртуального университета 10.Создание виртуальной национальной библиотеки для поддержки образовательной и научной сфер деятельности, развития общего уровня культуры населения страны 11. Создание механизмов мониторинга качества и анализа характеристик функционирования системы образования 12.Создание необходимой информационной инфраструктуры, поддерживающей деятельность общества, основанного на знаниях, удовлетворяющую требованиям безопасности 13.Развитие индустрии производства и распространения мультимедийных образовательных контентов, в частности, на основе привлечения малого бизнеса в сферу производства цифровых учебных материалов 14.Обеспечение интероперабельности технологий и окружений поддержки открытого образования 15.Создание инструментов анализа качества и эффективности образовательных процессов

TITLE