КОМПЕТЕНЦИЯ (лат. сompe- tentia – принадлежать по праву) – круг полномочий, совокупность опредалён- ных прав и обязанностей отдельного должностного лица или группы лиц, составляющих какой-либо орган… (Словарь ино- странных слов под редак- цией Т.Н. Гурьевой)
Как подчеркивается в Концепции мо- дернизации российского образования до 2010 года, «развивающемуся обществу нужны современно образованные, нрав- ственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответ- ственные решения в ситуации выбора, про- гнозируя их возможные последствия, спосо- бны к сотрудничеству, отличаются мобиль- ностью, динамизмом, конструктивностью, развитым чувством ответственности за судьбу страны».
По мнению ряда исследователей, интерес к проблеме исследования компетенций «обычно совпадал с кризисными ситуациями в экономике, образовании и культуре».
В России в период годов разрабатываются различные классифи- кации компетенций, признанные педаго- гической общественностью. Понятия «компетентность» и «компетенция» ис- пользуются как для описания конечного результата обучения, так и для описания различных свойств личности (присущих ей или приобретенных в процессе образования).
Понятие компетенция приобретает значение «знаю, как». Н.И. Алмазова определяет компе- тенции как знания и умения в опре- деленной сфере человеческой дея- тельности.
1) адаптационно-цивилизационные компетенции; 2) социально-психологические компетенции; 3) профессионально-коммуникативные (предметные / методические); 4) управленческие компетенции; 5) рефлексивные компетенции; 6) ценностно-смысловые; 7) компетенции в сфере инновационной деятельности; 8) креативные компетенции.